Канадская версия: «Небесную сотню» расстреляли сторонники Майдана
Стрельбу по людям в центре Киева в феврале этого года вели сторонники Майдана – такой вывод делает в своём докладе канадский политолог украинского происхождения Иван Качановский. Это мнение человека, которого сложно назвать агентом кремлёвской пропаганды, но украинским политикам ничего другого не остаётся: гибель «Небесной сотни» стала частью новейшей мифологии, без которой власти нечего противопоставить тяжелейшей ситуации в стране.
После драматических событий весны-лета этого года на украинском Юго-Востоке, «дело снайперов» несколько подзабылось. Хотя в первые недели после победы Майдана это была одна из главных тем для обсуждения не только в Украине, но и далеко за её пределами. Сомнений в причастности к массовым расстрелам сбежавшего президента Януковича не было практически ни у кого. Для Украины, а в особенности для активистов «революции достоинства» и новых украинских властей события 18 - 22 февраля моментально приобрели сакральное значение. Погибшие на Грушевского, Институтской и далее по центру Киева активисты были названы «Небесной сотней», отношение к ним сложилось как к святым великомученикам, Институтская улица была переименована в честь «Небесной сотни», а в Днепропетровске, например, центральную площадь Ленина переименовали в площадь Героев Майдана. Для нового правительства было критически важно сфокусировать внимание на единственном действительно кровавом преступлении Януковича, до последнего отказывавшегося силой подавлять беспорядки, чтобы как-то оправдать свержение законно избранного президента.
Гром среди ясного неба грянул 5 марта, когда был опубликован разговор главы внешнеполитического ведомства ЕС Кэтрин Эштон с главой МИД Эстонии Урмасом Паэтом, в котором эстонский министр заявил, что людей убивал не Янукович, а оппозиция.
«И крайне тревожит то, что новая коалиция не желает расследовать точные обстоятельства происшедшего. Стремительно растёт понимание того, что за этими снайперами стоял не Янукович, а кто-то из новой коалиции», - описал Урмас Паэт впечатления от поездки на Украину своей брюссельской коллеге.
Фактически, эстонский министр разрушил революционную романтику Майдана и поставил под удар новую украинскую мифологию. «Революция достоинства» предстала идеально сконструированной машиной, работающей на смену режима, которая подогревала, стимулировала и канализировала в нужное время в нужное русло изначально существовавшее негодование толпы против правления «донецких». К месту вспомнились события зимы 2013 - 2014 годов: всякий раз, когда Майдан начинал было затихать, то избивали оппозиционную журналистку Татьяну Черновол, то похищали координатора «Автомайдана» Дмитрия Булатова, то ещё что-нибудь. Стрельба по людям в центре Киева отлично уместилась в этот ряд. Мирных обывателей, действительно, она терроризировала, удерживая от похода на «Народное вече», а вот распалённых боевиков, остававшихся к тому времени наедине с «Беркутом» в закоулках Лютеранской и Институтской, только больше разъяряла и стимулировала….
Но несмотря на то, что Урмас Паэт не стал отрекаться от разговора с Кэтрин Эштон и подтвердил свои слова, Запад и новая киевская власть предпочли спустить эту историю на тормозах. Затем уже стало не до того: «Небесная сотня» разрослась до нескольких «небесных» тысяч, и на фоне событий в Одессе, Мариуполе, Славянске и Донецке февральская стрельба почти забылась.
Между тем наряду с так ничего достоверно и не установившим официальным расследованием продолжаются альтернативные расследования по «делу снайперов».
Канадский политолог украинского происхождения - профессор Школы политических исследований, глава Центра украинских исследований Университета Оттавы Иван Качановский по результатам собственного расследования приходит к выводу, что огонь в центре Киева открыли лица, поддерживающие оппозицию.
Об этом Качановский пишет в обширном аналитическом докладе, опубликованном им в начале октября. По итогам анализа множества источников различного типа и сопоставления фактов исследователь делает следующие выводы.
