Основа экономики – люди. Как с этим у Японии? Население Японии составляет сейчас 127 млн, т.е. почти как в России. Однако абсолютное значение мало о чем говорит. Важно то, как оно изменяется. Япония перевалила рубеж 100 млн в 1967 году, достигнув максимума в середине 2000-х – около 128 млн. С тех пор уже несколько лет население Японии неуклонно сокращается, причем все возрастающими темпами. Япония потеряла за последние годы около 1 млн человек! Однако дальше будет еще хуже. Сейчас в Японии 26% - пенсионеры, т.е. люди старше 65 лет, что очень много (для сравнения: в России – 13%). По прогнозу японских демографов, к 2060 году население страны может сократиться до 87 миллионов человек, при этом порядка 40% (!) из них будут пенсионеры. Страна потеряет треть населения и превратится в дом престарелых. Только кто за ними будет ухаживать? Похоже, Япония стоит перед таким вызовом, который за несколько десятилетий может похоронить эту страну.
Актуальность японской проблемы становится еще острее из-за того, что Япония первой подошла к тому тупику, который ожидает "развитые страны". Для них характерна большая (пока) продолжительность жизни и высокие социальные стандарты, в силу чего в этих странах низкая рождаемость и низкая смертность. А хорошая пенсия и обеспеченная старость и вовсе позволяют обходиться без семьи и детей. Но беда такой системы в том, что она может действовать лишь несколько десятилетий, когда накопленный демографический потенциал позволяет обеспечить благополучную жизнь только двум поколениям.
Любое общество является нелинейной системой, в которой любые изменения ведут к пропорциональному изменению других только на очень коротком историческом промежутке времени. Например, высокая пенсия обеспечивает безбедную старость и без детей. Но только до определенного времени. В какой-то момент саму пенсию становится просто неоткуда платить, т.к. из-за низкой рождаемости становится мало работающих. Это и ожидает Японию, в которой большая продолжительность жизни (свыше 80 лет) при очень низкой рождаемости (1,4 ребенка на женщину). Ожидается, что к 2060 году средняя продолжительность жизни японцев вырастет еще на четыре года и составит 84 года у мужчин и 91 год у женщин. Однако кто будет их содержать?
После войны рождаемость в Японии стабильно снижалась, а с середины 1970-х и вовсе опустилась ниже уровня простого воспроизводства, т.е. двухдетности. По этой причине в Японии стабильно растет доля пенсионеров и одновременно сокращается доля трудоспособного населения, нагрузка на которое все увеличивается. В итоге это может привести к тому, что недостаточное количество молодых людей, совершающих платежи в национальную пенсионную программу, попросту не смогут прокормить на должном уровне растущее количество пенсионеров.
В 2013 году министр финансов Японии Таро Ассо заявил буквально следующее: "Надо позволить людям старшего возраста быстрее умереть. Таким образом, они смогут снизить нагрузку на систему социальной помощи в Японии. Небеса запрещают продолжать жить, когда вы хотите умереть. Я бы чувствовал себя крайне неуютно, зная, что поддержание во мне угасающей жизни оплачивается из госбюджета и стоит несколько десятков миллионов иен в месяц на одного человека".
Это высказывание вызвало грандиозный скандал, и министру (которому, кстати, на тот момент было 72 года) пришлось приносить публичные извинения. Однако проблема не в министре, а в том, что Япония действительно стала страной пенсионеров, доля которых будет возрастать и дальше, а содержать их некому. Япония быстро стареет. Характерная и жуткая деталь: несколько лет назад количество продаваемых подгузников для пожилых впервые превысило количество продаваемых подгузников для младенцев.
Главная проблема всех "развитых стран" не в том, что люди живут долго, а в том, что люди не хотят рожать. В них построено по факту какое-то человеконенавистническое общество. Количество молодых незамужних японок и неженатых японцев стремительно увеличивается с каждым годом. Из жизни улетучивается само стремление к вечности через создание семьи и рождение детей. Обратной стороной присущей Западу половой распущенности и разврата является так называемая "асексуальность". Исследование японской "Ассоциации планирования семьи" показало, что 45% девушек в возрасте от 16 до 24 лет не выразили никакой заинтересованности в половых отношениях (для юношей – 25%). Параллельно социологи обнаружили, что почти треть японцев до 30 лет ни разу не назначали кому-либо романтических свиданий. На первом месте стоит работа и успешная карьера. Создавать семью некогда.
