И хотя бойцы 24-го батальона теробороны "Айдар", захватившие вертолетную площадку, построенную некогда для нужд экс-президента Януковича, объясняют свои действия требованием "вернуть в собственность Украины все украденное диктатором имущество", у прокурора Киева на этот счет свое мнение: "Я верю, что у них были благие намерения. Но иначе как самоуправством это не назовешь. Любой человек, прибывший из зоны АТО с оружием, для меня является преступником. Тем более, если эти люди потом объединяются в группы", — заявил прокурор.
Своеволием добровольцев озаботился и президент Петр Порошенко. По информации газеты "Зеркало недели", деятельность добровольческих батальонов обсуждали на заседании Совета нацбезопасности 4 ноября. "Судя по всему, президент все еще рассматривает батальоны в их нынешнем виде не столько как элемент системы безопасности, сколько как фактор внутриполитической угрозы", — отмечает издание, говоря о "публичном выяснении отношений" по поводу судьбы батальонов между Петром Порошенко и министром внутренних дел Арсеном Аваковым, под командой которого находится большое количество подобных формирований. Говорилось о том, что некоторые комбаты, ставшие народными депутатами, использовали подразделения в предвыборных целях. Высказывалась и мысль расформировать батальоны.
ОТВЕТ БАТАЛЬОНОВ. Заявления Сергея Юлдашева оскорбили айдаровцев. Они тут же пообещали прокурору участь Януковича: "Вас, господин Юлдашев, ждет билет в Ростов-на-Дону в один конец. Как и Виктор Пшонка, по Киеву спокойно вы ходить уже не сможете. Государственный переворот — это когда прокурор Киева, который по закону об очищении власти должен быть уволен с запретом возврата на госслужбу в течение 10 лет, продолжает занимать должность. Государственный переворот — это когда киевские прокуроры едут в зону АТО на несколько дней, чтобы получить статус участников боевых действий и "откосить" от люстрации".
Один из командиров "Айдара", Сергей Граб, посоветовал прокурору самостоятельно взять амуницию и пойти повоевать. А командир батальона "Донбасс" Константин Гришин, известный как Семен Семенченко (один из комбатов, ставших депутатами), возмутился, призвав Порошенко гнать в шею махинаторов и негодяев: "Господин президент, мы не угроза для страны, мы угроза системе тотальной безответственности. Вы же сами заявляли, что вы с этой системой боретесь. Почему мы с вами не на одной стороне?"
Приблизительно в том же духе высказался и министр внутренних дел Аваков: "Добровольцы — это люди, на ком держался дух и обороноспособность наших сил в первые месяцы войны. Те, кто развернул кампанию по дискредитации военных добровольцев — это или враги Украины, или дураки. И в том и в другом случае их нужно держать подальше от принятия государственных решений".
Тем не менее, он признал, что обсуждал с Порошенко судьбу добровольческих батальонов, хотя и в другом ключе: "Неправда, что есть команда президента распустить батальоны. Напротив. Мы рассматривали с президентом модели оптимального обеспечения развития добровольческих батальонов МВД. Наиболее подготовленные боевые подразделения должны получить наивысшую степень обеспечения вооружением и наилучшую подготовку. Для этих целей принято решение о передаче наиболее подготовленных подразделений в состав Нацгвардии".
НЕ АНГЕЛЫ. Впрочем, опасения киевской прокуратуры не лишены оснований. Бойцы некоторых батальонов настроены достаточно агрессивно. В одном из своих интервью командир батальона "Днепр-1" Юрий Береза, который также прошел в парламент, пообещал "пи..ить всех, кто принимал законы 16 января", если они пройдут в Раду: "Они будут вылетать в окна. Все, кто против Украины, будут вылетать в окна".
Береза также отметил, что готов представить 5 законопроектов, один из которых касается создания национальной армии на основе добровольческих батальонов. "Если эта Верховная Рада не проголосует за эти законы — мы ее УНИЧТОЖИМ изнутри", — добавил комбат.
Один из бойцов недавно сформированного батальона "Феникс", Олег, выражая мнение своих товарищей, заявил, что добровольцы не допустят никаких кулуарных договоренностей с Россией по поводу создания сухопутного коридора в Крым: "Мы намерены воевать до последнего. Иначе зачем гибли наши пацаны? Если узнаем, что нас сливают, — возьмем оружие и пойдем на Киев. Сил поменять эту власть у нас вполне хватит".
Директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец отмечает, что изначально планировалось создать более 20 батальонов территориальной обороны. Они должны были дополнить подразделения регулярной армии и Нацгвардии. "Боевые действия показали их высокую мотивированность, но слабую оснащенность. Бойцы также очень сильно полагаются на своих командиров", — пояснил Згурец.
Зависимость от командиров, по мнению эксперта, и порождает опасения, что тербаты могут стать некой самостоятельной силой. Еще одна проблема связана с неправильным использованием этих батальонов. "Эти подразделения не должны становится пушечным мясом в руках высших командиров, чьи приказы иногда граничат с маразмом. Если руководство АТО будет продолжать допускать ошибки, эта трещина будет и дальше расширяться", — считает Сергей Згурец.
Его поддерживает и бывший командующий аэромобильными войсками (в 1998—2005 годах), полковник Иван Якубец: "Легковооруженные добровольческие батальоны и батальоны территориальной обороны создавались для защиты территориальных общин, а потом, из-за недостатка сил, их начали отправлять в бой. Это была ошибка, которая не только привела к "Иловайскому котлу" но и оголила наши тылы".
Оба эксперта убеждены, что добровольческие батальоны важны для защиты страны, но должны быть приведены под единое командование. Это повысит их техническую оснащенность и снизит риски самовольного использования. "Батальоны, сформированные на средства олигархов, должны подчиняться государству, иначе нас ждет анархия. И то, что эти батальоны сейчас включаются в состав Вооруженных сил и Нацгвардии, — очень правильный процесс", — заявил Якубец.
Только согласятся ли с таким переподчинением привыкшие к самостоятельности комбаты?