— Закарпатье я бы отнес скорее к четвертой нации, но там отдельной нации не формируется. Они предпочли бы примкнуть к Малороссии, но они от Малороссии достаточно далеко, отделены Галицией. Они находятся в том положении, в котором находились в истории всегда. То есть это русские, которые находились в Европе, в достаточно таком чуждом окружении. У них такая маленькая русинская этнократия всегда. Если у них сейчас получится сделать свое маленькое государство, то это будет единственным пристойным выходом из положения.
— Какие-то партии представляют эти нации в Раде?
— Я бы не сказал, что какая-то конкретная партия может там представлять какую-то нацию. Потому что все эти партии скорее административного толка. Они все симуляторы, они все что-то имитируют. Прежде всего позиции тех или иных внешних сил, поскольку Рада целиком сформирована внешними силами.
С одной стороны, разница в картинах электоральных предпочтений отражает ситуацию в местных элитах. Но прежде всего, ситуация в Раде отражает внешнее воздействие. Есть проамериканская, проевропейская и пророссийская силы. Вот эти три силы и представлены в Раде в неравных пропорциях. Они отражают эффективность действия на Украине тех или иных сил.
Интересы Брюсселя представляет Порошенко со своим блоком. Интересы Вашингтона Яценюк со своим блоком. Оппозиция, так называемая, представляет интересы как бы прорусских, точнее, проэрэфовских сил. Потому что власти РФ защищают интересы не русской нации, а вполне определенной группы международных корпораций. Скажем, "Газпром" не является российской корпорацией. Он является в значительной степени немецкой корпорацией. У немцев там блокирующий пакет. Поэтому все-таки нельзя сказать, что интересы, которые отстаивает Российская Федерация, совпадают с интересами России.
— Получается, "Самозащита" — единственная партия, которая представляет формирующуюся нацию галичан?
— Да. Скажем так, галичане полгода назад упустили благоприятную ситуацию для создания своего государства. Надежда на то, что когда-то в будущем появится украинское государство, сейчас очень призрачна. Потому что в лучшее для бескровного распада Украины время они не пошли на такие действия.
Распад Украины произошел не так давно, все эти три нации осознали себя не так давно. Сейчас вопрос встал об оформлении этого распада. Собственного говоря, вот это объявление государственного банкротства в виде переворота просто-напросто было началом оформления.
Но против оформления распада сейчас есть две силы, интересы которых в этом вопросе совпадают. Это, с одной стороны, Соединенные Штаты. С другой стороны, это Российская Федерация. Соответственно, они на пару работают над гальванизацией трупа бывшей Украины и не дают образоваться национальным государствам.
Повторяю, галичане потеряли свой шанс, когда они повелись на стравливание с новороссами. Обострение устроили внешние силы, которые приложили руку. Но несмотря на то, что внешние силы их к этому вынудили, ответственность они несут сами. Ум свой должен быть. Их развели на их будущее. Они его потеряли сейчас, вряд ли у них сложится что-то внятное, не получится национальное государство.
— О чем говорит неожиданно высокий результат "Самозащиты"? Есть мнение, что лидер этой партии Андрей Садовый готовится на замену Порошенко. Если что-то пойдет не так и Украина начнет разваливаться, то он будет новым центром объединения.
— Там была и идет реальная борьба элит. Соответственно, определенные галичанские элиты смогли провести свою партию, помимо партий, представляющих три внешние силы. Они смогли провести эту партию. Это не значит, что они сейчас как-то победили. Если они смогут сейчас занять жестко оппозиционную сторону, направленную на разрушение консенсуса, скажем, партий, которые намерены имитировать гальванизацию трупа, может быть, они как-то внесут положительный вклад. Если же они пойдут на какие-то коалиции в Раде и правительстве, они дискредитируют себя в глазах своих избирателей-галичан в течение очень короткого времени. Правительство себя дискредитирует до весны. Тогда и эта партия потеряет всю свою электоральную базу, если она пойдет хоть на какую-то коалицию с ним.
— С вашей точки зрения, насколько сильно влияние извне и насколько остра борьба олигархата?
— Конечно, весь местный олигархат так или иначе ангажирован. То есть, он поделен между Европой, Соединенными Штатами и Россией. Какое было влияние каждой из этих сторон, хорошо видно по результатам расклада сил в Раде. Собственно, мы видим, что проамериканские силы там не 100 процентов, а порядка 30. Можно считать, что галичанам попустительствовали Соединенные Штаты. Но я не думаю, что это так. Потому что это проватиканская сила, прежде всего. Во-вторых, это было неожиданностью для всех политологов. А все политологи, как мы знаем, не то чтобы ангажированы, но имеют инсайд с той или иной стороны. Ни с какой стороны инсайда на эту тему не было, а иезуиты, разумеется, как всегда промолчали и по своей иезуитской привычке преподнесли очередную неожиданность для всех.
