На встрече Сергея Лаврова с членами Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), состоявшейся вчера в гостинице «Рэдиссон Ройал — Украина», название этой страны звучало не раз. Два года назад темой аналогичной встречи была либерализация визового режима между РФ и ЕС, сейчас же — вопрос о последствиях войны санкций. Открывая встречу, председатель правления АЕБ Филипп Пегорье (Alstom) заверил, что он и его коллеги «верят в российский рынок и по-прежнему считают Россию стратегическим партнером». Но тут же обратился к Сергею Лаврову с главным для европейцев вопросом: «Что Россия готова сделать для деэскалации ситуации на востоке Украины? Чего ждать иностранным инвесторам?»
Глава МИД РФ сразу расставил все точки на i, возложив ответственность за кризис на Запад. «В ходе наших прошлых контактов мы говорили о том, что отношения между Россией и ЕС подошли к моменту истины, когда необходимо ответить на вопрос, являемся ли мы стратегическими партнерами или остаемся геополитическими соперниками»,-- напомнил Сергей Лавров, добавив что украинский кризис показал: ЕС «свой выбор сделал». По словам министра, Брюссель совершил трагическую ошибку, «попытавшись заставить Украину сыграть в игру “свой — чужой” — однозначно определиться, на каком направлении, восточном или западном, они (украинцы.-- “Ъ”) хотят развивать свои торгово-экономические и политические связи».
В вину европейцам глава МИД РФ поставил и то, что они «способствовали приходу к власти в Киеве нелегитимным путем сил, которые открыто провозгласили стремление игнорировать законные интересы значительной части собственного населения, стремление опираться на идеи и лозунги, коренящиеся в мрачной гитлеровской эпохе». Кроме того, по его словам, ЕС на начальном этапе военного конфликта «поддержал партию войны», «пропускал повороты, ведущие к миру», сократил контакты с руководством РФ и ввел санкции. Впрочем, министр оговорился, что последнее могло стать следствием давления со стороны США.
Филипп Пегорье заверил, что АЕБ всегда была против санкций в отношении РФ, а один из членов ассоциации сорвал аплодисменты зала, когда задал Сергею Лаврову вопрос, не предусмотрены ли «льготы или преференции» для компаний, дружественных Москве. Глава же российского подразделения Ассоциации итальянских предпринимателей Эрнесто Ферленги (Eni) подтвердил: «Мы страдаем от санкций не меньше, чем Россия».
К такому признанию Сергей Лавров оказался готов. Он сообщил, что, по предварительным подсчетам Еврокомиссии, ущерб Европе от односторонних санкций против РФ в этом году составит не менее €40 млрд, а в следующем — €50 млрд. Поэтому министр призвал европейских бизнесменов «стимулировать правительства своих стран двигаться в правильном направлении» — добиваться отмены санкций. «Если вы готовы следовать политическим приказам и терпеть убытки, это ваше решение. Если же считаете неправильным быть выбитыми из участия в российских проектах, то должны лоббировать свои интересы»,-- разъяснил он собравшимся. Москва же намерена защищать свои интересы разными способами: проводить импортозамещение и расширять связи с Азией, Африкой и Латинской Америкой.
Глава представительства ЕС в Москве Вигаудас Ушацкас, присутствовавший на вчерашней встрече, заверил «Ъ»: наметившаяся переориентация РФ на другие рынки «Евросоюз не пугает», а страны ЕС сами активно занимаются диверсификацией экономических связей. На вопрос же о последствиях санкций против РФ для европейских производителей господин Ушацкас ответил, что «они постепенно находят для себя новые ниши».
По его словам, Брюссель «заинтересован в нормализации отношений с Россией». «Но сейчас нам надо понять, разделяем ли мы общие принципы и готовы ли двигаться в направлении более свободного рынка, либо же Россия последует заявлениям ряда политиков, которые говорят о необходимости защиты российского рынка и ограничения конкуренции»,-- заметил Вигаудас Ушацкас. Вопрос же о том, пора ли пересмотреть санкции в отношении РФ, сказал он, будет рассмотрен в Брюсселе в конце октября.
Павел Тарасенко