Казус Додона. Почему и зачем зашевелилась Румыния
Ростислав Ищенко
Во вторник, 24 мая, бывшего президента Молдавии, лидера партии социалистов Игоря Додона задержали на трое суток. А уже 25 мая молдавская прокуратура попросила продлить арест Додона на тридцать дней
Бывшему президенту предъявлено обвинение в коррупции и государственной измене. Додон свою вину отрицает и заявляет, что в течение последних семи месяцев ему неоднократно предлагали прекратить критику властей и покинуть страну. 25 мая на улицах Кишинёва отмечались столкновения сторонников Игоря Додона и действующего президента страны Майи Санду.
Молдавия — уникальная страна на постсоветском пространстве. После того, как вначале 90-х приднестровский кризис в какой-то момент поставил под сомнение сам факт дальнейшего существования молдавской государственности, в Кишинёве смогли выстроить более-менее сбалансированную и достаточно устойчивую политическую систему.
Молдавия смирилась с фактической независимостью Приднестровья (хоть и не признавала её) в обмен на то, что Тирасполь смирился с необходимостью плотного экономического сотрудничества с Кишинёвом. В Молдавии согласились на широкую автономию Гагаузии, которая в начале 90-х готова была пойти по пути Приднестровья. Таким образом был предотвращён окончательный распад страны.
Но главное, придающее молдавской политической системе её завидную устойчивость — трёхчленный состав молдавской политической элиты. Благодаря уникальному сочетанию румынских националистов, молдавских националистов и левых сил, Молдавия, несмотря на периодические всплески уличной активности населения одного и самых бедных государств Европы (до украинского переворота была самым бедным), не знала ничего подобного украинским или грузинским майданам.
Элитные группировки были стабильны и столь же стабильно меняли друг друга у власти, ничего по существу не меняя в жизни страны.
Расцвет молдавского национализма (ратовавшего за независимую Молдавию) пришёлся на Приднестровский кризис. Однако едва не проиграв только начатую гражданскую войну, молдаванисты подорвали свои позиции в обществе. Этим попытались воспользоваться румынские националисты.
Будучи в конце перестройки слабыми союзниками молдавских националистов, они попытались стать ведущей националистической силой и выдвинули лозунг немедленной интеграции Молдавии в Румынию. Это испугало сторонников независимости Молдавии, которые для восстановления баланса сил пошли на союз с левыми, в тот момент ассоциировавшимися у большинства населения с возможностью реставрации СССР, а затем незаслуженно названых пророссийскими.
На деле они были левыми, но промолдавскими (как были проукраинскими коммунисты и социалисты в Киеве).
В результате сложился баланс трёх политических сил, ни одна из которых не могла править самостоятельно. Смена власти происходила в основном за счёт перетекания голосов молдавских националистов, то к националистам румынским, то к «пророссийским» левым. Побудет у власти блок румынофилов и молдаванистов, скомпрометирует себя — тут же ему на смену идёт блок молдаванистов и левых.
Был, правда, период в истории Молдавии, когда местные коммунисты безраздельно контролировали власть, но тогда-то и стало очевидно, что их «пророссийскость» весьма условна, а ориентация на Запад весьма серьёзна. Особенно рельефно это обозначил провал плана Козака по Приднестровью, который молдавская власть во главе с тогдашним президентом Ворониным приняла, похвалила, а затем в последний момент, под давлением США и ЕС, передумала выполнять.
Повторюсь, данная трёхчленная молдавская политическая система обладала завидной устойчивостью и вполне устраивала местную политическую элиту, господству которой ничего не угрожало. Недовольны были только местные евроинтеграторы (ибо не видели никаких перспектив реализации своих планов), но их недовольство никому не было интересно.
Десятилетиями Молдавия находилась на периферии европейской политики. Основные события совершались вдали от молдавских садов, огородов и виноградников, сильные мира сего практически не обращали внимания на бедного сельскохозяйственного карлика.
Румынские планы по разделу Молдавии с интеграцией её бессарабских территорий в состав Румынии упёрлись в глухую оппозицию молдавских националистов, считавших молдаван отдельным народом (бессарабские молдаване действительно практически никогда, за исключением короткого срока никем не признанной румынской оккупации 1918-1940 годов не входили в состав румынского королевства).
Украина, опасавшаяся создания прецедента изменения постсоветских границ, также блокировала румынские инициативы. Зажатая между Румынией и Украиной, вполне удовлетворённая своими неформальными отношениями с Приднестровьем, Молдавия мало на что могла повлиять, а потому долгое время и не становилась площадкой геополитической борьбы.
В последние месяцы, однако, всё изменилось. США, терпящие геополитическое поражение от России и Китая создали украинский военный кризис, пытаясь выиграть на поле боя то, что уже проиграли политически (восстановить свою планетарную гегемонию, организовав поражение России на украинском фронте). Однако достаточно быстро выяснилось, что, несмотря на некоторые трудности первого этапа, Россия уверенно побеждает на Украине. Чтобы стабилизировать ситуацию нужны новые силы.
