ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА » Россия, Украина и мир: политика и аналитика. Архив » Россия, Украина и мир: политика и аналитика 240+18


Россия, Украина и мир: политика и аналитика 240+18

Сообщений 471 страница 480 из 1000

471

Азербайджан психует — Армения отомстила за Карабах участием в операции в Казахстане

Стремительное развëртывание сил Организации Договора о коллективной безопасности в Казахстане вызвало ожидаемо негативную реакцию на Западе.

Недовольство со стороны отдельных бывших республик СССР, которые взяли курс на евроатлантическую интеграцию, оказалось не менее предсказуемым.

Однако рефлексия в отдельных уголках СНГ над бурными событиями в крупнейшей стране Центральной Азии и размещением здесь контингентов государств — членов ОДКБ всë же немного озадачила.

В этом отношении выделяется Азербайджан с его довольно сдержанным реагированием на официальном уровне и открытым недовольством среди представителей местного экспертного сообщества.

Можно с уверенностью предположить следующее: от чего Баку по тем или иным причинам пока воздерживается заявить на государственном уровне, активно проговаривается приближëнными к власти политологами.

Азербайджанское информагентство Trend опубликовало сегодня, 9 января, подборку мнений политических комментаторов закавказской республики под показательным заголовком «Политологи и эксперты считают ввод сил ОДКБ в Казахстан незаконным».

Так, политический обозреватель Турал Исмайлов отметил, что один из пунктов устава ОДКБ предусматривает оказание помощи государствам — членам ОДКБ другими членами организации в случае какого-либо «внешнего военного вмешательства».

«Однако в случае Казахстана этого нет и ввод крупного контингента ОДКБ в Казахстан на основании обращения главы страны Касым-Жомарта Токаева на фоне этого вызывает серьëзную реакцию на международной арене.

В целом события в Казахстане требуют хладнокровного подхода. Как может быть, что за короткий промежуток времени в такой социально стабильной стране, как Казахстан, с большой территорией, но относительно небольшой численностью населения силы безопасности не смогли предотвратить появление террористов на локальных акциях протестах?» — недоумевает Исмайлов.

По его словам, «этот вопрос можно было решить без обращения к ОДКБ и ввода еë сил в страну».

«В любом случае действия контингента ОДКБ в Казахстане находятся в центре пристального внимания. Если в отношении людей будет проявляться особая жестокость, то это будет ассоциироваться с вхождением бандитских групп армии СССР в Баку 20 января 1990 года.

В целом же после установления общественно-политической стабильности в Казахстане миротворцы ОДКБ должны покинуть страну, и тогда в этом контексте возникает второй вопрос: когда именно это произойдëт?» — утверждал Исмайлов.

Тут, по сути, нечего комментировать.

Свернутый текст

Оказывается, «бандитскими» были подразделения Советской армии, вошедшие в Баку в указанное им время для спасения остатков местного армянского населения, а не бесчинствующие тогда в азербайджанской столице погромщики, откровенно террористические элементы, о которых президент Токаев говорил 5 января применительно к событиям у себя в стране.

Главный редактор газеты Bakı xəbər, политобозреватель Айдын Гулиев в беседе с Trend отметил, что в то время как события в Казахстане должны восприниматься в качестве внутреннего дела этой страны, «решение о вмешательстве ОДКБ ведëт к последствиям, противоречащим принципам суверенитета Казахстана».

«Есть серьëзные подозрения, что военно-политические модераторы ОДКБ злоупотребили или даже в предвзятой форме применили принципы устава организации в отношении Казахстана.

Примечателен и тот момент, что решение о вводе военных сил ОДКБ в суверенный Казахстан было принято в период председательства Армении в Совете (коллективной) безопасности этой организации.

Такое решение Армении, потерпевшей тяжëлое поражение от Азербайджана в войне, во время которой и Казахстан выразил активную политическую поддержку (Баку), говорит о вероятности того, что ОДКБ стала инструментом мести в отношении тюркского государства.

Если говорить конкретнее, руководство Армении, похоже, мстит Казахстану, повлияв на принятие такого решения», — полагает Гулиев.

По его словам, «грубое военное вмешательство» ОДКБ нанесло серьëзный удар по международному престижу Казахстана, значительно возросшему за последние годы.

«ОДКБ вместо военного вмешательства должна была занять позицию наблюдателя до реализации мирного диалога между протестующими и властями Казахстана.

Впервые в своей истории ОДКБ сослалась, притом в неверной форме, на статью 4 собственного устава. Ввод сил в Казахстан останется в истории ОДКБ шагом, за который ей придëтся нести самую тяжëлую ответственность.

За последний год мы стали очевидцами того, что Армения впервые попыталась превратить ОДКБ в инструмент мести и наказания в отношении Азербайджана, но эта попытка закончилась полным провалом.

Проведение политики превращения ОДКБ в карательный механизм против участников самой же организации пришлось именно на период председательства Армении, и мишенью был выбран Казахстан», — вещает азербайджанский эксперт.

Здесь ещë меньше надобности для какого-либо комментария, ибо разглагольствования о армянском мщении Казахстану, а через него и Азербайджану сродни политологическому психозу.

Эксперт Ильяс Гусейнов, в свою очередь, заявил изданию, что ввод войск ОДКБ в Казахстан является незаконным.

«Согласно уставу организации, государства-участники объединяются на военно-политической платформе только для защиты от внешних воздействий, оккупации. Однако глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев пошëл на этот шаг из-за неуправляемой ситуации в стране.

При этом интересно, что премьер-министр Армении, выполняющей функции председателя ОДКБ, спешно провëл специальное совещание для принятия такого решения. Считаю, что решение Никола Пашиняна служит подрыву международного авторитета ОДКБ», — сказал Гусейнов.

Также указывается, что между нынешними процессами в Казахстане и событиями, происходившими в Азербайджане 20 января 1990 года, наблюдаются «определëнные схожие моменты».

«Выбор Алматы в качестве центра событий неслучаен. Потому что он считается культурной столицей Казахстана.

С другой стороны, скопление здесь культурной элиты свидетельствует о том, что элементы социального недовольства были заранее разработаны и выдвинуты политтехнологами.

Думаю, что эти события скоро завершатся, казахстанская государственность выйдет из кризиса и вступит в период развития», — подытожил Гусейнов.

Очевидно, что Азербайджан и на казахстанском треке придерживается линии, которой следует Турция. Тамошнее руководство в эти дни особо не скрывает своë недовольство в связи с обращением самой большой по территории тюркской страны за помощью к союзникам по ОДКБ.

По всей видимости, самолюбие лидера тюркского мира Реджепа Тайипа Эрдогана основательно уязвлено, и Анкара пытается найти свою нишу в развитиях по итогам «сжиженной революции» в Казахстане, начавшейся на волне социального бунта из-за повышения цен на сжиженный природный газ.

Причëм в позу уязвлëнных норовят встать и лидеры турецкой оппозиции, которые с той же настойчивостью, как и бакинские комментаторы, жестикулируют на нынешнее «армянское лицо» ОДКБ.

Так, обращение властей Казахстана за помощью к военно-политическому блоку и статус Армении в качестве действующего председателя ОДКБ озадачили бывшего премьер-министра Турции, ныне лидера оппозиционной Партии будущего Ахмета Давутоглу.

Своей обеспокоенностью экс-глава турецкого правительства поделился 6 января на своей странице в Twitter.

«Я глубоко опечален недавними событиями в дружественном и братском Казахстане, центральной стране тюркского мира.

Вызывает также беспокойство то, что в связи с этими событиями (власти Казахстана) обратились за поддержкой к организации по безопасности, возглавляемой Арменией», — поделился мыслями Давутоглу, который в своë время занимал пост главы турецкого внешнеполитического ведомства и продвигал оказавшуюся провальной для Анкары концепцию «ноль проблем с соседями».

