Впрочем, даже без этого санкции против «Аэрофлота» не остались бы незамеченными, так как это крупнейшая не только российская, но и мировая авиакомпания, а, значит, речь идет об очень больших деньгах. В 2020 году воздушный флот группы перевез более 30 миллионов пассажиров, примерно половину из них непосредственно «Аэрофлот», а оставшиеся объемы — дочерние компании.
Выручка компании за шесть месяцев 2021 года увеличилась на 30,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 195 148 млн. руб. Чистый убыток составил 27 737 млн руб.
Возможно, кампания против «Аэрофлота» не случайно была развернута вскоре после того, как в середине октября крупнейшие авиаперевозчики США призвали Госдепартамент к «немедленным действиям», чтобы добиться дополнительных прав на полеты в воздушном пространстве России.
Авторы послания предупреждают, что без таких прав американские авиаперевозчики будут вынуждены пользоваться альтернативными неэффективными маршрутами, что приведет к потере времени, лишним техническим остановкам и избыточным выбросам CO2.
После этого появились сообщения о том, что Россия согласилась увеличить число полетов американских авиаперевозчиков в ее воздушном пространстве. Но число и регулярность этих дополнительных рейсов в Госдепе США не уточнили. Там также подчеркнули, что «продолжают взаимодействовать с российскими властями по вопросу перелетов».
Экс-замминистра Гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов назвал потенциальное введение санкций против «Аэрофлота» в обход международных организаций «политическим идиотизмом» и не исключил, что это может быть элементом политического или экономического давления.
— Если одним словом охарактеризовать эту новость, это абсурд. Все авиакомпании мира, в том числе российские, американские и европейские, работают по стандартам, заложенным международными организациями по гражданской авиации ICAO (Международная организация гражданской авиации) и IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта). Те регламенты, которые определены этими организациями, применяются на практике всеми компаниями мира.
Политизация этого вопроса большого ума не требует. Просто какой-то политик в Штатах или ЕС решил, что Россия и Белоруссия — это одно и то же, и нужно их стричь под одну гребенку и вот так наказать.
Но гражданское авиационное взаимодействие руководствуется фундаментальными законами экономики и регламентами, которые разработали и приняли международные организации, чтобы это взаимодействие было взаимовыгодным. Если компании заключают между собой договор на перевозку, они обязательно его исполняют.
Предположим, одна компания обязуется подвозить пассажиров из определенных точек, чтобы вторая компания продолжала полет оттуда и до следующих пунктов. Это основа мировых перевозок. Компаниям может быть неудобно летать в какую-то точку Земного шара, у них может не быть подходящей техники, а такие договоры легко эти проблемы решают. И компании не могут просто так перестать выполнять договоры о взаимодействии в перевозках просто потому, что кто-то этого захотел.
«Аэрофлот» — один из видных мировых фигурантов авиаперевозок, который своей техникой летает практически на все континенты. У него есть соглашения с десятками авиакомпаний мира, и он выполняет все свои обязательства. И на всю эту отработанную систему экономических отношений между авиакомпаниями замахнулись неразумные политики. Иначе как политическим террором это не назвать.
«СП»: — Сильно ли «Аэрофлот» может пострадать от потенциальных санкций?
— Прежде всего, пострадают сами их инициаторы, как это всегда бывает при принятии непрофессиональных и непродуманных политических решений. Конечно, и для нас будет серьезной потерей, если нам запретят летать в какие-то города США и Европы. Это падение объема полетов и перевозок, количества и суммы продаж.
Для любой авиакомпании мира потеря даже одного направления, хорошо занятого и энергично используемого, является большим экономическим минусом. Дальше и рассуждать не о чем. Чем больше полетов, чем больше загруженность самолетов, тем авиакомпания чувствует себя комфортней и в финансовом смысле, и в смысле развития.
Но если они введут санкции, Россия вынуждена будет отвечать на это безобразие и разрушение мирового экономического порядка. А мы можем очень больно ответить и США, и ЕС.
Во-первых, как член ICAO, Россия обратится в эту организацию, а авиакомпании обратятся в IATA с вопросом о том, почему они игнорируют собственные правила и слушают идиотов-политиков.
Во-вторых, мы можем запретить использовать наше воздушное пространство, которое сегодня очень активно используется европейскими и американскими компаниями. Пролет с запада на восток, например из Европы в Японию, через воздушное пространство России на несколько часов меньше, чем в обход. А это большие дополнительные расходы, потому что каждый час в небе стоит огромных денег. И я сомневаюсь, что эти расходы политики возьмут на себя.
«СП»: — То есть все дело может быть в экономике? Могут ли такие угрозы использовать, чтобы давить на Москву для получения каких-то преференций и уступок в небе?
— Конечно, это вполне возможно. США очень заинтересованы в нашем воздушном пространстве, потому что они пересекают его не только с востока на запад, как европейцы, но и с севера на юг. Этот маршрут пролегает перпендикулярно Транссибирской магистрали через Северный полюс и территорию России. Все это может потеряно из-за политиков, которые настолько недалекие, что даже не представляют, что у нас Земля круглая, и воздушное пространство принадлежит той стране, над которым оно находится. Пересекать его могут только самолеты государств, которые заключили соответствующее соглашение со страной-хозяйкой.
Если будет принято абсурдное решение наложить санкции на «Аэрофлот», никакого отношения к Белоруссии не имеющему, это грозит сломом всей системы воздушной кооперации. Если политики ЕС и США считают, что «Аэрофлот» помогает Белоруссии, первое, что они должны сделать, как нормальные люди, это сесть за стол переговоров и раскрыть все карты.
Здесь нет никаких секретов. Можно поднять мировое расписание и посмотреть, куда летает «Аэрофлот», на каких самолетах, в какое время, кого перевозит и так далее. После этого Европа может попросить «Аэрофлот» уменьшить количество полетов в какие-то страны или не возить определенные категории пассажиров. Наша компания может на это согласиться, но попросить аналогичные преференции от европейцев, потому что все должно быть обоюдно. Это обычные бизнес-переговоры, которые каждый день ведутся между всеми авиакомпаниями мира.
«СП»: — На каком же основании Bloomberg вообще пишет о санкциях против «Аэрофлота»?
— Я подчеркиваю, что все авиационные взаимодействия между государствами мира осуществляются на основании межправительственных соглашений, и ни на йоту ниже. Эти документы строго регламентируют, как, куда и сколько летать, кому продавать билеты и так далее. Это фундаментальный документ, и таких соглашений у России сотни и тысячи.
Допустим, «Аэрофлот» летает в страны, откуда беженцы прибывают на границу с ЕС. Но если это так, он летает туда на основании соглашений, подписанных с правительствами этих стран. Для того чтобы перестать туда летать, нужно менять это соглашение. А принимать силовое решение о прекращении полетов или даже вводить санкции — это политический идиотизм.
Это сильное слово, но как по-другому можно назвать политиков, которые, по сути, плюют на ICAO, организацию, в которую входят 193 страны мира? А, значит, плюют на лидеров других государств? Подобные решения должны принимать только ICAO и IATA, а не отдельные политики, которые выскакивают и предлагают все это отменить и разрушить. Это очень серьезный прецедент, сложно сказать, какой шаг в этой сфере был бы хуже.