47% территории СССР — это вечная мерзлота, а 75% территории периодически испытывало температур в -40°С. В таких условиях сложно жить, строить, выращивать что-то, работать. Затраты компенсировались только обилием полезных ископаемых в недрах Земли.
В середине 50-ых годов советский ученый Петр Михайлович Борисов (к сожалению ни одной его фотографии найти не удалось) разработал суперпроект по перенастройке климата Евразии или точнее будет сказать — Северного полушария Земли. Суть проекта была в постройке Дамбы через Берингов пролив.
В чем суть?
Не секрет, что климат в Лондоне и на Комсомольске-на-Амуре, находящихся практически на одной и той же широте очень сильно отличается. А дело всё в тёплом атлантическом течении Гольфстрим. Он огибает западные берега Европы и Скандинавский полуостров, отдает часть своего тепла Северному Ледовитому океану, но дальше на восток не идет, потому что его не пускают холодные течения, поступающие из Тихого океана через тот самый Берингов пролив.
По расчетам советских ученых путь теплых водных масс от Шпицбергена до Чукотского моря занимает 5 лет. После осуществления проекта это время должно было сократиться минимум в 2 раза до 2,5 лет. А первые эффекты были бы заметны уже через 2-4 года.
Теория вопроса
На самом деле то, что хотел сделать Борисов, не было безумной фантазией. Он лишь хотел вернуть нашу планету в кайнозойскую эру, точнее на рубеж мезозоя и кайнозоя (отмотать примерно 80 млн лет назад), когда на планете был самый благоприятный климат.
В то время в Поволжье росли пальмы, в Якутии встречались тополя и секвойи, в Гренландии росли виноград и каштан. Поверхностная температура северных морей была около +14°С, а температура экваториальных морей была не на много выше. Постоянный ледяной покров отсутствовал. А всё почему? Потому что было очень хорошее сообщение южных и северных вод.
Примерно так выглядела Земля около 65 млн лет назад. Как видим Европа и Азия ещё не соединились, северные моря, Атлантика и Тихий океан хорошо соединяются и у них огромный водообмен.
Всё это длилось 65 млн лет. Однако идиллия кончилась, когда подъем суши стал преобладать над её опусканием, континенты разрослись и интенсивный водообмен превратился в три ручейка (один из них — это Гольфстрим). В северных морях стал образовываться лёд, который лучше, чем вода, отражает солнечный свет, поэтому оледенение происходило всё интенсивнее и интенсивнее.
В итоге получилось то, что мы сейчас имеем. Это состояние длится уже 2,5 млн лет. С одной стороны много, а с другой стороны какие-то копейки по сравнению с благоприятным периодом, который длился 65 млн лет.
Поэтому идея Борисова состояла в том, чтобы перекрыть Берингов пролив и тем самым не пускать холодные течения из Тихого океана на север и восток. В этом случае холодные воды поступали бы в северные моря лишь небольшим ручейком (по сравнению с объемами воды из Атлантики) из северных рек. Таким образом планировалось протянуть Гольфстрим по всей северной границе России.
Плюс требовалось перекачивать поверхностные малосоленые и распресненные воды из северных морей в Тихий океан. Пресная вода быстрее замерзает и, поскольку находится сверху, не пускает теплые воды ко льдам. Откачка создала бы дополнительное течение и всё вместе позволило бы дотянуть Гольфстрим до Аляски.
Перекачивать из Ледовитого океана в Тихий по подсчетам требовалось около 140 тысяч кубических километров воды в год. Это превратило бы области вечной мерзлоты чуть ли ни в тропики и сделало бы более мягким климат Дальнего Востока, Камчатки, Аляски и Канады, а северные реки более полноводными.
По расчетам Борисова земли крайнего севера должны были стать пригодными для выращивания сельскохозяйственных культур вплоть до цитрусовых. В Москве в самые холодные зимние дни температура не опускалась бы ниже нуля градусов, а обычной для зимы температурой стал бы диапазон от +6°С до +12°С. Почти как в Сочи сейчас.
Проект
При поддержке США и Канады проект был рассчитан на 8-10 лет. Уже были схемы и проекты дамбы. Была разработана конструкция, которая позволила бы многолетним паковым льдам переползать через плотину.