И это говорит Турция, с еë богатым опытом оккупации более трети всей территории Республики Кипр с 1974 года, вторжения на территорию Сирии и пребыванием там как у себя дома вопреки воле законных властей соседней арабской республики!

Баку — это «турецкий мост» в Казахстан, и ему по определению нельзя выражать мнение, отличающееся от генерального курса «большого брата».

Впрочем, далеко не всë обусловлено для азербайджанских властей одним лишь фактором Анкары.

У Баку собственный мотив относиться к нахождению сил ОДКБ на противоположном берегу Каспийского моря с большой опаской.

Армения является действующим председателем этой региональной системы коллективной безопасности, она отправила хотя и наиболее скромный по численности контингент (100 солдат и офицеров), но тем не менее сделала серьëзную заявку на получение в будущем военно-политических дивидендов.

Как и вся ОДКБ в целом, о которой в последние годы разве что ленивый не рассуждал в категориях «никчëмной организации».

Если военный блок с участием армянского противника Баку показал солидарность и оперативность при развëртывании в Центральной Азии, почему бы ему не сделать это в Закавказье, возникни вдруг такая необходимость?

Азербайджан после войны в Карабахе осенью 2020 года является потенциальным нарушителем территориальной целостности Армении. И рассуждения его экспертов о «незаконности» появления ОДКБ в Казахстане в виду отсутствия элемента внешней агрессии в случае с возможными процессами на южно-кавказском направлении будут абсолютно не к месту.

Кстати, что касается азербайджанской трактовки статьи 4 Договора о коллективной безопасности от 1992 года, то бакинским комментатором следует дать совет ещë раз вчитаться в еë положения.

Понятие «агрессия» может иметь преимущественно внутренний характер, если его внешние источники или невозможно сразу идентифицировать, или они в современных условиях ведения так называемых гибридных войн не всегда поддаются такой идентификации.

Исключительно внешнее генерирование угроз в отношении государств — членов ОДКБ статья 4 еë главного договора не закрепляет:

«Если одно из государств-участников подвергнется агрессии (вооружëнному нападению, угрожающему безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету), то это будет рассматриваться государствами-участниками как агрессия (вооружëнное нападение, угрожающее безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на все государства-участники настоящего Договора.

В случае совершения агрессии (вооружëнного нападения, угрожающего безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на любое из государств-участников все остальные государства-участники по просьбе этого государства-участника незамедлительно предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

Баку есть от чего разволноваться с учëтом предстоящей карабахской повестки и дальнейшего соседства с Арменией по итогам 44-дневной войны в регионе.

Он оказался в своеобразном «окружении» российского миротворческого контингента — одновременно в Нагорном Карабахе и по ту сторону Каспия.

Казахстан продемонстрировал огромные риски региональной дестабилизации в южном подбрюшье России, у которой, помимо прочего, появилось меньше поводов рассматривать 5-летний срок пребывания своего контингента в непризнанной армянской республике в качестве первого и последнего.

Нервозность в Баку может быть связана и с тем, что «сжиженная революция» в сравнительно благополучном в социально-экономическом отношении Казахстане, таком же экспортëре нефти и газа на внешние рынки, как и крупнейшая экономика Южного Кавказа, подсознательно настраивает на повторение подобного «взрыва» уже в самом Азербайджане.

Он, правда, не член ОДКБ, ему «незаконное вторжение» этой организации не грозит.

Однако время для принятия решений о присоединении к Евразийскому экономическом союзу, куда соседа по Каспию ранее активно зазывал сам Нур-Султан, для азербайджанского руководства заметно сократилось.

Ссылка

0

472

Российские десантники в Казахстане стали героями модернизированного анекдота

По данным Минобороны, российские миротворцы в Казахстане уже приступили к охране жизненно важных объектов и к тренировкам по предотвращению внештатных ситуаций. Военный корреспондент ВГТРК Евгений Поддубный поделился в своем Telegram-канале свежим анекдотом на эту тему.

«Свежий анекдот про десантников:
— Иваныч, ну ты где?
— Где, где… В Караганде!» — написал Поддубный.

Как сообщил командующий миротворцами ОДКБ в Республике Казахстан Андрей Сердюков, коллективные миротворческие силы ОДКБ уже завершили развертывание и приступили к выполнению задач.

Они охраняют важные военные, государственные и социально значимые объекты в Алма-Ате и прилегающих районах.
Ссылка

0

473

За шаг до военного ответа: на Украине озвучили 5 главных вопросов о переговорах США и России

В понедельник, 10 января, начнутся переговоры России и США в Женеве.

Это будет первый раунд встреч по стратегической стабильности и гарантиях безопасности в Европе.

На предстоящей неделе из запланировано еще два. 12 января состоится совет Россия — НАТО в Брюсселе, а 13 января — заседание постоянного совета ОБСЕ в Вене.

Но ключевой будет российско-американская встреча.

В Женеву от России прибудет замглавы МИД Сергей Рябков, от Америки — заместитель Блинкена Венди Шерман.

Украинский журналист в статье на «Стране.уа» собрал и пытался проанализировать пять главных вопросов об этих переговорах и о том, какие последствия ожидать Украине.

1. Почему вообще возникла необходимость в этих переговорах?
Формально эта история тянется с обострения на Донбассе весной 2021 года. Когда Россия начала перебрасывать войска на свои юго-западные границы.

Тогда угрозу войны связывали с попыткой Украины и США сорвать достройку «Северного потока — 2» (активизация боевых действий, в которой бы обвинили Россию, могла победить Германию остановить проект).

После этого Байден позвонил Путину, а летом они встретились в Женеве, но о чем конкретно договорились касательно Украины — неизвестно.

Зато вскоре президент США заявил, что американцы более не будут накладывать санкции на «Северный поток — 2». И ситуация несколько успокоилась.

Осенью обострение началось опять. Но уже по инициативе американцев. Они начали заявлять, что Москва готовится к вторжению на Украину.

Что характерно, это отрицала не только Россия, но и Украина, которая обычно поет со Штатами в унисон. Причем в последний раз об этом говорил прямо перед Новым годом глава СНБО Алексей Данилов. По его словам, никто вторгаться точно не собирается.

Такой разнобой в заявлениях «союзников» выглядел крайне странно. И единственное внятное объяснение звучало так: американцы хотят напугать общественное мнение опасностью войны с Россией. И таким образом «продать» Западу некие договоренности с Москвой, которые содержали бы реальные уступки со стороны США и НАТО.

Уступки в том числе — и в первую очередь — за счет Украины. Чем, судя по всему, и объясняется упорное нежелание Киева говорить о «российском вторжении» — то есть подыгрывать американцам в их маневрах.

А вот как понять упорное желание Байдена вообще вести эти маневры и добиваться переговоров с Путиным? Здесь видятся три основных фактора.

1. Для Вашингтона сейчас основной геополитической угрозой является Китай, который стремительно догоняет США по экономике, а значит и по влиянию в мире.

Россия же для КНР является мощной подпоркой, как в ресурсном так и — потенциально — в военном отношении. Как говорят в самой Америке, нельзя допустить союза второй ядерной и второй экономической державы мира.

Именно с этим и можно было связать активизацию Запада по смене политического режима в России за последние годы.

Но эти усилия успехом не увенчались. А попытки поджигать страны по периметру РФ ведут — как показал пример Белоруссии, а теперь и Казахстана — только к их сближению с Москвой.

То есть план поменять внешний вектор в России за счет свержения Путина провалился. И Вашингтон вынужден теперь начать с ним диалог по интересующим вопросам.