Во-первых, все выстрелы в центре Киева велись со зданий, захваченных к тому времени протестующими: Главпочтамт, Дом профсоюзов, гостиница «Украина» и др. Во-вторых, ни один человек не был застрелен из специализированных снайперских винтовок, принадлежащих правительственным войскам, – выстрелы производились либо из спортивных и охотничьих ружей, либо из автоматов Калашникова, которые попали в распоряжение революционеров после захвата военных складов на Западной Украине. В-третьих, снайперы не стреляли в политиков и лидеров гражданских активистов. На последнее обстоятельство обратили внимание задолго до профессора Качановского.
Именно 20 февраля и именно в те часы, когда вёлся снайперский огонь на Институтской, лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош встречался с президентом Виктором Януковичем в его официальной резиденции на Банковой, 10.
Банковая тогда находилась в самом эпицентре боёв, а начинается она, между прочим, от той самой зловещей Институтской, поднимающейся в горочку с Крещатика. И именно по ней спокойно прошёл на встречу с Януковичем Дмитрий Ярош, каким-то чудом не попав под перекрёстный огонь, как он сам утверждает, «снайперов ФСБ». Факт визита Яроша в правительственный квартал к Януковичу доказан документально: фамилия Яроша указана в журнале посещений президента Украины за 20 февраля, и сам лидер «Правого сектора» этот факт, в конечном счёте, подтвердил.
По совокупности таких фактов не связанные с украинской властью исследователи, включая профессора Качановского из Канады, делают вывод, что снайперский огонь на Институтской вела группировка, близкая к «Правому сектору». Свои стреляли в своих!
Дальше, по законам жанра, криминалистика должна уступить место демагогии. Если предъявить миру результаты своего расследования с приложением всех следственных материалов украинская власть не может (а она этого до сих пор не сделала), то неизбежно должны пойти разговоры о российской пропаганде и информационной войне.
Правда, с Иваном Качановским из Оттавы использовать такой приём будет не менее трудно, чем с Урмасом Паэтом из Таллина.
В прошлый раз о причастности бойцов Майдана к массовым убийствам заявил министр иностранных дел не России и не Донецкой народной республики, а Эстонии - страны, которая в своей антироссийской и проукраинской позиции уступает только Литве с Румынией да, возможно, Польше.
Тема разговора Паэта и Эштон в итоге свелась к тому, что во всём виноват эстонский министр: нужно ведь думать, что говоришь по телефону, мало ли кто сейчас может слушать!
Так и в теме с канадским профессором Качановским: в лучшем случае его посчитают невысокого полёта птицей, чтобы реагировать на то, что он что-то там анализировал и расследовал. В худшем - станут развивать тему предательства своих: этнический украинец, украинист, гордость канадской диаспоры украинцев, а лезет зачем-то со своей никому не нужной истиной, не понимая, что так «риднои краине» не помочь. Ну, не называть же его, в самом деле, кремлёвской пропагандой!
Возможно, все эти альтернативные версии «дела снайперов», действительно, инсинуации дилетантов и бредни конспирологов. Но украинская власть может покончить с этими инсинуациями очень просто: опубликовать все материалы дела и устроить открытое и прозрачное судебное разбирательство.
Вместо этого со стороны Яценюка, Авакова, Парубия и прочих уже проскальзывают истерические нотки, что все эти слухи – покушение на святость дела Майдана, попытка оклеветать и дискредитировать его героев и т. п. Знакомые, прямо скажем, нотки.
Скоро в Киеве введут уголовную ответственность за отрицание факта агрессии продавшегося Путину и ФСБ Януковича и будут сажать, как за критику официальной версии событий 13 января.
А ведь тогда, 13 января 1991 года, в защитников Вильнюсской телебашни тоже стреляли с соседних домов и из той самой телебашни. Кстати, ветераны боевого крыла «Саюдиса» в начале этого года обучали молодых украинских коллег, как надо организовывать Майдан…
https://www.academia.edu/8776021/The_Sn … in_Ukraine
Интересно, что автор упоминает похожий эпизод с расстрелом "защитников вильнюсской телебашни" в 1991 году, в гибели которых власти Литвы до сих пор обвиняют сотрудников группы «Альфа».
