ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА » Россия, Украина и мир: политика и аналитика. Архив » Россия, Украина и мир: политика и аналитика 251+18


Россия, Украина и мир: политика и аналитика 251+18

Сообщений 301 страница 310 из 1000

301

В США хотят убедить Турцию открыть Чёрное море для НАТО

США должны убедить Турцию открыть Черное море для кораблей НАТО, чтобы усилить альянс, пишет обозреватель The Hill Сет Кропси.

После начала специальной военной операции России на Украине Анкара в соответствии с конвенцией Монтре заблокировала доступ в проливы Босфор и Дарданеллы.

Журналист рекомендовал американскому президенту Джо Байдену действовать быстро: признать интересы турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана и как следует его «умаслить».

Для достижения компромисса Кропси предложил Вашингтону продать Анкаре западные военные технологии, которые ей необходимы. Это укрепит НАТО и убедит Турцию снять вето на вступление в него Финляндии и Швеции, прогнозирует автор.

«Штатам нужно не только подкупить малоазийское государство, но и попросить у него взамен выход в Черное море. Это было бы шагом к эскалации и подрыву дипломатической роли Эрдогана в российско-украинских отношениях, но благодаря такому решению блок получит огромное стратегическое преимущество», — уверен колумнист.

Швеция и Финляндия заговорили о возможности вступления в Североатлантический альянс на фоне российской спецоперации на Украине, однако Анкара заблокировала процесс рассмотрения заявки. Эрдоган заявил, что наложил вето из-за позиции Стокгольма и Хельсинки в отношении запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана (РПК). По словам главы МИД Финляндии Пекки Хаависто, урегулирование разногласий может занять несколько недель.
Ссылка

0

302

Евросоюз оказался шакалом в овечьей шкуре

ЕС уверенно встал на путь деградации: ставка Евросоюза на конфронтацию с Россией сработает против него же самого

МОСКВА, 23 мая 2022, Институт РУССТРАТ.
Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель 17 мая 2022 года, анонсируя журналистам программу предстоящего заседания Совета ЕС по иностранным делам, сделал ряд знаковых заявлений.

Характеризуя украинский кризис, Боррель сказал: «Мы считаем, что уже имеем дело с затяжной войной на истощение. Конфликт будет долгим, и на поле боя главное зависит от устойчивости усилий Украины. Перед таким же вызовом оказалась и Россия. Поэтому ЕС намерен адаптировать свою помощь Украине к долгому военному конфликту. Сейчас приоритет стран-членов ЕС – как можно точнее отвечать на запросы украинцев, а эти запросы состоят в поставках тяжёлого вооружения».

Глава дипломатии ЕС рассказал, что принято решение о выделении дополнительно 500 млн евро из Европейского фонда мира на поставку вооружений Украине. С учётом этих средств общая сумма помощи Киеву из этого источника составит 2 млрд евро. Важный нюанс: помощь ЕС из Европейского фонда мира носит безвозмездный характер.

Жозеп Боррель также подчеркнул: «ЕС не признает присоединения к России ни одного квадратного километра территории Украины, как мы не признавали и никогда не признаем присоединение Крыма. Евросоюз полностью поддерживает суверенитет и территориальную целостность Украины».

Напомню, 9 апреля 2022 года по результатам визита в Киев Жозеп Боррель написал у себя в Твиттере: «Я возвращаюсь с четким списком дел: 1. Эта война будет выиграна на поле боя. Дополнительные 500 миллионов евро из Европейского фонда мира находятся в стадии реализации. Поставки оружия будут осуществляться с учетом потребностей Украины».

Таким образом, по украинскому кризису Евросоюз чётко идёт в русле англосаксонской политики: поддерживает стратегию войны «до последнего украинца» и щедро её финансирует. Непризнанием Крыма частью России ЕС посягает на суверенитет нашей страны и её территориальную целостность.

Перечисленные выше тезисы главы дипломатии Евросоюза также свидетельствуют о том, что какая-либо перспектива налаживания отношений Москвы с Брюсселем абсолютно не просматривается, впрочем, как и со всем остальным Западом.

Свернутый текст

Ранее Евросоюз в России внешне воспринимался в первую очередь как экономическое объединение. Однако последние милитаристские заявления смещают восприятие ЕС в сторону военно-политического блока. Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала высказывание главы дипломатии ЕС Жозепа Борреля от 9 апреля 2022 года следующим образом: «Вот вам и «экономическая организация». Это уже не Европейский союз. Это просто отдел экономических сношений НАТО».

Если копнуть поглубже, то связь ЕС и НАТО на самом деле гораздо более тесная. Например, военная структура Евросоюза зеркально отражает структуру Североатлантического альянса, военные комитеты и ЕС, и НАТО практически идентичны, в их заседаниях принимают участие те же самые лица (министры обороны ЕС и НАТО).

Фактически членство в Евросоюзе означает неформальное присутствие в НАТО, где до формального членства в альянсе остаётся один небольшой шаг. Вступление в Евросоюз официально закрепляет страну в военно-политическом пространстве Запада.

Изложенное выше позволяет совершенно по-другому посмотреть на стремление Украины вступить в Евросоюз. Заявка на членство в ЕС была официально подана Владимиром Зеленским 28 февраля 2022 года.