2. Второй фактор — Украина. Американцев интересует снятие угрозы военного разгрома Киева (а такой сценарий вполне вероятен в случае начала большой войны). И сохранение таким образом своего влияния в чувствительной для Москвы зоне.

3. Третий фактор — достижение относительного военного паритета между Россией и США. Российские гиперзвуковые ракеты нивелируют преимущество наземных ракет средней дальности, которые американцы могут разместить в Польше и Румынии.

То есть военный расклад меняется не в пользу Вашингтона. И это автоматически усиливает желание договариваться.

Видимо, поэтому американцы и пошли на высокостатусные переговоры с РФ. Причем в той сфере, где раньше распоряжались практически единолично: военное влияние в Европе и, в частности на Украине.

2. Что предложила Россия и как отреагировали в США?
Итак, мы видим, что переговоры — инициатива Штатов, которая вызвана усилением позиций РФ. Поэтому не стоит удивляться, что Россия выкатила к американцам длинный список требований. Которые многие назвали ультиматумом.

Но к этому все шло уже несколько месяцев.

Еще после первых контактов с Байденом у Путина резко усилили риторику по угрозам, исходящим от НАТО. И требовали остановить «военное освоение Украины».

Свернутый текст

Было понятно, что это занятие переговорной позиции. К завершению года россияне сформулировали ее в двух документах. Это был проект договора с США о гарантиях безопасности, а также соглашение о мерах, которые следует предпринять между Россией и НАТО.

Там очень много требований. Ключевые — отказ от расширения НАТО (прежде всего за счет Украины) и от размещения угрожающих России вооружений и сил вблизи ее границ.

Об этих условиях еще задолго до публикации предложений говорил Путин. И, надо думать, они основные. Но есть в документах и другие позиции:

► прекращение военного сотрудничества со странами бывшего СССР (речь главным образом об Украине, Грузии и Прибалтике),

► отвод сил Альянса на позиции 1997 года (то есть до вступления туда стран Восточной Европы),

► вывод американского ядерного оружия из Европы.

В случае отказа Россия обещала дать военный и военно-технический ответ.

Изначально казалось, что такие условия для США абсолютно неприемлемые и их даже никто обсуждать не будет. Но американцы, не откладывая в долгий ящик, быстро согласились на переговоры. И это подтверждает высказанный ранее тезис — США сейчас нужен диалог с Россией.

В администрации Байдена сразу заявили, что ряд пунктов неприемлем, а по другим вполне возможен компромисс. Это значило, что переговоры действительно пройдут в некоем конструктивном и конкретном русле — раз это подтвердил, собственно, центр принятия решений.

В Пентагоне конкретизировали, что не рассматривают возможность сокращения численности войск в Европе.

При этом структуры, которые ограничены в субъектности, — например, руководство НАТО — выдерживали более конфронтационную риторику и говорили, что Россия не может диктовать другим странам, в какие военные союзы им вступать.

В последние дни к этой риторике присоединился Госдепартамент. Его глава Энтони Блинкен после недавней встречи министров иностранных дел Альянса обвинил Россию в подготовке атаки на Украину и грозил за это санкциями.

Параллельно идет кампания в близких к демократам СМИ, где регулярно публикуются «карты нападения» России на Украину. Учитывая, что сам Киев нападение опровергает, все это похоже на «таблетку от зрады» — информационный фон, который должен оправдать сам факт ведения этих переговоров и возможно — шагов навстречу России.

Но какие это могут быть шаги?

3. Что известно о содержании переговоров?
Стороны пока хранят в секрете, о чем будут говорить 10 января в Женеве. Но в американских СМИ уже появляются утечки.

Вчера издание Washington Post со ссылкой на источники, знакомые с планами Белого дома, сообщило, что тем для обсуждения планируется пока две.

Первая — размещение ракет в Европе и снижение интенсивности учений.

Вашингтон готов рассмотреть снижение количества и ракет, и военных маневров — от полетов стратегических бомбардировщиков вблизи до наземных учений.

Также говорится, что американцы пообещают не размещать свои ракеты на Украине (о чем Байден уже говорил Путину и во время последнего телефонного разговора).

При этом у России намерены потребовать встречных обязательств. Издание не уточняет каких. Но речь может идти о неразмещении аналогичных вооружений в Белоруссии или Калининграде. Маловероятно, но также могут прозвучать предложения по демилитаризации Крыма и сопредельных с Украиной российских территорий.

Впрочем, здесь вопрос куда сложнее, поскольку вряд ли Москва будет обсуждать, где ей располагать войска на своей территории.

Вторая тема — конфликт России с Украиной. США хотят прозондировать, насколько серьезно Москва настроена на дипломатическое урегулирование, сообщает газета.

То есть, видимо, от России хотят потребовать гарантий ненападения на сопредельное государство. Вокруг чего сосредоточена вся риторика западных лидеров последние месяцы.

Судя по вопросам, которые западные журналисты задавали Путину на недавней пресс-конференции, да и по высказываниям чиновников из США и Европы, Москву хотят вывести на заявление, что она «передумала» нападать и отводит войска.

Это могло бы показать символическую «перемогу» американцев по теме, которую они же сами и создали. Но вряд ли Москва пойдет на то, чтобы сознаваться в якобы планируемой агрессии (в России вообще отрицают намерения вторгаться на Украину).

Что же до ракет, то эта тема крайне специализированная. Однако судя по тому, как ставила вопрос Москва — она требует США отвести вооружения от российских границ. И вряд ли Россия пойдет на паритетный отвод — ведь ракеты расположены на ее собственной территории, тогда как американские стоят в Европе.

То есть пока повестка диалога, публикуемая в Штатах, особого оптимизма не вызывает. О чем уже заявили в российском МИД. Представитель ведомства Сергей Рябков, который будет вести переговоры в Женеве, сказал, что если конструктива не будет, то дальше этой встречи дело может и не пойти.

Вряд ли бы он рисовал столь мрачные перспективы, будь у него немного больше оптимизма.

Сложные сигналы идут также из-за океана. В последние дни приближенные к правящей партии издания фонтанируют не только картами наступления на Украину — но и угрозами санкций против России.

Так, например, The New York Times и Bloomberg пишут, что в случае войны с Украиной Россию «через несколько часов» отключат от платежной системы SWIFT и могут запретить поставки туда ряда потребительских товаров — вплоть до любой электроники, производимой американскими компаниями или с использованием американских компонентов.

Американские дипломаты, которые поговорили с изданиями, опасаются, что после недели переговоров россияне могут заявить, что США не услышали их опасений по поводу безопасности и использовать провал переговоров в качестве оправдания для военных действий.

При этом высокопоставленный европейский чиновник сказал, что «все еще ведутся споры о том, будет ли российский народ обвинять Путина или США и их союзников в их неспособности покупать товары».

Пока неважно, это пустые угрозы или же реальные намерения. Важно, что они появляются накануне переговоров. А значит, уверенности в позитивном результате нет — раз идут попытки шантажа санкциями и предупреждения не завышать ожидания.

4. О чем могут договориться по Украине?
Пока нет никаких признаков того, что США и НАТО смогут объявить о закрытии Альянса для Украины — то, чего требует Москва в первую очередь.

Это будет означать слом идеологического шаблона, в котором строилась постмайданная Украина.

Авторитет Запада внутри Украины получит колоссальный удар, и политические силы, ориентированные на ЕС и НАТО, начнут терять поддержку. А те, кто предлагает снижать конфронтацию с Россией, — набирать.

Именно юридический отказ расширять НАТО, особенно по территории Украины — одно из ключевых требований России. Но здесь перспектив согласия от американцев почти нет. Точнее почти нет перспектив на публичное согласие американцев с этим требованием. Но гарантии могут быть даны непубличные (хотя не факт, что Россия в них поверит).

