дальше...
Гречка с солью
Уже в который раз в России случилась паника из-за мнимой угрозы продуктового дефицита. Все началось с гречки. 30 октября некоторые поставщики уведомили магазины о резком повышении цен на эту крупу. Во всем обвинили нежданно выпавший снег в Алтайском крае — российской гречневой житнице. Урожай размок и пришел в негодность. За две недели цены взлетели на 27,5 процента. И это только по официальным данным Росстата! Минсельхоз сообщает, что в среднем килограмм гречки подорожал до 45,87 рубля. На местах цена выросла еще сильнее. Результат: бешеный рост спроса, толпы в магазинах и опустевшие полки в бакалейных отделах.
Затем прошла информация о возможном дефиците соли. На этот раз подвела Украина. Поставщики незалежной, обеспечивавшие почти половину российских потребностей в соли, сократили экспорт. Однако власти быстро взяли все под контроль. Было объявлено, что никакого дефицита нет, а отечественный производитель способен обеспечить потребности населения в полном объеме.
Гречневая истерия и история с солью имеют много общего. Оба продукта долго хранятся, оба входят в основой рацион большинства россиян. Причем и соль, и гречка — продукты не экзотические. Это не хамон или прошутто, запрещенные ныне в России, а обыкновенные товары массового потребления. Наученные горьким опытом кризисов и продуктовых дефицитов, люди мгновенно реагируют на новости о росте цен. Население готовится к худшему, даже если оснований для этого нет.
Искусство ажиотажа
Угрозы дефицита действительно нет. По оценке министерства сельского хозяйства, потребность России в гречке — 550 тысяч тонн. При этом уже собрано почти 745 тысяч тонн. Урожая хватит не только для обеспечения внутреннего спроса, но и для экспорта. «Никак объективных причин для паники нет. Цены завышают спекулятивно и искусственно», — сказал «Ленте.ру» представитель Минсельхоза.
Тем не менее опрошенные «Лентой.ру» представители ритейла подтвердили данные о росте цен, причем не только на гречку. Начальник управления по связям с общественностью X5 Retail Group («Перекресток», «Пятерочка», «Карусель», «Копейка») Владимир Русанов заявил, что поставщики гречки говорят о повышении стоимости на 50-100 процентов. Кроме того, на 8 процентов подорожали макароны, на 20 процентов — растительное масло и рис. «Мы считаем, что многие поставщики гречки необоснованно завышают отпускные цены и "придерживают" продукцию в ожидании более благоприятных условий на рынке», — отметил представитель X5 Retail Group.
Глава пресс-службы группы компаний «О’кей» Артем Глущенко подтвердил, что поставщики повышали цены, ссылаясь на неурожай на Алтае. Официальный представитель «Метро кэш энд керри» Оксана Токарева сообщила, что все поставщики гречки прислали предложение увеличить закупочные цены в среднем на 40-45 процентов.
Реальных оснований для резкого повышения цен на продукты нет, а в торговых сетях они дорожают. Как же так? Налицо признаки сговора. К делу привлекли Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Там пообещали проверить производителей гречки. Уже есть некоторые результаты. В Алтайском крае никаких нарушений не обнаружили. Дело в том, что в сфере производства и распространения зерновых нет игрока, способного «оседлать» рынок и диктовать ему свои условия. Торговых сетей много, поставщиков еще больше. Представитель ФАС Илья Григорьев сообщил «Ленте.ру», что о каком-либо сговоре на рынке говорить пока преждевременно.
С этой позицией соглашается антимонопольный экономист, член экспертного совета при правительстве России Вадим Новиков. «Само по себе существенное превышение цены над издержками, как и параллельное повышение цен разными поставщиками еще не признак сговора», — пояснил он «Ленте.ру». Эксперт отмечает, что на стоимость влияет спрос, а согласно экономическому «закону одной цены», у всех участников рынка цены меняются относительно единообразно и синхронно. «Чтобы говорить о сговоре, ФАС должен найти прямые доказательства переговоров поставщиков о цене или хотя бы показать, что отдельный производитель мог бы больше заработать, если бы снизил цену», — подчеркнул Новиков.
Цены растут из-за повышенного спроса на гречку, возникшего, в свою очередь, в виду локальных проблем с урожаем. Так проблема одного региона становится общенациональной. Ожидается, что ажиотаж вскоре спадет и ситуация с гречкой нормализуется. Но потребителей ждет масса неприятных сюрпризов. В ближайшее время не исключено подорожание других популярных продуктов.
Кандидаты на дефицит
Список псевдодефицитных товаров может вскоре пополниться макаронами, рисом и сахаром.
Ранее некоторые производители макарон сообщили, что через полтора месяца они поднимут цены на 25 процентов. По этому поводу в социальных сетях распространилась шутка о трагической гибели урожая спагетти. Однако все куда прозаичнее. Компании меняют ценовую политику из-за подорожавшей пшеницы. В этом году твердой пшеницы собрали меньше, чем в прошлом. Кроме того, из-за падения курса рубля относительно доллара и евро многие предприятия нарастили экспорт, чтобы заработать побольше. В результате на внутреннем рынке зерна стало меньше, его стоимость выросла.
