Автомат Калашникова в Донецкой или Луганской области можно сторговать за пять сотен «зелёных», а продать в Киеве — за $ 2,5 тыс., рассказывает Корреспонденту о марже стремительно развернувшегося по всей стране чёрного рынка оружия один из представителей киевской Самообороны. Он часто возит помощь солдатам прямо на передовую, поэтому просит не указывать его имя и фамилию в печати.
Автомат Калашникова в Донецкой или Луганской области можно сторговать за пять сотен «зелёных», а продать в Киеве — за $ 2,5 тыс. Спекуляция нелегальным оружием становится выгодным бизнесом
Спекуляция нелегальным оружием становится выгодным бизнесом, подтверждает эти слова 29-летний столичный предприниматель Илья Рокоче, недавно вернувшийся уже из десятой по счёту своей поездки в зону АТО. Являясь координатором обеспечения воюющих на востоке киевлян-добровольцев, он лично доставляет солдатам необходимые им предметы и каждый раз убеждается, насколько просто переправить оттуда на мирные территории практически любой вид оружия.
«Автоматы Калашникова, пистолеты, гранаты — это самое элементарное, что можно вывезти, — делится наблюдениями Рокоче. — А что-то большое вроде гранатомета — посложнее».
Как следствие, Генеральной прокуратурой Украины зафиксирован всплеск преступности с применением огнестрельного оружия. Если за девять месяцев 2013 года было зарегистрировано 581 такое правонарушение, то за тот же период нынешнего — более 2 тыс. И на сей раз уже без учёта Крыма и самопровозглашённых «республик» востока.
География выявления арсеналов, доставленных из зоны АТО, охватывает практически всю страну, гласят милицейские сводки. В первую очередь это крупные города на востоке — Мариуполь, Харьков и Днепропетровск. Но всплывает оружие и в Киеве, и в западных областях.
С начала боевых действий на Донбассе на чёрный рынок поступило около 0,5 млн стволов из разграбленных военных и милицейских складов, а также в виде неучтённого трофейного оружия
По оценке Георгия Учайкина, главы наблюдательного совета Украинской ассоциации владельцев оружия, с начала боевых действий на Донбассе на чёрный рынок поступило около 0,5 млн стволов из разграбленных военных и милицейских складов, а также в виде неучтённого трофейного оружия, захваченного как боевиками, так и украинскими солдатами.
«Ситуация становится всё более опасной. Правительство и парламент должны срочно принимать меры, иначе она окончательно выйдет из-под контроля и нас ожидает сомалийское развитие событий», — предупреждает Учайкин.
Бизнес-патрон
Рокоче с улыбкой вспоминает, как в городе Счастье Луганской области, в кафе, где он с товарищами пил кофе, зашёл мальчонка лет десяти с рюкзаком. Не по годам серьёзный мальчик обратился к ним: «У меня батя — сепар. Вам гранаты нужны? Купите?». До торгов дело не дошло, а парнишке подарили кепку и футболку с украинской символикой, карандаши, шоколад и отправили домой.
Сегодня раздобыть автомат или боеприпасы в самом насыщенном ими регионе не просто, а очень просто. Практически в любом городе или местечке есть кто-то из местных, кто может достать практически любое оружие
Сегодня раздобыть автомат или боеприпасы в самом насыщенном ими регионе не просто, а очень просто. Практически в любом городе или местечке есть кто-то из местных, кто может достать практически любое оружие, рассказывает вышеупомянутый представитель киевской Самообороны.
«Насколько я знаю, там нет каких-то устойчивых цен и тарифов, многое зависит от ситуации», — добавляет собеседник Корреспондента.
Сумма сделки может зависеть от того, насколько срочно нужно избавиться от гранаты или ствола, чтобы не попасть на карандаш к украинским военным патрулям, или от того, как срочно хозяину «ствола» нужны деньги. К примеру, автомат Калашникова могут предлагать за $ 1 тыс., а в итоге продать и за $ 500.