И на этом переговоры по Украине могли бы закончиться. Но, судя по уже имеющимся сигналам, Штаты готовы дать России гарантии по неразмещению ракет на украинской территории. А также поспособствовать в умиротворении на Донбассе (этот процесс уже стартовал, и обстрелов на фронте стало намного меньше).

Теоретически, на базе исполнения политической части «Минска-2» стороны могли бы договориться. Но как этот процесс пойдет — непонятно.

Украинское руководство не заинтересовано в предоставлении Донбассу особого статуса по букве Минских соглашений. Да и сами США, конечно, откровенно не хотят появления двух ориентированных на Россию анклавов, которые будут открыто выступать против нынешнего курса Украины.

Но повторимся, здесь существует поле для компромисса. И для нынешних переговоров это вопрос открытый.

5. Что будет, если переговоры провалятся?
Итак, переговоры будут сложными, и, как уже предрекают в России, — скоротечными. То есть долгих обсуждений не планируется. И картина должна более-менее проясниться уже в ближайшую недели-две.

Но что будет, если разговор зайдет в тупик?

Глобально должен последовать «военно-технический ответ», о котором несколько раз заявляли в России.

По мнению директора Московского центра Карнеги Дмитрия Тренина, речь пойдет об усилении российского военного присутствия в разных точках планеты.

«Это предполагает развертывание тех или иных видов вооружений, в том числе недавно испытанных, в чувствительных для США регионах и акваториях; размещение российских воинских контингентов и вооружений на тех или иных новых территориях; укрепление российско-белорусского военного союза; развитие координации и укрепление взаимодействия с вооруженными силами Китая», — рассказал Тренин в одном из недавних интервью.

При этом, по мнению Тренина, война на Украине в случае провала переговоров не является неизбежной, как это подают западные СМИ.

Даже то развертывание российских войск, о котором говорят на Западе (порядка 100 тысяч военных), явно недостаточно, чтобы завоевать Украину или крупную часть ее территории.

И данный тезис, как видим, разделяют и украинские власти, которые в последнее время неоднократно заверяли, что не видят реальную угрозу нападения со стороны России.

В то же время РФ с гарантией вмешается, если Киев пойдет в наступление на Донбассе. И вероятность этого далеко ненулевая — учитывая, что украинские власти находятся в стратегическом тупике (хоть официально в Киеве подготовку к наступлению отрицают).

«Украинские руководители оказались в трудном положении. Им удалось отмежеваться от России, но стало ясно, что США не будут воевать за Украину, а ЕС не будет оказывать Киеву финансовую и экономическую помощь в тех размерах, которые украинцы ожидали.

В итоге от ЕАЭС отвернулись, но вступить ни в НАТО, ни в ЕС в обозримое время шансов нет.

Тем временем экономическое положение Украины остается тяжелым, уровень социально-политического недовольства политикой властей — высоким, нынешний президент растерял популярность и нажил многих влиятельных врагов.

В такой ситуации, в принципе, у руководства Украины может возникнуть соблазн существенно расширить базу поддержки в стране и заручиться реальной помощью извне путем обострения конфликта в Донбассе и провоцирования России на какие-то силовые действия», — говорит Тренин.

И в этом случае одним из вариантов развития событий может стать южно-осетинский или косовский варианты — когда Россия признает ЛДНР и заключит с ними военный союз.

Это позволит либо превентивно избежать атаки со стороны ВСУ. Либо иметь юридический предлог оказать открытую военную помощь «республикам», если такая атака состоится.

К слову, о «косовском сценарии» говорил недавно глава ДНР Денис Пушилин. А сегодня стало известно, что постановление Госдумы о признании Республик подготовили депутаты от КПРФ.

Ссылка

0

474

Синдром Астаны

Первая новогодняя неделя Казахстана — семь дней, которые потрясли евразийский мир, — становится самым серьёзным испытанием не только для крупнейшего и системообразующего государства на южном фланге СНГ, ОДКБ и ЕАЭС, для его политической модели и институтов государственной власти, но и для значительной части всего постсоветского пространства.

Обрушившаяся на Казахстан сильнейшая гроза начала января 2022 года — не атмосферное, а невиданное ранее социально-политическое явление, переросшее в попытки насильственного захвата власти в разных регионах страны — от Астаны (Нур-Султан) до Жанаозена и Актау, которые находятся в нефтедобывающей Мангистауской области, — стала шоком для всех.

Ещё накануне Нового года ничто не предвещало беды.

Первый президент и архитектор независимого казахстанского государства Нурсултан Назарбаев принимал участие в неформальном саммите СНГ в Санкт-Петербурге.

На встрече в российской Северной столице его чествовали как патриарха евразийской интеграции и создателя эффективной модели государственного управления, способной служить примером устойчивого развития для других бывших советских республик.

Поздравляя жителей Казахстана с Новым годом, российский президент Владимир Путин говорил о ключевой роли Нурсултана Назарбаева в создании Евразийского экономического союза и развитии отношений Москвы и Астаны, которые всегда были образцово-показательными и в прошлом году находились на подъёме, несмотря на пандемию коронавируса.

«И это, конечно, очень серьёзный результат нашей совместной деятельности с действующим руководством Казахстана — с президентом, с правительством», — заявил Владимир Путин.

На фоне всех потрясений, смутных времён и «цветных революций», которые в той или иной степени переживали бывшие советские республики на протяжении последних трёх десятилетий, именно Казахстан выглядел историей успеха постсоветской модернизации, претендуя на то, чтобы служить прочным и надёжным мостом между Востоком и Западом.

В отличие от России, пережившей лихие 90-е и расстрел из танков Белого дома в октябре 1993 года, когда в стране первого президента Бориса Ельцина на короткое время воцарилось двоевластие, ничего подобного в Казахстане не наблюдалось.

Не было здесь и истории нескольких поколений «борцов с режимом», как в Белоруссии Александра Лукашенко, как и смутного времени президента Эльчибея в Азербайджане и мятежа полковника Сурета Гусейнова.

О «цветной революции» по грузинскому, украинскому, армянскому или киргизскому сценарию вообще речи и быть не могло.

Список примеров, перебирая одну республику за другой, можно было бы продолжать и продолжать — сравнение всегда было бы в пользу Казахстана, стабильность которого при этом качественно отличалась от стабильности Туркменистана — страны золотых статуй Туркменбаши, в которой словно застыло время.

Казахстан выглядел совсем иначе на фоне других республик, где жизнь была более бедной и менее стабильной, и всё более активно заявлял о своих амбициях на региональном и глобальном уровнях.

Представления о Казахстане как о цитадели постсоветской стабильности, формировавшиеся целых три десятилетия после распада СССР, рухнули в считанные дни.

Как бы ни развивались события дальше, прежнего Казахстана больше нет и уже не будет никогда.

Чем раньше мы все посмотрим правде в глаза и осознаем эту суровую реальность, тем лучше.

Свернутый текст

Это позволит минимизировать ущерб январской «недели безумия» и не допустить новых, неизмеримо более серьёзных потерь, которые могут обернуться потерями не только для Казахстана, но и запустить опасный процесс евразийской дезинтеграции, учитывая, что его сердцем всегда был Казахстан.

Сегодня главная задача — не пытаться любой ценой реанимировать миф о казахстанской стабильности, а не допустить дальнейшей эскалации, чреватой самыми серьёзными последствиями — большой кровью и даже при самом радикальном сценарии — дезинтеграцией казахстанского государства.

Не будем забывать, что решения на местах зависят не от того, что говорят в столице, находящейся где-то далеко, а от клановых группировок — джузов, способных вступить в новый этап передела власти.

