США подписали договор в военной сфере, фактически, аналогичный тем, что уже подписали ранее Япония и Южная Корея. В рамках соглашения страны должны будут уведомлять друг друга, если захотят использовать для своих инициатив даже воды, которые не являются территориальными для той или другой страны. По словам обеих сторон, этот механизм позволит снизить напряженность и возможность эскалации в регионе, однако ясно, что де-факто это будет означать невозможность для американских воздушных и военно-морских сил "беспредельничать" вблизи Китая.
Документ стал одним из итогов саммита, задавшего очень интересную тенденцию. Восток отчетливо сказал Западу: "You a not alone". И Америка, похоже, это понимает. Подписание договора, инициированное азиатской страной, назначили на последний день саммита. Значит, вопрос был решен и не подлежал обсуждению.
На фоне сближения Китая и России подобные документы могут представляться продолжением сотрудничества. К примеру, Владимир Жириновский полагает, что если армию Китая вооружить нашим оружием, этот конгломерат будет непобедимым.
"Китай ненавидит Запад, потому что тот его всегда в колонию превращал. И он хочет стать первым, но без нашей помощи ему первым не стать. Он даже готов стать вторым, но вместе с нами. Он не хочет оставаться сегодня богатой страной, но на периферии, в каком-то третьем эшелоне. Если взять поезд, то они едут в плацкартном вагоне, мы в купе, а в СВ едет Запад. Они хотят войти хотя бы в купейный, а в перспективе – с нами и в СВ. Но военный аспект есть. Китай – самая большая армия в мире: 10 млн человек кадровой армии и 100 млн ополчения. С китайской сухопутной армией и с нашей самой мощной ракетной техникой – у нас нет противников. И вот этого США и Европа должны опасаться больше всего", -заявил лидер ЛДПР .
Чем же грозит подписанный Поднебесной и Америкой договор как его участникам, так и их соседям? Чего нам ждать от усиления Китая? Об этом Накануне.RU рассказал вице-президент Академии геополитических проблем, полковник Владимир Анохин.
Вопрос: В нынешней геополитической ситуации никто не мог предложить Америке подобный договор. А Китай не только предложил его, но и настоял на подписании. Насколько важно это соглашение?
Владимир Анохин: Я полагаю, что здесь существует геополитический результат. Он, скажем, фактически означает новую эпоху и конец однополярного мира. Это не столько технический вопрос, сколько военно-политический или даже геостратегический.
Вопрос: Для Америки АТР – зона приоритетных интересов. И вдруг появляется такой договор. Почему?
Владимир Анохин: Появление такого договора означает, что Китай является очень серьезным противником, конкурентом США. И такой договор подтверждает реальности, которые сейчас происходят в мире.
Вопрос: Экономические преференции, которые получит Китай – решение из той же оперы? Или тут работает иной мотив?
Владимир Анохин: Экономические преференции, которые получит Китай – такая же история. Она показывает, что Америка вынуждена считаться с Поднебесной. При этом подписание договора означает, что азиатская страна более твердо, скажем так, будет отстаивать свои территориальные интересы. Это угроза для США будет только нарастать.
Вопрос: Можно ли сказать, что Китай если и не отодвигает США и Европу на периферию, но и с Олимпа "подвигает"? В этом смысле нам выгодно сотрудничать с Китаем?
Владимир Анохин: В данном конкретном случае Китай понимает, что без поддержки России таких результатов он не достиг бы. Идя навстречу с Китаем, Америка всегда оглядывается на Россию. Хоть там и очень серьезно пыжатся, но понимают: объединенные силы России и Китая в случае каких-либо прямых угроз, экономических санкций или еще каких-либо осложнений могут повлечь за собой серьезные последствия. Поэтому, идя на прямые контакты с Китаем, США оглядываются на Россию. При этом Китай со своей армией, находясь под нашим ядерным зонтиком, чувствует себя "вполне комфортно".
Вопрос: Нет ли опасности для России в связи с возвышением Китая?
Владимир Анохин: "Друзей на век" в политике не бывает. Есть партнеры. Когда у тебя под боком усиливается сосед, на это нужно всегда смотреть с осторожностью: в любой момент может произойти "какой-нибудь Даманский" (советско-китайский пограничный конфликт 1969 года в районе острова Даманский на Уссури, - прим.Накануне.RU).
Вопрос: Можно ли сказать, что саммит проиллюстрировал: мир спокойно может развиваться и без США?
Владимир Анохин: США на этом саммите подвинули очень серьезно. Они почувствовали: Азиатско-Тихоокеанский регион –не Европа. С ним надо – и очень существенно – считаться. Фактически, с США нельзя не считаться. Это мощное государство. Но на саммите им показали: мир уже не монополярен. И это самое главное. Пока обойтись без Америки нельзя, хотя это и прискорбно.