«Цены на оружие там [в зоне АТО] позволяют скупать его большими партиями и переправлять в центральную часть Украины, — подчёркивает Учайкин. — Для некоторых это станет серьёзным бизнесом».
Самые ходовые позиции для перепродажи, помимо АКМ, — пистолеты, патроны и различные типы гранат
Самые ходовые позиции для перепродажи, помимо АКМ, — пистолеты, патроны и различные типы гранат. С вывозом боеприпасов в другие регионы тоже особых проблем не возникает.
«Откровенно говоря, нелегальный арсенал можно провезти, но только если есть договорённость с нашими блокпостами, — утверждает Рокоче. — Я сам видел, как некоторые колонны пропускают вообще без досмотра, а другие машины просто выворачивают».
Правда, он уточняет: систематически вывозить оружие таким способом сложно, но одну-две машины — вполне реально. При этом волонтёр отмечает, что блокпостов много, со всеми не договоришься.
«Поэтому ходят упорные слухи о связях на уровне командования», — рассказывает активист.
Арсенал легко переправить по объездным полевым дорогам, для контроля которых у власти нет человеческих ресурсов
Кроме того, арсенал легко переправить по объездным полевым дорогам, для контроля которых у власти нет человеческих ресурсов. Рокоче известны такие места, как и точки расположения усиленных постов, мимо которых не прошмыгнёшь.
Контингент, промышляющий вывозом «стволов» и боеприпасов, делится в основном на две категории.
Это местные спекулянты, которые ездят на «большую землю» за вещами, продуктами, спиртным и табаком и попутно прихватывают оружие с территории, занятой сепаратистами. Как правило, это люди с богатым опытом нелегальной перевозки товаров из России в Украину и обратно через Луганскую область.
В мирное время они доставляли незадекларированные грузы чуть ли не фурами. Сегодня у них другая, не менее выгодная «работа», а здешние жители по привычке называют этих дельцов контрабандистами.
Конкурентами гражданских в этом деле становятся украинские военные, выезжающие из зоны АТО и прихватывающие с собой нигде не учтённые огнестрельные трофеи.
В армии принято считать, что автоматы, пулёметы и гранатомёты, добытые у противника, сразу же используются в боях, ведь вооружение у отечественных служивых не всегда на высоте. Но случаи задержания силовиками добровольцев, едущих домой обвешанными им до зубов, говорят об обратном.
Вывезенные «стволы» чаще всего концентрируются в Харькове, Мариуполе и небольших райцентрах Луганской и Донецкой областей
Вывезенные «стволы» чаще всего концентрируются в Харькове, Мариуполе и небольших райцентрах Луганской и Донецкой областей, рассказывает Рокоче. Оттуда они расходятся по всей стране, прежде всего в направлениях Киевской, Черниговской и Львовской областей. Такую географию подтверждают и милицейские сводки о задержании партии оружия, время от времени появляющиеся в лентах новостей.
Рынок оружия на «материке» переживает такой бум, что иногда даже выходит «на поверхность». На бесплатных досках объявлений в интернете можно встретить объявления вроде Куплю рабочие трофеи АТО и даже предложения о продаже таких трофеев. Пистолет Макарова предлагают за $ 300, пистолет марки ТТ обойдется в $ 350, патроны — по $ 1 за штуку. Корреспондент послал на один из таких сайтов запрос о покупке «ствола», но ответа не получил.
Рожки с ножками
Процесс накопления незарегистрированного оружия на руках у населения начался ещё со времён развала СССР: разворовывались армейские склады, потом были криминальные разборки 1990-х, напоминает Николай Рощин, бывший старший специалист департамента уголовного розыска МВД.
По оценкам специалистов, на начало 2014 года в стране существовало примерно 4 млн нелегальных «стволов». Значительная их доля была расконсервирована и пущена в действие с началом периода нестабильности в стране.
Война на Донбассе принесла в этот накопленный арсенал свежее вливание в виде ещё 500 тыс. единиц оружия из разграбленных армейских складов и завезённого для поддержки сепаратистов из России.