При том что триггером казахстанских протестов стало двукратное повышение цен на газ, первая неделя беспорядков показала: вся эта история — вообще не про газ, а совсем про другое.

Обращает на себя внимание, что продемонстрированная властями готовность вернуть прежние цены на газ, а затем и отставка правительства и другие примирительные жесты президента Касым-Жомарта Токаева возымели обратный эффект.

Все эти шаги только раззадорили протестующих, придали им уверенность в том, что нужно ещё поднажать — и власть рухнет.

Быстро забыв про цену на газ, о которой никто уже не вспоминает, они бросились ещё более исступлённо громить административные здания, устраивать акты вандализма, включая погром аэропорта Алма-Аты, захватывать арсеналы оружия. На улицах казахстанских городов развернулись настоящие бои и стал неумолимо щёлкать счётчик человеческих жертв.

Преодолев первые дни растерянности, президент Касым-Жомарт Токаев перешёл к решительным действиям, объявив о начале контртеррористической операции и обратившись за помощью к Организации Договора о коллективной безопасности.

Решение направить в страну миротворцев ОДКБ, основную часть которых, судя по всему, будут составлять российские военнослужащие, взвинтило ставки в большой казахстанской игре, выведя её на региональный уровень.

Москва бросила свой авторитет на чашу весов и в критический момент поддержала Астану, несмотря на происходивший на протяжении прошлого года рост националистических и антироссийских настроений.

Всё это даёт основание надеяться, что антиправительственные выступления в итоге будут подавлены, их организаторы и действующие лица понесут суровое наказание.

Вот только как долго будет сохраняться эта видимость стабильности, учитывая, что прежнего Казахстана, политическим демиургом которого был Нурсултан Назарбаев, больше не существует?

Елбасы, или «отец всех казахов», который вплоть до января этого года представлялся высшим моральным авторитетом и гарантом стабильности и гражданского мира, во время самой серьёзной атаки на его же собственное детище — независимое казахстанское государство — не проронил ни слова.

«Отец нации» остался в стороне от переживаемых нацией потрясений, и это означает, что прежняя вертикаль уже не работает.

Последним подтверждением этого стало и вовсе неожиданное решение президента Токаева сместить Нурсултана Назарбаева с поста председателя Совета безопасности.

И это при том, что ранее в Казахстане был принят закон, провозглашающий Нурсултана Назарбаева пожизненным главой Совета безопасности, и именно он, а не Касым-Жомарт Токаев считался лицом, принимающим главные решения в республике.

В медицине есть понятие астенического синдрома, или синдрома хронической усталости — болезненного состояния нервно-психической слабости и неустойчивости настроения, в определённый момент лишающего человека возможности прежней умственной и физической активности. Причинами астенического синдрома может стать некий сбой внутри организма.

Есть все основания полагать, что амортизация или моральный износ прежней модели развития независимого казахстанского государства во главе с Елбасы и привели к возникновению политического астенического синдрома, который можно назвать «астанический синдром».

Это серьёзно, но всё же не фатально — «астанический синдром» лечится. Просто Казахстан будет уже другим.

Ссылка

0

475

Шутки кончились: выступающие против наведения порядка в Казахстане должны быть взяты «на карандаш»

Журналистка Юлия Витязева — о российских комментаторах, действующих в интересах международных террористов.

«Казахстан оказался на пороге Гражданской войны.

Почти два десятка убитых силовиков. Трагические истории о гибели обычных граждан, которые попали под руку мятежникам и террористам.

Грабежи, мародёрства, поджег, стрельба. Ещё немного, и начались бы погромы и резня. Кровавая и беспощадная.

И остановить всю эту вакханалию власти Казахстана не в состоянии. Почему — тема для отдельного разговора. Сейчас главная задача — людей уберечь и не дать утопить страну в крови и насилии.

Поэтому все спекуляции на этой теме, которые уже второй день разводят представители определённых групп и кланов — уже не просто спекуляции, а (как правильно обозначил Слуцкий) преступное потворство международному террористическому конгломерату.

В этой связи очень надеюсь, что все провокаторы будут „взяты на карандаш” и их высказывания получат соответствующую правовую и моральную оценку.
Ибо шутки кончились».
Ссылка

0

476

Все козыри нам в руки: переговоры России и Запада пройдут на фоне провалившегося майдана в Казахстане

Ростислав Ищенко

В принципе, это будут не переговоры, а скорее предварительные двусторонние консультации, в ходе которых каждая из сторон сможет изложить свою предварительную позицию, указать желательные темы обсуждения, а также обозначить своё видение результата, который должен быть достигнут в ходе переговорного процесса.

Ни уровень глав делегаций: заместитель министра иностранных дел с российской стороны и первый заместитель госсекретаря с американской, ни заранее заявленное американцами нежелание «обсуждать вопросы касающиеся союзников без союзников», не позволяют считать стартующее 10 января событие полноценными переговорами.

В то же время, после встреч 10 января в Женеве и 12 января в Брюсселе (в формате Россия — НАТО) станет ясно, насколько дальнейший переговорный процесс перспективен и целесообразен в принципе.

Следует отметить, что реакция США на российское требование как можно скорее определиться относительно готовности Вашингтона к переговорам, изначально не была конструктивной.

Вашингтон пытался отмолчаться, когда же ответ всё-таки пришлось дать, он прозвучал как отказ от каких бы то ни было переговоров. Но очень скоро, ещё до Нового года, американцы были вынуждены изменить позицию. Произошло это под давлением их ближайших союзников: Франции и Германии, заявивших о желательности диалога с Россией.

США оказались в ситуации, когда отстаивание ими деструктивной позиции могло привести к началу сепаратных консультаций Парижа и Берлина с Москвой.

Конечно, это не означало бы полного выхода Франции и Германии из системы союзов Запада, но обозначило бы рост их самостоятельности в системе этих союзов и увеличение их влияния на выработку коллективной политики Запада.

Во избежание этого варианта США пришлось сделать вид, что они и сами были бы не прочь договориться, но просто не хотели единолично выступать от имени всего Запада.

Предложение американцев дополнить двусторонние консультации переговорами в рамках Россия — НАТО, а также в формате ОБСЕ — оружие обоюдоострое. С одной стороны, в ОБСЕ США всё ещё обладают численным большинством по отношению к России, а НАТО и вовсе будет выступать в качестве альтернативной России коллективной силы.

С другой — среди союзников США нарастает понимание того безрадостного факта, что бороться с Россией США собираются за их счёт и на их территориях.

Пример украинских проамериканских «европейцев», которые в расчёте на богатые трофеи двинулись в американском обозе по российскую шерсть, а вернулись стриженными, никого не вдохновляет.

Поэтому борьба за каждую формулировку, рассмотрение каждого предложения обещают быть жёсткими, европейцы вполне могут попытаться сыграть на американо-российских противоречиях и прогнуть свою линию, которая в принципе ближе к интересам Москвы, чем Вашингтона.

В любом случае, на однозначную и безоговорочную поддержку союзниками своей позиции Вашингтон рассчитывать не может. Потребуются и аргументы, и уступки.

В этот самый момент, когда до начала переговоров осталась одна неделя и американцам было необходимо сохранять видимость баланса сил, совсем некстати для Вашингтона подвернулся казахстанский мятеж. Если бы он ещё был удачным, американцы могли бы попытаться использовать его, как предмет для торга.

Впрочем вряд ли бы им это помогло. За тридцать лет бессмысленного окучивания Средней Азии в Вашингтоне должны были уже понять, что местная клановая система, после любого «прозападного» переворота возвращается в предшествующее равновесное состояние.