Подробный разбор фальсификаций истории с телебашней
День защитников свободы Литвы – инсценировка с жертвами
Накануне Дня защитников свободы генпрокуратура Литвы, несмотря на неопровержимые доказательства непричастности сотрудников группы «Альфа» к гибели людей у вильнюсской телевизионной башни, продолжает делать из них главных виновников. Нагнетанию ситуации, в первую очередь в отношениях Литвы с Россией, способствовало заявление прокурора генпрокуратуры Литвы Симонаса Слапшинскаса о расследовании январских событий, в котором сообщается, что вина советских руководителей и военнослужащих в трагедии «неопровержимо доказана».
День защитников свободы в Литве ежегодно отмечается 13 января и имеет статус государственного «праздника». Тогда, в 1991 году советские войска предприняли попытку при поддержке танков захватить телебашню. В результате столкновений под танками погибли 14 человек и около тысячи граждан получили ранения.
Накануне памятной даты советник президента Литвы по вопросам национальной безопасности Йонас Маркявичюс сказал, что эта трагедия должна остаться в памяти общества не только как исторический факт, но и ей должна быть дана правовая оценка.
«Это расследование, возможно, будет продолжаться долго, но оно не может быть прекращено. Пока жива наша память, мы не забудем эту историю», – отметил он.
Следует заметить, что генпрокуратура Литвы подготовила европейские ордера на арест 78 подозреваемых в деле о событиях 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Подозреваемые являются гражданами Украины, России и Беларуси, которые в 1991 году занимали руководящие должности в Компартии, в министерствах обороны и внутренних дел, КГБ, в том числе офицеры, которые принимали участие в захвате вильнюсского Дома печати, зданий Литовского радио и телевидения.
Летом прошлого года генпрокуратура Литвы направила в Россию, Беларусь и Украину просьбу о правовой помощи с предложением вручить подозреваемым документы, опросить их, ознакомить с подозрениями, предложить участвовать в процессах.
Подозрения бывшим военным предъявлены сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса, за что предусматривается пожизненное лишение свободы.
Среди подозреваемых – 2 гражданина Беларуси. Один из них бывший заместитель министра обороны Беларуси генерал Владимир Усхопчик.
Литовская прокуратура считает его причастным к гибели 14 человек во время штурма вильнюсского телецентра. В. Усхопчик возглавлял в то время вильнюсский гарнизон, а после этого был переведен в Беларусь.
Литва неоднократно обращалась к Беларуси с просьбой о выдаче бывшего начальника Вильнюсского гарнизона, однако ей было отказано. «По нашей Конституции граждане Республики Беларусь не могут быть выданы иностранному государству», – заявил генпрокурор Беларуси.
Так российская сторона, в октябре 2013 года, основываясь на результатах журналистского расследования, посредством телевизионной передачи «Человек и закон» представила ряд неопровержимых доказательств прямой провокации со стороны антисоветских деятелей. Как пишут некоторые журналисты: «Литва оказалась на грани истерики на историческую правду».
Глава Комиссии по радио и телевидению Литвы (надзирающей за идеологическим содержанием передач) Э. Вайтекунас заявил, что телесюжет «трудно смотреть». Видимо, по той причине, что невозможно опровергнуть факты, представленные в нем.
Комиссия на три месяца запретила ретрансляцию на Литву «Первого Балтийского канала», по которому, собственно, и была показана эта телепрограмма. Официально свое решение Комиссия объяснила тем, что сюжет якобы «распространил ложную информацию о событиях 13 января 1991 года, которая разжигала ненависть, являлась издевательской по отношению к людям Литвы и нагло оскорбляла память борцов за свободу Литвы».
Особенно «больно» данная информация была воспринята многими «антисоветчиками» в связи с тем, что именно в этот период Литовская Республика председательствовала в Евросоюзе. А ведь литовские власти постоянно провозглашают «расцвет демократии и приверженность принципам правового государства».
Вместе с тем, события тех дней до сих пор трактуются неоднозначно даже в самой Литве.
В частности, в июне 2012 года окружной суд г. Вильнюса признал лидера литовской леворадикальной партии «Социалистический народный фронт» Альгирдаса Палецкиса виновным в «публичном сознательном принижении и отрицании советской агрессии» и приговорил к денежному штрафу. Проведя собственное расследование, он настаивал, что в провокационных целях «свои стреляли в своих», на что, по его данным, указывает характер многих ранений. При этом были проигнорированы показания 12 свидетелей, под присягой подтвердивших, что видели, как с крыш домов, находящихся рядом с башней, стреляли неизвестные гражданские лица.