Следует заметить, что на момент российско-украинских переговоров в Стамбуле 29 марта 2022 года российская делегация, по крайней мере, на словах допускала членство Украины в Евросоюзе. Однако в настоящий момент оценка данного вопроса официальными российскими лицами изменилась на диаметрально противоположную.

Первым об изменении позиции России по вопросу стремления Украины вступить в Евросоюз 12 мая 2022 года в интервью британскому онлайн-изданию UnHerd News заявил первый заместитель постпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский:

«Думаю, на тот момент [29 марта 2022 года] мы не очень беспокоились по поводу Евросоюза. Но ситуация изменилась после заявления господина Борреля о том, что «эта война должна быть выиграна на поле боя». Думаю, наша позиция по поводу [вступления Украины] в ЕС более похожа на позицию относительно вступления Украины НАТО».

Российский дипломат также подчеркнул, что ЕС является лидером по поставкам вооружений Киеву, и в этом смысле Москва не видит большой разницы между ЕС и НАТО.

На следующий день, 13 мая 2022 года, по итогам заседания Совета министров иностранных дел СНГ на эту тему высказался и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров: «Сейчас [киевские власти] готовы объявить нейтральный внеблоковый статус при получении гарантий за пределами НАТО и других военно-политических блоков. Но при этом они стараются всячески акцентировать свое стремление стать членами Европейского Союза.

Безобидность такого желания Киева вызывает серьёзные сомнения, учитывая, что ЕС из конструктивной экономической платформы, в качестве которой он создавался, превратился в агрессивного воинствующего игрока, заявляющего о своих амбициях далеко за пределами европейского континента».

Таким образом, вступление Украины в Евросоюз не отвечает интересам Российской Федерации. И это вопрос будет уже решаться не Брюсселе, а в Москве. По результатам российской специальной военной операции Украина должна прочно войти в сферу влияния России, и никакой якобы нейтральный статус этой страны Москву не устроит.

Кстати, ситуация с нежелательностью вступления в Евросоюз в полной мере касается Грузии и Молдавии, которые подали заявки 3 марта 2022 года. Кроме того, нежелательным для России является вступление в Евросоюз и Сербии, подавшей заявку в ЕС ещё в 2009 году.

4 мая 2022 года президент Сербии Александр Вучич на совместной пресс-конференции в Берлине с канцлером ФРГ Олафом Шольцем сказал: «В чём нет никаких сомнений, так это в выборе Сербии быть на европейском пути, и Сербия будет твёрдо привержена этому пути. Несмотря на то, что текущие опросы общественного мнения в Сербии показывают, что это не самый популярный путь, власти Сербии будут полностью поддерживать этот путь Сербии в будущем».

Приведённая выше цитата свидетельствует о том, что России не стоит сильно обольщаться по поводу Сербии. Власти этой страны сориентированы на Запад, и единственное препятствие к вступлению в ЕС – это позиция большей части населения.

Дело в том, что ни одна из стран, вступивших в Евросоюз, не сможет сохранить хорошие отношения с Российской Федерацией. В этом праве отказано даже кандидатам в ЕС. 17 мая 2022 года глава европейской дипломатии Жозеп Боррель прямо сказал:

«Евросоюз считает, что для стран Западных Балкан недопустимо сохранять нейтральную позицию в отношении России. Это несовместимо с созданием общего будущего с ЕС. Нужно понимать, что сохранять нейтральность в отношении конфликта на Украине невозможно. Все страны, претендующие на вступление в ЕС, должны синхронизировать свою внешнюю политику с внешнеполитическими решениями Брюсселя».

Евросоюз оказался волком в овечьей шкуре. Правильнее даже сказать, не волком, а шакалом, ибо до уровня волка у ЕС не хватает политической субъектности. ЕС долго притворялся, а теперь показал своё истинное лицо.

Можно также констатировать, что идея единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока окончательно умерла после 24 февраля 2022 года. И крах её произошёл не по вине России, а по вине Евросоюза, который оказался крайне слабым, не суверенным, неспособным отстоять свои коренные интересы образованием, практически полностью зависимым от США и англосаксонского ядра Запада в целом. Соответственно, Евросоюз, образно говоря, потеснят от кормушки, и он отчасти станет пищей для своих более хищных западных сородичей.

Любая позиция имеет определённую цену, и цена эта будет для ЕС высока, может быть, даже неподъёмна. Ставка Евросоюза на конфронтацию с Россией сработает против него же самого. Англосаксы не дали Евросоюзу построить прочные экономические связи с Россией, не дадут и с Китаем. ЕС уверенно встал на путь деградации. Ну, как говорится, туда ему и дорога.

Ссылка

0

303

Великобритания руками Польши и Турции перекраивает Европу

Британская ось «Анкара-Лондон» через активизацию проекта «большого междуморья» разрушит Европу в её современном виде

МОСКВА, 22 мая 2022, Институт РУССТРАТ.
О территориальных аппетитах Польши известно давно, также, как и о плане Эрдогана о «большом тюркском мире». За кулисами остаётся то, что оба проекта схожи и объединены одним под названием «большое междуморье».

«Большое междуморье» составлено из северной части, называемой «Интермариум» во главе с Польшей, и южной части продвигаемой Турцией под эгидой «Великого Турана».