Дело в том, что в отличие от украинских, белорусских, прибалтийских, молдавских и грузинских «европейцев», которые заряжены на прозападный курс идеологически и будут строить «светлое европейское будущее» на костях своих народов до последнего местного «европейца», среднеазиатские кланы мыслят более приземлённо. Для них торгово-экономический практицизм значит значительно больше, чем любые воздыхания об «общечеловеческих ценностях».

Свернутый текст

Пока Россия была слаба, а США активно присутствовали в Азии в военном и финансово-экономическом планах, местные режимы отдавали должное западному вектору, не забывая при этом, что без сотрудничества с Россией их национальные достояния пойдут прахом, а самих «отцов нации» отправят в утиль (а то и по следам Саддама Хуссейна) на радость «западным партнёрам» их местные «птенцы Сороса».

Поэтому после неудачных попыток закрепиться в Киргизии и Таджикистане США явно охладели к «демократизации» Средней Азии.

Разного рода фонды, НПО и НКО там конечно работали: должны же достойные люди бюджеты осваивать, в среде гуманитарной интеллигенции всегда была достаточно сильна прозападная прослойка, развивались русофобские националистические движения, поддерживавшиеся (как и в других точках постсоветского и даже постсоциалистического пространства) властями, в качестве противовеса российскому культурному, политическому, историческому, экономическому и ментальному влиянию.

Но имея возможность, базируясь в Афганистане, активно работать против местных режимов, США ограничились тем, что добились для себя (и части своих союзников) преимуществ в отдельных, интересующих их секторах экономики.

В результате политические потрясения стали опасны уже для самих американцев, так как угрожали их собственности.

Учитывая лёгкость перерастания азиатских бунтов в многолетние гражданские войны и трудность запуска мирного процесса, западный бизнес рисковал в случае политических обострений, если не лишиться формального контроля над собственностью, то оказаться не в силах эффективно управлять ею и извлекать прибыли в условиях перманентного вооружённого противостояния на соответствующих территориях.

Скорее всего, именно поэтому после 2014 года, имея возможность и политическую необходимость поджечь Среднюю Азию, связывая тем самым руки и России, и Китаю, США так и не решились на активные действия в регионе.

Ну а после выхода из Афганистана они лишились и практической возможности активно воздействовать на ситуацию и помогать своим потенциальным партнёрам.

Поэтому рискну утверждать, что новогодний мятеж в Казахстане был для США не просто ненужным, но несвоевременным и убыточным. Конечно, в Вашингтоне знали о его подготовке (не могли не знать).

Конечно, своим низовым активистам они не могли запретить участвовать в «борьбе за свободу». Но потенциальным лидерам и руководителям должны были сообщить, что хоть публично и не осудят действия оппозиции, но ничем, кроме вздохов и призывов не помогут.

То есть Вашингтон несомненно дал понять лидерам мятежников, что рассчитывать они могут только на свои силы, а США поддержат «новую власть», только если у казахов самих всё получится.

Именно поэтому прекрасно подготовленный мятеж, с массовым предательством в высших эшелонах власти, включая силовой блок и правительство в целом, стал разворачиваться по нестандартному сценарию.

Мятеж не обрёл форму цветного переворота, сразу же превратившись в дворцовый путч.

Не было на улицах «людей с хорошими лицами», об экономических требованиях забыли даже быстрее, чем они были удовлетворены, лозунги и действия в течение нескольких часов стали максимально радикальными, в традиционно склонных к бунту землях Младшего Жуза и (внезапно) в Алма-Ате (старой столице Казахстана и центре земель Старшего Жуза) администрации и силовики фактически сдали мятежникам не только власть, но и оружие.

Ставка очевидно делалась на скорость и внезапность. Мятежники должны были захватить Алма-Ату, провозгласить новое правительство (не исключено, что в его состав вошло бы большое количество старых чиновников, «перешедших на сторону народа»), объявить о низложении Токаева и заявить, что все, кто его поддерживают, являются врагами казахского народа и государственности.

Придать мятежу форму национально-освободительного восстания должен был и тот факт, что земли Среднего Жуза, куда в своё время, отсекая от власти «лишние» кланы, Назарбаев перенёс из Алма-Аты столицу (нынешний Нур-Султан, недавняя Астана), имеют наивысший процент русского населения (в отдельных регионах до 70% от общей численности). В общем, формат «восстания» — казахские Юг и Запад против русских (или пророссийских) Севера и Востока — вполне просматривался.

Очевидно, давно отстранённые от власти южные кланы, а также часть уходящей команды Назарбаева (которую Токаев медленно, но верно заменял своими ставленниками) пришли к совершенно правильному выводу о том, что организация победоносного мятежа до начала российско-американских переговоров — их единственный шанс.

США вынуждены будут поддержать их в случае победы, а значит ситуация в Казахстане так или иначе окажется главной темой переговоров в Женеве и Брюсселе.

По итогам они смогут вернуться к политике балансирования между США и РФ, поскольку и Москва, и Вашингтон, и Пекин в безальтернативной ситуации победившего мятежа должны будут признать их власть, так как у всех у них в Казахстане есть весьма серьёзные экономические интересы.

В целом надо отдать казахстанским элитам должное: мятеж они подготовили значительно лучше, чем Лёвочкин в Киеве в 2014 году или прозападные соратники Лукашенко в Белоруссии в 2020 году.

Задача во всех трёх случаях была одна и та же: заменить «неподходящего» правителя с тем, чтобы «новая власть» смогла в изменившихся условиях удержать возможность проведения политики балансирования (пресловутой «многовекторности»), без которой постсоветские государства являются нежизнеспособными кадаврами.

Украинские «европейцы» провалились, так как у них не хватило собственных сил для свержения Януковича и власть в стране перешла не к «новым людям», а непосредственно к Западу, которому политика «многовекторности» была не нужна.

Белорусские «европейцы» опростоволосились на попытке следовать рисунку классического цветного путча: с «девочками в блузочках с цветочками», массовыми маршами непонятно куда и зачем, боевиками на заднем плане, постепенным «прозрением» и «переходом на сторону народа» предателей в элитах, в целом с неспешным развитием переворота.

Лукашенко успел отойти от первоначального испуга, осознал ситуацию и обратился за помощью к России. После этого мятеж был обречён, Россия не могла допустить, чтобы пала власть, которой она оказала поддержку.

С этого момента белорусская власть оказалась в полной зависимости от Кремля — без российской поддержки контролировать ситуацию в стране она уже не может. Против неё тогда будут и пророссийские и прозападные белорусы, а чисто «пролукашенковских» (да ещё и бесплатных) слишком мало.

Поскольку же России «многовекторность» не нужна, то и в этом случае с нею было покончено.

Казахстанские мятежники учли ошибки предшественников и свой мятеж подготовили лучше всех. Он начался без раскачки и должен был завершиться 7–8 января бегством из страны президента Токаева (или расправой с ним). Но и реакция Токаева была молниеносной.

Судя по всему, консультации с Москвой начались сразу, как только был осознан масштаб мятежа (4 января).

6 января утром российские десантники уже были в Казахстане по мандату ОДКБ, то есть даже в таком случае на принятие согласованного решения главами пяти государств оставалось только пятое число.

После произошедшего в Казахстане с «многовекторностью» покончено на всём постсоветском пространстве. Уже не важно, знал ли о мятеже Назарбаев, поддерживал ли он мятежников или сознательно дал возможность своему выдвиженцу Токаеву проявить лидерские качества и окончательно легитимировать себя в качестве лидера Казахстана.

Планировавшийся частью элит бывшей союзной республики русофобский блицкриг, превратился в ещё более молниеносную победу России в рамках всего постсоветского пространства.

