Про эльфов, Веру Ванг и перспективы Украины
Фраза одного украинского "аналитика" - " Не имеет значения, есть доказательства или нет. Это всем очевидно.", - не смотря на всю ее эпичность, на самом деле не столь уж невероятна. Во всяком случае для европейского принципа мышления. В конце концов, согласился же Верховный суд Исландии с требованиями защитников эльфов отменить строительство дороги через территорию, где эти эльфы якобы живут. Реальный судебный процесс вполне себе реальной страны. Ну и что, что самих эльфов никто в глаза не видел?! Высший суд Исландии заявил: если так много людей в них верят, значит эльфы вполне могут существовать. Кто-нибудь в остальное Европе над таким решением смеется? Нет. Потому, что оно вполне соответствует европейскому образу восприятия мира.
Так что поведение свидомой Украины, в рамках ее "европейского" мировосприятия, вполне логично и последовательно. Раз не получается приструнить Донбасс силой, значит надо все там поломать на столько сильно, чтобы при любом развитии событий на Украине, дончанам бы по любому жилось хуже. Чтобы потом дальше козярыть - а у нас все равно лучше, чем у вас, значит мы были правы, а вы - ошибались! Раз сепаратисты враги, а Россия - агрессор (кто-то же должен быть виноват в том, что украинцы живут плохо!), то Украина не будет покупать донецкий уголь и российский газ. Даром брать, - ладно, за деньги - нет. Однако, если с уничтожением инфраструктуры Донбасса еще как-то получается, то с игнорированием глобальных экономических законов выходит не так красиво. Законы экономики совершенно одинаково относятся и к тем, кто их понимает, и к тем недалеким малограмотным популистам, которые в них не разбираются совсем. Как говорится в одной популярной американской поговорке: платья Веры Ванг не подгоняются под фигуру покупателя, это покупатель подгоняет свою фигуру под платья Веры Ванг. Так вот, законы экономики это как платья той самой Веры Ванг. Впрочем, эти законы одинаковы не только для Киева. Происходящее в ЛДНР и вокруг идеи Новороссии также определяются в первую очередь экономикой. Если отложить в сторону эмоциональные лозунги и взглянуть на все с чисто экономических позиций, станет понятна и причина текущего кризиса в ЛДНР, и общие черты будущего развития событий, и его направление. И даже позиция Путина становится совершенно логичной. Владимир Владимирович уже почти год прямо говорит, что какой-то кусок Юго-Восточной Украины никому не интересен. России новые земли не нужны, своих хватит как минимум на добрую сотню лет освоения. России необходим стабильный, самодостаточный, надежный экономический партнер, сотрудничество с которым было бы непременно взаимовыгодным обеим сторонам.
Является ли таким партнером нынешняя ЛДНР? Однозначно нет. Могут ли Республики им стать после распространения своего контроля на всю территорию в административных границах областей? Увы, тоже нет. Означает ли это поражение России и отказ в какой бы то ни было перспективе от поддержки ЛДНР? Безусловно нет. Чтобы понять - почему? - надо внимательно рассмотреть структуру украинской экономики, как таковую.
Если не вдаваться в частности, украинская экономика в 2013 году выглядела следующим образом. Всего ВВП страны составлял 1 454,9 млрд. гривен. Еще тех, полновесных, по 8,6 гривны за доллар. Из них 681,9 млрд. гривен приносил экспорт. Формально вся украинская экономика (данные за 2010 год, но к 2013 они изменились незначительно) это: 9% - сельское хозяйство, 9% - транспорт, 9% - недвижимость, 9% - финансовый сектор, 10% - добывающая промышленность, 12% торговля и ремонт, 13% - перерабатывающая промышленность, 38% - прочее. Но если учесть, что половина доходов приходилась на экспорт, то тут определяющим становится структура самого экспорта, а она такова: сельское хозяйство - 146,2 млрд. гр., продукция металлургии - 122,98 млрд. гр., химическая продукция - 42,8 млрд. гр.. На четвертом месте стоит уголь. Все остальное, включая высокотехнологичное оборудование и продукцию машиностроения находится сильно дальше по списку. Правда, тут стоит учитывать, что, в смысле уровня прибыли, сельское хозяйство имеет самый низкий уровень рентабельности. Основную прибыль дают все же металлургия и химическая промышленность, а также приборостроение.