Польский проект предполагает создание блока государств между Чёрным и Балтийским морями. При хорошем раскладе – объединение их в одно государство. Поглощенными могут стать Литва, Латвия, Эстония, Чехия, Словакия, Хорватия, Словения и Болгария (прим.: Венгрия, Румыния, Молдавия входят в турецкий проект). Исторически такой прецедент уже был, однако он продержался недолго. Речь идёт о Речи Посполитой и малой Антанте. Первый был осуществлён в позднем Средневековье, когда Польское королевство и Литовское княжество сформировали федеративный союз под названием Речь Посполитая. Второй раз, в 1920-х годах попробовали собрать все государства Восточной Европы и сформировать военный союз под названием «Малая Антанта». Если Германия в своё время продвигала идею «третьего рейха», то в контексте Польши можно утверждать о «Третьей Речи Посполитой».

(прим.: понятие «третьей Речи Посполитой» было употреблено в конституции Республики Польша как определение польского государства, появившееся после основных политических изменений, произошедших в 1989—1990 годах. Однако мы говорим о «собирании земель», а не о государственном устройстве. Поэтому и употребляем «третью», а не «четвёртую» Речь Посполитую).

Грандиозные планы были озвучены на польском телеканале TVP1, где в составе Польши были обозначены Львовская, Ивано-Франковская, Волынская, Ровненская и Тернопольская области Украины. Открыт и функционирует сайт «Идея Новой Речи Посполитой. Продвигается лозунг «Жить вместе — наша судьба!».

Население создаваемого геополитического образования оценивается в 100 миллионов человек с количественным преобладанием Украины и Польши. Естественно, что центрообразующей нацией будет польская, которая постепенно ассимилирует остальные.

Свернутый текст

С противоположной стороны континента развивается параллельный проект турецкого междуморья, предполагающий объединение государств между Каспийским и Чёрным морями. Упор делается на Казахстан и Азербайджан. В дальнейшем, через ещё один амбициозный проект Анкары «Великий Туран», ожидается присоединение Узбекистана, Туркменистана. В проекте есть место и для Венгрии с Румынией и Молдавией. Интересы Турции в Европе были обозначены ещё со времен Австро-турецких войн между Османской империей и монархией Габсбургов.

Озвученная главной МИД Турции «активная внешняя политика, основанная на широкой географии» продолжает эту идею. Турция активно взаимодействует с Венгрией, Румынией и Молдовой, в том числе через снабжение армии Венгрии бронеавтомобилями в большом количестве. Как и в Польше, планы Турции есть на карте, показанной в ноябре 2021 года, когда Эрдоган принимал лидера Партии националистического движения и запрещённой в России и во многих странах мира организации «Серые волки» Девлета Бахчели. К слову, на карте в «турецкий мир» включены 20 субъектов Российской Федерации.

В Польше известно о планах Эрдогана. Gazeta Polska Codziennie выпустила статью, в содержании которой «Турция занимается созданием собственного «Междуморья» от Каспийского до Черного и Средиземного морей». Причем Варшава будет поддерживать Анкару в его стремлении хотя бы для того, чтобы ослабить Россию, через усиление влияния Турции в регионе.

Взаимные симпатии друг к другу возникли у Польши в Турции ещё в XVIII-XIX веках, правда назывались они тогда Речь Посполитая и Османская империя. Турки поддержали польские мятежи против Российской империи и оценили соучастие польских легионеров в турецкой оккупации на Балканах и Кавказе. Сегодня Варшава всё так же хочет видеть в Анкаре своего союзника, выступающего южной опорой Междуморья.

Исходя из обозначенного, можно увидеть схожие подходы Турции и Польши в реализации проектов междуморий, вплоть до засветки в информационном пространстве. При этом есть согласованность между действиями Варшавы и Анкары. Это наводит на мысль о едином архитекторе, которым является Великобритания. Англия давно и тесно сотрудничает как с Турцией (в т.ч. через разведку МИ-6), так и с Польшей.

Вот тут мы подходим к самому интересному, проекту «большое междуморье», включающему по оси «Анкара-Варшава-Лондон» его южную часть во главе с Турцией и южную – с Польшей. В Европе этот проект носит название «АВС» (от заглавных букв польских названий Адриатики, Балтики и Чёрного моря).

Идея большого междуморья предполагает не только территориальный аспект, немаловажная роль отведена военной составляющей. В январе 2022 года Совет по геостратегии Великобритании предложил Украине и Польше создать тройственный союз. Это если говорить о Польше и Англии.

Вспоминая о Турции, давно известно, что через неё англичане влияют на Азербайджан, Сирию и Ливию, возрастает военно-техническое сотрудничество, включая такие передовые технологии, как создание истребителей пятого поколения. Для Лондона важно, чтобы вся Средняя Азия попала под турецкое политическое и культурное влияние, в частности через деятельность Организации тюркских государств.

Общность Англии и Турции, кроме совпадения интересов, имеет очень интересный компонент – родственные связи. Сообщим мало упоминаемый факт, что Борис Джонсон является потомком последнего министра внутренних дел Османской империи и политика Али Кемаля. Так, две бывшие и желающие возвращения своего статуса империи, объединяет не только имперский дух, но и общая кровь.