Различные исследования японских демографических изменений связывают снижение рождаемости с другими социальными изменениями, такими как повышение образовательного уровня, задержка вступления в брак, увеличение количества экономических возможностей для женщин и дороговизна воспитания детей в современных городских обществах. Все это сыграло роль в снижении рождаемости за последние несколько десятилетий. Кроме того, помимо задержки вступления в брак, многие японцы решили не вступать в брак вообще и, как следствие, не заводить детей.
По данным переписи 2010 года, 30% всех домохозяйств в Японии состоит из ОДНОГО человека, и это крупнейшая категория домохозяйств в стране. Значительная часть таких домохозяйств - вдовы старше 65 лет. В то же время значительная часть женщин и мужчин от 20 лет и старше просто решили не вступать в брак. В японском обществе на рожденных вне брака детей смотрят неодобрительно, поэтому процент внебрачных детей очень низок – 1-2%. А значит, решение не вступать в брак на деле означает решение не иметь детей. В итоге низкий процент внебрачных детей вовсе не повод для радости, ибо самих детей очень мало.
Ситуация, в которой оказалась Япония, крайне опасна, если не сказать безвыходная. Страна на грани исчезновения. Последние тенденции говорят, что и мужчины, и женщины все больше сомневаются в ценности семьи и брака. Государственный опрос граждан от 18 до 34 лет показал, что 61% неженатых мужчин не имели подруги. Также 45% мужчин не проявили интереса к свиданиям с девушками. Если отбросить приличия формулировок, то для Японии это приговор. Страна сама решила уничтожить себя.
Помешавшись на техническом прогрессе, японцы свято верят в то, что он их спасет. На проходившей в 2008 году выставке в токийском Национальном музее природы и науки были представлены роботы для помощи в домашнем хозяйстве, больнице или приюте для престарелых, кормящие стариков с ложечки, разливающие им чай или усаживающие их в туалете. Компания Toyota полагает, что производство сервисных роботов скоро станет одним из основных направлений ее деятельности. Эта же идея роботизации продвигается и в СМИ. Однако это ли нужно японцам? "Роботы не помогут нам решить проблему падения численности населения, - заявила директор Института иммиграционной политики Японии Саканака Хиденори. – Было бы гораздо лучше, если бы правительство расходовало деньги на трудоустройство, обучение и профессиональную подготовку иммигрантов". Однако японцы крайне отрицательно относятся к притоку в страну мигрантов. А между тем только миграция может хоть как-то задержать вымирание Японии. Но - заодно и превратить Японию в другую страну. Это тупик. Не случайно Япония вышла на одно из первых мест в мире по числу самоубийств. По данным ВОЗ 2012 года, 22 на 100 тыс. человек в год.
Что же ожидает Японию в будущем? Чтобы не быть голословными, смоделируем демографический процесс в Японии, взяв за основу методику, подробно изложенную нами ранее применительно к Украине, в которой половозрастная структура Японии в 2014 году взята с сайта ЦРУ, возрастные коэффициенты рождаемости – с сайта "Демоскоп Weekly", а пропорции между возрастными коэффициентами смертности приняты такими же, как и в России (что вполне допустимо, т.к. относительная смертность увеличивается с увеличением возраста). При известных коэффициентах рождаемости (8,1) и смертности (9,4) на 1000 чел. в год возрастные коэффициенты рождаемости и смертности были пропорционально изменены для выхода на искомый результат при данной половозрастной структуре. Этих данных вполне достаточно, чтобы смоделировать демографию Японии на сколько угодно лет вперед, тем более что миграция в ней традиционно нулевая, ведь Япония слывет одной из самых закрытых стран мира.
Для начала обратите внимание на возрастную структуру японского общества. Чем младше возрастная группа, тем она малочисленнее, начиная с 40-летнего возраста. Но это как раз порог деторождения. Если Япония собирается предпринимать хоть какие-то усилия для спасения самой себя, то это придется делать в условиях, которые будут только ухудшаться. Пик рождаемости японок приходится на возраст 30-34 года, а среди 35-39-летних она выше, чем у 20-24-летних, что само по себе неестественно. Правда, пока что в Японии очень низкая относительная смертность. Но это продлится недолго: с неизбежным старением японцев смертность будет только повышаться, даже если относительные показатели останутся прежними. -
К 2060 году в ней останется около 90 млн чел., что совпадает с прогнозом японских демографов, а к концу века – чуть более 50 млн. По сути дела, Япония в буквальном смысле доживает свой последний век, ибо катастрофа начнется гораздо раньше, чем все это станет реальностью. Дело в том, что параллельно с сокращением населения одновременно будет уменьшаться число работающих и расти число пенсионеров – с нынешних 26% до почти 40% уже к середине века. Этот результат также совпадает с прогнозом самих японских экспертов.
