СК возбудил 60 уголовных дел за фейки о ковиде
Об этом заявил глава СК. Половину дел уже передали или готовят к передаче в суд. При этом с сентября этого года Роскомнадзор ограничил доступ почти к 3 тысячам материалов с недостоверными сведениями о ковиде.Следственный комитет возбудил 60 уголовных дел за распространение фейков о COVID-19, заявил глава ведомства Александр Бастрыкин. Конкретных примеров он не привел, но о том, за что могут наказать, можно судить по более ранним публикациям на эту тему.
Сама статься 207.1 УК РФ, предполагающая наказание за фейки о коронавирусе, действует в России с 1 апреля 2020 года. И первое уголовное дело по ней было возбуждено через три дня после подписания соответствующего закона.
Поводом послужило сообщение во «ВКонтакте», в котором говорилось, что в одной из поликлиник Сестрорецка человека с положительным тестом на ковид отправили домой на общественном транспорте. «А что, такого не могло быть? Ведь могло же!» — напишет человек в соцсети и, возможно, тоже привлечет внимание органов как потенциальный распространитель фейков.
Грань от вопроса, суждения или пересказа чьего-то разговора до распространения заведомо ложной информации очень тонка. В целом же в прошлом году официальный представитель Генпрокуратуры Андрей Иванов отчитывался о том, что фейковые новости о ковиде можно разделить на несколько групп по тематике: «власти и медики скрывают масштабы эпидемии и данные о смертности», «в крупные города перебрасывают военных», «COVID — это вообще миф» и «людей заражают специально».
Теперь же в СК говорят, что наиболее популярными темами стали сведения о продаже поддельных сертификатов и справок о вакцинации.
Известны факты, когда дела возбуждались из-за шуток. Одно из самых громких — кейс с блогером Александром Торном. Он записал видео, в котором было все: и то, что коронавирус якобы изобрели в России, и специально взорвали лабораторию «Вектор», и подожгли сибирские леса, чтобы вирус унесло в Китай и он как будто бы начал распространяться оттуда, и про облучение с вышек сотовых операторов, и про чипирование от Билла Гейтса и Джорджа Сороса, и про то, что чипированные станут геями, и так далее. Еще раз оговоримся — это фейк — шуточный ролик, высмеивающий конспирологов. И чтобы не нарваться на еще одно абсурдное уголовное дело, приведем лишь часть того ролика, которая подчеркивала саркастические настроения автора:
«Это операция теневого мирового правительства, ну, масоны, надеюсь, что это понятно. Чтобы все стали говорить только о вирусе, и правда о том, что Земля не круглая, перестала распространяться, чтобы зашуметь это. Будьте осторожны, их можно вычислить по бледному тону лица, потому что они постоянно сбрасывают кожу».
На какой стадии находится это дело сейчас, не знает даже сам Торн. Он живет в США и заявил Business FM, что за прошедшие полтора года с ним никто даже не попытался связаться. А возбуждение дела связывает больше с тем, что он открыто транслировал свои оппозиционные взгляды.
Возвращаясь к теме, стоит отметить, что возбуждались дела и по откровенным фейкам. Например, когда люди репостили фотографии броневика с пулеметом, который якобы стоял на въезде в город Волхов Ленобласти, в то время когда оригинал фото был сделан на учениях под Самарой и к ковиду это не имело никакого отношения. И если тех, кто репостил, еще можно оправдать незнанием, страхом и так далее, то автор публикации явно понимал, что он вводит людей в заблуждение.
С юридической точки зрения в вопросах фейков о ковиде все очень тонко. И не только по части «знал — не знал» или «сам написал — процитировал», но с точки зрения трактовок по Уголовному или Административному кодексу, говорит председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» Константин Трапаидзе:
Константин Трапаидзе
Константин Трапаидзе
председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» «Нет четкой градации, насколько материал отвечает критериям для передачи его в административное производство и для составления протокола о привлечении гражданина к административной ответственности со штрафом или для привлечения его к уголовной ответственности, когда уже суд будет рассматривать и определять, какую санкцию применить, какую меру ответственности этому гражданину отмерить».То есть за одно и то же высказывание можно получить как административное наказание, так и уголовное. В зависимости от того, как это видит дознаватель. С другой стороны, если вернуться в апрель 2020-го и учесть, что к моменту появления статьи о фейках Генпрокуратура уже выявила свыше 300 фейков, и взять свежие данные о том, что только с сентября этого года Роскомнадзор ограничил доступ почти к 3 тысячам материалов с недостоверными сведениями, наверное, 60 уголовных дел в этом свете не кажутся чем-то выходящим из ряда вон, зная как могло бы быть при желании.