Дмитрий Лабин: Механизм защиты прав дал сбой, потому что все страны перестали дружить
26.11.2014 | Источник: Правда.Ру
Представитель РФ в Европейском союзе Владимир Чижов сообщил газете "Известия", что в Базеле в начале декабря ОБСЕ рассмотрит предложение о необходимости проведения аналога хельсинкской конференции 1975 года по безопасности и сотрудничеству в Европе. Чижов сказал, что существует и новый аналог Хельсинским соглашениям — "Хельсинки плюс 40". О том, назрела ли такая необходимость и что это за документ "Хельсинки плюс 40", рассказал Pravda.Ru профессор МГИМО, доктор юридических наук Дмитрий Лабин. Как заявил эксперт корреспонденту Pravda.Ru, потребность в пересмотре соглашений возникла из-за временных обстоятельств, за 30 лет многое изменилось, и курс на защиту прав граждан дал сбой.
"Сам по себе Хельсинский диалог 1975 года, конечно, стал прорывом в международных отношениях того периода. Речь впервые шла о совместном обеспечении защиты прав человека. Именно этот фундаментальный принцип был ключевым в заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В том числе и Советский союз поставил подпись под этой декларацией. А сам принцип уважения прав и свобод человека с тех пор считается общепризнанным в международном праве. За прошедшие 30 лет, как мы видим, механизм дал сбой, и права человека уже не обладают такой защитой, как предполагалось в ходе Хельсинского процесса. Поэтому, безусловно, требуется опять такой же подход, чтобы проанализировать, как этот принцип работал, и внести коррективы, отражающие современные реалии", — заявил Дмитрий Лабин.
Корреспондент Pravda.Ru отметил эксперту, что в западной прессе не нашлось подтверждений словам российского дипломата, речь идет лишь о "рекомендациях о том, как европейская безопасность может быть усилена в свете новых проблем, связанных с кризисом на Украине". И о том, чтобы "вдохнуть новую жизнь в "Хельсинки плюс 40"", пишет швейцарская пресса. Не говорится о созыве новой конференции, о новом документе. Дмитрий Лабин, задумавшись о том, почему такие разночтения, заявил, что проблема во времени.
"То общее понимание, которое было достигнуто в 75 году, сильно отклонилось от курса и разошлось между договаривающимися сторонами. Если вспомнить голосование, которое недавно прошло в ООН по поводу принятия резолюции, осуждающей героизацию нацизма, то мы видим, что против очевидных вещей, которые не могут вызывать сомнения в современном мировом сообществе, голосуют США, Канада и Украина. И дипломатия во все времена старается прийти на помощь, дать возможность правительствам увидеть эти проблемы и попытаться их совместными усилиями разрешить. Поэтому я думаю, что инициатива, которая исходит от российских дипломатов, в общем-то, достойна уважения. И надеюсь, что дипломаты других государств помогут своим правительствам понять это", — заключил Дмитрий Лабин.
Высказался эксперт и по поводу действий США, которые недавно стали критиковать Швейцарию, сегодняшнего председателя ОБСЕ, что она слишком дружелюбна по отношению к России:
"С точки зрения международного права ОБСЕ рассматривается как региональная организация. И государства из других регионов не могут принимать деятельное участие в работе подобного рода организации. Но раз мы говорим о цели — обеспечить и поддерживать безопасность в Европе посредством сотрудничества государств, то мнение нерегиональных членов тоже должно быть услышано, но оно не может быть определяющим. И если одно суверенное государство навязывает другим государствам свою точку зрения, то это, безусловно, нарушает принцип равноправия государств".
Эксперт отметил также, что следующим председателем будет Сербия, позиция которой будет еще более дружелюбной по отношению к России, однако он посетовал, что пока недостижим идеал — чтобы все друг к другу относились дружелюбно. При этом эксперт отметил, что есть свои преимущества в том, что Сербия будет председателем целый год.
"Это будет только содействовать разрешению тех проблем, которые существуют сегодня в мире, и даст возможность государствам извлекать те преимущества, ради которых они объединяются с другими. Председатель является дипломатом, он обладает необходимым иммунитетом, но у него нет полномочий диктовать государствам-членам или же указывать государствам, как им следует себя вести. Это международный чиновник, функции которого лишь в управлении штатом сотрудников, которые есть в ОБСЕ, и реализации тех решений, которые принимают государства совместно", - сообщил Дмитрий Лабин журналисту Pravda.Ru.