Аналитика
"Китайская угроза" для России сильно преувеличена? Китай ждут большие демографические проблемы
Но главная опасность для России в том, что Китай будет ввергнут в череду внутренних потрясений
Мнение о "китайской угрозе" для России столь распространено, что многие всерьез считают, что Китай только и думает, как бы заселить Сибирь и Дальний Восток, прибрав к рукам наши ресурсы. Основанием для этого является растущее население Китая, и, как будто, эти опасения кажутся обоснованными. Однако что обычный человек знает о демографии Китая? Прямо скажем, совсем немного. Пожалуй, лишь то, что Китай имеет самое большое население в мире. И вот с помощью спекуляции на этом общеизвестном факте разжигаются антикитайские настроения. Вместе с тем Китай ждут очень непростые времена, вызванные внутренними демографическими процессами. Чем это обусловлено и как скажется на отношениях с Россией - в материале Накануне.RU.
Демографическая динамика Китая имеет глобальное значение и требует тщательного анализа, поскольку Китай является одним из локомотивов мировой экономики, которая сильно зависит от дешевых продуктов, произведенных в этой стране.
В ХХ веке население Китая быстро росло: если в середине 1940-х оно составляло 500 млн, то к 1980 году достигло 1 млрд, удвоившись за 35 лет. В настоящее время в Китае проживает 1,36 млрд. То есть за последние 35 лет прирост составил 36% против 100% за такой же предыдущий срок. Уже отсюда видно, что темп прироста населения существенно снизился. На самом же деле среднегодовой темп прироста населения быстро снижается, начиная еще с 1970-х годов, что было вызвано необходимостью поставить под контроль быстро растущее население, ведь в 1960-х на одну китайскую женщину в среднем (!) приходилось 6 детей.
Поэтому в 1972 году в Китае был выдвинут лозунг "Позже, дольше, меньше" (более позднее вступление в брак, более длинные интервалы между рождением детей, меньше детей), а в 1979 году - и вовсе "Одна семья - один ребенок". Это привело к резкому падению рождаемости – с 6 до 2 детей на одну женщину всего за 20 лет (1970-1990). История вряд ли знала подобные примеры столь стремительного сокращения рождаемости. А с начала 1990-х суммарный коэффициент рождаемости в Китае колеблется в пределах 1,5-1,7, что существенно ниже даже уровня простого воспроизводства населения (2,1).
Однако население Китая до сих пор продолжает расти за счет накопленного демографического потенциала, т.к. относительно небольшая (пока еще) доля стариков предопределяет невысокую общую смертность. В итоге в Китае умирает меньше людей, чем рождается даже при текущей низкой рождаемости. По большому счету, последние десятилетия Китай переживает период получения "демографического дивиденда", что создает иллюзию бесконечного роста его населения, экономики и глобального влияния, а заодно – и страх "китайской угрозы". Но все изменится для Китая в самые ближайшие годы. Причина даже не в том, что население Китая через 10-15 лет престанет расти и начнет снижаться. Дело в том, что снижение рождаемости неизбежно приводит к повышению среднего возраста населения, а проще говоря – к его старению. Так, если к 1970 году медианный возраст жителей Китая опустился до 20 лет (то есть половина населения была моложе 20 лет), то затем он начал монотонно возрастать. В 2014 году он составил 37 лет, а к 2050 году, по среднему варианту прогноза ООН, достигнет 45 лет.
Это значит, что в долгосрочной перспективе Китаю можно забыть о ставке на сотни миллионов молодых и дешевых рабочих рук хотя бы по той причине, что число этих самых рук будет становиться все меньше и меньше. А это напрямую связано с перспективами экономического роста, ведь конкурентоспособность китайской продукции во многом обусловлена именно ее дешевизной при относительно неплохом качестве. Видимо, Китаю предстоит тяжелый поиск выхода из этой неотвратимо надвигающейся "перспективы". Увеличить просто так рождаемость нет возможности: абсолютная величина населения Китая столь велика, что его многие районы перенаселены, а нагрузка на окружающую природу огромна. В Китае, как и в России, бόльшая часть населения сосредоточена на небольшой территории, т.к. значительную часть территории Китая занимают горные системы и пустыни. В итоге плотность населения западных и северных районов Китая (как раз тех, которые граничат с Россией) во много раз меньше восточных и юго-восточных регионов. Так, численность населения граничащих с Россией Синьцзян-Уйгурского АР, Внутренней Монголии и Хэйлунцзяна невелика, там проживает лишь 6% всего населения Китая.
Что касается миграции, то, по данным Росстата, миграция из Китая в Россию в 2011-2012 гг. резко выросла до 7-8 тыс. человек ежегодно. Ясно, что реальная миграция всегда больше, но не настолько, чтобы трубить о захвате России китайцами.
Чтобы не быть голословными, рассмотрим более детально надвигающуюся демографическую проблему Китая. Для обычного человека выражение "демографическая проблема Китая" звучит непривычно, но тем не менее это так. Китай ждут большие трудности там, где тяжело и подумать. Однако в 2012 году в Китае – впервые за последние 50 лет! – было зафиксировано снижение численности трудоспособного населения.
