Сады появились в городе еще в XIV веке, при монастырях, самый известный из них был разбит у Никольских ворот Кремля, на Спасо-Семеновом подворье. Потом развитию «зеленого пояса» города внимание уделяли, пожалуй, все русские цари, городское самоуправление и представители русской знати. Начиная от великого князя Владимира I и заканчивая Николаем II, каждый из государей способствовал озеленению города.
При царе Михаиле Федоровиче в Рубцовском саду появились прованские и махровые розы, при Алексее Михайловиче – виноград и шелковичные деревья. И московские сады вызывали восхищение даже у видавших виды иностранных путешественников.
Самый большой вклад в становление зеленых ландшафтов Москвы внесла, конечно, династия Романовых: чего стоят «висячие» или «верховые» сады, созданные в XVII веке на крышах и террасах построек Кремля! Такие сооружения, безусловно, требовали серьезных инвестиций и считались поистине царской роскошью, но любовь русских государей к садовому искусству привела к тому, что в городе образовалась традиция облагораживать любой участок земли, от полисадника до дворца.
Русские аристократы и знать также не могли остаться в стороне. Собственные сады при городских усадьбах оформлялись искусно и с любовью. Для этого приглашали именитых архитекторов и известных садовников, высаживали деревья и кустарники, закупали необычные растения за границей. Скульптуры, тенистые беседки, изящные скамейки, места для прогулок и отдохновения – все это стало обязательным атрибутом модного сада.
Достаточно взглянуть на усадьбы, которым удалось уцелеть после революции: например, летнюю резиденцию графов Шереметевых «Кусково» или усадьбу «Кузьминки», тесно связанную с историей семей Голицыных и Строгановых. В центре, рядом с Кремлем, великолепия такого масштаба, конечно, создать было невозможно, однако достаточно вспомнить об особняке Зинаиды Морозовой (ул. Спиридоновка, д. 17), где частично восстановлен после пожара роскошный сад, чтобы понять, какое значение придавали русские аристократы не только архитектуре, но и ландшафтному обустройству городских усадеб.
Неоклассика и новое прочтение
Современные девелоперы активно способствуют возрождению этой традиции, красиво обустраивая придомовые территории своих новых комплексов в Москве. Конечно, далеко не у каждого из них есть такая возможность, особенно, если проект реализуется в центре: как и в дореволюционном прошлом, слишком велико искушение максимально использовать каждый квадратный сантиметр дорогостоящей столичной земли.
О том, как может выглядеть благоустроенная территория современного дома, расположенного в самом «сердце» Москвы, расскажем на примере квартала класса De Luxe «Театральный Дом», который ГК «Галс-Девелопмент» возвела на Поварской улице, в 800 метрах от Кремля.
Пожалуй, главная особенность этого проекта – соразмеренность и стилистическое единство архитектуры самого комплекса и его придомовой, приватной территории. Фрагмент исторической застройки XIX-XX веков – фасад XIX века в неоклассическом стиле по проекту архитекторов Струкова и Гартмана, бережно отреставрированный девелопером, удачно сочетается с современной частью комплекса в стиле модерн.
На фасаде исторической части комплекса восстановлена старинная кирпичная кладка, карнизы из лепнины и декоративные элементы, а его современная часть отделана красивыми цветочными панно из глазурованной керамики, выполненными по эскизам художников под руководством архитектора Павла Андреева. Все это создает оригинальный орнамент, визуально объединяющий строения комплекса в единый архитектурный ансамбль.
Двор в стиле модерн
Декоративные панно с растительными и цветочными мотивами на фасадах новых корпусов, модные в современной столице в начале прошлого века, помогли объединить два архитектурных стиля квартала «Театральный дом» – классику и модерн, создав их безупречное двуединство. Такое решение придало комплексу благородный и узнаваемый внешний облик, который «Галс-Девелопмент» искусно продолжил в оформлении приватной внутренней территории.
Красота природных форм и цветов, плавные линии, ощущение непрерывного движения, артистичность и камерность – все это удалось воплотить в пространстве сада. Узоры на стенах как будто продолжаются в изгибах ветвей живых деревьев и кустарников, высаженных во дворе, отражаются в оконных стеклах и угадываются в орнаментах бликов от кованых фонарей. В проекте ландшафтного дизайна изящно обыграна и «театральная» тема.
Внутренний двор квартала построен так, что его центральная часть является некой авансценой, вокруг которой разворачивается ландшафтный «сюжет».
Если немного перенестись в прошлое, то в окрестных переулках, Хлебном и Мерзляковском, можно услышать цокот копыт и стук пролетки припозднившегося извозчика и дождаться фонарщика, который каждый вечер вручную зажигал уличные фонари. Конечно, сегодня «огонь» во дворе «Театрального дома» зажигается автоматически, что, впрочем, лишь усиливает магию самого места и его творческую атмосферу, отраженную в названии квартала.
Когда-то здесь работали такие известные деятели, как Мейерхольд и Станиславский, создавшие на Поварской свою экспериментальную театральную студию. Во дворе, как в настоящем театре, можно также заметить таинственную игру света: на территории предусмотрена особая подсветка прогулочных дорожек и растений.
Проект озеленения здесь также непростой. Он создан в концепции непрерывного цветения. Помимо кленов и сирени, которые уже давно прижились в Москве, здесь будут высажены лиственные и хвойные кустарники: бересклет и калина, рябинник и кизильник, горная сосна и разные виды можжевельников. А особую, праздничную атмосферу в «Театральном доме» создадут японские спиреи и гортензии.
Ландшафтный дизайн внутреннего двора «Театрального дома» – это не только почти 1000 деревьев и кустарников, но и зоны отдыха, где об искусстве напоминают даже скамейки, оформленные в стиле Антонио Гауди. А для детей во дворе комплекса установлены качели и игровой комплекс «Замок Laurentius».
С наступлением весны, когда все вокруг поет гимн новой жизни и красоте, жители квартала «Театральный дом» могут пригласить своих друзей на необычную премьеру – «зеленый спектакль», срежиссированный самой природой.