В сухом остатке мир получает новый проект «Большое междуморье», создаваемый Польшей и Турцией под протекцией Великобритании. Создаваемое геополитическое образование способно перекроить мироустройство Европы, разрезав его как нож. Через контроль транзита товаров из Азии в Европу и обратно, включая Россию, Лондон получает контроль над экономикой Европы.

Принимая во внимание, что политические интересы будут поддержаны военной силой создаваемого альянса, в итоге это может привести к развалу до конца не сложившейся единой Европы и возвращению господства Британии как империи. Для России это опасно не только в связи с военной поддержкой Украины, но и планами по включению её южных территорий в проект «Единого Турана», что будет означать распад Российской Федерации.

Один в поле не воин, изменить ситуацию в одиночку можно, но большой кровью. Жизненно важно создание антагониста большому междуморью в лице союза России, Ирана и Китая. Возможно, что к этому проекту присоединятся и другие, например Индия, имеющая давние счеты с Англией.

Ссылка

0

304

"Запад обречен на неудачу": Китай учится на санкциях против России

Пекин проводит комплексные "стресс-тесты", чтобы разработать ответные меры на случай возможных рестрикций Запада против Китая

МОСКВА, 23 мая 2022, Институт РУССТРАТ.
Китай проявляет повышенный интерес к западным санкциям против России, будучи уверенным, что "Запад такую же политику будет использовать и против его экономики", пишет The Guardian. Поэтому Пекин проводит комплексные "стресс-тесты", чтобы разработать ответные меры на этот случай.

По словам старшего научного сотрудника пекинского отделения Фонда Карнеги Тун Чжао, во-первых, необходимо выяснить, насколько устойчива экономика Китая перед возможными рестрикциями. А во-вторых, понять, какова будет цена для Пекина, если он окажет более широкую поддержку России в конфликте с Западом.

Пока же КНР в отношении украинского кризиса следует принципам нейтралитета и не проявляет инициативы, кроме той, что связана с защитой интересов собственных компаний и своего рынка. Можно предположить, что эта линия будет продолжена. Во всяком случае, Китай очень осторожно говорит о помощи нашей стране в обходе санкций.

Вместе с тем, как мы уже писали, на днях орган КПК "Хуаньцю шибао" опубликовал статью известного экономического эксперта Гао Дэшэна с показательным заголовком "Последние санкции Запада ослабят его гегемонию". Напомним некоторые его выводы.

1. У Запада нет опыта и знаний применения санкций против крупной экономической державы с обширными глобальными связями, которыми обладает Россия. Ее запасы нефти и газа, мощный ОПК и диверсифицированный экспорт ставят успех санкций под сомнение.

2. В случае передачи российских ЗВР для "восстановления Украины" произойдет мгновенное отключение газа для 100% европейских потребителей. А после окончательного завершения СВО потребителям ЕС придется экстренно запускать "Северный поток — 2", а также перезаключать газовые контракты по ценам, близким к спотовым.

3. Россия, доказывает, что способна нанести Западу непропорционально большой встречный ущерб. Использование рубля для долговых расчетов и платежей за газ обнулило эффект от санкций, вынудив ЕС заниматься манипуляциями по их же обходу.

4.  Появился новый фактор — нехватка продовольствия. Об этом не устают говорить такие разные западные лидеры, как президент США, генсек ООН и глава Католической церкви. Проблема набирает остроту не по дням, а по часам.

5.  Стало очевидно, что Россия, обладая дефицитными стратегическими ресурсами, способна не только обеспечить себя энергией, продовольствием и полезными ископаемыми, но и с этих позиций влиять на мировые производственные цепочки.

Отсюда — главный вывод Гао Дэшэна: попытки Запада ответить санкциями на вызов Москвы почти наверняка обречены на неудачу. Более того, санкции не будут монолитными, что ударит по западному единству. И такой раскол уже происходит.

Альянсу США и Великобритании с "нуворишами" НАТО из Восточной Европы и Прибалтики все активнее противостоит франко-германская ось, что ведет к обособлению последней и ставит под вопрос будущее ЕС.

За пределами Запада единства с США еще меньше. Индия удваивает импорт российского угля и нефти, договорившись с Москвой о расчетах в нацвалютах. Страны Ближнего Востока также сохраняют независимую позицию от США и Запада.

Наконец, сам Пекин "выступает решительно против любых незаконных односторонних санкций" и не готов прерывать из-за них бурно развивающиеся отношения с Москвой.

Елена Панина, директор Института РУССТРАТ  Ссылка

0

305

Россия прорывается на Юг и Восток

С украинским кризисом завершилась эпоха стратегического партнерства между Россией и Западом

МОСКВА, 22 мая 2022, Институт РУССТРАТ.

Оценка ситуации.

С украинским кризисом завершилась эпоха стратегического партнерства между Россией и Европейским союзом, и, похоже, с Западом, в целом. Россия начинает разворот на Восток, и этот процесс может занять ближайшие десятилетия. Возникла идея большой Евразии, обозначена необходимость наращивания сотрудничества и кооперации с быстрорастущими рынками на Ближнем Востоке, в АТР и в южной Азии и через них осуществлять воссоединения большого интеграционного пространства, в том числе и с западной частью Евразии.