Во-первых, в пятый раз, после Северной Осетии, Крыма, Сирии и Белоруссии Москва показала, что умеет действовать быстро, неожиданно и максимально эффективно как с задействованием войск, так и без них (исключительно намекая на возможность применения силы).

Во-вторых, впервые был задействован механизм ОДКБ, которое многие уже объявили мертворождённой организацией, причём, в отличие от НАТО, которое годами совещается, прежде чем послать куда-нибудь роту солдат, согласованное решение было принято менее, чем за сутки.

Организация Договора о коллективной безопасности продемонстрировала свою эффективность на фоне стагнирующего НАТО.

В-третьих, как-то позабылось традиционное нежелание партнёров по ОДКБ выступать под российским командованием.

Против назначения генерал-полковника Сердюкова командующим объединёнными силами не возражал никто, ни «проевропейский» Пашинян, пожертвовавший Карабахом из-за нежелания своевременно обратиться за помощью к ОДКБ, ни «самостоятельный Лукашенко», всего полтора года назад клявшийся, что никогда белорусские солдаты не покинут родную землю для операций в рамках ОДКБ, поскольку это ОДКБ обязано защищать Белоруссию, а не Белоруссия ОДКБ.

Россия выступила в качестве однозначного и очевидного признанного лидера постсоветского пространства.

Главное же, что теперь американцам с этим жить. Они, конечно, могут попытаться «возмутиться» в Женеве. Но теперь придётся возмущаться не «односторонними действиями России», а проведённой строго в рамках устава ООН операцией шести (включая попросивший помощи Казахстан) государств.

Если вводить санкции против всех, то и активы могут быть заморожены, а то и изъяты на территориях всех государств. Так что, лучше о Казахстане не вспоминать.

Молчание или вялые протесты ясно покажут, что США больше ничего не могут противопоставить России в том регионе, который она в своих предварительных требованиях (декабрьский ультиматум Рябкова) обозначила как сферу исключительных интересов.

У союзников по НАТО (Франции и Германии) может возникнуть логичная мысль: зачем ломать копья по поводу Украины, Прибалтики, да и большей части Восточной Европы, если США всё равно не могут удержать этот плацдарм, а самой Европе конфронтация с Россией не нужна?

Жёсткая позиция ведёт США в тупик, мягкая — к капитуляции, пространство для манёвра казахстанские мятежники Вашингтону ограничили до предела: Россия с союзниками открыто подавляет «демократический» путч, а США в это время начинают с ней переговоры о комплексном урегулировании всех претензий и декларируют готовность к некоторым уступкам (выводу войск из Восточной Европы).

Провалившийся казахстанский мятеж резко ухудшил глобальные позиции США (в Средней Азии у них давно никаких позиций не было).

Поэтому американцы так расстроились, что дали указание украинскому СБУ хватать и сажать тех сетевых координаторов казахстанского мятежа, которым не повезло работать с Украины. Инициатива наказуема, тем более, если она провальна.

Ну и в качестве маленького бонуса, в отношении Китая российские позиции в Средней Азии тоже укрепились — теперь Россия выступает как лидер объединения, охватывающего большинство государств региона.

В старые времена (в конце XIX — начале ХХ века) такую форму присутствия назвали бы протекторатом, но нынче этот термин не в моде, поэтому сегодня мы говорим о несомненном региональном лидерстве России, которое без провального казахстанского мятежа ещё некоторое время не было бы таким очевидным для всех.

Тыл России прочен как никогда, на Украине и в Прибалтике эксперты и некоторые политики начали публично сомневаться в правильности ориентации на США.

С этим Россия подошла к десятому января — старту принципиальнейших консультаций по вопросу о международном порядке и системах безопасности. Посмотрим, что смогут положить на стол американцы, кроме собственных амбиций.

Ссылка

0

477

Почему ввод миротворцев в Казахстан критически важен для России

Депутат Государственной Думы, председатель Комитета по информполитике и связи, зам. секретаря Генсовета «Единой России» Александр Хинштейн предельно четко обосновал необходимость отправки миротворцев ОДКБ в Казахстан.

«Поскольку умы и члены оппозиции, бурно осуждающие отправку миротворцев ОДКБ в Казахстан, преимущественно находятся вдалеке от России, им простительно запамятовать родную географию.

Ниже — список регионов, граничащих с Казахстаном:

— Астраханская область;
— Волгоградская область;
— Саратовская область;
— Самарская область;
— Оренбургская область;
— Челябинская область;
— Курганская область;
— Тюменская область;
— Омская область;
— Новосибирская область;
— Алтайский край;
— Республика Алтай».
Ссылка

0

478

Кабаеву попросили «разогнать голубятню» на телевидении

Поклонники российской олимпийской чемпионки по художественной гимнастике Алины Кабаевой позитивно восприняли ее публичную критику российского телевидения, а также попросили повлиять на него.

В интервью для портала Moscow-baku.ru Кабаева рассказала о том, как непросто было добиться трансляции по российскому телевидению с целью популяризации художественной гимнастики детского спортивного праздника — фестиваля «Алина», сообщает «Московский комсомолец».

Поклонники Кабаевой стали активно комментировать в Сети это заявление и требовать, чтобы руководство российских телевизионных каналов изменило свои приоритеты.

Пользователи соцсетей отметили, что смотреть российское телевидение в последние годы невозможно из-за большого количества низкопробных шоу.

«А может, Алина Кабаева разгонит этот голубятник? На нее вся надежда», — высказал мнение один из пользователей.

Еще одна подписчица написала, что телеканалам проще «трясти грязным бельем», чем показывать спортивный праздник.
Ссылка

0

479

Гарантии США не равно гарантиям России: или что помешало Западу победить в Беларуси и Казахстане?

США стали не только слабее, но и уже формируется другой центр не только силы, но и финансовая гавань, а потому у элит третьих стран, у которых ранее не было выбора, теперь тот выбор появился.

0

480

Foreign Policy (США): Финляндия и Швеция больше не лебезят перед Россией

Финляндии и Щвеция будут сами принимать решение о вступлении в НАТО — без предварительной консультации с Россией, пишет Foreign Policy. По мнению автора, события стали переломным моментом в отношениях северных стран с НАТО и с Москвой.

Даже если обе северные страны и не присоединятся к НАТО, они начали новую главу в своих отношениях с Москвой.
08.01.2022

Элизабет Броу (Elisabeth Braw)

«Молодец тот, Каукомьели // В Похъёлы селенье прибыл // В Сариоле появился // Он пришел незваный в гости // И на пир без приглашенья». Так звучит 27-я руна «Калевалы», финского национального эпоса, известного остальному миру по симфонической поэме Яна Сибелиуса «Куллерво».

Всю ее недолгую историю независимую Финляндию на многие мероприятия попросту не приглашали, но сегодня двери НАТО, главного банкета западного мира, распахнулись для нее настежь — как и для ее соседки Швеции. И как президент и премьер-министр Финляндии ясно дали понять в своих новогодних речах, решать, вступать ли ей в альянс или нет, она будет сама — без предварительной консультации с Россией.

Это идет вразрез с эпохой холодной войны, когда Финляндия не принимала ни одного важного решения, не посоветовавшись с Москвой. Быть может, мы даже увидим переломный момент в отношениях северных стран с НАТО.

Еще в 1995 году на семинаре в Дублине журналист финской ежедневной газеты Helsingin Sanomat заметил, что НАТО в финском политическом словаре «уже не четырехбуквенное ругательство». Уже тогда все менялось. Во время холодной войны Финляндия и ее соседка Швеция, как известно, сохраняли внеблоковый статус, обеспечивая свою оборону самостоятельно — ценой значительных затрат и впечатляющих трудов всех слоев общества. Но НАТО как ругательство? В годы холодной войны в Швеции и Финляндии от малейшего упоминания об альянсе в приличном обществе действительно кривились, как от нецензурной брани в вежливой компании.

