Кроме того, Токаев, хоть и входит в старший жуз, его род играет в рамках общей «семьи» не такую весомую роль как хотелось бы.
Быть в азиатском, клановом обществе номинальным президентом, не контролирующим «казну» — двойное унижение по местным меркам.
Оттеснить Назарбаева от реальных рычагов управления было почти невозможно — в силовых структурах насаждался его культ «отца нации».
Существующее положение вещей не устривало и РФ, особенно в части гуманитарной политики Назарбаева: переход на латиницу, постепенное вытеснение русского языка, пересмотр истории, активное развитие в стране грантовых структур, усиление оси «Совета тюркских государств», наращивание влияния Турции в регионе и т.д.
Но личностные особенности Путина не позволяли ему активно давить на лидера нации в лице Назарбаева — президент РФ просто ждал пока тот уйдет на покой, делая ставку уже на его преемника.
Но уход на покой оказался «гибридным», изменить ситуацию оказалось также сложно, как и в прежние годы.
Здесь интересы Токаева, РФ и двух «обиженных» джузов как ни странно совпали.
Сейчас трудно оценить роль Токаева в самом начале протестов, но уже точно можно сказать, что он их использовал по максимуму: в первые же часы было отправлено в отставку назарбаевское правительство, затем лишился всех должностей и сам Назарбаев.
Скорее всего, бывший президент и его родственники полностью утратят свое положение в стране и покинут ее в ближайшее время.
Происходящее в Казахстане проходит под четким маркером «денурсултанизации»: разрушение памятников Назарбаеву, лозунги «дед уходи»…
При этом, что примечательно: никто не вспоминает Токаева и не требует его ухода в отставку.
Теперь дело оставалось за малым — добиться лояльности силовых структур, которыми руководят сплошь «назарбаевцы».
У Токаева не было «своих» силовых структур, этим, кстати, объясняется пассивность силовиков в первый день протестов.
Силы ОДКБ (читай — РФ) нужны Токаеву для окончательной легитимизации себя в ранге верховного главнокомандующего — руководители армии, полиции и сил безопасности теперь получили четкий сигнал, куда дует ветер и чьей стороны отныне нужно придерживаться.
Участие сил ОДКБ в разрешении казахского кризиса будет номинальным, сами протесты в ближайшее время сойдут на нет.
Что ждет Казахстан в итоге?
Ликвидация культа личности Назарбаева и полное оттеснение его рода от управления финансовыми потоками страны.
Возможно переименование столицы, проспектов, названных в его честь, и снос памятников.
Усиление влияния обиженных джузов, «инклюзивное правительство», которое «правильно» поделит сырьевую ренту.
Новый отец нации — теперь уже не Назарбаев, а Токаев. Как в Туркменистане, где был Туркменбаши, а стал Аркадаг.
Возможен отказ от латиницы и возвращение к кириллице, разворот гуманитарной политики в сторону РФ, охлаждение отношений с Турцией, минимизация участия Казахстана в тюркском союзе, запрет грантовых организаций.
Более тесная интеграция Казахстана с РФ и Беларусью.
Я не исключаю даже запуск некоего нового общего геополитического проекта именно для этих трех стран.
Не забываем, что 30 декабря 1922 года был образован СССР, и к столетию этой даты могут быть подписаны некие новые соглашения по обновленному тройственному союзу РФ, Казахстана и Беларуси.
Выводы для Украины.
А здесь как раз все в минус: никакого второго фронта Казахстан для нас не откроет.
Авторитет Путина в РФ и на пространстве СНГ усилится по геометрической прогрессии.
ОДКБ становится действенным инструментом по снятию с России индивидуальной ответственности за применение военного «скальпеля» в других странах. Например, гибель граждан РФ на Донбассе, обращение РФ в ОДКБ…
То есть, это будет уже коллективное решение, подписанное …. Пашиняном (кстати, любимцем Запада, «Сороса» и прочих ГЛОМ — грантовых лидеров общественного мнения).
Надеюсь, Зеленский в Буковеле мучительно думает над тем, как построить защиту в случае развертывания «северного гамбита» у наших границ…
Алексей Кущ
Ссылка