Сейчас мы говорим о долгосрочной перспективе. Сейчас приходится отказываться от идеи стратегического партнерства на европейском направлении, отвыкать от того, что ЕС являлся главным торговым партнером России и значительно опережал всех других претендентов на эту роль. В 90-е гг. и в начале XXI века стратегия и экономическая составляющая Москвы строились на основе европейского вектора политики. До недавнего времени, несмотря на санкции и контрсанкции, более 40% товарооборота России было завязано на 28 странах ЕС.

Теперь говорят уже о геополитических рисках. По факту, страна начинает революционного уровня перестройку значительной части бизнес-цепочек и смену партнёрского вектора с западного на восточный. Можно даже сказать, на китайский.

Действительно за последние два десятилетия китайская экономика стала одной из мощнейших экономик планеты, причём развивается она одновременно и интенсивно, и экстенсивно. Иными словами, качество китайской продукции стало достаточно высоким для того, чтобы рассматривать её как вполне адекватную замену западной.

При этом Китай проводит мощную экономическую экспансию и остро заинтересован в расширении рынка сбыта. Считается, что России необходимо грамотно воспользуется открывающимися возможностями, и что экономическая переориентация на этом направлении позволит ей постепенно (и, возможно, даже довольно быстро) разрулить последствия западных санкций.

Но не только. Уникальность ситуации в том, что, пожалуй, единственным регионом мира, куда Россия входит, будучи ведущим и востребованным игроком, является Ближний Восток, что открывает перед ней значительные возможности. Связано это со следующими объективными факторами: во-первых, с динамикой развития производственных кластеров в Восточной и Южной Азии и их потребностью в экспорте продукции.

Свернутый текст

Поток грузов из Южной и Восточной Азии в Европу с каждым годом неуклонно возрастает. Если перевозки из Восточной Азии его напрямую не затрагивают, то с Южной Азией дело обстоит иначе. Центральное место занимает коридор Север – Юг, который соединяет российский берег Балтийского моря с иранским портом Бендер-Аббас на побережье Индийского океана.

Дальше – короткий морской маршрут до индийского порта Мумбаи, пакистанского Карачи, портов Бангладеш, Шри-Ланки и стран АСЕАН. Сейчас путь от юга Ирана до пригородов Санкт-Петербурга занимает менее двадцати дней, плюс от двух до пяти дней до различных портов Южной Азии. Иран и Россия, как страны-транзитеры, играют в этом проекте одну из ключевых ролей.

Во-вторых, Иран, как и другие страны региона, включая Турцию, сами могут выступать в роли кластеров развития, вести как двухстороннее, так и многостороннее многопрофильное сотрудничество, реализовывать собственные и общие инфраструктурные и другие коммуникационные проекты, выводя их на развивающееся трансконтинентальные сети, создавая синергетический эффект.

Но пока при очевидных успехах и перспективах дальнейшего продвижения России на Ближнем Востоке, она делает на этом направлении только по первые шаги. В тоже время в политике Запада, похоже, временно, снижается общий политический и военный вес в этом регионе. Это – одна из важных особенностей скалывающейся ситуации, создающей там дополнительные возможности для российской политики.

Третья особенность: эта политика будет проходить на фоне нарастающей конфронтации с Западом, что чревато и появлением новых определенных обременений для российской стратегии, если Москве не удастся выдержать нынешнюю линию на активное, конструктивное, но в целом равноудалённое, гибкое, творческое вовлечение в распутывание клубка региональных проблем. Поскольку нити от этого клубка тянутся во все стороны и во многом определяют состояние безопасности и уровень стабильности и возможности для экономического развития.

Постановка проблемы.

Осенью 2020 года началась 44-дневная вторая карабахская война, которая изменила политический и военный баланс сил в Закавказье. С учетом того, как быстро и мощно возобновился армяно-азербайджанский конфликт после 26-летнего замораживания, итоги этой войны, особенно для Армении, оказались шокирующими.

Подписанное 9 ноября 2020 года трехстороннее мирное соглашение Россия-Азербайджан-Армения не только вернуло под контроль Азербайджана ранее утраченные районы, но и зафиксировало стремление сторон к разблокированию всех региональных коммуникаций с выходом через Закавказье прежде всего на Турцию, обозначило курс на продвижение проектов экономического сотрудничества между сторонами, развитие транспортных и других коммуникаций как по линии север – юг, так и восток – запад. С рациональной точки зрения это правильный подход. Так определилось новое целеполагание России в регионе, определяющее отсылка к Ближнему Востоку.

Это было не случайно. После распада СССР постсоветское пространство в лице закавказских государств все дальше отходило от России и постепенно примыкало к Ближневосточному региону – с перспективой стать его частью. Это обстоятельство ориентировало российскую политику на поиск более адекватных подходов к закавказским соседям – в более широком ближневосточном, а не постсоветском или российско-западном контексте.

Обозначена цель: выстроить линию на восстановление экономического взаимодействия между сторонами конфликта и развитие логистических связей по оси Север–Юг с активной политикой в отношении Армении, Азербайджана, а также Турции и Ирана. При этом Москва косвенно признала присутствие Анкары в Закавказье.

