По убеждению эксперта, Радослав Сикорский не только сам опозорился, но и поставил под удар репутацию Польши как «адвоката» Украины в Европе.
Но сначала — как развивались события, предшествовавшие падению авторитета бывшего министра иностранных дел.
«Маневры» Сикорского
Для спикера польского парламента, если ближе к языку оригинала — маршалка Сейма, неделя началась неудачно. Ему проходу не давали журналисты, которые хотели узнать подробности разговора, упомянутого им в интервью американскому веб-порталу Politico.
По словам Сикорского, которые в статье для портала процитировал известный журналист Бен Джуда, Владимир Путин еще в 2008 году предлагал польскому премьеру Туску «поделить» Украину.
«Это была одна из первых вещей, которые Путин сказал моему премьер-министру Дональду Туску, когда он посещал Москву. Потом он сказал, что Украина — искусственное государство, и Львов является польским городом, поэтому отчего бы нам по этому поводу не договориться. К счастью, Туск не ответил. Он знал, что его записывают», — процитировал Радослава Сикорского американский веб-портал.
В Польше это имело эффект информационной бомбы.
Журналисты потребовали подробностей от маршалка, а вместо этого он сначала вообще бежал от ответов на их вопросы, а потом начал отказываться от того, что сказал в этом англоязычном интервью, использовав любимую формулу политиков — его «неправильно поняли».
Однако его резкость в уклонении от вопросов журналистов вызвала критику как политической оппозиции, так и однопартийцев из «Гражданской платформы».
«Я не позволю подобное поведение», — заявила журналистам Ева Копач, премьер-министр Польши, которая заставила Радослава Сикорского, звездного экс-министра иностранных дел, созвать вторую пресс-конференцию за один день и извиниться перед журналистами.
«Тесное» кресло спикера
По словам корреспондента Би-би-си в Варшаве, должность парламентского спикера Радослав Сикорский рассматривал как своеобразное карьерное падение.
Ведь за семь лет, в течение которых он возглавлял внешнеполитическое ведомство Польши, Сикорский привык к международной арене и дипломатическим миссиям.
Вместе со своим коллегой из Швеции Карлом Бильдтом Радослав Сикорский завоевал славу «ястреба» в отношениях ЕС с Россией после Майдана.
Он был одним из авторов программы «Восточного партнерства» ЕС. И вдруг — полная потеря рычагов влияния на внешнюю политику и статуса «звезды европейской дипломатии».
Не верит в теорию «оговорки» или «неосторожности» и авторитетный польский обозреватель по восточноевропейским вопросам и политике государств постсоветского пространства Мария Пшеломец: «Извините, но сказать, что это была оплошность, когда речь идет о человеке, который так долго занимал должность министра иностранных дел и свою рабочую карьеру начинал с журналистики, — это было бы несколько странно».
Для Польши, которая и сама была жертвой экспансионизма соседних государств, когда ее территория была разделена в конце ХVIII века между тремя империями, эта тема крайне болезненна.
Поэтому премьер Копач в телеинтервью сказала, что и близко не представляет, как можно в наше время, в Европе XXI века, допускать даже мысль о возможности разделения территории суверенного европейского государства.
«Так с журналистами нельзя»
Скандал не стих. Куда бы ни поехала по правительственным делам польский премьер, ее везде спрашивают об опальном маршалке Сейма. Ева Копач, словно строгая, но справедливая учительница, делится содержанием разговора с «Радеком».
«Я ему категорически сказала — так с журналистами нельзя. Будет тебе наука. На пресс-конференцию идешь для того, чтобы отвечать на вопросы», — это уже слова с пресс-конференции в Ольштинке 27 октября.
И снова Ева Копач, однопартиец Сикорского по «Гражданской платформе», пытается оставить скандал в прошлом.
По ее убеждению, главное для спикера теперь — восстановить доверие в отношениях с польскими СМИ. Однако если правящая партия хочет сосредоточить внимание на формальных чертах всей аферы, оппозиционная «Право и справедливость» в лице партийного лидера Ярослава Качиньского требует провести парламентское расследование и даже отстранить спикера от должности.
«Тот, кто услышал, кто узнал о планах разделения международно признанного государства, должен предпринять определенные шаги, — сказал Качиньский. — Он должен обязательно проинформировать об этом президента, а президента не проинформировали, он должен также совершить надлежащие международные действия».
Лешек Миллер, возглавляющий фракцию Союза демократических левых сил в польском парламенте, также раскритиковал действия спикера Сикорского и сказал, что польские левые близки к тому, чтобы отозвать маршалка Сейма.
Подорванное доверие
Однако правительственная «Гражданская платформа» не видит необходимости в таком шаге и говорит, что дело исчерпано: Сикорский извинился, сказал, что его подвела память, он остается на посту — и все хорошо.
Обозреватель Мария Пшеломец считает, что на самом деле не все так просто.