— Как вы считаете, этот парламент будет работоспособен?
— Это зависит от того, кто с кем договорится. То есть насколько европейцы договорятся с американцами или с русскими или насколько американцы договорятся с русскими. Коалиции будут формироваться за пределами Украины. Все коалиционные переговоры будут идти за пределами Украины. Вот и все. Повторяю, каждая сила имеет кукловода за пределами Украины.
— Но все-таки, американская линия не сильно отличается от европейской. А российская сторона — оппозиционный блок — представлена незначительно. Будет усиливаться конфронтация, стремление военного решения проблемы востока Украины, или все же будет тянуться резина?
— Европейцы изо всех сил стремятся дотянуть ситуацию до весны. Потому что у Европейского союза и Российской Федерации совпадают интересы по газовым поставкам. У Соединенных Штатов интересы противоположные. Им не нужны газовые поставки. Соответственно, одни будут стараться это дело ускорить, другие будут стараться оттянуть до весны.
Но, с другой стороны, все понимают, что дальше тянуть не получится, потому что воевать в любом случае надо, и к весне будет уже несколько другой расклад сил.
Еще в феврале я предсказал, что начнется гражданская война, и объяснял, что она продлится ровно три года. Простой механизм у гражданских войн. Первый сезон отыграли не лучшем формате, с точки зрения интересов России. Поскольку внутри России было слишком серьезное предательство в этом сезоне. На следующий сезон от Российской Федерации вряд ли что-то будет зависеть. Потому что произойдут очень серьезные изменения до весны. Режим либо сменится в целом, либо он трансформируется.
— В какую сторону?
— В сторону выживания. Ему нужно как-то принять меры к выживанию. Сейчас все еще действует все-таки кредит доверия действий этого режима в надежде, что политика все-таки изменится.
— Будет какая-то перезагрузка Украины, возможно, в сторону более прагматичного правительства, нацеленного на сотрудничество с Россией?
— Перезагрузки Украины не будет. Никакого сотрудничества с Россией быть не может более того формата, который есть. Существование на Украине нынешнего олигархического режима и возможность воевать в течение всего лета зависела исключительно от позиции России. Российская Федерация тайком финансировала существование этого режима, целиком финансировала и продолжает финансировать его существование и его военные действия. Других источников средств у них нет, никто другой Украине денег не давал. Давал только "Газпром". Он давал газ на реализацию, газ этот продавали, а вырученные деньги украинский олигархат тратил на свои нужды и на АТО. Соответственно, это была схема финансирования АТО со стороны "Газпрома".
— Вы считаете, что Украина не производит ничего сама и налоги не собирает?
— На данный момент нет. У нее был дефицит примерно десять миллиардов раньше. Он покрывался за счет России и западных долгов. В среднем получалось на пять миллиардов госдолг, и пять миллиардов давал в подарок "Газпром" за счет скидок на газ. То есть десять миллиардов покрывали.
С отпадом Донбасса, соответственно, этот дефицит вырос до 20 миллиардов. И вот за лето примерно порядка десяти миллиардов "Газпром" уже прямо отдал. Если раньше он давал со скидкой, то сейчас — уже бесплатно. Вокруг этого есть различный пиар, что вот мы взыщем эти долги с Украины, но в действительности деньги отдаются через эту схему олигархату. Долг вешается на уже несуществующее государство Украина, которая, конечно, никогда не отдаст долг, поскольку скоро он будет официально упразднен.
Переговоры и все остальное — это чисто для газет. На самом деле, "Газпром" сознательно финансирует АТО и существование украинского режима. Киеву обострение на Донбассе в нынешней ситуации вообще не нужно, потому что выборы уже прошли у них. И соответственно, им совершенно не нужно сейчас обострять. Если кто-то сейчас и будет обострять, то с единственной целью дестабилизировать режим. Обострять будет тот, кто недоволен будет итогами выборов.
— А сами ополченцы не будут обострять?
— Они могут обострить. Но у них сейчас положение достаточно тяжелое, потому что блокада с Донбасса не снята со стороны Российской Федерации. Ее немножечко приостановили в конце лета и в начале осени, потом опять возобновили, и она не прекращается. Только это является результатом, причиной поражений ополчения. Если бы в течение еще нескольких дней не давили так жестко на Донбасс, то они бы уже вышли к Днепру в сентябре. Но они могут попытаться в условиях блокады, мобилизовав внутренние ресурсы, все-таки выйти на Днепр. Но необходимости в этом пока нет.