ЮГО-ВОСТОК! ЕНОТЫ!
Приступ бронетанковой фобии
В конце прошлой недели у военно-политического руководства Украины и некоторых государственных мужей в ряде стран НАТО случилось очередное обострение бронетанковых фобий. Как повелось, в который уже раз поднял волну страха призрак российской боевой техники, вошедшей якобы колонной на территорию Новороссии. Однако убедительных доказательств этого, с позволения сказать, проникновения так никто предоставить и не смог.
С сообщениями о переброске российских военнослужащих и боевой техники на юго-восток Украины неоднократно выступали киевские и западноевропейские политики, представители НАТО. Обычно все эти алармистские заявления оказывались опровергнутыми уже через день-другой. Сейчас та же тема снова была поднята после выборов в самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республиках (ДНР и ЛНР). Недавно вступивший в должность генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг 4 ноября заявил, что альянс зафиксировал приближение российских войск к украинской границе. Конкретных цифр генсек не привел, но уточнил, что, по его мнению, «Россия по-прежнему поддерживает и обучает сепаратистов, а также предоставляет им снаряжение».
Следом за Столтенбергом свою крайнюю обеспокоенность информацией о российских войсках, которые якобы перемещаются к украинской границе, выразил министр иностранных дел Канады Джон Бэрд. Глава канадского дипломатического ведомства призвал Россию «немедленно отозвать войска от пограничных регионов» и отметил, что Канада продолжит следить за развитием ситуации.
Обвинение без доказательств
Утверждения своих западных патронов украинские власти подхватили с готовностью и уже через пару дней выдали их в развитии. Как сообщило агентство Reuters, официальный представитель Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Андрей Лысенко заявил о том, что украинские военные зафиксировали уже пересечение границы со стороны России колонны из 32 танков, 16 гаубиц и 30 грузовиков с боеприпасами и живой силой. Спикер СНБО добавил, что накануне через КПП «Изварино» на Украину вошла колонна грузовиков, в которой «было зафиксировано три передвижных РЛС». Вместе с тем Лысенко заверил, что, несмотря на концентрацию сил ополченцев ДНР и ЛНР в районе Дебальцева, Станично-Луганской, Мариуполя и поселка Счастье, у них по-прежнему нет возможностей для наступления на позиции украинской армии. Обосновал он это тем, что «по правилам военного искусства атакующий должен иметь в четыре-пять раз больше сил, чем обороняющийся».
Но примечательно, что практически одновременно с оглашением в Киеве обвинений в адрес России у нам в редакцию поступил комментарий на сей счет от официального представителя Министерства обороны РФ. «Мы обратили внимание на заявление министра иностранных дел Канады Джона Бэрда, а до него – ряда представителей США и НАТО, выразивших обеспокоенность якобы приближением российских войск к границе с Украиной, – передали из военного ведомства. – Данные заявления были сделаны со ссылкой на некие «сообщения», без предъявления фактических доказательств. Не говоря даже о набивших оскомину традиционных «аргументах» в виде слухов из социальных сетей».
В военном ведомстве подчеркнули, что все провокационные «сообщения», направленные на дальнейшее разжигание страстей вокруг гражданского конфликта на юго-востоке Украины, имеют единственный источник: «Он не украинского происхождения, хотя и расположен сегодня в одном из административных зданий Киева».
Минобороны России призвало западных партнеров в дальнейшем адресовать имеющиеся опасения относительно не соответствующей действительности информации о Вооруженных силах РФ непосредственно к выдумавшему их источнику.
Любопытно, что в тот же день, 7 ноября, представитель Госдепа США Джен Псаки в ходе брифинга признала: «Мы получили сообщения (о передвижении российской бронетехники на Украине), я не говорю, что мы их опровергаем, но у нас на данный момент нет независимого подтверждения этой информации». И глава МИД РФ Сергей Лавров на следующий день указал на это заявление, отвечая на вопрос журналистов о якобы введенных в Новороссию российских танках. Он и до того не раз говорил, что оснований для обвинений России в осложнении ситуации на юге и юго-востоке Украины нет. А Минобороны РФ неоднократно подчеркивало, что не поставляет ополченцам военной техники, боеприпасов и другой помощи. Ну и ко всему прочему официальный представитель генерального секретаря ООН Стефан Дюжаррик также заявил, что в организации не могут проверить и подтвердить переброску российских войск на Украину.
Особого внимания заслуживает публикация в газете New York Times, вышедшая 8 ноября. В ней прямо говорилось, что заявления Киева о перемещении российской техники с территории РФ в Донбасс не подкреплены убедительными доказательствами. Издание также отметило, что в украинских социальных сетях отсутствуют фотографии предполагаемого российского танкового конвоя. «И ранее киевское правительство нередко выступало с подобными заявлениями, которые не могли быть подкреплены доказательствами», – написала New York Times, подчеркнув, что НАТО и ОБСЕ тоже не смогли чем-либо подтвердить регулярные обвинения украинской стороны в адрес России. К этому стоит добавить, что прежде в подобных случаях газета не была склонна сомневаться в заявлениях Киева.
Казалось бы, данный инцидент с беспочвенными обвинениями в адрес Российской армии был полностью исчерпан. Так нет же...