Не будем подробно останавливаться на методике расчета, подробно изложенной нами ранее применительно к Украине. Отметим лишь, что половозрастная структура Китая на 2014 год взята с сайта ЦРУ, возрастные коэффициенты рождаемости – с сайта "Демоскоп Weekly", а пропорции между возрастными коэффициентами смертности приняты такими же, как и в России (что вполне допустимо, т.к. относительная смертность увеличивается с увеличением возраста). Поскольку известно, что рождаемость в Китае составляет 12,2 человек на 1000 человек в год, а смертность – 7,4, то возрастные коэффициенты рождаемости и смертности были пропорционально уменьшены, чтобы, при данной половозрастной структуре, получался искомый результат. Заметим только, что смертность в Китае меньше российской примерно на одну треть. Этих данных вполне достаточно, чтобы смоделировать демографию Китая на десятки лет вперед.
Прежде всего, обратим внимание на то, что в Китае численность каждой возрастной группы моложе 25 лет тем меньше, чем она младше. Правда, самых маленьких китайцев (0-4 лет) снова стало чуть больше, но это временное явление, вызванное пиком 25-29-летних женщин. Почему же так происходит? Дело в том, что в Китае ОЧЕНЬ НИЗКАЯ рождаемость – в среднем 1,55 ребенка на одну женщину. Это даже меньше, чем в России (1,7), и вызвано бывшей ранее острой необходимостью сдержать рост населения. Как видим, подобное решение привело к сокращению молодежи, а в недалеком будущем – и к существенному сокращению трудоспособного населения.
Что же будет происходить в ближайшие десятилетия? Попытаемся это смоделировать, приняв в качестве гипотезы, что Китаю удастся в ближайшие годы повысить рождаемость до 1,75 ребенка на женщину, а отток населения из страны прекратится (нулевая миграция). Это довольно оптимистичный сценарий, учитывая, что сейчас Китай ежегодно покидают около 400 тыс. человек (0,03%). Что касается рождаемости, то такой сценарий видится большинству экспертов в этой области наиболее реалистичным. Итак, при такой динамике население Китая будет расти еще до середины 2020-х, достигнув 1,4 млрд, после чего неуклонно начнет снижаться – до 1,2 млрд в 2060 году. Также к концу 2020-х Китай уступит Индии звание самой населенной страны мира.
Этот прогноз выглядит очень тревожно для Китая. 10 июля 2012 года на проходившем в Сингапуре всемирном форуме "Будущее Китая" руководитель совместного Исследовательского центра общественной политики при университете Цинхуа и Бруклинском университете Ван Фэн прямо заявил, что Китай впал в "серьезный демографический кризис", который "невозможно исправить". Под "невозможно исправить" Ван Фэн, видимо, подразумевает то, что Китай ждут серьезные социальные перемены, вызванные демографическими изменениями, которые неотвратимы в силу инерции демографического процесса. Так, сейчас доля детей (0-14 лет) составляет 17%, а стариков старше 65 лет – 10%. Но в ближайшие годы число стариков станет быстро расти, чего уже не остановить. Многочисленные старшие возрастные группы будут стареть, а в 2028 году стариков и вовсе станет больше, чем детей. Это грозит в будущем серьезным недовольством, поскольку нагрузка на трудоспособное население существенно возрастет. На том же форуме Ван Фэн сообщил, что в 2012 году в Китае соотношение людей работоспособного возраста (20-59 лет) и людей, которые старше 60 лет, составляло 5:1, а в 2030 году оно станет 2:1, что практически совпадает с полученным нами результатом. Это весьма грозное предупреждение для Китая. Уже сейчас трудоспособное население уменьшается в среднем на 2 млн в год, и будет ускоряться далее.
Старение населения тоже будет весьма интенсивным: с нынешних 37 лет среднего возраста китайцев до 44 лет к 2050 году, что почти совпадает с прогнозом ООН (45 лет). А ведь еще в 2000 году Китай был очень молодым – в среднем 30 лет. Все это говорит не в пользу долгосрочных перспектив Китая. На этом основании прогнозы бесконечного экономического роста Китая выглядят примерно так же, как прогнозы бесконечного экономического роста мировой экономики в середине 2000-х.
Ограничительная политика "одна семья – один ребенок" привела и к постоянно увеличивающемуся половому дисбалансу в китайском обществе, т.к. большинство семейных пар хотят, чтобы их единственным ребенком был сын, который бы смог преуспеть в жизни и достойно позаботиться о них в старости. В связи с этим многие китайцы стараются заранее узнать пол младенца. Узнав же о том, что у них будет девочка, многие принимают решение об убийстве еще во чреве матери. По этой причине число молодых мужчин в КНР уже превышает число молодых женщин на 15-20 млн человек, так что многие мужчины просто не могут создать семью.
