далее...
Михаил и Мария. Знакомство
Познакомился Михаил Шолохов со своей будущей женой, когда оба еще были подростками. Жили в одной станице, семьи их общались. Михаил был младше Марии на 3 года, а в таком возрасте сами знаете, даже год разницы уже малышней парня считаешь. Мария в сторону нескладного улыбчивого Михаила даже не смотрела. Зато смотрела ее младшая сестра Лидия. Дружила, любила, доверяла. Михаил называл Лиду своей невестой. Но постепенно перерос чувства к ней.
Многие говорят, что тесть Шолохова заставил его отказаться от Лиды в пользу Марии. Мол, надо вначале старшую дочь замуж выдать. А я думаю, Шолохов был давно в Марию влюблен, и с Лидой дружил, чтобы к Маше ближе быть.
Судите сами, не такой человек Михаил Шолохов, чтобы кто-то его мог заставить против воли и совести пойти. Именно он - единственный, кто в дальнейшем будет указывать на ошибки советской власти Сталину. Именно он откажется разводиться с Марией и выдавать тестя, как пособника белогвардейцев. Он сожжет свой роман "Они сражались за родину", оставив от него лишь несколько глав, потому что писал по заданию Сталина о войне, а не потому, что сердце лежало. Все это мне говорит, что заставить отказаться от чего-то Михаила Шолохова было нельзя.
Тень писателя
Какой была Мария Шолохова? Таких женщин наверное и не осталось. Сильная, смелая, при этом умеющая уступать и молчать, точно знающая место женщины в семье, никогда не просящая что-то для себя, но помогающая мужу во всем.
Михаил и Мария Шолохова
Дети Шолоховых вспоминали, что мама, обладала властным характером, но при этом никогда не повышала голоса. Мария встала за мужем отгородив его от тревог и хлопот, и дав возможность писать. Представляете, что молодой семье пришлось пережить? Вы живете в деревне, все на виду. А тут молодой Шолохов, вместо того чтобы трудиться, как все, заперся и с утра до вечера что-то пишет. И смеялись над ними, думаю, и в глаза Марии говорили, что не повезло ей с мужиком, но Мария молчала.
Михаил и Мария Шолоховы с детьми
Скоро Михаил уже не мог без своей Маруси обходиться, если она уходила из дома, не находил себе места, доставая всех домашних вопросом "Где моя Маруся?" Они были неразлучны, вместе и на охоту, и на рыбалку, и в Москву, и на край света. И ни разу, как бы не терзали Марию журналисты, когда писатель уже получил нобелевскую премию, она не сказала и слова о себе. Все он, писал, создавал, и творил. А я просто рядом стояла.
Михаил Шолохов на вручении нобелевской премии
И вот в этом то и кроется огромный секрет семьи Шолоховых, который виден в произведениях писателя, но который ни Мария, ни Михаил никогда не подтверждали. Но чтобы раскрыть его, придется вернуться чуть назад, когда Шолохов еще не был женат.
Секрет семьи Шолоховых
Стать писателем Михаил решил еще до женитьбы на Марии. С 1923 года публикуются фельетоны Шолохова. Я, не поленилась, и перечитала их. Что могу сказать. Во-первых, не смешно. Фельетон развлекательный жанр, а у Шолохова это трагикомедия, вымученная, а от того не смешная. Вот у Ильфа и Петрова фельетоны смешные, до слез. А у Шолохова трагичные. При этом написаны произведения образным языком, зеленые стены из фельетона "Ревизор" меня потом еще три дня преследовали.
Во-вторых, растянутое повествование. Всю суть можно уложить в три предложения, а Шолохов такое чувство, что не знает как закончить историю.
В целом, между "Ревизором" 1923 года и "Донскими рассказами" 1925 года уже пропасть. С "Тихим Доном", который начал писать Шолохов в том же 1925 году и сравнить нельзя. Именно эта стилистическая пропасть и не давала покоя, как современникам Шолохова, так и через 50 лет Александру Солженицыну. Как мог этот мальчишка с 4 классами образования написать книгу, достойную Нобелевской премии? Откуда он так хорошо знал людей, как смог выстроить такой сложный сюжет?
Причина преображения Михаила Шолохова крылась в его тени. Марии Шолоховой. Школьная учительница, дочь казачьего атамана, жена и мама. А еще талантливый редактор. Все тексты, которые создавал Михаил, проходили через ее редактуру. Она печатала, она советовала и помогала.
Где Михаил взял материал для "Тихого Дона"? Далеко ходить не нужно было. В одном доме с ним жил казачий атаман, который был и на стороне белых и на стороне красных. И войну не понаслышке знал. А еще Мария, которая воспитывалась в правильных казачьих традициях. Всю подноготную знала, что можно девушке, что нельзя, как в этих строгих рамках женщины выкручивались. Все сцены любви и отношений в "Тихом Доне" написаны благодаря Марии.