«Мне кажется, скандал еще далеко не исчерпан, потому что эта афера имеет для Польши далеко идущие последствия. Боюсь, что неосмотрительность Сикорского стала очередным шагом, который подрывает доверие к Польше на международной арене», — говорит Пшеломец.
«Время писать мемуары»
Радослав Сикорский из-за этого скандала остался в своеобразной информационной и политической изоляции.
Журналисты на него обиделись, от него отвернулись однопартийцы, его «скальпа» требовала оппозиция, его публично поучала премьер-министр, а президент посоветовал приберечь воспоминания для мемуаров.
Бронислав Коморовский в комментарии польским журналистам не скрывал, что произошедшее мешает Польше.
«Плохо произошло. Имеем поэтому потери. К счастью, это не потери в сфере польской внешней политики, потому как речь идет о словах бывшего министра, кроме того — словах, от которых он потом отказался, — сказал президент Польши журналистам. — Есть время вести политическую деятельность, и есть время писать мемуары».
Чего достиг и чего хотел достичь своей репликой о Путине и Туске Радослав Сикорский?
Эксперт Мария Пшеломец считает, что единственным рациональным объяснением может быть чувство разочарования — или даже обиды — бывшего министра иностранных дел.
«Он не получил никакой должности в Брюсселе. В Брюссель едет Дональд Туск. На самом деле его выходка направлена против Туска. Помните, там прозвучала важная фраза, на которую не слишком обратили внимание. Дональд Туск якобы не ответил на предложение Путина, потому что знал, что его записывают. Так он что — принял бы это предложение, если бы знал, что его не записывают? Конечно, нет!» — говорит Пшеломец.
Туск выдержал паузу
По убеждению польского эксперта, то, что Дональд Туск целую неделю хранил красноречивое молчание, показательно, потому что именно он оказался под ударом «неосторожности» Сикорского.
Мария Пшеломец отмечает, что подобные пренебрежительные высказывания Владимира Путина об Украине прозвучали и в разговоре российского лидера с бывшим грузинским президентом Саакашвили, и на заседании Совета Россия-НАТО в Бухаресте в апреле 2008 года, где на саммите альянса Украина и Грузия так и не подписали Планы действий по членству в НАТО.
«Это такой древний российский принцип — "разделяй и властвуй". Они постоянно давят в надежде — а вдруг Венгрия "проглотит крючок" Закарпатья, поляки поймаются на "крючок Львова", а румыны "попадутся" на другой крючок? То есть, даже не имея надежды, что это сбудется, они все равно стараются, — отмечает эксперт. — В конце концов, не так давно Жириновский, которого никто не воспринимает всерьез, но о котором все знают, что он говорит то, чего себе не может позволить сказать Кремль, также предлагал Польше, Венгрии и Румынии "разделить" Украину».
Хотя представители Кремля поспешили опровергнуть слова Радека Сикорского как «чушь», Дональд Туск медлил до последнего. Лишь в пятницу в эфире радио TOK FM будущий президент Европейского Совета опроверг то, что уже успел дважды опровергнуть его бывший министр.
«Разделение Украины не обсуждалось во время моих двусторонних встреч с Владимиром Путиным», — сказал Дональд Туск ведущему утреннего эфира радиостанции, тщательно подбирая слова. Он добавил, что поскольку Сикорский признал, что его подвела память, надо ставить точку во всей этой истории.
Точка?
Польские СМИ весь уикенд дискутировали, кому верить — Сикорскому в интервью, Сикорскому в опровержении, Туску? По словам последнего, «эта история свидетельствует, что человеческая память ненадежна».
Мария Пшеломец говорит, что пока польские политики выясняют, кто и кому рассказывал о предложениях Путина или их отсутствии, сам российский лидер получил основания праздновать очередную дипломатическую победу.
«Кто от этого выиграл, так это Путин. Потому что в очередной раз возникла ситуация, когда польские политики, которые годами в ЕС имели репутацию "знатоков" России, знатоков Востока Европы, показали себя людьми, мягко говоря, ненадежными», — считает обозреватель.
Она добавляет, однако, что хотя политический скандал в Польше — плохая новость для Украины, все сейчас зависит от самих украинцев, от успеха реформ, о которых говорит президент Петр Порошенко.
По мнению эксперта, неспособность воспользоваться реальным шансом сформировать действенную и сильную политику ЕС в отношении восточных соседей — потеря, прежде всего, для польской дипломатии.
А популярный польский еженедельник Wprost в последнем номере поместил на обложке такой итог скандала: «Политическое самоубийство Сикорского».
Обозреватель издания ссылается на неназванного представителя окружения Туска, сказавшего, что «Дональд рассказал историю своей встречи с Путиным многим». Однако, по словам источника, в этих рассказах говорилось то о Москве 2008-го, то о Сопоте 2009-го.
«Очевидно, что никто из нас этого не подтвердит, но если бы пришлось признаваться в этом под присягой, была бы неприятность, — цитирует еженедельник политика. — Сикорский точно не страдает от провала памяти. Как раз память у него хорошая».