Если эти абстрактные цифры перевести в понятный вид, то украинскую экономику можно представить в виде производственных цепочек. Чтобы продать на экспорт, скажем, тонну стали, сначала нужно переплавить чугун. Производство одной тонны чугуна требует 1,2 - 1,5 т. угля, 1,5 т. железной руды, свыше 0,5 т флюсовых известняков и 30 кубических метров воды. Которые, в свою очередь, тоже надо где-то взять. Вот именно с этого места начинает та самая экономическая география (т.е. распределение экономики по территории), которую, судя по всему, на Украине в школе преподавали из рук вон плохо.
Что из себя представляет Донбасс? На первый взгляд - просто кладовую ресурсов. В 2011 году всего на Украине было добыто 82 млн. т. всякого угля (в том числе 63,1 млн. т. обогащенного и высокоэнергетичного). Из них около 75 - 78% - на шахтах Донбасса (в большей степени в Донецкой, в меньшей - в Луганской областях). Но куда он девался дальше? Кто в конечном итоге его покупал и тем самым оплачивал труд горняков? Как выясняется, 68,9 млн. т. потреблялось внутри Украины. 53,7% - сжигалось в топках украинских теплоэлектростанций, 41,9% - уходил в металлургию, 4,3% - в другие отрасли, в том числе потреблялось частными домохозяйствами).
Как ни странно, но основным экспортным товаром Донбасса (в национальном, а не региональном смысле) является не уголь, а металлургия. Причем внутреннее потребление металла на Украине очень мало. 2/3 продукции металлургической отрасли уходит на экспорт. В 2010 году предприятия области поставили металла за пределы Украины на 8,7 млрд. долларов, что на 45,7% больше, чем в 2009 году. В сортаментной структуре экспортированного металла преобладают полуфабрикаты из углеродистой стали, их удельный вес составил 57%, а готового проката – 34%. По данным за 7 месяцев 2012 года основными потребителями украинского длинного проката являлись: : Ближний Восток - 41,4%, ЕС27 - 7,4%, остальная Европа - 11%, Африка - 14%, Азия без Китая - 7%, Америка - 1%, СНГ - 18,3%, Китай - 0%. Плоского проката: Ближний Восток - 10,1%, ЕС27 - 37,9%, остальная Европа - 13%, Африка - 4,8%, Азия - 13,8%, Америка - 4,2%, СНГ - 16,2%, Китай - 0,1%.
Предположим, что ЛДНР неким образом выйдут к своим административным границам и активная фаза боев на юго-востоке Украины закончится. Что это даст в экономическом смысле? Спрос на основной экспортный продукт - металл (во всех его видах) упадет на 81,7%. По одной простой причине. У непризнанного государства останется единственный рынок сбыта - СНГ, потребляющий всего 18% продукции отрасли. Это значит, что спрос на уголь, ранее генерируемый металлургическими заводами, упадет в пять раз. С 22,5 млн.т. в год, до 4,5 млн.т. Поставки на ТЭЦ тоже сократятся. Из 23 украинских ТЭЦ, на территории ЛДНР расположены только 4. Из 14 ТЭС - всего 5. Как показала история с юаровским углем, Киев из политической вредности готов покупать уголь где угодно, лишь бы не у сепаратистов. Даже если не вдаваться в точный учет потребностей конкретных станций, если считать просто в среднем, все равно получается, что из 37 потребителей, у ЛДНР останутся 9. Следовательно, им понадобится только четверть былого объема угля, т.е. 7 млн. т. из прошлых примерно 25 млн. т. В сумме выходит падение спроса на уголь с 47 млн. т. до максимум 12 млн. т.