Далее последовал следующий ход. Турция выступила с инициативой создать региональную платформу «3+3» (Азербайджан, Армения, Грузия, Россия, Турция, Иран). Она предусматривает участие перечисленных стран в создании региональной системы безопасности, но без участия США и ЕС. Тбилиси такая позиция не устраивала, он отказывался присоединяться к инициативе, предлагая взамен формат тройки Грузия – Азербайджан – Армения (без России) или «1+6» – США + Грузия, Украина, Молдавия, Турция, Румыния и Болгария, что якобы более отвечает взглядам Тбилиси на себя как на европейскую и прозападную страну.

Неизвестно, будут ли интегрированы с предполагаемыми в этом формате соглашения те договоренности, которые были достигнутые в треугольнике Россия – Азербайджан – Армения по итогам второй карабахской войны, особенно по части разблокирования региональных коммуникаций. Пока бросается в глаза только новая геополитическая игра России, и стремление Анкары как-то закрепиться в Закавказье.

В ситуации блокирования из-за украинского кризиса Западом коммуникационных возможностей России с Европой, Москва иначе оценивает перспективы выхода на рынки Ближнего Востока и Евразийского экономического союза. Потенциально оно может стать главным локомотивом проекта «3+3», раскладывая свой «закавказский пасьянс», чтобы расширить набор инструментов воздействия на события в этом регионе.

Возможно, поэтому в России и Турции осторожно комментируют позицию Тбилиси, не сжигают «мостов», тогда как сама Грузия на этом направлении много недоговаривает.

Так что начинающаяся новая закавказская «Большая игра», которая получит продолжение в Турции в формате «3+3», это пока еще уравнение со многими неизвестными. Но количество «неизвестных» будет сокращаться. В результате возвращения на политическую сцену Ближнего Востока Россия вернула себе не только статус влиятельного внешнего игрока в одном из ключевых регионов мира, но и игрока глобального масштаба, впервые после распада Советского Союза в 1991 году.

Это возвращение произошло главным образом благодаря эффективному военному вмешательству Москвы в Сирии, однако восстановление позиций России отнюдь не ограничилось одной Сирией, а охватило весь Ближний Восток, причем ее вновь обретенное влияние имеет как политический, так и психологический, военный и экономический аспекты.

И, наконец, новая роль России на Ближнем Востоке имеет особое значение в рамках реализации новой стратегии Москвы, которая призвана обеспечить России статус мировой державы, составляющей основу Великой Евразии. Так сирийский шаг и закавказский ход сошлись в одной точке.

Сегодня очевидно, что эти расчеты в значительной степени оправдались. Военная кампания в Сирии проложила для России путь к возвращению на мировую геополитическую арену за пределами бывшего советского пространства, которым активность Москвы в основном была ограничена на протяжении последней четверти века. России удалось достичь своей важнейшей цели: Запад де-факто признал сложившейся статус-кво.

Фактически Москва сформировала пока еще временные военные, экономичские и дипломатические альянсы с Дамаском, Тегераном, Анкарой, Багдадом и Амманом. При более тщательном рассмотрении можно прийти к выводу, что Ближний Восток стал ареной для геополитического прорыва Москвы, который будет иметь гораздо более масштабные последствия.

Кроме того, важно отметить, что это произошло в тот момент, когда Москва вынуждена была признать неудачу двух своих главных стратегий после распада Советского Союза: интеграции России в сообщество западных стран, а также внутренней интеграции своего бывшего советского ближнего зарубежья.

Вместо того чтобы позиционировать Россию как часть евроатлантического мира (ввиду того, что взаимное отчуждение между Россией и Западом проявилось со всей очевидностью) или краеугольный камень единого постсоветского пространства (поскольку его не удается объединить), новая стратегия подчеркивает ее истинное географическое положение – на севере великого евразийского континента.

Концепция Севера, о которой Институт РУССТРАТ писал уже неоднократно, дает Москве обзор на все 360 градусов, включающий страны Европы, Восточной, Центральной и Южной Азии и Ближнего Востока, которые образуют единый обширный регион, омываемый Атлантикой на Западе, Северным Ледовитым океаном на севере, Тихим океаном на Востоке и Индийским – на юге. В этой схеме Ближний Восток является одновременно источником возможных угроз безопасности, но и экономических возможностей.

Политика Москвы в отношении как Ближнего Востока в целом, так и отдельных государств в Закавказье становится более сбалансированной. Необходимость выбора обусловливается в первую очередь новыми тенденциями и глубокими трансформациями, происходящими в регионе, где появляются новые «центры силы» - Турция, Иран, Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ.

Поэтому цели России в этом регионе обретают новые измерения. Западные санкции подвигают ее на поиск новых экономических партеров, ходов и использование растущего разочарования арабов в Соединенных Штатах и ее нынешние действия в регионе не имеют аналогов.

Выводы.

Теперь, когда Кремль поставил задачу добиться признания России в качестве глобальной великой державы, Москва возвращается в географически близкий, богатый углеводородами регион. В 2015 году, с началом военной операции в Сирии и сопутствующих ей российско-американских дипломатических действий, Ближний Восток стал полигоном, на котором Россия тестирует свои возможности для возвращения на глобальную арену в качестве одного из ведущих игроков.

Политика Москвы строится на геополитических стимулах, имеющих глубокие исторические корни. Более двухсот лет главной задачей российской внешней политики было вытеснение Оттоманской империи с Балкан и из Черноморского региона. Персия была фактически поделена на российскую и британскую зоны влияния. Вступление России в Первую мировую войну было связано, прежде всего, с претензиями на Константинополь и Босфор с Дарданеллами.