Увидеть то, что очень хочется
Наблюдатели ОБСЕ на территории Новороссии поздно вечером 8 ноября разместили на официальном сайте своей организации довольно двусмысленное сообщение. В нем говорилось: «В 13.55 на восточных окраинах Макеевки, в 25 км к северо-востоку от Донецка, на территории, подконтрольной так называемой ДНР, Специальная наблюдательная миссия (СНМ) ОБСЕ видела колонну из более чем 40 грузовиков и цистерн, двигавшихся на запад по шоссе Н-21». Далее уточнялось, что 19 машин были «большими грузовиками типа «КамАЗ», закрытыми, без обозначений или номерных знаков, каждый из которых тянул 122-мм гаубицу, с контингентом в темно-зеленых формах без знаков различия». Еще 15, как утверждалось в сообщении, были автомобилями «КрАЗ», а 6 – грузовиками с топливными цистернами. И еще: «В 15.20 на перекрестке Ленинской улицы и улицы Куприна (в 7 км к юго-востоку от центра Донецка) СНМ видела колонну из девяти танков – четыре танка Т-72 и пять танков Т-64, двигавшихся на запад, также без опознавательных знаков».
Тут следует особо выделить упоминание танков Т-72. На «семьдесят двойку» очень любят указывать всевозможные критиканы и недруги ополчения, поскольку в отличие от танков Т-64, в последние годы имевшихся в распоряжении только украинских военных и продолжавших выпускаться заводом в Харькове, она, мол, эксплуатируется исключительно в Российской армии. И будто бы ополченцы, ну, никак не могли захватить Т-72 у подразделений ВСУ в бою. Только получить из России… Объясняют это так: все доставшиеся Украине после раздела Вооруженных сил СССР танки данной модели (более 1300 штук) будто бы были распроданы Киевом за рубеж задолго до нынешней войны на юго-востоке.
Заметим, что подобная аргументация не соответствует реальности. Украина сняла с вооружения танки Т-72 разных модификаций и поставила их на базы хранения. Оттуда мелкими партиями действительно продавала на международном рынке. Последний раз несколько машин сбыли во второй половине прошлого года, незадолго до майдана. Потом стало не до торговли. По оценкам разных экспертов, осталось на хранении от 400 до 600 «семьдесят двоек». Почти все танки неисправные, требующие ремонта разной сложности. Когда антитеррористическая операция на юго-востоке стала терпеть крах, о Т-72 вспомнили. Стали их спешно восстанавливать. Как показывает практика, нередко – для скорого захвата ополченцами. Опять же в ДНР и ЛНР тоже умеют ремонтировать и подбитую боевую технику, и ту, что сами обнаруживали в местах хранения. В конце июня, например, ополченцы заняли танковую базу в Артемовске. А там были и Т-64, и Т-72… Да, впоследствии формирования Новороссии были выдавлены из Артемовска украинскими силовиками. Но какие-то машины ополченцам удалось быстро запустить на базе, а кое-что перевезли на трейлерах в глубь ДНР. Словом, нет ничего удивительного в том, что по дорогам Донбасса разъезжают танки Т-72.
К тому же наблюдатели СНМ ОБСЕ, зафиксировавшие перемещение грузовиков и танков по территории Новороссии, отметили, что были сами в движении и, стало быть, не могли в подробностях рассмотреть и уточнить, кто именно находился на борту всей этой техники. Быть может, по той самой причине не делались прямые выводы о принадлежности машин и людей на них к Российской армии. Но и такого сообщения было достаточно, чтобы украинская пресса и многие западные СМИ пришли к желаемым выводам.
Спекуляции малопродуктивны
Лишь в минувшее воскресенье заместитель командующего ополчением ДНР Эдуард Басурин расставил все по местам: «Эта колонна принадлежит ополчению – а что еще это может быть? Все мы слышим артиллерийскую стрельбу по городу, в этой связи возникает необходимость ротировать части ополчения, менять позиции. Колонну переместили из тактических соображений. Линия фронта у нас очень большая, части разбросаны в разных районах. Из одного из них и пришла колонна». К тому же она, по мнению замкомандующего, только выглядит длинной, а на самом деле по меркам ополчения она не такая уж большая. «Каждая артиллерийская колонна включает в себя грузовики, которые возят артиллерию, людей, которые ее обслуживают, охраняют. Поэтому она лишь кажется большой», – считает Басурин.
И вот уже 11 ноября постоянный представитель России при Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Андрей Келин тоже подтвердил доводы ополченцев. Говоря о колонне из грузовиков и техники без опознавательных знаков, которые, по сообщениям СНМ, были замечены в районе Макеевки под Донецком, Келин констатировал: «Конечно, эта колонна принадлежит ополченцам. И по типу, и по форме грузовиков следует, что эта колонна принадлежит им. Об этом были заявления, никакая другая колонна открыто по Донецку не пойдет».
В общем, для информационных спекуляций опять не осталось никаких предлогов. Хотя вся эта история помогла постпреду сделать еще одно интересное наблюдение. «Разумеется, мы знаем и о том, что довольно активные передвижения идут на стороне (украинских) силовиков. Об этом сообщается и в социальных сетях, и в СМИ. К сожалению, это не отражается в докладах мониторинговой миссии. Почему они это не отражают – мы с этим будем разбираться», – сказал Келин журналистам.