Примерно такая же картина наблюдается по химической промышленности, машиностроению, производству других материалов. Безработица на уровне 70 - 80% трудоспособного населения. Практически все промышленный предприятия теряют рынок и становятся прямо убыточными. Следовательно, совершенно не важно, останутся они в собственности у олигархов или будут национализированы, в этом сценарии они разоряются все. Сельское хозяйство ЛДНР трудоустроить такое количество рабочих рук не сможет. По продовольствию, кстати, ЛДНР даже в составе Украины себя полностью не обеспечивали. Разрыв хозяйственных связей, который неизбежно произойдет после полной реализации указа Порошенко от 4 ноября, реально грозит возникновению на Донбассе самого настоящего голода. Вопрос в том, что даже если организовать нормальные экономические поставки продовольствия из России, что, в общем решабельно, населению за него все равно будет нечем платить.
Собственно, именно в этом и заключается одна из ключевых целей США во всем проекте "Майдан 2.0", в создании классической шахматной вилки.
Если Россия берется спасать Донбасс, то получает огромный тотально депрессивный регион, напрочь лишенный всяких перспектив к самовосстановлению. Про Осетию и Абхазию тут лучше не вспоминать. Сколько новых промышленных предприятий там было создано и запущено за период их независимости? Ни одного! Регионы конечно как-то отстроились и научились себя кормить сами, но уровень жизни в них все равно остается чрезвычайно низким. Причем это в условиях, когда там изначально все держалось в основном на сельском хозяйстве и животноводстве, а не на шахтах и прокатных станах. Так что абхазских или приднестровский сценарий для ЛДНР не подходит. Совершенно. Выжить население ЛДНР сможет только за счет российских гуманитарных конвоев. Причем, опыт Африки и других регионов показывает, что если население на гуманитарке сидит слишком долго, то однажды продолжать требовать халявную помощь становится основным видом выживания. Это проще, понятнее и быстрее, чем работать.
Если Россия не берется спасать Донбасс, то он вымирает. Сначала экономически, потом и физически. Людей, который из него побегут (не важно куда - назад на Украину, или беженцами в Россию) можно понять. Им тоже хочется жить. Это приведет как к росту разочарования в руководстве страны внутри России, так и еще большему всплеску радостной истерии в свидомой Украине. Как бы плохо там ни складывалась жизнь, по сравнению с вымиранием целого региона, она всяко будет выглядеть лучше. А значит станет служить наглядным доказательством "правоты европейского выбора" и поражения России.
В общем, куда ни кинь, всюду клин. Но только если сохранять неизменным главное граничное условие - физические границы ЛДНР в рамках нынешних административных границ областей. Если же смотреть на события с позиций экономической географии и дальше, то расклад кардинально меняется. Формирование Новороссии в границах 8 областей уже позволяет сформировать создать относительно стабильное внутреннее экономическое жизненное пространство. Как минимум, появляется дополнительный сбыт для угля, металла, удобрений (основной части химического производства). В общем, "Большая Новороссия" это тот территориальный минимум, который позволит ее экономике существовать относительно самодостаточно и стабильно.
Подчеркиваю, более или менее. Чтобы появилась возможность не просто хотя бы как-то выживать, пусть и на грани бедности, требуется найти способ сохранить в виде единого экономического пространства максимально большую часть прежней Украины. В идеале - всю. Разве что без совсем уж сельскохозяйственных и убыточных ее западных регионов, являющихся к тому же основной колыбелью и рассадником украинского национального фашизма. Их уход можно себе позволить, так как на экономических показателях это особо не скажется.
Есть еще один важный нюанс. Правда, не столько экономический, сколько политический. Хотя экономики он касается самым непосредственным образом. Какой бы фашистской ни была нынешняя Украина, юридически она является легитимным государством, признаваемым всем мировым сообществом. Потому, даже если предположить, за вот прямо завтра утром Порошенко отправит на Донбасс эшелон вагонов, которые бойцы тербатов доверху загрузят прямо ворованным углем, любой зарубежный потребитель этот уголь спокойно купит. Потому, что с т.з. международного права, товар будет абсолютно законным. Шумиха в прессе ни на что не повлияет. А если государство Новороссия этот уголь честно добудет и честно предложит купить, на международном рынке потребители его не возьмут. Ни по какой цене. Даже по бросовой. Потому, что официально такого государства - Новороссия (равно как ЛНР и ДНР) в международном сообществе нет. Не важно, нравится это кому или нет, но это так.