Разумеется, Швеция, хотя формально и сохраняла политику нейтралитета, тайно сотрудничала с НАТО. Начиная с конца 1940-годов социал-демократическое правительство страны снабжало США и другие страны НАТО разведывательными данными, закупало у них оружие и рассчитывало, что в случае советского вторжения США придут им на помощь.

Даже бывший премьер Улоф Пальме, который не скрывал своей неприязни к США и даже участвовал в марше протеста против войны во Вьетнаме, и тот продолжил это сотрудничество до самой своей гибели в 1986 году. «Причем шведы узнали об этом последними», — заявил в 1994 году Шведскому радио бывший американский посол Родни Кеннеди-Минотт (Rodney Kennedy-Minott), прослуживший в стране с 1977 по 1980 год.

И действительно, шведы настолько уверовали в самозащиту, что охотно и даже с энтузиазмом участвовали в так называемой тотальной обороне — сложной системе, где своя роль в безопасности страны отводилась большинству граждан. Около 3 миллионов шведов (а всего население страны составляло от 7 до 8,5 миллионов), служили в вооруженных силах и занимались гражданской обороной — разрабатывали оперативные планы действий для стратегически важных компаний на случай чрезвычайных ситуаций (включая подземные бункеры), крепили военную радиосвязь, водили армейские грузовики и даже дрессировали служебных собак.

Поэтому когда 1994 году 22-летнего Пола Йонсона (Pål Jonson) призвали на военную службу, он даже не пытался откосить, хотя учился в американском колледже (и имел стипендию по настольному теннису). Наоборот, будущий ученый-международник с энтузиазмом приступил к своей новой роли в береговой охране. И уже тогда он не сомневался, что его страна должна вступить в НАТО. «НАТО пускает страны за стол безопасности», — сказал он мне. «Она гарантирует трансатлантическую связь и помогает союзникам привести вооруженные силы в единообразие».

«Если бы меня тогда спросили, неужели Албания станет членом НАТО раньше Швеции, я бы в ответ лишь расхохотался», — добавил Йонсон. Впоследствии он защитил докторскую по военным исследованиям и сегодня возглавляет комитет по обороне шведского парламента. Швеция, конечно же, так никуда и не вступила. «Наш внеблоковый статус связан скорее с национальным самосознанием, чем с политикой безопасности».

Финляндия же во времена холодной войны сотрудничать с США не могла при всем своем желании: после Второй мировой Советский Союз вынудил соседа подписать так называемый Договор о дружбе и всячески держал на карандаше. По договору финнам не дозволялось иметь даже вспомогательные военизированные организации, благодаря которым Швеции выстроила впечатляющую оборону.

Бывший президент Финляндии, могущественный и бессменный Урхо Кекконен, был хитрый лис, — и одобрение Москвы нередко ставил выше собственного парламента. Однако его действия все же позволили Финляндии интегрироваться в Западную Европу, не навлекая при этом гнева Москвы. И даже во времена Кекконена и Договоре о дружбе финны не упускали ни единой возможности, чтобы защитить свою страну от Советов. После Второй мировой войны они активно внедряли так называемую «психологическую самооборону», чтобы внушить гражданам желание защищать родину.

Свернутый текст

Эта политика возымела такой успех, что в опросе Gallup 2015 года выяснилось, что защищать свою страну финны готовы охотнее других европейцев. Для сравнения взять в руки оружие готовы 74% финнов, 55% шведов и лишь 18% немцев. Разумеется, граждане умело управляемой, но внеблоковой страны будут охотнее защищать родину, чем те, кто привык полагаться на вооруженные силы США.

Но, учитывая расклад сил (5,6-миллионная Финляндия против соседа с населением в 146 миллионов человек), когда целых три четверти готовы защищаться — это выдающийся пример гражданского долга. Кроме того, в 1960-х годах финны по примеру соседней Швеции и открыли курсы национальной обороны для будущих лидеров. И по сей день счастливчики от парламентариев до руководителей предприятий изучают принципы национальной безопасности Финляндии по месту жительства и выстраивают уникальные связи, которые еще сильнее сплачивают страну.

И, конечно же, у финнов была своя, неповторимая музыка. Финские оркестры и хоры продолжали исполнять финские произведения даже когда Кекконен вовсю заискивал перед Москвой — это был как коллективный укол национальной гордости. И они исполняли «Финляндию», известнейшее произведение Сибелиуса, чей хор заканчивается словами «Восстань, Финляндия, коль в мир взываешь / Ты сбросила ярмо свое / И ига рабского ты боле не узнаешь / Народа утро настает — О, Финляндия».

Когда президент Финляндии Саули Ниинистё в своем новогоднем обращении к народу сказал, что «наше пространство для маневра и свобода выбора означают, что мы сможем войти в альянс и подать заявку на членство в НАТО, если примем такое решение», это неизмеримо важнее, чем если бы такое сказал, скажем, президент Швейцарии.

И что еще важнее, ту же мысль в своем новогоднем обращении подчеркнула премьер-министр Санна Марин: «Мы сохраняем за собой возможность подать заявку на членство в НАТО. Мы должны поддерживать свободу выбора и следить за тем, чтобы она оставалась реальностью, поскольку это право каждой страны — определять собственную политику безопасности». Оба заявления прозвучали через несколько дней после того, как официальный представитель министерства иностранных дел России Мария Захарова предостерегла о «серьезных политических и военных последствиях», если Финляндия и Швеция войдут в альянс.

«Это русские провоцируют все эти разговоры о НАТО», — считает бывший посол Финляндии в Москве Рене Нюберг (René Nyberg), соавтор правительственного доклада 2016 года о членстве Финляндии в НАТО. «Но настоящая проблема не в членстве Финляндии или Швеции, а Украина. Отвлекая международное внимание на расширение НАТО, Россия пытается скрыть свою глубокую травму — Украину, которую уже потеряла».

Финляндия и особенно Швеция немало лет после окончания холодной войны провели в мучениях из-за членства в НАТО, и слова финских лидеров не могут не повлиять на соседа. «У Швеции и Финляндии налажено чрезвычайно тесное военное сотрудничество и даже совместное планирование», — отметил Йонсон. Поскольку в действительности обе страны могут присоединиться к альянсу лишь вместе, крайне важен настрой общественности.

В прошлом году в ежегодном опросе министерства обороны страны, 24% финнов поддержали членство в НАТО — против 20% в 2020 году. В последние годы доля сторонников колеблется в районе двадцатипроцентной отметки. В аналогичном же опросе в Швеции в начале 2021 года выяснилось, что 46% хотят вступить в НАТО — по сравнению с 43% тремя годами ранее.

В конце концов, Финляндия и Швеция могут и не подавать заявки на членство в НАТО. Но ключевой момент, на котором заострили внимание Ниинистё и Марин, — это что решать предстоит им самим. Какое освобождение для обеих стран — особенно для Финляндии — ведь они провели столько тревожных десятилетий, опасаясь, как на их решения отреагирует Москва!

И если Кекконен считал, что обязан спрашивать одобрения Кремля не только по военным вопросам, то нынешняя Финляндия — это Каукомьели, действует по собственной воле и является без приглашения.

Элизабет Броу - обозреватель журнала Foreign Policy, научный сотрудник Американского института предпринимательства, специалист по гибридным угрозам и угрозам серой зоны, член Национальной комиссии по готовности Великобритании

Ссылка

0


Вы здесь » ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА » Россия, Украина и мир: политика и аналитика. Архив » Россия, Украина и мир: политика и аналитика 240+18