Хейгел же заявлял тогда, что это самая большая внешнеполитическая ошибка со времен Вьетнамской войны, в которой сам он участвовал молодым сержантом, командовал взводом, был ранен и получил две медали «Пурпурное сердце».
Твердокаменные республиканцы давно не считали этого сенатора из Небраски своим, и он еще больше оттолкнул их согласием присоединиться к администрации Барака Обамы.
Республиканцы подозревали, что последний остановил свой выбор на Хейгеле, поскольку хотел резко снизить военную мощь США и якобы здраво рассудил, что будет лучше, если этим процессом будет заведовать республиканец, да еще герой войны.
После поражения
Сенаторы-демократы атаковали кандидата менее энергично, поскольку он был назначен их президентом, но тем не менее напомнили, что Хейгел в прошлом категорически выступал против абортов и против назначения послом США в Люксембурге открытого гея Джеймса Хормела.
Критики и справа, и слева упрекали Хейгела за сетования по поводу засилья в Вашингтоне «еврейского лобби».
Он также отказался подмахнуть письмо к Евросоюзу с призывом объявить «Хезболлу» террористической организацией, заявив: «Я — американский сенатор! Я — не израильский сенатор!»
Несмотря на все претензии к Хейгелу, демократы господствовали в сенате безраздельно и не собирались отказывать своему президенту. В феврале прошлого года Хейгела утвердили.
Сейчас он стал первым членом кабинета Обамы, которым пожертвовали после недавнего разгрома Демократической партии на промежуточных выборах, в результате чего сенат перешел под контроль оппозиции — республиканцев.
Это объяснение его смещения разделяют и либеральная New York Times, и консервативный журнала Weekly Standard, главред которого Уильям Кристол заметил в понедельник: «Так почему же его уволили? Потому что Белому дому и Бараку Обаме требовался козел отпущения».
Этим объяснение Кристола не кончается. «Джордж Буш уволил Дона Рамсфельда в связи с изменением стратегии (наращиванием войск в Ираке) и для того, чтобы заменить его человеком независимым, — продолжает он. — Сейчас не тот случай. Президент Обама по-прежнему хочет, чтобы в Пентагоне было слабое руководство и мало независимости».
Как и его предшественники, Роберт Гейтс, тоже республиканец, доставшийся Обаме по наследству от Буша, и Леон Панетта, 68-летний Хейгел сетовал на склонность нынешнего Белого дома к микроменеджменту, то есть желанию быть в каждый бочке затычкой.
И Гейтс, и Панетта жаловались в своих мемуарах на постоянное вмешательство аппарата Белого дома в военные дела даже по мелочам, и не исключено, что то же самое сделает в своих воспоминаниях Хейгел.
Несмотря на свои прошлые претензии к Хейгелу, сенатор Маккейн остался с ним дружен и сейчас за него заступился.
«Из Белого дома уже сливают версию, что “он не тянул”, — заявил Маккейн в радиоинтервью. — Поверьте мне, он очень даже тянул… Его так и не допустили в узкий круг внутри Белого дома, который принимает все решения и который привел к нашим невероятным провалам по всему миру».
«Они будут говорит: “Ну, пришло время кадровых перестановок”, и в таком духе, — говорит Маккейн, являющийся ярым критиком внешней политики Обамы. — Но я вам скажу, что он приходил ко мне в офис на прошлой неделе и был крайне раздосадован. У нас нет стратегии борьбы с “Исламским государством”, у нас нет никаких способов помочь украинцам, мы отказываемся дать им оружие, чтобы они могли себя защитить, на Дальнем Востоке неспокойно, потому что китайцы расправляют там плечи, перед нами такое падение американского влияния, какого до сих пор не знала история».
Маккейн обещал придирчиво отнестись к кандидату Обамы на пост шефа Пентагона, благо с начала января сенатор будет заведовать комитетом по делам вооруженных сил, который будет утверждать президентского назначенца.
Хотя президент Обама заявил, что в октябре Хейгел сам пришел к нему с известием, что хочет в отставку, в Вашингтоне считается общим местом, что военного министра ушли. Его отставка назревала уже давно. Он жаловался на сотрудников Белого дома, а они сетовали, что шеф Пентагона слишком пассивен и на совещаниях по большей части сидит молча, дожидаясь, пока сможет пообщаться с Обамой наедине.
Уходит под нажимом
По версии заступников Хейгела, он предпочитал говорить с президентом без посторонних, во избежание утечек.
По данным телекомпаннии Си-би-эс, недавно министр также разгневал сотрудников Белого дома, послав помощнице Обамы по национальной безопасности Сюзан Райс письмо, в котором заявил, что президенту необходимо более четко сформулировать курс Вашингтона по отношению к сирийскому президенту Башару Асаду.
Си-би-эс резюмирует, что Чак Хейгел уходит под нажимом Белого дома.
На пошлой неделе он дал интервью этой телекомпании и, в частности, выразил тревогу, что, хотя вооруженные силы Америки остаются лучшими в мире, сейчас их первенство находится под угрозой.
В прошлом Хейгел не раз публично предупреждал, что резкое сокрашение военного бюджета США вредит боеспособности страны.
В Белом доме замечают, что времена меняются, и что, например, в Ирак отправлены около трех тысяч американских военнослужащих, сражающихся с боевиками «Исламского государства». По словам приближенных Обамы, новые времена требуют в Пентагоне нового руководства.
По мнению New York Times, смещение Хейгела представляется попыткой Белого дома продемонстрировать, что администрация Обамы чутко реагирует на критику за промахи в борьбе с эпидемией эболы и ИГ.
Владимир Козловский, Русская служба Би-би-си, Нью-Йорк