"Россия имеет тесные отношения с ЕС и очень важна с точки зрения нашей общей географии, истории, культуры, экономики и энергетики. Необходима перезагрузка (отношений). Россия – стратегически важная страна, но в настоящее время она не стратегический партнер. Было бы хорошо восстановить стратегическое партнерство с Россией", – заявила главный евродипломат.
По словам Могерини, "поведение России не партнерское", "естественно, на Юго-Востоке Украины и в отношении Крыма", но она признала, что диалог надо было "начинать раньше". Во вторник пресс-секретарь дипломата сообщила, что интервью было записано "задолго до назначения", то есть более месяца назад. Тем более странно, что ход ему дали именно сейчас и с открытой трибуны зазвучали слова о перезагрузке. Одновременно с этим, в российской прессе появилась информация о подготовке новой конференции, аналогичной Хельсинкской, по итогам которой были заключены соглашения 1975 года и наметилось определенное потепление в отношениях между СССР и странами Запада.
При этом, очевидно, что санкции не принесли того результата, на который были нацелены, наоборот, лишь завели ситуацию в тупик. Как отмечал во время недавнего визита в Екатеринбург (где была предоставлена площадка для выступления в УрФН) посол ЕС в России Вигаудас Ушацкас, "санкции были введены, чтобы поменять политику и действия российского руководства в отношении кризиса на Восточной Украине", но при этом, они не должны препятствовать взаимоотношениям с Россией. Позиция довольно странная, которая все стороны ставит в патовую ситуацию – пойти на попятную будет означать потерю лица, а продолжение давления наносит все усиливающийся ущерб всем сторонам. Но, по выражению писателя Романа Злотникова, "потери больше будут у нас, но страдать больше будут европейцы – такие они люди".
И если изначально, когда обсуждался вопрос с ответными санкциями России, местные креаклы и либералы кричали о том, что эти меры Европе – что слону дробина, а россияне попадут в каменный век, ну или по крайней мере, в "сталинский совок", уже первые месяцы войны санкций показывают, что это не совсем так. Последние месяцы охарактеризовались тем, что социальная ситуация во многих странах Европы "второго эшелона" – Молдавии, Польши, Венгрии существенно накалилась, и уже правоохранителям этих стран приходилось разгонять многотысячные митинги "онижедетей". На сайте Европарламента некоторое время назад появилась интерактивная карта, на которой отражаются потери стран ЕС от российских антисанкций в сельскохозяйственном секторе. Согласно этим данным, уже в сентябре снижение экспорта сократилось в ряде стран на 10% и более – Литва потеряла почти 1 млрд евро, ненамного от нее отстала Польша, потери Голландии и Германии превысили полмиллиарда евро, Дании – 340 млн, Испании – более 320 млн, Финляндии – 273 млн, Франции – 229 млн, более 100 млн – у Греции, Италии и Австрии. Суммарно, говорится в пояснениях, российский рынок экспорта сельскохозяйственной продукции превышал 11 млрд евро, в этом году может едва превысить 5 млрд евро. Разумеется для "самой сильной экономики мира", как себя гордо называет Евросоюз, эти цифры некритичны и не обрушат ее показателей, однако нужно понимать, что для многих фермеров, на которых держится агросектор Европы, это может означать не только потери, но и разорение и банкротство. Осенью мы видели марши фермеров в Молдавии и Польше, а учитывая, что фермер не продает свой товар напрямик, а есть масса посредников, смежников и т.д., социальная ситуация в странах ЕС может существенно усугубиться.
Впрочем, речь идет не только об АПК. Заложником ситуации, например, стал и военно-промышленный комплекс - "завис" уже построенный вертолетоносец класса "Мистраль", который Франция должна была поставить России 1 ноября, но отказывается это сделать, прикрываясь политическими причинами. По данным Минобороны, штрафы, возвраты, пени и неустойки, которые обязана выплатить Франция, примерно равны 3 млрд евро – что более, чем в два раза перекрывает сам контракт. При этом, Индия уже заявила, что если этот контракт не будет выполнен, то она расторгнет огромный контракт на 126 многоцелевых самолетов "Dassault Rafale" стоимостью 22 млрд евро. Как будет оправдываться перед избирателями президент-социалист, своими руками увеличивающий безработицу в стране в угоду интересам США – неизвестно. И это лишь один, самый яркий пример.
