- Они, по крайней мере, очень спорные. Я не думаю, что будет 50 рублей. Но я уверен, что будет рост в 10-15 процентов, то есть однозначно выше инфляции в следующем году. Для этого есть множество причин. Прежде всего, я не помню ни одного года с 1991 года, когда у нас доллар или евро упали по отношению к рублю. Их курс всегда рос. Другой вопрос, как в этом году - на 25 процентов буквально за пару месяцев или примерно на уровне инфляции 7-8 процентов как все остальные годы.
Большого роста, я думаю, наше государство не допустит. Важно понимать, что конечный потребитель топлива - это не только какое-то физическое лицо. Это в том числе и государство. Это и аграрии. Если так сильно государство допустит рост цен на нефть, то упадет огромная часть России и всего российского бюджета. Понесут большой урон сельское хозяйство и другие сектора экономики. Но реальных экономических факторов, динамики курса рубля и стоимости нефти на мировых рынках все равно не избежать. Я думаю, что цена бензина будет порядка 40 рублей.
- Вырастет стоимость транспорта, перевозок...
- Конечно. История получается закрученная, но, насколько я знаю, по проекту бюджета на 2015 год, который сейчас обсуждается, рост на энергоносители уже заложен. Он уже есть. А это, естественно, отразится не только на стоимости логистики, продуктах питания, которые мы приобретаем в магазинах, но и на тарифах жилищно-коммунальных услуг. Правительство недавно приняло ставки по электричеству на следующий год. Да, рост будет, но он не будет таким огромным, как рост стоимости топлива, потому что правительство закладывает эти показатели на уровне инфляции - 8 процентов на следующий год.
- Были также предположения, что нефтяные компании за счет того, что нефть дешевеет на мировом рынке, повышают цены на внутреннем, чтобы убытки компенсировать. Как вы считаете, это действительно так?
- Нет, я не думаю, что это так. Разумеется, какие-то попытки есть. Потому что бизнес - есть бизнес и всегда хочет зарабатывать больше. Но топливно-энергетический сектор в России серьезно регулируемый. Он очень хорошо и качественно отслеживается многими службами, в том числе Федеральной антимонопольной службой. Тут сложно играть с ценами. Что называется: шаг вправо, шаг влево - сразу расстрел для этой компании, огромные штрафы. Антимонопольной службе выгодно выписывать штрафы, потому что это источник прямого дохода в бюджет. Тут опять же срабатывает разница в курсах. Однако я не думаю, что это какой-то специальный сговор.
- В США наоборот бензин подешевел. С чем это связано? Со сланцевой революцией? У них стало много нефти?
- В том числе. Америке очень сильно повезло, что в долларах нефть подешевела. То есть то, что для нас оказалось минусом, для них - плюс. Во-вторых, да, сейчас действительно развернута в США огромная программа по добыче сланцевого газа и сопутствующих нефтяных продуктов, в том числе и нефти, из которых потом вырабатывается конечное топливо. То есть кроме того, что она обычно закупала, у нее еще как дополнительно своя нефть. То есть топлива стало больше, оно стало дешевле. Это закон спроса и предложения.
Ну и, в-третьих, у Америки есть огромные, колоссальные запасы нефтепродуктов, которые они себе делали на протяжении десятков лет. Теперь они приняли решение, что пора эти запасы потихонечку открывать и использовать. Это довольно логичное решение в непростые экономические времена. Вот в сумме эти глобальные три фактора и сделали такую смешную игру, когда во всем мире топливо дорожает, а в Америке оно дешевеет.
- Мы привязаны к нефтедоллару. А можно как-то отвязать?
- Отвязать можно, если полностью всю нефть, что добываем, мы будем продавать только на внутрироссийском рынке. Но это вряд ли когда-нибудь получится. К сожалению, мы сидим на нефтяной игле, хотя постепенно, пусть небольшими темпами, но постепенно с нее сходим. Но пока не получится не продавать нефть за доллары, потому что это наш доход.
- А соглашение с Китаем продавать нефть за рубли и юани?
- Хорошо - за юани, это будет отлично. Но проблема ведь в том, что юань - ведь тоже иностранная валюта. И она себя может вести так же, как ведет сейчас себя доллар. Рубль по отношению к юаню может падать, потому что китайская экономика развивается более быстрыми темпами, чем российская. И, соответственно, мы будем видеть ту же самую картину. От всех рисков полностью избавиться, застраховаться от привязки нашей нефти к какой-нибудь валюте на 100 процентов не получится никогда. Эти риски можно ограничить, но полностью от них избавиться весь опыт мировой экономики не придумал.
- У нас развивается переработка нефти и производство нефтепродуктов? Почему мы этим мало занимаемся?
- Если брать шкалу от одного до пяти, я бы сказал, что производство нефтепродуктов у нас на два с плюсом - три с минусом. И не в том смысле, что мы не умеем перерабатывать. Мы умеем перерабатывать. Проблема в том, что у нас мало заводов, где можно изготавливать из нефти различные другие материалы и виды топлива. Их ограниченное количество. И по большому счету, получаемый конечный материал мы сами и потребляем. Мы не продаем эти продукты куда-то во вне.
Организация таких новых площадок - это прежде всего очень дорогостоящий процесс. И это очень экологически грязное производство. Не все регионы будут согласны на то, чтобы такой завод по переработки нефти располагался рядом с жилым кварталом или даже на каком-то отдалении. Где-то и хотели бы построить, но нет инвесторов. Бизнес есть бизнес. Он хочет не просто деньги вложить для того, чтобы Россия стала лучше. Все ищут какую-то отдачу сразу же. Эта отдача получается не всегда, очень сильно зависит от политики государства, от многих факторов.
Но прежде всего, такие заводы очень дорогостоящие, очень-очень сильно. И чтобы их построить, нужно пройти действительно семь кругов ада, причем не только у нас в России. Это не вопрос бюрократии. Все, что связано с экологией, во всех странах мира сейчас трудно решается. Поэтому мы умеем перерабатывать, мы перерабатываем, но эти объемы крайне малы в рамках общей нефтедобычи сырой нефти в России. Тут нам есть куда развиваться. Но пока что нет такой конкретной программы по развитию нефтепереработки, и как это будет вообще развиваться, неизвестно.
- Обобщая сказанное, какой-то прогноз для россиян можно дать?
- Инфляцию еще никто не отменял. Цены растут всегда. Это нормальное желание всех людей, любого бизнеса зарабатывать больше, повышая свои цены. Не потому, что бизнес такой жадный. Мы с вами тоже хотим зарплату больше, а откуда мы ее с вами возьмем, если компания не повысит свои цены? Цены будут расти. Но не стоит ожидать панически и какого-то огромного роста цен, потому что это невыгодно, в том числе государству и мировым рынкам. Что касаемо цен на нефть, они будут колебаться в районе 90-110 долларов, я думаю, очень-очень долго, возможно, ближайшее десятилетие. Потому что пока нет альтернатив нефти, как основному источнику по энергии в мире.
Поэтому нефть будет на достойном уровне. Цены на все будут расти как минимум на уровень инфляции. В России это из года в год 6-10 процентов. Если будут какие-то экономические потрясения, возможна еще какая-то надбавка к этому росту, но максимум 5-10 процентов. Нужно готовится к тому, что цены будут расти, нужно всегда иметь какую-то кубышку безопасности, запас ликвидности на черный день. Если лежит обычно дома в трехлитровой банке, а не в банке как финансовом учреждении, тогда все будет хорошо.
Беседовала Мария Сныткова