...В конце ХIХ – начале ХХ веков появилось много стихов и прозы, воспевающих красоту, которые перекликались с идеями Платона. Например, поэт ХХ века Н. Заболоцкий написал стихотворение о некрасивой девочке, в котором противопоставил некрасивую внешность девочки ее душевной открытости и поставил вопрос:
Что есть красота
И почему ее так обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Ответ на этот вопрос можно найти, покопавшись в классике. Первым делом я хочу вспомнить А.П.Чехова, который подарил миру уникальную фразу о красоте человека: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда». А теперь, оттолкнувшись, от этого постулата, вспомните хотя бы пушкинских героинь Татьяну Ларину и Машу Миронову. Обе героини не отличались внешней красотой. Их притягательность состояла в их душевной чистоте и высокой нравственности.
...Но если даже еще в начале и середине ХХ века люди не могли до конца объяснить механизм воздействия красоты на человека, то в начале ХХI века, когда на Землю пошли новые знания, <...> это объяснили экзотерические учения.
Приобщение к красоте – красоте природы, произведениям искусства, к творчеству развивает духовное, интуитивно-творческое начало в человеке и пробуждает его скрытый психологический потенциал. Последователи йоги и других экзотерических учений знают, что природа творчества связана с деятельностью высших центров. Поток творческой энергии побуждает мозг человека посылать импульсы в высшие чакры, активизируя тем самым их потенциал. Поэтому общение с красотой, раскрывающей высшие центры и активизирующие пробуждение духовности, - это основа, способная дать сознанию миллионов людей импульс к истинной духовной эволюции. <...>
...Красота сопровождает человека постоянно, обитает в его жилище, присутствует при всех важнейших событиях его жизни. И к тому же красота, как и думали древние, полезна человеку. Польза красоты в том, что она, вызывая наслаждение, духовно возвышает. Сухомлинский называл красоту «гимнастикой души». Переживание красоты, по его словам, «выпрямляет наш дух, нашу совесть, наши чувства и убеждения», В этом этическая сила красоты. Являясь порождением духовности и наполненная духовностью, красота в то же время рождает новую духовность. Сопереживание красоты затрагивает самые тонкие и тайные струны души, делает человека лучше, чище и здоровее. А человек, в котором проснулась духовность, в свою очередь, делает мир красивее и лучше. Уходя от прекрасного, человек теряет ощущение счастья. Возвращаясь к нему, обретает себя и целый мир.
(с) Ольга Гордеева, отрывки из книги "В гармонии с Вселенной"
Свернутый текст
...Категория красоты не чужда и нашему технократическому обществу. А все потому, что красота чрезвычайно разнообразна, и она просто окружает нас со всех сторон. Красивы горы и море, но красива и хрупкая снежинка, мимолетный узор, замерзший на стекле. Красивы тигр и царственный лев, но разве менее красивы гонимые ими газели и антилопы? Таким образом, проявления красоты в нашей жизни многогранны, как писал об этом А.К. Толстой:
И порознь их отыскивая жадно,
Мы ловим отблеск вечной красоты;
Нам вестью лес о ней шумит отрадной,
О ней поток гремит струею хладной,
И говорят, качаяся, цветы.
Я думаю, что красота природы природа не оставляла равнодушной человека любого столетия. И хотя понятие красоты меняется со временем, как и восприятие ее, все же есть нечто, что остается неизменным. Это вот как раз красота природы.
Вообще же красота – это понятие двойственное. С одной стороны красота и все прекрасное связано с природой, общественной жизнью, искусством. А другая сторона прекрасного кроется в самом человеке - в его способности воспринимать и оценивать красоту окружающего мира. Именно поэтому в каждом времени, в каждом социальном слое, в каждом обществе существует свое понятие красоты и прекрасного. Именно эту сторону прекрасного подчеркивает Шекспир, который устами Гамлета говорит нам: «Сами по себе вещи не бывают хорошими или дурными, а только в нашей оценке». Таким образом, человек является как бы мерой красоты окружающих его вещей и явлений.