В этой ситуации неудивительно, что европейские чиновники заговорили о некой перезагрузке, хотя сам термин, в известном смысле, себя не оправдал – перезагрузка Обамы-Медведева привела за несколько лет к ухудшению отношений по всем фронтам, главным образом, потому что за словами так и не последовали конкретные дела – наоборот, американские крейсеры дразнили нас в Черном море, базы НАТО в Европе только усиливались, в Европу вернулись американские танки, в Ливию разбомбили и уничтожили законную власть, все острее становилась полемика по поводу Сирии и стран Арабской весны и, в конечном итоге, был поддержан государственный переворот на Украине, ответственность за последствия которого в виде распада страны и гражданской войны настойчиво возлагают на нас. Что было, когда хотел "перезагрузиться" Горбачев, лучше и не вспоминать.
Но и сейчас российские сочувствующие новой "перезагрузке" есть, они выступают за то, что с Европой надо договариваться и для этого, естественно, изменить свою политику, и уже не только в отношении Новороссии. На днях "бывший лучший, но опальный" министр финансов Алексей Кудрин заявил о том, что в ухудшении экономической ситуации в стране и отсутствии экономического роста виноват украинский кризис и позиция России в нем, а также сужение политической конкуренции и давление на НКО. И "чтобы всем было счастье", необходимо "восстановить "добрососедские отношения" с Европой и взаимодействовать с ней, а именно "активно и многосторонне" сотрудничать по линии гражданских организаций и движений".
Другой голубой мечтой для "креативного класса" является мысль о том, что Москва, прекратит, наконец, поддерживать Новороссию и выйдет из своего "дремучего изоляционизма". О том, что это непременно произойдет, заявил, например, на днях владелец "Независимой газеты" Константин Ремчуков. По его словам, сближение России и Запада будет происходить "на базе того, что мы не будем поддерживать сепаратизм на востоке (Украины) или будем уменьшать посуточно", а власть будет "потихоньку менять структуру тем новостей и общественно-политического вещания, российская тематика начнет возвращаться".
Российский президент уже устал отвечать отказом на пожелания со стороны западных "коллег" вывести войска с Украины, поскольку "их там нет". Ну, а ситуация с Крымом - характерный пример. Там, где действительно были войска России (на законных основаниях, в соответствии с договором между РФ и Украиной), украинская армия драпала и не чинила препятствий демократическим устремлениям крымчан. Однако, кто ищет, тот находит зачастую и то, чего нет.
"Что значит "сворачивать помощь"? Военная помощь придет, если Киев начнет агрессивные действия, а что касается экономической помощи – эти гуманитарные караваны не покрывают десятой, а то и сотой доли потребности экономик этих республик. Поэтому о какой-то полномасштабной помощи я бы не говорил, там и сворачивать нечего", – поделился мнением с Накануне.RU директор Центра политологических исследований Финансового университета, политолог Павел Салин.
Вопрос сейчас стоит даже не о поддержке конкретных людей, на конкретной территории. Вопрос о том, что стоит только пойти на послабления в этом вопросе, Запад тут же начнет давить дальше, а следующим вопросом, как известно, стоит "нелегальная аннексия Крыма".
"Я не думаю, что Россия может себе позволить прекратить оказывать помощь Новоросии хотя бы потому, что если предположить, что буквально сегодня каратели добьют Новороссию и захватят всю территорию, завтра вопрос встанет по Крыму. И этот вопрос встанет ребром, очень жестко. Никаких договоренностей не достигнуто. И дело не в Новороссии, а в том, что началась война против России", – выразил уверенность в беседе с Накануне.RU военный журналист, политолог Александр Жилин.
Сама война идет отнюдь не только на полях сражений, но и очень активно именно в информационном и общественном пространстве.
"Пятая колонна, как это было всегда в нашей истории, готова к тому, чтобы нанести удар в спину России. Поэтому и делаются разные вбросы, чтобы, в том числе, оказывать и психологическое давление на население, которое испытывает определенные сложности в связи с санкциями, с ростом цен и т.д., объективно, рост цен есть. Цены вздымают не производители, а торговые сети. Мы знаем, кому они принадлежат, практически у всех из них либеральная ориентация. Все, что происходит сегодня по стране, мне лично напоминает то, что происходило на Украине за 6-8 месяцев до майдана, когда этот социальный котел подогревается очень стремительно, чтобы вызвать социальный взрыв. Это очевидно все. Даже либеральное крыло власти принимает решения [Путина] с недоумением, они направлены на то, чтобы усложнить социальную ситуацию, они направлены на то, чтобы задраить этот котел и в итоге подвести обстановку к социальному взрыву", – считает эксперт.
"История показывает, что враги российской государственности умеют за себя постоять и всерьез бьются за свое влияние, за изменение курса страны и даже в самой плачевной для себя ситуации продолжают сопротивляться, чему неплохо было бы поучиться патриотам. Другое дело, что за представителями как пятой колонны, так и шестой колонны, окружающей президента плотным кольцом, стоит глобальный Запад, его геополитическая мощь, его активы, его средства поддержки и влияния, его эффективные технологии разрушения нашей государственности. В то время, как за русскими патриотами, сторонниками государственности, ее сохранения и усиления не стоит никто", – соглашается с этим в интервью Накануне.RU директор Центра геополитических экспертиз, политолог Валерий Коровин.
