ШАЛАНДЫ АДМИРАЛА ПОРОШЕНКО
Достоянием прессы стали скандальные подробности замыслов, которые лелеет президент Украины Пётр Порошенко относительно судьбы Военно-морских сил страны.
Если быть кратким, то они состоят из трёх пунктов: украинский ВМФ понижается в ранге до статуса флотилии, переподчиняется сухопутному командованию и перебазируется из Одессы в Николаев.
Что касается понижения в ранге, то тут вопросов меньше всего: он насчитывает в своём составе аж целых 7 боевых кораблей, из которых 3 — старше 1979 года постройки и ещё 2 подняли флаг в последующие 5 лет. Даже самый «юный» из этой «великолепной семёрки» - флагманский фрегат «Гетман Сагайдачный» - в этом году на праздничном пироге «задул» 21 свечу.
Что касается состава украинского флота, то его отлично характеризует народная мудрость - «С бору по сосенке...». Фрегат, корвет, десантный корабль, артиллерийский катер, ракетный катер, рейдовый тральщик и корабль управления — вот и все боеспособные боевые единицы. Кроме них есть ещё несколько вспомогательных судов, но погоды в морском бою они не сделают. Остальное — либо заржавело, либо уже утилизировано. Ещё кое-что весной пришлось бросить в Крыму, как подводную лодку: техническое состояние этих кораблей было таким, что отход от пирса означал прямой путь на дно.
А вот перевод в подчинение сухопутным силам и передислокацию в Николаев не стоит воспринимать так однозначно, как это делают некоторые военные комментаторы.
На первый взгляд, вывод флота из Одессы устраивается с целью высвобождения береговой инфраструктуры, которая может быть использована для более полезных дел. Тем более что в Николаеве простаивают 3 мощнейшие судоверфи, которые можно будет превратить в ремонтную базу.
Не будем спешить с выводами: вряд ли стоит думать, что выведенные из Севастополя военные корабли сильно заставили потесниться торговые пароходы у причальной стенки. Тем более что в пригородах Одессы - Ильичёвске и Южном — есть не менее мощные порты, которые вряд ли так сильно загружены работой. Да и в штабах с береговыми казармами вряд ли стало слишком тесно с прибытием пополнения: разместить и людей, и всё остальное хозяйство при наличии желания не составило бы проблемы.
Выдвигается версия о том, что флот хотят отправить на тихую утилизацию под видом ремонта. Как говорится: с глаз долой — из сердца вон. Мнение более достойное, чем предыдущее: ремонт кораблей может тянуться годами и даже десятилетиями, как это было с единственной украинской подводной лодкой «Запорожье». Её конечно, сумели довести до стадии ходовых испытаний, после чего снова вернули в док, где она благополучно досталась россиянам.
А теперь обратим внимание на самое важное — переподчинение ВМС Украины сухопутному командованию: это объясняет и понижение флота в ранге до флотилии, и перевод в Николаев. Дело в том, что на флотилию не возлагается самостоятельных боевых задач: она служит вспомогательным звеном основной операции, развернувшейся на море или на суше.
Второй момент: Николаев по морским меркам — это тыловая база. Причём, тыл этот — достаточно глубокий. Расквартирование флота в таких портах производится только в случае угрозы захвата или уничтожения противником в основных пунктах базирования. В свете этого нельзя исключать, что Украина готовит агрессию против Приднестровья, а кратчайший путь для деблокады осаждённых российских миротворцев будет лежать именно через Одессу.
И, наконец, Николаев лежит на транспортном коридоре Ростов—Одесса. Именно через него проходит кратчайший путь, соединяющий между собой все ключевые точки Северного Причерноморья: достаточно держать под контролем автомобильные и железнодорожные мосты через Южный Буг — и противнику придётся распылять силу на охват территории куда большего масштаба.
Интересно и то, что в случае необходимости устье Днепра легко перекрывается как своими, так и чужими. Иначе говоря, украинский флот окажется в ловушке, подобной той, которая имела место на озере Донузлав под Евпаторией, только ещё большего масштаба.
Не думаю, что киевские паркетные полководцы не осознают опасности этого момента: скорее всего, в грядущей битве за низовья Днепра они отвели остаткам ВМС Украины роль дивизиона плавучих батарей, который станет своеобразным авангардом на дальних подступах к Одессе.