Активное вмешательство Советского Союза в ближневосточную политику началось в середине 1950-х и быстро переросло в напряженное соперничество с США. Отдельные арабские страны, прежде всего, Алжир, Египет, Ирак, Ливия, Южный Йемен и Сирия, некоторое время входили в орбиту советского влияния и были фактическими союзниками СССР в холодной войне.

Но сейчас геополитическая карта интересов Москвы выглядит несколько иначе. На первые позиции выходят Турция и Иран. После «холодной войны» Россия и Турция, при всех своих различиях, совершили впечатляющий переход от вековой вражды к взаимному уважению и пониманию. Россия и Иран стали относиться друг к другу с большим политическим доверием.

При этом Россия умеет конструктивно договариваться с Ираном, в частности, по поводу раздела влияния на постсоветском пространстве, не считает ни «Хезболлу», ни ХАМАС террористическими организациями, а в сирийской войне оказалась фактически союзником Ирана. Однако к господствующей в Иране идеологии, региональной стратегии, выстроенной на противостоянии между шиитами и суннитами, а также между Ираном и Саудовской Аравией, Москва официально нейтральна.

Постоянных союзников на Ближнем Востоке у России нет: в отличие от Соединенных Штатов, которые традиционно поддерживают Израиль, Москва действует гибко в зависимости от конкретных ситуаций и условий, исходя из собственных интересов в регионе или глобальных целей.

Россия пытается создать в регионе образ прагматичного, неидеологизированного, надежного, искушенного и достаточно сильного игрока, способного воздействовать на ситуацию как дипломатическими, экономическими, так и силовыми методами. Россия как крупная мировая держава готова предлагать партнерство всем, кто разделяет концепцию полицентричного мира. Пока все у нее многое получается.

Ссылка

0

306

"Нас ждут беспорядки и хаос": Имитируя атаку на Иран, Израиль просчитал его ответ

В Израиле проходят широкомасштабные военные учения "Огненная колесница"

МОСКВА, 23 мая 2022, Институт РУССТРАТ.
В Израиле проходят широкомасштабные военные учения "Огненная колесница", на которых отрабатываются действия сразу на нескольких фронтах: в воздухе, на море, на суше и в киберпространстве. Учения такого масштаба проходят впервые за пять лет.

По одной из легенд, в ходе учений будет сымитирована "широкомасштабная атака на Иран и его инфраструктуру с участием ВВС США". Точнее, по данным газеты Asharq Al-Awsat, "американские самолеты должны будут отработать дозаправку израильских истребителей в воздухе". Это подается как готовность администрации Байдена "в случае необходимости поддержать радикальные меры против Ирана".

С одной стороны, США вроде бы демонстрируют готовность искать компромисс на переговорах в Вене по иранской ядерной программе. С другой — идут на поводу израильского правительства Беннета и его концепции "независимого силового сценария" против Ирана, от чего, кстати, отказался в свое время кабинет Нетаньяху.

Проблема в том, что Вашингтон, выстраивая отношения с Тегераном, продолжает придерживаться тактики "устрашения", которая себя не оправдывает. И дело не только в Иране. Как пишет The Jerusalem Post со ссылкой на директора Минобороны Израиля Амира Эшеля, "мы готовимся к общесистемному столкновению, и нам нужно исходить из того, что может начаться общерегиональная война".

Но без согласия и поддержки американцев Израиль не решится на такую акцию. А США, особенно с учетом украинского кризиса, вынуждены считаться с реальными сдвигами, которые происходят на Ближнем Востоке. Их главный смысл: несмотря на стремление Тель-Авива улучшить отношения с некоторыми арабскими странами, ему не удается сколоть антииранскую коалицию.

Беннет становится тяжелой гирей на ногах американской дипломатии, которая теряет свою маневренность в регионе. Это на поверхности. Поэтому многие арабские СМИ называют военные учения "Огненная колесница" "обычной пиар-акцией", которая сфокусирована больше на теме внутриполитической борьбы в самом Израиле.

В этой связи исследовательская служба Конгресса США признает, что любое применение Вашингтоном военной силы может привести к ответу со стороны Ирана и эскалации конфликта.

Кстати, израильские военные смоделировали свою реакцию на значительные разрушения, которые могут произойти в крупных городах Израиля в результате интенсивного ракетного обстрела. Вывод неутешительный. Один из офицеров командования тыла армии заявил, что помимо потенциального ответного удара со стороны Ирана, особенно со стороны "Хезболлы", "в городах страны могут начаться массовые беспорядки и хаос".

Что касается Тегерана, то, по оценке пакистанского аналитика Омара Шахкара, он "совершает шаги тектонического уровня, продвигаясь в сторону стратегического партнерства с Россией и Китаем, загоняя внешнюю политику США в состояние шока, нейтрализуя давление Вашингтона на переговорах в Вене по ядерной программе".

Елена Панина, директор Института РУССТРАТ  Ссылка

0

307

В Германии предлагают «рискнуть конфликтом» с Эрдоганом из-за НАТО

НАТО должна «рискнуть конфликтом» с президентом Турции Тайипом Эрдоганом из-за его нежелания безусловно одобрить принятие Швеции и Финляндии в альянс, пишет в своей статье журналист немецкого издания Der Spiegel Максимилиан Попп.

