Образ полководца Суворова, чей день рождения отмечается 24 ноября, настолько крепко вписан в наше коллективное бессознательное, что уже сложно с ходу сказать - был ли такой реальный человек или это мифический герой из народных легенд. В эпоху, когда воюют танковыми клиньями и ковровыми бомбардировками, один из главных заветов великого полководца «воюй не числом, а умением» почти потерял свой смысл. Как, например, втиснуть в рамки этого завета стратегическую авиацию или РВСН? Но в мае вдруг выяснилось, что наследство выдающегося военного теоретика и практика до сих пор актуально.
Разумеется, в новейшей военной истории были успешные операции диверсионных групп и разведки, отчаянные рейды по тылам, вызванный на себя огонь в безнадежной обороне. Но не бывало еще такого, чтобы 52 человека после 17-километрового марша с одним легким стрелковым вооружением встали против целой армии. Встали, заняли оборону в незнакомом городе и продержались целых три месяца.
Мы проработали в Славянске все месяцы осады. И догадывались, насколько зыбко и почти безнадежно было наше положение. Но про истинное положение дел у «славянских сидельцев» стало известно буквально на днях - из коротких сетевых мемуаров Игоря Стрелкова:
«Противник сосредоточил ударные группы с бронетехникой с трех направлений: с севера, с запада и юго-запада».
У штурмующих Славянск были и системы «Град», и авиация, и артиллерийская группировка, и вертолетные десанты, и танки. У гарнизона Славянска имелись бракованные гранатометы и артсистема «Нона» с испорченным орудийным замком.
«Я тогда еще всерьез верил, что будет нанесен удар, нацеленный на захват города, и ставил главной задачей его удержание, для чего у меня имелось на тот момент уже около 150 вооруженных автоматическим оружием бойцов и 6 трофейных бронеединиц, из которых только 2 представляли собой серьезную боевую ценность - БМД-1 и БМД-2».
Мы хорошо запомнили туманное утро 2 мая, первая попытка штурма. До сих пор не можем понять: как удалось удержать Славянск, в чем был секрет?
«В таких условиях я принял решение собрать основные ударные подразделения в кулак в центре города и бросить их в бой на то направление, откуда противник поведет основную атаку».
По этой схеме, требующей высочайшего искусства в управлении войсками, город оборонялся почти 90 дней. Защитники не стали размазывать свои скромные силы по линии фронта, а просто парировали удары противника, который в итоге собрал под Славянском группировку, чуть ли не в сотню раз превышающую гарнизон города. Александр Суворов, воевавший когда-то в этих местах, в Северной Таврии, мог бы гордиться такими потомками. Уходя из Славянска, гарнизон процитировал противнику еще один афоризм генералиссимуса: «Стоянием города не берут».