Конструкция, которая позволила бы паковым льда не напирать на плотину, а переползать через неё. Льды также предполагалось раскалывать при помощи ледоколов. А в крайнем случае отгонять, включив насосы в обратную сторону.
Питать мощнейшие насосы (мощностью 25 ГВт — гига-ватт это миллион тысяч ватт) для перекачки вод из Северных морей в Тихий океан должна была сеть атомных станций, расположенных по обе стороны Берингового пролива.
Слайд из диафильма 60-го года о том, что будет в СССР в 2017 году, спустя 100 лет после Великой социалистической октябрьской революции. После того, как паковые льды уйдут, планировалось пустить по дамбе атомные поезда и автомобили.
Мирный атом в то время был очень перспективным средством достижения всего (чего только стоят проекты по развороту русел рек для нужд народного хозяйства — но это тема для отдельной статьи). Так вот для подготовки укладки бетонных блоков в основание дамбы длинной 89 км планировалось произвести серию атомных взрывов мощностью в несколько десятков мегатон в течение нескольких минут. Для сравнения бомба, упавшая на Нагасаки была мощностью 20 килотонн. А тут в тысячи раз больше!
Примерно так выглядит мощный подводный взрыв. Теперь представьте, что взрыв в тысячи или даже десятки тысяч раз мощнее. И он не один, а их около двух сотен.
Последствия
Я даже не представляю, почему при таких цифрах никому в голову не пришло подумать о последствиях? Причем не только для человечества, но и для экологии, флоры и фауны. Это ведь в буквальном смысле мог быть ядерный апокалипсис из-за халатности.
Сегодня российские и американские ученые пришли к выводу, что если бы проект Борисова осуществился, последствия могли бы быть колоссальными. Причем эффект от задумки, скорее всего, был бы противоположенным предполагаемому.
Мнение российских ученых
Перекачка огромных масс холодных вод в Тихий океан могла бы привести к заморозке Японии, Полинезии и существенному снижению температуры на Камчатке, Аляске и на западных берегах Канады.
Более того, протянуть Гольфстрим могло бы и не получиться. Он бы мог просто замереть в Атлантике и тогда бы замерзала вся Западная Европа, а арктические льды продвинулись бы ещё дальше вглубь Евразии. Льды могли бы перекрыть и изменить русла северных рек, что привело бы к затоплению больших территорий Сибири.
Кадр из фильма "Послезавтра", 2004 год. Режиссёр: Роланд Эммерих. Примерно такое же могло быть на Камчатке и в Европе.
Скорее всего, из берегов вышел бы Дон и затопил Краснодарский край и некоторые другие районы. К таким выводам пришли ученые Института биофизики клетки Российской АН.
Мнение американских ученых
У ученых Колорадского университета в США получились несколько другие выводы, но прогнозы всё равно неутешительны — про апельсины точно можно было бы забыть.
Даже если бы Гольфстрим удалось протянуть до Аляски, это бы привело к таянию вечной мерзлоты в северных регионах СССР и Канады. Начали бы таять паковые льды. Всё это привело бы к заболачиванию огромных территорий. Вдобавок ко всему в атмосферу из-подо льдов вышли бы гигантские объемы углекислого газа и метана. А что из-за этого бывает, мы уже знаем: парниковый эффект, глобальное потепление, а потом резкое похолодание и ледниковый период.
Как-то так может выглядеть Сибирь после таяния вечной мерзлоты.
В краткосрочной же перспективе это привело к изменению климата и рельефа местности. Наводнения в одних регионах и засухи в других.
И это мы ещё не говорим про новые (на самом деле очень старые) вирусы и болезни, которые могли бы появиться из-за таяния вечной мерзлоты. Ковид мог бы показаться легкой простудой на их фоне.
Почему проект не осуществиться
Для осуществления столь масштабного проекта требовались колоссальные средства. В одиночку СССР бы не потянул столь дорогой и масштабный проект. Так что требовалось финансирование и заинтересованность со стороны США и Канады.
Один из рисунков дамбы через Берингов пролив.
К тому же речь шла не о региональном, а о межконтинентальном строительстве и нужно было не только финансирование на строительство, но и согласие многих государств.
Кто знает, может быть всё бы и удалось, но развязавшаяся между США и СССР холодная война спутала все карты и тормозило сотрудничество во всех сферах. Берлинская стена, Карибский кризис... было точно не до плотин и дамб.