Перейдем к самой популярной в России крупе. Речь не о нашумевшей гречихе или манной каше. Больше всего в нашей стране любят рис. Замгендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Ирина Глазунова сообщила «Ленте.ру», что в общем объеме потребления на рис приходится 40 процентов, на гречку — 20 процентов, на овсяные хлопья — 10 процентов, остальное — на манку и пшено.
Урожай риса в этом году рекордный. Минсельхоз сообщает, что уже собрано 1,14 миллиона тонн риса. Это на 15 процентов больше, чем по итогам 2013 года. В ведомстве отмечают, что за последние пять лет производство «жемчужного» зерна значительно увеличилось. Среднегодовой показатель — около миллиона тонн. «Это в 1,6 раза больше среднегодового уровня 2004-2008 годов и в 1,2 раза — уровня 1990 года», — сказано в сообщении министерства. А доля РФ в мировом производстве риса — всего 0,14 процента.
Несмотря на богатый урожай, рис может подорожать. «Базовая причина — девальвация, повлиявшая, например, на себестоимость импортного риса», — отметил в беседе с «Лентой.ру» директор по развитию Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров (Руспродсоюз) Дмитрий Востриков. По его мнению, валютный фактор также делает выгодным экспорт продовольствия, что оказывает давление на цены в России.
Оксана Токарева из «Метро кэш энд керри» сообщила, что в компанию поступило предложение о повышении цен на все виды риса. В первую очередь это коснулось импортных сортов. В среднем рис подорожал на 15-20 процентов. «Также мы получили и частично приняли предложение о повышении цен на российский круглый рис. В среднем на 20 процентов», — прокомментировала она.
И на десерт. Ведущий эксперт ИКАР Евгений Иванов отметил, что октябрь прошел под знаком бурного роста оптовых цен на сахар, вызванного «валютной нервозностью». В середине октября килограмм сахара стоил примерно 24,5 рубля (заводы Краснодарского края), к началу ноября цена увеличилась до 31,5 рубля, к концу месяца снизилась до 31 рубля. Поставщики реагируют на валютные колебания, поскольку растут издержки на импортные компоненты свеклосахарного производства. Дорожают семена, средства защиты растений, запчасти, техника.
Эксперт ожидает, что весной-летом 2015 года произойдет сезонный рост цен, связанный с переходом рынка со свекловичного на сырцовый сахар. Россия потребляет не менее 5,6 миллиона тонн сахара. Из свеклы будет произведено 4,6 миллиона тонн. Еще 0,4 миллиона тонн поставит Белоруссия. Соответственно, до начала следующего сезона (август 2015 года) понадобится не менее 0,6 миллиона тонн сахара из импортного сырца. «Себестоимость этого сахара заметно выше текущих рыночных цен. Это и скажется весной-летом следующего года», — поясняет Евгений Иванов.
Предел роста
Самый актуальный вопрос на данный момент: когда рост цен на гречку остановится? Мнения экспертов разделились. Вадим Новиков утверждает, что потенциал для подорожания еще есть. Рост в рознице идет вслед за оптом. Крупу приобретают, в том числе, больницы, пансионаты и тюрьмы. Медианная цена государственных контрактов за месяц (с середины октября) выросла на 8 процентов. При этом максимальная стоимость килограмма гречки при госзакупках увеличилась почти на 50 процентов — с 44 до 65,8 рубля. Так что, пока дорожают оптовые закупки, будет расти цена и в магазинах.
Дмитрий Востриков из Роспродсоюза ожидает, что ажиотаж спадет и вместе с ним снизится стоимость гречки. «По нашим прогнозам, цены пойдут вспять в январе: аграрии уменьшат стоимость сырья из-за стабилизации ситуации и резкого спада спроса со стороны населения, которое перейдет на приобретенные ранее запасы», — говорит он.
В любом случае сейчас мы наблюдаем интересное явление на продовольственном рынке — на стыке экономики и психологии. Есть факт: погибший алтайский урожай. Если верить Минсельхозу, ничего страшного не произошло: россияне все равно не смогут съесть всю намолоченную гречку. Местные производители прислали в магазины обновленные прайс-листы с учетом форс-мажорных обстоятельств. Эта информация просочилась в прессу. В итоге ажиотаж возникает даже там, где урожай не погибал. Приобретенные социальные рефлексы заставляют людей сметать псевдодефицитный продукт втридорога. Работает классический закон экономики — цены растут. Всего за пару недель люди накупили крупы на три месяца вперед. Эксперты уверены, что никакого сговора здесь нет. Местные производители действительно могли испытывать трудности из-за неурожая. Но сама мысль о возможном дефиците раскрутила маховик спроса, под который подстроились и поставщики, и производители.
Lenta.ru