По словам автора, турецкий лидер блокирует вступление Швеции и Финляндии в НАТО по причине того, что пытается получить что-либо взамен на свое согласие. Анкара требует снятия ограничений на поставки вооружения, а также экстрадиции в Турцию сторонников запрещенной в стране Рабочей партии Курдистана.

«НАТО поступила бы правильно, если бы не поддалась требованиям Эрдогана…

В последние годы Эрдоган вел себя как двойной агент», — утверждает он. Так, по его словам, Турция, являясь членом альянса, приобретала вооружение у России и «грозила войной» партнеру по НАТО Греции.

Как считает журналист, из-за экономического кризиса в стране турецкий лидер опасается проигрыша на предстоящих в следующем году президентских выборах, поэтому можно предположить, что в ближайшие месяцы он будет «еще более наглым» во взаимоотношениях с Западом.

Попп призывает НАТО положить конец «попыткам шантажа» со стороны Эрдогана, так как в противном случае это создаст «опасный прецедент». В частности, президент Хорватии Зоран Миланович поступил аналогичным образом, выдвинув уже свои требования по одобрению вступления Швеции и Финляндии в альянс.

«НАТО не должна допустить, чтобы альянс превратился в место, где шантажируют. Ей лучше рискнуть конфликтом с Эрдоганом», — резюмирует журналист.

Ранее газета Financial Times сообщила, что Турция заблокировала начало процесса рассмотрения заявки о вступлении Финляндии и Швеции в НАТО. Эрдоган заявил, что Анкара не может сказать «да» членству Финляндии и Швеции в альянсе, поскольку не может поверить их заверениям по поводу связей с представителями запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана. Страны не могут быть приняты в альянс без единогласного одобрения всех его членов.
Ссылка

0

308

0

309

НА ЗАВИСТЬ ЗАПАДУ: РОССИЯ ВЫШЛА НА ВТОРОЕ МЕСТО В ЕВРОПЕ ПО ДЕШЕВИЗНЕ ГАЗА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ

Эксперты выяснили, в каких странах Европы население получает самый недорогой газ.

Специалисты провели нехитрые расчёты и выяснили, жители каких стран устроились лучше всего, платя минимальную сумму за газ. Чтобы было проще и понятнее считать, все платежи перевели в рубли.

Итак, на первое место вышел Казахстан. Здесь в пересчете на российскую валюту газ стоит 4,1 рубля за кубометр. Следом идёт Россия с ценой 6,7 рубля за кубометр. Замыкает тройку лидеров Белоруссия - 9,7 рубля. Кроме того, относительно повезло с ценами Турции и Венгрии.

А вот самое дорогое голубое топливо приходится покупать жителям Швеции. За кубометр здесь просят аж 137 рублей. Придётся основательно поиздержаться и в Дании, Нидерландах и Испании, где кубометр газа стоит более 80 рублей.

Причем, стоимость газа за последнее время выросла почти по всей Европе. Ценники переписали в 26 странах. Больше всего это заметно в Болгарии, Греции и Молдавии, где рост составил 84-100%.

Однако есть и такие страны, где цены на газ, наоборот, упали. В этом списке шесть стран, существенней всего это произошло в Словакии (-11,8%), Чехии (-5%) и Белоруссии (-2%).

"В 2022 году ситуация на европейском газовом рынке будет по-прежнему напряжённой, так как запасы в хранилищах к моменту окончания отопительного сезона оказались на рекордно минимальном уровне. В связи с этим ожидается существенный рост спроса в период закачки газа в ПХГ. При этом цены до конца года, скорее всего, будут значительно выше среднемноголетнего уровня", - пишет РИА Новости со ссылкой на исследование аналитиков РИА Рейтинг.
Ссылка

0

310

ГЛАВА МИД МАЛИ ЗАЯВИЛ О "СМЕРТЕЛЬНЫХ" САНКЦИЯХ ЗАПАДА: ОПАСНЕЕ ТЕРРОРИСТОВ

Глава МИД Мали Абдулай Диоп назвал санкции Запада против России фактически подписанием "смертной казни" многим жителям беднейших стран мира. По его словам, жертв может быть больше, чем от нападений террористов.

В беседе с РИА Новости Диоп выразил мнение о том, что санкции Запада против России парализовали мировую экономическую систему, что уже ударило по бедным странам и только ухудшает ситуацию в глобальной экономике. Он отметил, что тем самым уже был спровоцирован продовольственный кризис, а под ударом оказались жители бедных стран.

По словам министра, Мали столкнулась с дефицитом пшеницы, крупнейшими поставщиками которой были Украина и Россия. Он также добавил, что, согласно статистике международных организаций, продовольственные проблемы провоцируют гораздо больше жертв, чем даже террористические атаки. По словам Диопа, многие люди фактически будут "приговорены к смертной казни", потому что лишились доступа к продуктам питания. При этом поток гуманитарной помощи не спасёт ситуацию из-за нарушения международных финансовых, экономических и торговых связей.
Ссылка

0


Вы здесь » ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА » Россия, Украина и мир: политика и аналитика. Архив » Россия, Украина и мир: политика и аналитика 251+18