В резерве у США Польша, Румыния и Прибалтика, но они боятся открытого столкновения с Россией, как по отдельности, так и все вместе. Поэтому, хоть они и принимают активное участие в американских провокациях, но заставить их войти на Украину и воевать до сих пор не вышло. А время идёт, украинская армия начинает распадаться, уже из Евросоюза в Киев начинают поступать советы согласиться на все российские условия, чтобы не потерять независимость окончательно. Единство Запада под вопросом.
Если Украина падёт, США будет крайне тяжело удержать Евросоюз в режиме антироссийских санкций. Надо что-то делать, каким-то образом преодолеть страх Варшавы и Бухареста перед Москвой и загнать их в такие рамки, в которых они не смогут не явиться на войну.
Полякам США подкинули идею восстановления Речи Посполитой в границах средины XVIII века — за счёт подписания с Киевом соглашения об особых правах польских граждан на Украине, то есть фактически соглашения о польском протекторате над Украиной или даже об унии двух государств. Дуда попался в расставленную ловушку: теперь, если Зеленский внесёт соответствующий законопроект в парламент и добьётся его принятия в исходном виде, интересы Польши на Украине прямо столкнутся с российскими, а паны очень неуступчивы в переговорах и очень не любят Россию, так что шанс срыва Варшавы и Москвы в прямой военный конфликт резко вырос.
Но одной Польше всё же страшно, да и не потянет она длительное сопротивление. Тем более, европейские члены ЕС и НАТО могут спросить почему они должны страдать, портя отношения с Россией из-за польских амбиций (им уже Украины хватило). Чтобы помочь Польше определиться и создать видимость всеобщего страдания от «российской агрессивности», необходимо втравить в войну также и Румынию.
Чтобы втравить в войну Румынию, необходимо обеспечить ей возможность присоединения Молдавии. Президент Майя Санду — румынская националистка и обладательница румынского паспорта. Но в рамках существующей политической системы, она не может добиться согласия парламента на унию с Румынией. Необходимо парализовать политических противников.
Додон — признанный лидер оппозиции, конкурент Санду на выборах. Если выбить его из борьбы, оппозиция сразу потеряет половину своих организационных возможностей (хотя бы потому, что социалисты начнут внутрипартийную борьбу за додоново наследство, а это надолго выключит их из активной молдавской политики).
Поэтому Додону и предлагали прекратить политическую деятельность и уехать из страны. Он не захотел и в ход пошли меры устрашения в виде ареста и уголовного дела. Сама Санду на такое никогда бы не решилась. Это противоречит тридцатилетней традиции молдавской политики. На обострение молдавскую власть толкают США. Если удастся без последствий выбить Додона из борьбы, Санду получит возможность реализовать идею унии с Румынией (по схеме «Дуды-Зеленского», тем более, старт уже положен — румынским военным разрешено охранять молдавскую границу и применять при этом оружие).
Если начнутся серьёзные столкновения, разрозненные румынские левые и дезориентированные молдавские националисты вряд ли смогут оказать серьёзное сопротивление организованному и поддержанному из-за рубежа давлению прорумынских сил. Выступления рассчитывают быстро подавить, а пролившуюся при этом кровь повесить на Приднестровье и Россию, обвинив их во вмешательстве в дела Молдавии.
Вошедший на территорию Молдавии «для поддержки законной власти» румынский «ограниченный контингент» американцы постараются при помощи ряда провокаций втянуть в боевые действия против Приднестровья, которые обязательно будут поддержаны Украиной. Для спасения ПМР и российского контингента в Приднестровье Москве придётся начать быстрое наступление на николаевско-одесском направлении, а румынам деваться будет некуда — придётся наращивать количество войск на фронте и напрямую воевать с Россией.
План нехитрый, прозрачный. Предполагает, что вслед за Румынией постарается воспользоваться благоприятным случаем и Польша, что резко осложнит положение на фронте для России.
США таким образом рассчитывают добиться консолидации Европы на антироссийских позициях хотя бы до лета 2023 года. Вашингтон надеется, что за это время ресурс российской контрактной армии будет исчерпан и Москва вынуждена будет пойти либо на не слишком почётный для себя мир (с минимальными территориальными приобретениями, при захвате большей части Украины Польшей), либо перейти в режим мобилизации, что подорвёт внутреннюю стабильность.
Кроме того, год отсрочки США постараются использовать для более активного вовлечения Евросоюз и НАТО в кризис, чтобы подпереть Польшу и Румынию германским и французским ресурсом, а с опорой на Скандинавию и Прибалтику создать для России критическую ситуацию на Балтике.
Так что, с одной стороны, США доборолись уже до Молдавии (почти до мышей). И это плюс, так как свидетельствует об исчерпании ресурса США и их союзников. С другой, если казус Додона сыграет так, как задумано, и США удастся провернуть хотя бы половину задуманной комбинации, российскому руководству вновь придётся искать нестандартные решения, чтобы не выбирать из двух зол.