Она не критиковала мужа, не переписывала за него, но подсказывала, направляла. От того и наполнились все произведения Шолохова после 1925 года таким смыслом. Ушли лишние слова, неувязки и затянутость сюжета. На смену им пришли великолепные описания природы и чувств людей.
Ничто лишнее больше не мешало Шолохову создавать, Мария взяла на себя труд огранить творение мужа, придать тексту стройность, а мыслям завершенность. Убрать явные огрехи в образах. И никогда, никому об этом Мария не рассказывала. Хотя спрашивали у нее миллион раз. Всегда один ответ: "Это все муж. Сидел писал, а я рядом ходила, полы мыла, ничего не знаю, не ведаю, муж и точка".
Змея на "Д" и Солженицын
Много лет спустя, этот внезапный прогресс писателя Шолохова не давал спокойно спать Александру Солженицыну. Хотя, казалось бы, его какое дело? Но, нет. В 1974 году где-то во Франции на русском языке в эмигрантском издательстве выходит книжечка "Стремя "Тихого Дона"". За авторством умершего литературного критика, который исследование "Тихого Дона" делал и не доделал, а Солженицын нашел и вот публикует со своим предисловием.
Исследование? Нашел. Случайно
Критик на обложке был обозначен одной буквой "Д." Пара слов об исследовании, Солженицын его нашел, потому что сам критику "Д" его и заказал. Зачем ему это было нужно? Было в Александре что-то такое. Желание ссор и скандалов, желание принизить Шолохова во чтобы то ни стало.
Однако “Д” был болен, – свидетельствовал Солженицын. – Он не смог выполнить задуманного, а умер среди чужих людей, и нет уверенности, что не пропали его заготовки и труды последних месяцев. Я сожалею, что еще сегодня не смею огласить имя “Д” и тем почтить его память. Однако придет время.
В 1991 году Солженицын назвал автора этого исследования - Ирина Николаевна Медведева-Томашевская, литературовед и близкий друг Солженицына. Ирина Николаевна работала в Ленинграде. В своих письмах Александр Солженицын всегда называл ее "Дамой", отсюда и возник псевдоним Д.
Вернемся к книге. Если коротко передать суть исследования, то "Тихий Дон" писали разные люди. Литературный стиль, описание героев в книге слишком разнятся между частями. Книга написана минимум двумя людьми, авторство Шолохова сомнительно. Основным автором "Тихого Дона" является Федор Крюков донской писатель, а Шолохов лишь взял его рукопись и переделал.
Лихо? И все это с аргументами, фактами. После этого взаимная неприязнь между Солженицыным и Шолоховым сменилась открытым противостоянием. Что же касается книги, "Стремя "Тихого Дона"" с одной стороны сразу запретили, а с другой все читали. Именно она, способствовала более глубокому изучению романа "Тихий Дон", и всколыхнула интерес к рассказам Федора Крюкова. Но так как строилась исследование на ложных предпосылках, его довольно быстро и успешно опровергли. Но об этом чуть позднее.
Факсимиле рукописи романа "Тихий Дон".
Главный секрет, который не мог постичь Солженицын - это крепкая семья Шолоховых, которые своих никогда не выдадут. Он искал другого талантливого писателя, у которого Шолохов свой великий роман украл. А ведь правда всегда была у Солженицына под носом. Части романа подвергались редактуре Марии Шолоховой. Не все, но разница в стилистике заметна. При этом все сюжеты, канва романа, герои - все это придумал и создал сам Шолохов. Мария лишь придавала его мыслям блеск. И никогда никому об этом не говорила. Даже детям. Роман написал муж. Точка.
В этой удивительной по своей подлости истории поставил точку сам Михаил Шолохов. Он сумел отыскать рукописные черновики романа "Тихий Дон", и отдал их на суд общественности. Черновики были опубликованы отдельной книгой, чтобы больше ни у кого не возникало желания сомневаться в авторстве Шолохова. А поверьте, такие есть даже сейчас! Проверяют, приписывают авторство другим людям, все никак не могут принять факт что писал Шолохов сам.
Хлебосольная Мария Шолохова
А что же Мария? Неужели ни разу ей не хотелось рассказать, что это она помогла мужу, что его успех был и ее успехом?
Не возникало у нее таких желаний. Не за чем ей это было. Не такой она была человек. Крепкая семья, любимый муж, который не мог без нее и вздохнуть - это для Марии было истинное счастье. А то что она набрала на машинке, да помогла мужу "пару огрехов" исправить, разве ж это важно?