Помимо этого печального для Японии диагноза, следует ожидать дальнейшего сокращения трудоспособного населения. Если сейчас доля японцев в возрасте 15-64 лет составляет 61%, то к середине века сократится до половины (этот результат также совпадает с прогнозом японских демографов). А на 10-11% детей до 15 лет будет приходиться почти 40% пенсионеров. Средний возраст японцев, и без того очень большой сейчас – 46 лет, - вырастет до 52 лет!
Все это, повторимся, не какой-то мрачный сценарий, а просто продолжение существующих тенденций. А они таковы, что Япония из страны с низкой смертностью превратится в страну с высокой смертностью, даже если относительный показатель смертности останется прежним. Это произойдет потому, что доля стариков в обществе будет увеличиваться. Рождаемость же сократится еще больше.
Если учесть, что одновременно с этим будет неизбежно ухудшаться и социальное обеспечение стариков, то нетрудно догадаться, что смертность в Японии будет расти еще быстрее.
Таким образом, если ничего радикально не изменится и японцы массово не начнут рожать детей, а к тому нет никаких предпосылок, то в ближайшие десятилетия Японию ожидает УСКОРЕННОЕ ВЫМИРАНИЕ. Если в 2013 году население Японии сократилось на 0,13%, то уже к середине века Япония будет убывать на 1% в год.
Социально-экономические последствия этого будут самые плачевные. О японском "экономическом чуде" можно забыть уже сегодня. Кроме того, экономическая стагнация "развитых стран", которая продолжается уже несколько лет, связана не только со сменой технологического уклада, о чем постоянно говорит Сергей Глазьев. Одной из причин является долгосрочное ухудшение их демографической структуры. Это же ожидает и Японию. Добавочную стоимость просто некому будет производить, а значит, устойчивый экономический рост останется лишь в воспоминаниях. Помимо этого, Японию, как и многие другие "развитые страны", ожидает одно из двух: или скорый крах пенсионной системы, или замещение коренного населения мигрантами.
Вызов, перед которым стоит Япония, определенно носит и ценностно-мировоззренческий смысл, который, пожалуй, гораздо важнее чисто экономического. Это вызов стране, добившейся невероятных экономических и технологических успехов, но с одним "но" - в ущерб семье и традиционному вековому укладу. Ведь происходящее (и уже произошедшее!) в Японии свидетельствует о глубокой деформации сознания японцев и традиционного общественного уклада жизни. Средний возраст японок при рождении первого ребенка, превысил 30 лет (в России он менее 25 лет). Это очень много. К примеру, на 20-летнюю первороженицу приходится 40-летняя.
Картина для Японии неутешительная. Как точно подмечено, поколение нынешних пенсионеров обеспечило экономический прогресс Японии. Но у современной японской молодежи, похоже, уже нет цели трудиться ради общего дела. Она интересуется собой. Система ценностей стала индивидуальной. Люди потеряли объединяющую идею. "Философы автоматизации", видящие смысл жизни страны в техническом прогрессе, могут радоваться: человек полностью устранен от труда и, как следствие, отчужден от жизни. Поголовная "гаджетизация", так восторженно воспринимаемая некоторыми, выводит детей из-под контроля родителей и разрушает семью. Если прежде японская экономика была построена на коллективизме, то нынешнее поколение японцев к этому вовсе не стремится. Около 20% японской молодежи даже не пытаются найти работу и не планируют свое будущее, довольствуясь случайными подработками, а не участием в большом общем деле. Кроме того, 40% опрошенных сказали, что не видят смысла в браке и 40% женщин работоспособного возраста не желают заводить детей! Нужно ли более красноречивое свидетельство старческой болезни японского общества?
Отсутствие великих целей – самый короткий путь к самоуничтожению. Япония выбрала его сознательно. Да и не только Япония. Практически все страны Запада повторяют и неотвратимо повторят путь Японии. Разница лишь в том, что большой приток мигрантов в Европу несколько оттягивает этот процесс и придает ему конфликтную окраску (по типу "коренные против мигрантов"). Пример же Японии ценен тем, что он в рафинированном виде, т.е. даже без всякой миграции, показывает неизбежную судьбу "развитых стран". И пусть идеологи либерализма не обманывают: экономический рост и технический прогресс за счет разрушения семьи – это короткое благополучие на прямом пути к исчезновению. Если в ХХ веке об этом только предупреждали, то XXI век покажет это со всей ясностью. По-видимому, Япония сделает это первой. "Европейский путь" оказался для нее дорогой на кладбище.