Старение населения опасно для Китая не только быстрым сокращением доли трудоспособного населения, за счет которого удалось добиться невероятных экономических успехов, но также и тем, что в КНР просто не существует такого понятия, как централизованная пенсионная система. В настоящий момент на пенсионные страховки могут рассчитывать всего лишь 30% пожилых китайцев, возраст которых превышает 60 лет. Получается, что содержание стариков целиком и полностью ложится на плечи их взрослых детей.
России это в принципе не сулит больших плюсов, т.к. в наших интересах иметь по соседству стабильный и дружественный Китай. Однако, принимая во внимание демографическую динамику Китая, можно не сомневаться, что в ближайшие годы США попытаются раскачать ситуацию в Китае именно на социальных лозунгах, вызванных неизбежным повышением налоговой нагрузки на население. И тогда нынешний Гонконг покажется лишь первой ласточкой. Кроме того, замедление или даже остановка экономического роста в Китае неизбежно скажется и на экономике России, заинтересованной в растущем, а не стагнирущем Китае.
В Китае нарастает следующее противоречие: длительный экономический рост увеличил численность и укрепил позиции среднего класса, привыкшего к тому уровню потребления, от которого он уже не готов отказаться. Но уже в среднесрочной перспективе это каким-то образом должно произойти. Вряд ли это будет воспринято с пониманием, тем более что в стране с растущей экономикой растут и требования политических прав. Поэтому перед Китаем стоит двойная проблема – подготовить население к экономически трудным временам без политических требований.
Понимают ли все это китайские руководители? Безусловно. Еще в 2000-х в Китае стали раздаваться голоса, призывающие отменить политику однодетности. И вот, похоже, решение принято на самом высоком уровне. В конце 2013 года в Китае был утвержден новый закон, смягчающий политику "Одна семья - один ребенок", проводившуюся с конца 1970-х. Конечно, на практике принцип "одна семья – один ребенок" и ранее имел множество исключений. Второго ребенка дозволялось иметь представителям некоторых этнических меньшинств, а также крестьянским семьям, в которых первой рождалась девочка. Второго ребенка на законных основаниях могли заводить и пары, в которых оба родителя были единственными детьми в своих семьях. Однако теперь реформа расширит список исключений: второго ребенка смогут иметь и городские семьи, в которых хотя бы один из родителей был единственным ребенком в своей семье. А цифра эта немалая. По данным переписи населения 2005 года, единственные дети в семье составляли 29,3% китайцев в возрасте от 30 лет и более, а в городах этот процент еще выше. По данным экспертов, обзавестись вторым чадом теперь сможет 10 миллионов китайских семей, сообщает агентство "Франс-пресс". Рассматривается и возможность позволить всем семьям иметь двух детей после 2015 года. Что ж, посмотрим, насколько эффективными окажутся принятые меры.
Планируемое повышение рождаемости должно снизить традиционно высокую в китайской экономике норму сбережений и подстегнуть потребление – именно этого новые власти страны и добиваются. Впрочем, некоторые эксперты сомневаются в большой эффективности принятых мер. Так, Цай Юн из Университета Северной Каролины считает, что эффект от отмены правила одного ребенка в семье будет незначительным: это может увеличить рождаемость на 1-2 млн человек в первые несколько лет, но проблему рабочей силы это не решит. Эксперт по демографии Кси Яфу полагает, что большинство молодых семей не хотят иметь больше одного ребенка, и только 8% из тех, кто ранее имел возможность завести второго, пользовались этой возможностью.
Китай подстерегает и другая проблема – большое число тех, кто был единственным ребенком в семье. У таких людей гораздо слабее развито чувства благодарности, бескорыстия, взаимопомощи, заботы о других и другие важные нравственные качества, скрепляющие общество. Такие дети физически и психологически слабы и капризны, им трудно противостоять жизненным проблемам, они выросли "значительно менее доверчивыми и достойными доверия, не расположенными к риску и конкуренции, более пессимистичными и менее совестливыми", пишет китайский обозреватель Шуай Жанг.
Еще в 1993 году заместитель директора Научно-исследовательского Центра Китайской Молодежи Сунь Юньсяо затронул тему падения нравственности у китайских детей. Тогда Сунь Юньсяо опубликовал статью, в которой отметил, что у юных китайцев чрезвычайно развит эгоизм, они не приспособлены к борьбе с трудностями, не проявляют чувство сплоченности, а если кто-то нечаянно упадет, то ему не следует рассчитывать на помощь сверстников. А если учесть и то, что молодежь Китая сильно вестернизирована, то перед Китаем разворачивается огромная проблема восстановления не только здоровой структуры общества, но и здоровой духовной атмосферы.
Так что если Россию и ждет китайская угроза, то скорее в том случае, если под тяжестью социальных проблем Китай окажется ввергнут в череду внутренних потрясений. Радоваться нам по этому поводу не стоит, но, учитывая демографическую динамику Китая, такой возможности отрицать нельзя.
- See more at: http://www.nakanune.ru/articles/19549/# … eI1LG.dpuf