Между тем, на основании многочисленных экспертиз, существует масса неопровержимых свидетельств того, что дело о январских событиях сфальсифицировано и носит сугубо политический характер.
Кроме того, в уголовном деле (по факту известных событий) представлена распечатка радиоперехвата переговоров советских военнослужащих, осуществленная Департаментом госбезопасности Литвы, что является весьма убедительным свидетельством. Из распечатки понятно, что по советским военнослужащим велась стрельба из огнестрельного оружия, в том числе с применением оптики, т. е. действовали снайперы. Причем говорилось, что стрелки находились, как внутри зданий, так и снаружи, на крышах близлежащих жилых домов.
Прямых доказательств «зверства» советских силовиков, подкрепленных фотоотчетами корреспондентов и других лиц, попросту нет.
Напомним, что там было немало фотокорреспондентов, в том числе и иностранных, которые, без сомнения, отсняли бы то, что происходило по мнению некоторых «свидетелей».
Также много вопросов возникает при тщательном исследовании свидетельств главного «защитника» телебашни Эугениюса Шепетиса, за что тот был награжден несколькими государственными наградами Литовской республики, а в 1992 году возглавил отдел контрразведки Министерства охраны края. Помимо Э. Шепетиса были подготовлены и другие лжесвидетели.
Отдельно стоит обратить внимание на утверждения активного литовского политика Витаутаса Ландсбергиса и бывшего главы Департамента охраны края Аудрюса Буткявичюса о том, что советским десантникам противостояли безоружные люди. На данный момент свидетельств того, что «добровольцы» А. Буткявичюса в ночь на 13 января были вооружены, достаточно. Так, согласно показаниям работника вильнюсской телебашни Любови Николаевой все они были вооружены холодным оружием, а пять из них – автоматами.
lt-999Следует также напомнить сенсационное свидетельство одного из первых активистов «Литовского движения за перестройку», а впоследствии основателя Демократической партии Литвы Болеславаса Билотаса, который давал показания на судебных слушаниях по делу А. Палецкиса. Он заявил, что накануне январских событий правление тогдашней Демократической партии долго обсуждало, что надо сделать, чтобы сплотить народ Литвы и обеспечить вывод Советской Армии. В итоге пришли к идее, что для этого нужно кровопролитие.
Что же касается фотоснимков, на которых танки якобы наезжают на людей, то секрет их изготовления открыл свидетель В. Ярец в ходе уголовного процесса по делу лидера «Единства» Валерия Иванова.
Он сообщил, что в момент остановки танков рослые мужчины подкладывали под их гусеницы людей, а после сигнала о начале движения танка извлекали их. Вот почему не существует ни одного снимка, где бы был запечатлен раздавленный танком человек.
В этой связи вспомним о снимке, который в январе 1991 года был опубликован во многих мировых СМИ. На нем был запечатлен советский танк, который якобы пытаются остановить люди. Под левой гусеницей танка ясно видны две ноги: мужская в кроссовке и женская в сапоге.
lt-665Однако эксперты при рассмотрении снимка выяснили, что обладатели ног не лежат под танком, придавленные гусеницей, а полулежат, благодаря поддержке стоящих вокруг людей. Абсолютно ясно, что подобную позицию можно было занять только при стоящем танке. Также заслуживают внимание спокойные лица второго плана.
Это сейчас даже неискушенный читатель знаком с технологиями «цветных революций». А в 1991 году этот снимок произвел в мире нужное для Литвы впечатление, хотя фото раздавленных людей так никто и не увидел.
Трагические январские события той поры до сих пор продолжают оставаться главным раздражителем литовско-российских и литовско-белорусских отношений.
Безусловно, погибших людей, явившихся жертвами провокаций во имя «сплочения» нации, жаль. Но вот продолжающаяся уже не одно десятилетие «пляска на крови» отдельных политиков является явным перебором. Хотя с другой стороны, истерические выпады в сторону своих соседей (Беларуси и России) опять помогают сплотить литовское общество, а заодно и выгодно напомнить о себе накануне президентских выборов.
Автор: Игорь Павлюкевич