Можно ли добиться изменения статуса Новороссии? Можно. Когда-то не существовало США, Германии, Советского Союза и Китая. Но есть ли на это дело от пары десятков до сотни лет? И согласны ли граждане Новороссии на то, что они и даже их дети почти всю жизнь проживут в бедности? А граждане России согласятся на кардинальное понижение уровня своей жизни на такое же время? Мне кажется - нет. Не согласятся. Трудности можно перетерпеть, когда они временные и сроки их переживания, что называется, буквально из окна видны.
Вот и получается, что целью всех происходящих событий является восстановления контроля над всей (или почти всей) территорией Украины, с сохранением ее самоназвания и преемственности власти. Единственным вариантом решения задачи при подобных вводных является только ее федерализация. Т.е. сначала разведение на отдельные области с пересборкой механизма государства, но уже без националистической составляющей.
Вариантов тут может быть несколько.
Самым быстрым кажется "большое наступление войск ЛДНР" на запад. Но, во-первых, оно должно быть действительно решительным, а не медленным выдавливанием противника шаг за шагом с постепенным уничтожением инфраструктуры в зоне боев. Во-вторых, оно не должно являться оккупацией территории иностранного фашистского государства, как война на Донбассе в медийном и идейном смысле выглядит сейчас. Спасать требуется не только одних "русских", спасать на Украине требуется всех. И русских, и украинцев, и евреев, и белорусов, и вообще все национальности, какие там проживают. Наступление силами только самих дончан, а не экспедиционными бригадами российской армии. Иначе, в глазах остального населения Украины такое наступление будет выглядеть той самой российской оккупацией, о которой с февраля талдычат украинские СМИ.
Есть и второй вариант. Через оказание помощи и поддержки антифашистскому сопротивлению в остальных областях Украины. Чтобы они смогли взять у себя власть и начать процесс денацификации в собственном доме.
Оба варианта не лишены индивидуальных недостатков. К примеру, нынешняя армия ЛДНР идеологически пол года воевала не только против фашизма, как идеи. В значительной степени она воевала против Украины за независимость Донбасса. Не особо задумываясь о том, что с этой независимостью делать после победы. В представлении ополченцев возврат в состав Украины, не важно какой, пусть даже новой, без фашистов, не без оснований выглядит предательством. А значит "большое наступление на запад" без коренного переформатирования армии, и вообще государственного механизма ЛДНР, невозможно в принципе. Судя по происходящим там процессам, оно ведется. Но вызывает заметное сопротивление на местах.
С поддержкой антифашистов в других областях также наблюдаются многочисленные трудные моменты. Отдельные люди, готовые бороться, есть. А вот с элитами, действительно способными взять на себя эту задачу пока явно не получается. Работа в этом направлении похоже ведется, но пока она далека от завершения.
Вторым важным сложным моментом в обоих вариантах является вопрос собственности. Лидеры ополчения, кроме войны с фашизмом, еще воевали "против олигархов". Но устранение олигархов, как класса, автоматически означает распад экономических цепочек, а значит - кризис самой экономики. Что новой, что старой. Любой. Тот же уголь мало просто добыть. Его еще надо продать. Причем, с прибылью. Иначе производство лишается смысла, как вид деятельности. Идея "все принадлежит народу" хороша, но только на местном уровне. В глобальной экономике, это однозначно доказано практикой, она не работает. Но пока большинство бойцов и их командиров, считают своим врагом любого олигарха только на том основании, что он самый богатый, сохранить в работоспособном виде всю национальную экономику не представляется возможным. При этом, кстати, подобные взгляды не мешают ЛДНР рассматривать Россию в качестве источника помощи. Не смотря на то, что в России олигархи тоже есть.
Какой вариант в конечном счете будет реализован, в чистом виде или в сочетании, покажет время. Однако направление развития событий диктуется именно этими, экономическими, законами, а не личными предпочтениями отдельных лидеров. Ибо законы экономики, одинаковы для всех.