Простота, с которой можно вывезти смертоносный товар из зоны военного конфликта, показывает неэффективность выстроенной системы заслонов, хотя она и включает несколько барьеров
Простота, с которой можно вывезти смертоносный товар из зоны военного конфликта, показывает неэффективность выстроенной системы заслонов, хотя она и включает несколько барьеров. Первый из них — блокпосты непосредственно на передовой и на границах так называемой буферной зоны, ничейной территории между украинской армией и сепаратистами. На ней сконцентрированы большие тайники с оружием.
Успешно преодолев этот барьер, по договору или объездными путями, дельцы чёрного рынка попадают в зону внимания блокпостов вокруг крупных городов. К примеру, на въезде в Мукачево силовики задержали трёх бывших бойцов АТО, которые перевозили в микроавтобусе пистолеты, патроны и холодное оружие.
В последнее время по распоряжению руководства МВД блокпосты на въездах в города и райцентры дополнительно усилили спецподразделениями. Тем не менее оружие всё же оказывается в Киеве или Львове
В последнее время по распоряжению руководства МВД блокпосты на въездах в города и райцентры дополнительно усилили спецподразделениями. Тем не менее оружие всё же оказывается в Киеве или Львове.
Тут уже торговцев выслеживают оперативники из СБУ и милиции. Результаты одной из последних успешно проведенных операций в столице шокировали даже видавших виды силовиков. С десятком пистолетов с глушителями и примерно таким же количеством гранат шесть воинов АТО напоминали «бригаду», выехавшую на разборки.
Одиночками, рискующими перевозить оружие поездами, занимаются мобильные фильтрационные группы милиции. Последний улов — несколько гранат в купе поезда Мариуполь — Львов и автомат с гранатой в составе Луганск — Киев.
Однако точечное выявление СБУ и МВД подпольных арсеналов — это лишь капля в море нелегальных оружейных поставок, считают эксперты, предлагающие властям бороться с гонкой вооружений среди населения более радикальными методами.
«Я понимаю сотрудников милиции, которые не могут досмотреть все машины [в зоне АТО], потому что будут километровые очереди. Поток транспорта там очень насыщенный», — рассуждает Рокоче.
Волонтёр советует прежде всего ужесточить судебные приговоры по всем случаям незаконного оборота арсенала. Ведь сегодня, несмотря на суровость статьи Уголовного кодекса за хранение или продажу незарегистрированного оружия — от трёх до семи лет лишения свободы, — охотников подзаработать его торговлей меньше не становится.
Нужно усилить контроль над автотранспортом — не столько выезжающим из зоны АТО, сколько въезжающим в крупные города
Кроме того, нужно усилить контроль над автотранспортом — не столько выезжающим из зоны АТО, сколько въезжающим в крупные города, предлагает Учайкин.
«Да, это доставит определённые неудобства мирным жителям. Но нужно объяснить, что это делается для их же безопасности, потому что это оружие, вполне вероятно, могут использовать для провокаций или более серьёзных [военных] действий», — считает он.
А Рощин предлагает сделать акцент на тщательной проверке частных почтовых служб.
«Коммерческая почта полностью бесконтрольна и может транспортировать любые грузы, в том числе и оружие», — говорит эксперт.
С другой стороны, специалисты полагают, что украинцам нужно дать возможность вооружаться легально, — это единственное, что может хоть как-то пошатнуть чёрный рынок
С другой стороны, специалисты полагают, что украинцам нужно дать возможность вооружаться легально, — это единственное, что может хоть как-то пошатнуть чёрный рынок.
«Если бы не было спроса, то никто бы это оружие не покупал независимо от того, сколько оно стоит, — уверен Учайкин. — Нужно срочно принимать закон о гражданском оружии, для того чтобы дать людям возможность легально его покупать. Это значительно снизит спрос на нелегальные «стволы». Соответственно предложение также уменьшится».