Ртуть, вылитая на волю из тесного сосуда, собирается в мелкие шарики. Такова суть этого жидкого металла: сила сцепления между частицами ртути гораздо выше, нежели её притяжение к любым окружающим предметам. Единственное, что может заставить распасться и исчезнуть шарик ртути - это присутствие рядом другой, большей массы ртути, которая как бы "втягивает" мелкий шарик в себя, поглощая его без остатка. И аналогия, которую выбрал Бисмарк для русских, назвав их "человеческой ртутью", как нельзя полно описывает нам тот исторический момент, в котором сегодня находится Россия, Украина, Белоруссия и все остальные шарики ртути, которых выплеснула во внешний мир четверть века назад катастрофа СССР.
Ситуацию с русскими в мире сегодня можно увидеть на интересной карте, которая появилась на свет благодаря исследованию Киевского национального лингвистического университета (КНЛУ). Исследование это было проведено в 2009 году и его результаты его интересны тем, что показывают картинку, отличную от существующих государственных границ стран СНГ образца 1991 года:
С целью ухода от срача на тему "а где же у нас расположена правильная граница между Украиной и Россией", сразу же привожу вам ещё парочку языковых карт, которые показывают другие подходы к формированию данных шариков ртути. На которых граница между условной "Украиной" и столь же условной "Россией" сдвинута уже в другую сторону.
Суть происходящего в любом случае будет отражена именно в виде такой вот лоскутной и взаимопроникающей в обе стороны от искусственных границ карты: существующая русская идентичность имеет массу названий - и "русский язык", и "греческая конфессия", и "русская цивилизация" и даже - "русская нация", как это чётко сказано у Бисмарка. И я уже один раз описывал принцип движения такой зыбкой, полупрозрачной границы, который всегда применяла Россия при территориальной и культурной экспансии, шаг за шагом вовлекая громадные территории Евразии в единую орбиту русской цивилизации.
Сама возможность существования отличной от центра Окраины (Украины) как раз и задавалась политикой Российской Империи, СССР, России по отношению к соседним странам: никто и никогда не пытался полностью ассимилировать соседей, полностью и насильно уничтожив их идентичность. Украинский язык (малороссийский говор) и украинский этнос (галичан и малороссов) никто не пытался ударными темпами перековать в великоруссов. Условие всегда было, в общем-то, только одно: совместное проживание на занятой территории, без междуусобных войн и без взаимной ненависти. А уж организационные формы - единая ли "греческая" вера, единый ли государь в Москве или гетман в Глухове, Чигрине или Батурине - уже могли отличаться. Не мешай жить нам, помогай в трудный час и проси помощи, если плохо самому. Настоящее правление, что и есть власть.
Именно "исправление" всяческих неприятных, постоянно возникающих насущных проблем, а не бездумное властвование вида "Я так хочу -знать так тому и быть!". Попытки решить украинский вопрос силой никогда особо не были успешными: если для Украины попытка выстрела в сторону Москвы обычно оборачивалась в виде тотальной деструкции украинской государственности, то для Москвы выстрел в сторону Укрианы обычно превращался в выстрел в ногу. Или в правую руку, тут уж без разницы. Вроде как и умереть от этого не умрёшь, но будет безумно больно и надо будет потом всё равно заниматься лечением раны и долго ждать пока всё заживёт и зарубцуется.
Любое насилие между Украиной и Россией - это разборки в рамках одной семьи. Внешний, весьма враждебный шарикам ртути мир, конечно же, с удовольствием посматривает на происходящую внутри русской цивилизации свару, ссору и перестрелку. И, более того, с удовольствием подбрасывает оружие, деньги, идеи и концепции в костёр этой войны, делая руками продажных политиков и лживых журналистов то, что не успевают сделать пушки и миномёты.
Каков может быть ответ России на такую попытку разделения русского мира, каково может быть противодействие России проекту окончательного уничтожения русской цивилизации? И что пытаются сделать сейчас враги стравливая между собой две части русского мира?
Во-первых - присмотримся к существующей политике Украины касательно Крыма и Донбасса. Это - политика оккупантов, политика карателей и разрушителей среды обитания тех людей, которые попытались восстать против украинского проекта. Если Россия пытается править на этих территориях, то Украина страется лишь властвовать. Сверхжестокость и безразличие к людям Крыма и Донбасса уже стало визитной карточкой укровласти по отношению к населению этих территорий. Украина пытается в отместку за сделанный выбор лишить жителей Крыма и Донбасса всего - пенсий и социальных выплат, воды и электроэнергии, свободы и крыши над головой.
Украина самим своим фактом существования всё больше и больше дробит тот небольшой шарик ртути, что достался ей от рухнувшего СССР. Что делать в такой ситуации России? Смотреть на это с высокой колокольни и немного издалека - или же взяться за вопрос с другой стороны, с той самой, о которой говорил Бисмарк? И начать использовать притяжение этих, отпавших от Украины частей для того, чтобы создать новую реальность?
Вчера, ещё в 2013 году, представить себе Крым в виде республики в составе России мог только откровенный оптимист. Сегодня Россия уже интергирует Крым в единое российское пространство.
И именно этот шаг и беспокоит всех тех, кто сегодня вложился усилиями и ожиданиями в российский кризис. Россия, присоединив Крым, впервые развернула вектор на постсоветском пространстве, перейдя от постоянного и непрекращающегося дробления шариков ртути на всё более и более мелкие - к собиранию русской ртути в единое пространство, которое было утрачено ещё в 1991 году, вместе скрахом СССР.
И, к сожалению тех немногих, что привыкли к тучным годам "нефтяной России" и большой радости всех остальных - этот процесс уже неостановим. Если его остановить искусственно - ничего хорошего для России не будет. Та виртуальная экономия от "независимого и отдельно от России Донбасса", о которой сейчас говорят, как о возможной мотивации сохранения текущего статус-кво, всё равно ляжет на плечи России. И, точно так же, попытки оправдания себя вида: "это хохлы", "они не боролись так, как мы боролись в 1990-е!" или "донбасские - совсем не то же самое, что и владимирские или московские!" - ни к чему хорошему не приведут.
Россия уже перешла Рубикон. Крым был тем самым поворотным моментом, после которого Россия или снова должна становится Великой - или же сгинуть в безвременьи. России не простят Крым, не простят её первую попытку по реальному созданию многополярного мира, в котором есть альтернативный полюс кристаллизации мировой гегемонии.
Россия может и должна в итоге этого естественного процесса стать одним из региональных лидеров. Попытка выстроить виртуальную - или реальную стену на восточной границе бывшей Луганской области Украины - будет обречена на неудачу. Идти надо будет до самого конца. И каждая территория - будь то Крым, Донбасс или вся большая Новороссия (где бы она не закончилась) - должна становится территорией развития, когда каждый из следующих шариков усиливает мощь предыдущих.
И, безусловно, путь этот не будет устлан розами. И Крым, и Донбасс - это вызовы России. Их можно не принимать - и потерять всё. Или их можно принять - и собрать на энергии связи все те разбросанные по миру шарики ртути, которые всегда собираются в одно целое.
И тут уже дело не в деньгах. И не в крахе уютного мира тучных годов. Дело в том, что у этой дороги есть только одно направление. Всё остальное - это путь на обочину мира и быстрый спуск в кювет, откуда уже не будет пути назад.