У России есть уникальный шанс по совмещению в будущей модели государственного устройства двух форм государственности: империи и национального образования.
Географические границы новой Русской державы видятся несколько иными, чем те, которые были и у дореволюционной России, и у СССР.
В программе Дмитрия Куликова «Право знать», идущей на телеканале «ТВ Центр», известный ученый-американист Сергей Караганов приятно удивил: «Присоединение Средней Азии к России было ошибкой и царей, и комиссаров».
Большим поклонником творчества Солженицына не являюсь, но писатель прав, утверждая об ошибочности включения в Российскую империю Средней Азии и Закавказья.
Противником расширения России за счет новых восточных территорий был генерал Скобелев — покоритель среднеазиатских ханств. Михаил Дмитриевич справедливо полагал, что доходы будут значительно меньше средств, вкладываемых в освоение центрально-азиатской периферии.
Постсоветские республики Центральной Азии и Закавказья могут и в дальнейшем оставаться государствами-союзниками России, но не более. Путь в новую Русскую империю для них должен быть закрыт навсегда.
В противном случае Россия превратится в государство-химеру, пародию на канувший в Лету СССР. И о какой-либо русскости в этом образовании придется забыть.
Россия может и должна географически расширяться только в наиболее трудном, западном направлении. НАТО и Евросоюз, в которых состоят прибалтийские республики, и о вхождении в которые мечтают Украина, определенные силы в Белоруссии не вечны. В нашем мире в принципе ничего вечного нет.
Распад Советского Союза в 70-е и даже 80-е годы прошлого столетия представлялся умопомрачительной фантастикой. Но … случилось же!
У Североатлантического альянса и Европейского союза было начало, будет и конец. На их место, вероятно, придут другие блоки, скорее всего, более локальные. И у России появится реальная возможность вернуть исторические территории, входившие в Древнюю Русь, а позднее империю времен Петра и Екатерины. Правителя и правительницы, еще при жизни за деяния свои прозванных Великими!
Мы должны преобразовать страну изнутри.
Национально-территориальное деление, придуманное русофобом Ульяновым-Лениным, необходимо уничтожить. Доколе терпеть последствия так называемой «ленинской национальной политики», автор коей не гнушался именовать этнических русских «великорусской шв*лью» и даже, простите, «г*вном»?!
Никаких национальных образований. Страна должна делиться исключительно на административно-территориальные единицы: регионы либо края. Никакого ущемления прав малых этносов не будет. Хотят развивать свою культуру, изучать родной язык, обычаи, традиции — пожалуйста! Существует такая форма этнического самовыражения, как культурно-историческая автономия.
Наименования «Россия» и «Российская Федерация» по действующей конституции являются равноправными и равнозначными.
В повседневной практике второе стало как бы официальным. Нужно оставить одно. «Россия» — звучит кратко, емко и просто красиво. Империя не может быть Российской Федерацией!
Понятие отдает аморфностью, духом сепаратизма 90-х годов. Швейцария может быть и федерацией, и конфедерацией. У Швейцарии размеры и историческое предназначение совсем другие. Россия — великое континентальное государство, определяющее судьбы мира.
В будущем, не исключено, снова сверхдержава. Форма должна соответствовать содержанию.
Имперский этнос
В определении «многонациональный народ Российской Федерации» ощущается тлетворный привкус 70-летней советской пропаганды, старательно и системно вымаравшей все русское, национальное.
Понятие «многонациональность» устарело. Более правильно: единая нация, вобравшая множество этносов. Россия, безусловно, многоэтничное государство, возможность существования которого полностью зависит от государствообразующего русского народа. Выдерни из страны этнополитическую основу, русских, и она исчезнет с карты мира. Малые народы неминуемо передерутся. Да и соседи вряд ли будут безучастно взирать на обширные пространства, оставшиеся без реального хозяина. В момент аннексируют и земли и подомнут возомнившие себя суверенами разные народишки!
В новой российской конституции, принятие которой предполагаю во второй половине 20-х годов, власти, не исключено, восстановят историческую справедливость. Четко и недвусмысленно назовут русских государствообразующим народом.
В недавних поправках в конституцию шаг в данном направлении сделан. Наши сверхосторожные чиновники статус русских подчеркнули витиевато, византийским стилем. Будем надеяться, что в новом основном законе неоспоримый фактор получит однозначное толкование.
Государствообразующий статус этнических русских в декларативном виде ничего нам не даст, кроме морального удовлетворения. Статус не должен стать юридической пустышкой.
Повторяться не хочу, поскольку на страницах «Русской Весны» совсем недавно сформулировал статусные составляющие, если угодно, имперского этноса России.
Новая Русская империя без народа, обладающего особыми имперскими полномочиями, немыслима.
Надеюсь, когда-нибудь это поймут и российские руководители. Поймут под давлением чрезвычайных обстоятельств, но то — другая история.
В российских СМИ при обсуждении имперской темы часто сетуют на малочисленность населения страны. У русских-де плохая рождаемость. У нас, мол, все имеется, чтобы и дальше оставаться мировой державой, людишек вот только маловато!
Почему бы не принять специальную демографическую программу по увеличению рождаемости среди этнических русских?
Мы — самый большой разделенный народ в мире. В 1991 году за пределами Российской Федерации оказались 25 миллионов наших единоплеменников. Среди погибших в Великую Отечественную войну советских военнослужащих две трети этнические русские.
Другой канал пополнения государствообразующего народа — принятие в наши ряды восточных украинцев и белорусов. Вернемся к временам Российской империи, когда русскими считались великороссы, малороссы и белорусы.
В силу исторических причин русский народ делился на три субэтноса, чем и воспользовались большевики после прихода к власти. Посредством насильственной «коренизации» из трех субэтносов создали отдельные народы, оформив их в титульные образования.
Если б захотели, могли достаточно легко все сделать с точностью до наоборот. Великороссов, украинцев и белорусов «смонтировали» бы в единый этнос.
Выступившие против политики партии вмиг оказались бы в местах не столь отдаленных. Увы, политика партии была иной, коммунисты-ленинцы решительно боролись с «великорусскими претензиями на гегемонизм»!
Имперский статус, распространенный на украинцев и белорусов, позволил бы разработать специальные программы по консолидации славян в России.
Славянская матрица определит стержневые параметры государственности и спроецирует официальную идеологию Русской империи. Иные варианты имперскости — чистой воды профанация.
За примерами далеко ходить не надо. Евразийские конфигурации известного философа и политтехнолога Дугина удивительным образом напоминают утопический социализм Томаса Мора.