Любопытно, что на недавнем юбилее уже упомянутого Ремчукова собралось, вероятно, то самое "плотное кольцо", которое немало удивило и сторонников государственников, и поклонников либералов, из-за неожиданно нежных совместных фотосетов. Напомним, судя по словам самого Ремчукова и фотографиям, которые выложил он и Алексей Венедиктов, там присутствовали и видные представители либералов, как Венедиктов, Немцов, Гозман, Макаревич, Греф, олигархи Дерипаска, Керимов и Прохоров, и многочисленные представители журналистской братии, но и яркие "охранители", в лице, например, вице-президента "Роснефти" Михаила Леонтьева и пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова. В результате, обе стороны были обвинены в предательстве интересов и прочих смертных грехах.
"Дело в том, что вся нынешняя элита вышла из некоего ельцинского либерального призыва и сформировалась изначально в конце 80-х – начале 90-х годов на отрицании советской действительности, марксизма, приняв в качестве крайней формы отрицания противоположные ей либеральные мировоззренческие модели. Период некого очарования западом, либерализмом закончился очень быстро, и очень многие люди, находящиеся в интеллектуальном поиске, пришли к патриотическим воззрениям, к утверждению ценности государства и стали на противоположные позиции, в то время как часть ельцинской элиты осталась на прежних взглядах и продолжает исповедовать либеральные ценности. Другое дело, что с точки зрения имиджевой и собственного позиционирования, представители патриотического сообщества, а особенно, действующие государственные чиновники, несут некоторые издержки. Нахождение в компании с Макаревичем, Венедиктовым и ельцинским главой администрации Волошиным – явно не на пользу", – напоминает Коровин.
Однако, даже учитывая общее прошлое и старые знакомства, в нынешней ситуации – такое единение выглядит, по меньшей мере, лицемерным.
"Если предположить, что все знали, кто придет, верх над всякими принципами могла взять конъюнктура и если там был пресс-секретарь президента, то всем остальным было плевать на свои принципы и главное – быть в этой компании. Мне кажется, что какой-то конформизм здесь совершенно очевиден. В самом деле, есть вещи, которые разделяют, причем, разделяют публично, и если ты исповедуешь некие принципы государственности, то никак, априори, ты не можешь подать руку Макаревичу. Это выглядит несколько лицемерно. Тем более, размещать у себя фотографии, что "вот и я был приглашен на этот пир во время чумы". Мне думается, что здесь произошел некий "беспринципный интернационал", – предполагает Жилин.
У экспертов, наблюдающих такую активизацию либерального крыла, возникает невольное ощущение, что в ближайшее время в действие начнут приходить достаточно мощные силы, оказывающие определенное воздействие на принятие решений и на происходящие процессы. И если несколько недель назад казалось, что либеральные СМИ попадают под жесткий удар, то сейчас стало очевидно, что они не только избежали удара, но и готовятся к контратаке.
"Несколько недель назад оппоненты либералов постарались закрутить гайки, в том числе и в СМИ, сейчас либералы пытаются контратаковать, прежде всего, в медийном поле – это и вброс слуха о том, что Путин объявит о либерализации экономики. Есть попытка контригры. Сторонники жесткой линии играют не столько на медийном поле, сколько в аппаратном, а либералы предпринимают информационные, а не аппаратные контратаки, потому что они традиционно уделяют внимание медийной пропаганде, силовики же, в силу своего предыдущего опыта – аппаратным вещам", – поясняет Павел Салин.
Несмотря на то, что многие из этих деятелей негативно воспринимаются большинством россиян после Болотной площади, из-за позиции по Украине или активными действиями в ее поддержку, определенный ресурс у них остается, и противостояние будет идти.
"Битва продолжается, но враг все еще сочень силен. Несмотря на внешние формы некого отступления, пока во власти и в российских политических элитах будет оставаться хоть один либерал, он будет биться, он будет расширять сферу своего влияния, он будет тащить своих единомышленников, он будет ослаблять и разрушать нашу государственность. Невозможно избавиться от деструктивных элементов во власти и в государстве, пока мы не вычистим либералов отовсюду, пока Путин не начнет реальную чистку и ротацию элит, заменив нынешних представителей старой, еще ельцинской гвардии, носителей либерального мировоззрения, на подлинных патриотов-идеалистов, мотивирующихся идеей о великой России", – резюмирует Валерий Коровин.