США между враждебным ИГИЛ и мощным Китаем
20.11.2014
Нынешние проблемы международных отношений — это не только результат антироссийской риторики Запада, но и итог неурегулированности отношений на мировой сцене. США суют везде свой нос и пытаются вмешаться в конфликты по всей планете, но уже не тянут на эту роль. Об этом в эфире Pravda.Ru — президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
— Выступление Путина на Валдае называют второй мюнхенской речью. Что вы о ней думаете?
— Надо понимать, что увязка с мюнхенской речью неслучайна. В мюнхенской речи президент отметил, что действующая система не работает. Точнее параллельно с ней работает другая система принятия решений. Поэтому спокойно, адекватно и открыто играть в такую политику очень сложно. Поэтому во второй своей речи на Валдае Путин предложил реформировать систему. Он сказал, что после холодной войны действительно система, которая сложилась в то время, не работает.
Совет Безопасности ООН формировался из стран с ядерным вооружением, которые могут принимать решения. Поэтому все решения военного плана должны были происходить через них, чтобы не было системы самоуничтожения. Все последние кампании прошли мимо ООН. Вопрос с Сирией тоже был решен без ООН. По Ливии вопрос был проведен через ООН только о воздушном пространстве. Там не было ни слова сказано о военном участии в кампании. Тем не менее командование штабов НАТО по северной Африке активно координировало работу как Франции, так и других стран.
По Сирии вопрос через ООН тоже не решался. Соответственно по ИГИЛ тоже все проходит мимо Совета безопасности ООН. Военная операция проходит на территории двух стран, с которыми она абсолютно несогласована, войска которых не участвуют в этом процессе. Я уж не говорю про Афганистан и Югославию…
То есть, действующая система не срабатывает. Ее по умолчанию заменили на другую систему. Раньше было противостояние двух блоков. Их отношения надо было синхронизировать в рамках Совета безопасности ООН и ООН в целом.
Потом США почувствовали себя единственными лидерами и поэтому присвоили себе вправо единолично принимать решения, проводя его через свои подконтрольные структуры. Сейчас же появилось очень много разных точек роста: Китай, Индия, Российская Федерация, Бразилия. Мир меняется. И одна страна тащить на себе все бремя ответственности уже не может. Это проблема для самой этой страны. Нельзя тащить на себе ответственность за безопасность во всех регионах мира, если у вас разрыв бюджета 17 триллионов.
Вопрос же здесь и в том, что страна, на которую такое количество ответственности возлагается, сама начинает трещать по швам. Вот соответственно — и политическая напряженность. Реально отслеживать 5,7,8, 10 конфликтов — это работать в системе управляемого хаоса. В каждой системе генерируется хаос, на каждой территории, чтобы агрегировать основную часть инвестиции в американский рынок, повышать его конкурентоспособность. Но эта теория хаоса приводит к тому, что страны не хотят в этой системе участвовать.В последнее время фактически все основные свои риски именно для национальной безопасности США, Вашингтон сгенерировал своими руками. ИГИЛ они сами поставляли вооружение. Между прочим, сеть ИГИЛ работает в США, Канаде, в которой, судя по всему, последний теракт связан именно с ИГИЛ. Эта сеть есть и в Европе. Они в основном набирали там военную силу, добровольцев. Она может и в обратную сторону работать. Эта сеть слаживалась еще во время чеченской кампании в Российской Федерации во Франции. На нее раньше закрывали глаза, потому что она работала против единого противника.
Сейчас она начинает работать в обратном, в реверсном режиме. То же самое касается, например, Китая. США сами Китай усиливали в течение десятилетий за счет экономического роста. Сейчас Китай усилился, стал играть самостоятельную роль. То же самое — Саудовская Аравия и Катар. В Египте именно Катар и Саудовская Аравия поддержали братьев-мусульман, которые свергли режим. То же самое касается других стран. Япония после Второй мировой войны официально объявила о мирном статусе. У них вооруженных сил нет, есть самооборона. После усиления Китая и после попыток США решить вопрос через спорные острова, Япония начала понимать, что Китай может спокойно с США договориться, ущемляя интересы Японии. Они объявили, что создадут нормальные войска и могут ликвидировать свой безъядерный статус.
— Чем больше у американцев объектов приложения сил, тем больше они делают ошибок.
- США перестают играть в долгую. США играют очень короткие партии. Вот нынешняя система, о чем говорил президент, нынешний расклад сил показывает, что необходима другая инфраструктура, для того чтобы согласовывать интересы, обеспечить развитие. Ведь в нынешней системе будет только генерация проблем.
Все больше стран начинают понимать, что необходима какая-то дополнительная сила. Страны могут начать самостоятельно решать спорные вопросы. Это будут не военные операции, будет использоваться тактическое вооружение, возможно, ядерное. Совет безопасности ООН создавался именно для того, чтобы не было войны всех против всех. США эту систему, ООН стали игнорировать и фактически разрушили. Риск войн очень высокий в нынешней системе.
— Как вы думаете, услышали нашего президента?
— Все, кто хотел услышать, услышали. Сейчас очень многие страны начинают переориентироваться. Они видят в Российской Федерации силу, которая может их защищать, в крайнем случае, соблюдать паритет. Мир всегда заинтересован в существовании другого полюса. Все равно Совет Безопасности ООН является обязательной институцией для согласования глобальных решений. Поэтому мир готов к новой системе. Вопрос: насколько готовы старые лидеры к тому, чтобы проявить ответственность и уйти.