Совсем недавно, 4 ноября, Змановская была задержана в центре Киева во время выполнения редакционного задания по освещению «Славянского марша», который должен был пройти в украинской столице в поддержку «Русского марша» в Москве. Задержать ее тогда также потребовали украинские коллеги.
Отметим, что с начала конфликта в Донбассе на Украине идет планомерный процесс запрета трансляции российских телеканалов, а также показа сериалов и фильмов. Кроме того, журналисты уже несколько месяцев работают на Украине с риском для жизни. А основным источником опасности для них стали украинские войска. Предположительно, от их действий уже погибли сотрудники ВГТРК Игорь Корнелюк и Антон Волошин, оператор Первого канала Анатолий Клян, итальянский журналист Энди Роккелли и его переводчик Андрей Миронов, а также фотокорреспондент МИА «Россия сегодня» Андрей Стенин.
Газета ВЗГЛЯД попросила подробнее рассказать об отношении на Украине к сотрудникам СМИ, в частности российских, известного журналиста и блогера Анатолия Шария, который был вынужден уехать с Украины в 2012 году из-за серии острых материалов и связанного с ними давления на него.
ВЗГЛЯД: Анатолий Анатольевич, как вы полагаете, на действия тех, кто напал на корреспондента российского канала LifeNews Евгению Змановскую, могли повлиять личность журналистки, ее причастность к определенному СМИ, или это показатель отношения к российским журналистам на Украине в целом?
Анатолий Шарий: Это однозначно отношение к российской прессе. И выдерни из толпы любого из тех орущих истеричных «мужчинобаб», которые это сделали, и спроси их: «за что?», любой ответит одно и то же. Он скажет: «они (российские СМИ – прим. ВЗГЛЯД) врут». И когда ты спросишь: «а приведи пример, где они врут?», в качестве примера обязательно будет «распятый мальчик». Это у них альфа и омега, все они сводят к «распятому мальчику».
Я был, кстати, первым, кто сразу же на своем канале в Youtube выложил этот сюжет, который набрал миллион с чем-то просмотров. И тогда же знал, что они обязательно к нему прицепятся и будут «возюкать» эту тему еще очень долго, вот они и «елозят» ее уже несколько месяцев. Тут нужно четко понимать две вещи. Да, в этом интервью была непроверенная барышня, заявившая про «распятого мальчика», и надо было все проверить. Это косяк. Но, с другой стороны, это ведь было просто интервью, люди говорили то, что хотели сказать. И это не такой косяк, когда делаются намеренные фейки с использованием «Фотошопа» и т.д.
ВЗГЛЯД: Наверняка ошибок в работе украинских СМИ тоже немало...
А.Ш.: Я могу любому из той толпы (стоявших рядом с журналисткой LifeNews – прим. ВЗГЛЯД) представить как минимум 10 или 15 фейков их собственного канала. Но их это не интересует. А бить кого-либо, особенно женщину, которая не может дать сдачи, конечно, «лучше всего» толпой... Понимаете, в их действиях даже политики нет, это просто животные, мы реально видим животный мир.
В прошлый раз ее тоже окружили, а потом сдали ментам. Это просто гениально, когда одни журналисты других журналистов сдают милиции! Причем по надуманным причинам, из-за какой-то аккредитации, которая даже была не нужна. Конечно, тут можно попытаться развить мысль о том, что к российским СМИ такое отношение и к украинским такое... Но представители украинского канала «1+1» – самого брехливого, я считаю, канала – спокойно гуляют по Красной площади, снимают там на камеру, и их никто не трогает.
Кстати, я могу, допустим, сказать, где тот же LifeNews «лажанул». Но они реально делают свое дело, снимают в горячих точках и не боятся. И я очень бы хотел увидеть на территории АТО, а не за 30 километров вглубь с украинской стороны, тех же журналистов «1+1». Они один раз туда съездили, но выдали такую ложь, которая ни в какие ворота не лезет.
НА ЭТУ ТЕМУ
В Раде предложат ввести аккредитацию российских журналистов на Украине
Журналисты и футбольные фанаты в Киеве избили российскую корреспондентку
Российскую журналистку в Киеве задержали по требованию украинских коллег
По Грэму Филлипсу могли вести прицельный огонь
Стенин погиб при нападении украинских военных на беженцев
Ключевые слова: Украина, обстрел, пресса, журналисты
ВЗГЛЯД: То есть журналистской солидарности, этики, которая превыше политики, на ваш взгляд, на Украине не осталось? Российских журналистов там не воспринимают как коллег?
А.Ш.: На самом деле кого сейчас набирают в журналисты? Я смотрю за их уровнем. Те ребята, которых я знал и с которыми работал, когда еще находился на Украине, их уже нет. Из очень многих изданий они ушли просто. А набирают людей без образования, грубо говоря, от сохи. И вот результат. Они не знают основ профессии, не слышали о журналистской этике, для них это темный лес. И не так важно, кого представляла пострадавшая журналистка – российское ли СМИ или бразильское. Тех действий нельзя было делать в принципе, нельзя было ее бить, а также снимать и тыкать ее в лицо своими микрофонами... А остальные были не журналисты. Вернее, они говорят: «вот вы – не журналисты», и это звучит из уст людей, которые сами журналистами не являются.
ВЗГЛЯД: Но их позиция, судя по всему, поддерживается обществом. Журналистка LifeNews утверждает, что в ответ на просьбу о помощи киевский милиционер посоветовал ей «валить в Россию».
А.Ш.: Милиционеры уже повыполняли приказы во время всевозможных демонстраций в свое время и знают, чем это заканчивается... Поэтому предпочитают или не вмешиваться, или становиться на сторону толпы. Но тогда я не понимаю, за что они получают зарплату... В Европе полицейские не разбираются, кто там и что, они просто видят преступление и пресекают его. А здесь получается, что по городу ходит какая-то бессмысленная толпа в синих мундирах и еще и выкрикивает что-то.
ВЗГЛЯД: А на каком основании обычно задерживают, не впускают и т.д. российских журналистов на Украине?
А.Ш.: Я не знаю. Но я смотрю на людей, которым вменялась статья «Терроризм», допустим, после того, как они написали что-то в Facebook. И я четко помню, что люди, которые снимали определенные военные действия, также проходили по этой статье, во всяком случае, так заявлялось. Но я читал статью про терроризм... И не помню, чтобы Уголовный кодекс Украины был изменен новой властью. Он тот же самый. И терроризм им не пришьешь. Поэтому я не понимаю, на основании чего там сейчас переполняют тюрьмы.
ВЗГЛЯД: Помимо сложностей в работе журналистов на Украине приостанавливается вещание каналов из России, изымаются из проката российские сериалы и фильмы. Ваш прогноз по развитию этой ситуации?
А.Ш.: В КНДР же можно? Можно выключить интернет и рассказывать, как живут люди за границей, а потом можно перестать выпускать за границу. Вдруг поедут и увидят, что Европа живет хорошо. Украина же Европа, как говорит премьер-министр Яценюк, люди должны в это верить. И им будет лучше в это верить, если они не будут этого видеть.
ВЗГЛЯД: Кстати, относительно цензурирования культуры. Инцидент произошел перед концертом Ани Лорак, который пытались сорвать по политическим причинам...
А.Ш.: Да, когда-то говорили: «сегодня слушаешь ты джаз, а завтра родину продашь». Это было до начала 80-х, а в 80-е, еще при Союзе, такого уже не было. Мой старший брат слушал, допустим, AC/DC, и не было никаких проблем. А сейчас я наблюдаю на Украине уже такой «совок» в самом концентрированном его виде.