Отныне крымские земли де-факто принадлежат России. Сегодня мир не признает этой реально сложившейся ситуации и пытается надавить на Москву с помощью экономических запретов. Сработает ли это? Нет!
62% жителей Крыма с населением 2,5 миллиона человек составляют русские, 23% — украинцы, которых особо не раздражает Россия, 15% — крымские татары, наш братский народ. Симферополь встречает меня как безмятежный, мирный порт, чье спокойствие резко контрастирует с остальным миром и разразившимися по всему свету бурями. Я спрашиваю своего друга, крымского татарина Алима: «Что изменилось?» Он дает любопытный ответ: «Паспорта, номерные знаки, флаг, законы... Но, на самом деле, ничего. Крым и так был частью России, а Украина за 20 лет не вбила здесь ни одного гвоздя. Все произошло так, как и должно было...»
В рамках действующего российского законодательства Ураза и Курбан-байрам были объявлены официальными праздничными днями Крыма. Был создан специальный фонд, выделено 10 миллиардов рублей (около 250 миллионов долларов) для того, чтобы после лишений, выпавших на долю крымских татар в сталинский период, они могли снова мирно жить на своей родине. Молодой политик крымскотатарского происхождения Руслан Бальбек занял пост вице-премьера крымского правительства. В регионе полным ходом идет строительство мечетей. Выяснилось, что Россия будет выдавать свидетельства о праве собственности, чему на протяжении 18 лет противилась Украина. Все эти события успокоили регион...
Особенно мне запомнились слова одного пожилого крымского татарина: «Спор возник между Украиной и Россией, а мы стремимся к тому, чтобы после 70 лет изгнания попытаться снова прижиться на нашей родине. Мы не намерены вставать между кем-либо, и когда Мустафа Джемилев делает заявления подобно „татары — против России, они — на стороне Украины“, нас это угнетает. Нам-то что за дело до их спора? В этой земле всходят наши саженцы, мы будем работать над тем, чтобы они росли и однажды стали деревом...»
В симферопольском аэропорту меня встречает Шевкет. Когда я спрашиваю, сколько у него детей, он отвечает: «Шесть». К нашему разговору присоединяется Алим: «У нас не бывает меньше четырех детей в семье. Мы не понаслышке знаем, что такое страдания, единственное, что нам нужно, — жить в мире и спокойствии...»
По всей видимости, крымские татары намерены следовать тому курсу, который подсказывает их разум, а не эмоции или какие бы то ни было подстрекательства.
Важные исторические факты.
По словам самих крымских татар, их деды были выселены с этих территорий 18 мая 1944 года по приказу советского диктатора Сталина. Официальная причина — «сотрудничество с нацистами». Но, на самом деле, цель была следующей — создать в составе СССР автономную республику для евреев. Согласно архивным документам, Сталин поддержал предложенную в однажды переданном ему письме идею «сделать из Крыма родину для евреев». Письмо, о существовании которого стало официально известно в 1993 году, Сталин получил от Еврейского антифашистского комитета через Григория Хейфеца — сотрудника КГБ в Сан-Франциско с 1941 по 1944 годы. Известно, что в 1944 году и в первые шесть месяцев 1945 года Сталин рассчитывал с помощью этого плана привлечь западные экономические инвестиции и на первом этапе потребовал 10 миллиардов долларов из еврейского капитала. Именно в этот момент Крым был освобожден, а крымские татары депортированы. Но после 1945 года в связи с твердой решимостью евреев получить государство в Палестине глава КГБ Берия устранил всех советских еврейских лидеров, которые принимали участие в этом плане. При этом мотивы депортации крымских татар питали теории заговора вплоть до распада Советов.
Нужно начать рейсы «Турецких авиалиний».
Мы имеем дело с «богатой секретами» новейшей историей Крыма, который Россия в 1954 году подарила Украине, и при этом должны сохранять хладнокровие. Отмена рейсов «Турецких авиалиний» в Симферополь под предлогом международных санкций может привести только к разрыву нити, связывающей крымских татар с Анатолией, поэтому, на мой взгляд, это решение следует немедленно пересмотреть. Необходимо, чтобы с помощью местных структур и сильных НПО в регионе продолжало свою работу Агентство тюркского сотрудничества и развития (TİKA).
Пути пересекаются.
В ходе нашей беседы с крымским вице-премьером Русланом Бальбеком он обратил внимание на следующий важный момент: «Связанные с Америкой структуры, с которыми турецкое правительство ведет борьбу, здесь также, в соответствии с директивами США, прилагают активные усилия к тому, чтобы разжечь напряженность между крымскими татарами и русскими. Сотрудничество Турции и России имеет жизненно важное значение». Затем он делает паузу и добавляет: «Сейчас ИГИЛ выполняет порученную им работу на вашей границе, а продолжение последует в Средней Азии...»
Похоже, настало время провести саммит «Эрдоган — Путин»... Есть множество «интересных» вопросов, по которым двум лидерам необходимо согласовать позиции.