Безусловно, империей постмодерного типа является Евросоюз. В него входят страны с населением разной этнической принадлежности; он проводит политику вмешательства в дела других стран, что, как правило, характерно именно для империй.
Я считаю, что и Россия в этом смысле была и продолжает оставаться империей. Для меня понятие империя - это просто научный термин, который прикладывается к определенному типу государств. Россия до 1917 года была империей. СССР был империей нового типа. РФ, на мой взгляд, тоже является имперским образованием. Это легко доказывается хотя бы тем, что в состав России входят народы не только разные в расовом и этническом отношении, но и различные по конфессиональной принадлежности. Кстати, в этом смысле РФ уникальна. Об этом мало кто знает на Западе. А поскольку нет знания, нет и понимания этой российской особенности. В состав России входят, во-первых, территории с преобладающей численностью населения христианской конфессии, чаще всего, православной. Есть исламские регионы – это северный Кавказ, прежде всего, Татарстан, Башкортостан. И буддистские – Тыва, Калмыкия и Бурятия. В этом смысле Россия - более сложное имперское образование, чем Евросоюз и лучше сбалансированное этнически.
Многие страны пытались стать империями, но им это не удавалось. И в этом смысле они конкурировали с другими имперскими центрами, которые иногда побеждали их, иногда им проигрывали. Например, Великое княжество Литовское, которое в свое время пыталось стать империей. К этому на определенном этапе развития стремилась Швеция, которая проиграла в конкуренции России. Польша, соединившись с Великим княжеством Литовским и образовав так называемую Речь Посполитую, пыталась стать империей и конкурировала с Московским царством. В этой конкурентной борьбе победило Московское царство – и оно стало империей. Проигравшая Польша не только не смогла добиться имперского статуса, она на некоторое время просто вошла в состав Российской империи. И таких примеров, если заглянуть в историю хотя бы Европы, не говоря уже о других регионах мира, можно обнаружить множество.
И если посмотреть с этой точки зрения, то обнаружится, что множество упреков в адрес нашей страны по поводу ее «имперскости» как раз исходят из тех государств, которые когда-то претендовали на статус империи и конкурировали с Россией, но проиграли ей. И вот эти неизжитые комплексы побежденного до сих пор выливаются в неприязнь к России. Или же эти упреки раздаются из столиц тех стран, которые в данный момент являются империями и на этом основании соперничают с Россией. То есть надо обязательно принимать во внимание – кто конкретно тебя обвиняет. Некий сторонний независимый наблюдатель, третейский судья, или же конкурент. Простой здравый смысл и житейский опыт говорят, что обычно претензии соперника как минимум тенденциозны. А чаще всего это попытка переложить собственные грехи на другого.
Следующий тезис. Так сложилось, что в мире существуют некие геополитические точки, вокруг которых собираются народы и страны. Можно долго рассуждать, почему так происходит, но эти имперские точки существовали раньше и продолжают существовать сейчас.
Скажем, современный Иран – это бывшая Персидская империя. И несмотря на все проблемы этого государства оно по-прежнему обладает потенциальной имперской мощью, которая находится в свернутом виде. Сегодня влияние Ирана распространяется довольно далеко за пределы его собственной территории – на часть Ирака, Сирии и некоторых других стран этого региона.
Или Турция – бывшая Османская империя. Мы видим сегодня, что этот имперский очаг «разворачивается» в некую крупную структуру, включающую и собственно территорию Турецкой республики, и отдельные соседние регионы. Скажем, Турция оказывает определенное влияние на часть населения Азербайджана.
Кажется, что США, ставшая империей в XX веке, - это новая империя. Однако это не так. США – реинкарнация Британской империи, которая передала Америке свою имперскую мощь, а сама стала ее провинцией. И сегодня центр ее находится не в Лондоне, а в Вашингтоне.
Кроме того, можно предполагать, что империи все-таки не исчезают, хотя кажется, что они уходят в небытие. Классический пример – Римская империя, которая, казалось бы, рухнула под напором варваров и канула в Лету. Нет, в раннем средневековье она в какой-то степени возродилась в империи Карла Великого. А затем несколько позднее – в Священной Римской империи. Нынешний Евросоюз можно рассматривать как продолжателя Священной Римской империи и в свою очередь преемника античной Римской империи. Раньше имперский центр находился в Риме, сегодня – в Берлине.
Империи конкурируют друг с другом, поскольку рано или поздно они соприкасаются своими отдаленными границами. Например, конфликт между Западом и Россией вполне логично трактуется как конфликт Священной Римской империи, возрожденной в форме Евросоюза, с Российской империей, воплощающейся в форме Российской Федерации. Существенное добавление – сегодня нынешняя Священная Римская империя входит в орбиту Американской империи. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что именно американские войска стоят на территории Евросоюза в виде войск и баз НАТО, а не наоборот. И вот эта смешанная американо-европейская империя приблизилась к границам России, Российской империи и соприкоснулась с ней.
И как это бывало на протяжении тысячелетий, в месте соприкосновения тут же возникает напряженность, вплоть до войны. Сегодня такое место соприкосновения – Украина. Она на протяжении столетий частично или полностью входила в состав разных империй. Одна ее часть в свое время принадлежала Австро-Венгерской империи. Другая – неудавшейся Польской империи, которая претендовала в отдельные периоды истории на всю Украину. Долгое время часть Украины, а потом и вся она входила в состав Российской империи. Выйдя из состава СССР после его падения, Украина, тем не менее, находилась и остается в постсоветском пространстве – то есть в зоне стратегических интересов России, как преемницы СССР и императорской России.
И как только смешанная американо-европейская империя вышла за свои естественные границы, соприкоснулась с Российской империей на Украине, там возник вооруженный конфликт. Он может трактоваться как внутренняя гражданская война, как национально-освободительное движение русских внутри украинского государства против украинского национализма и антирусского расизма. Но он является и частью конфликта, конкуренции двух империй. И в данном случае Украина – страдальный субъект в глобальной конкуренции, которая сейчас приблизилась к военному соперничеству.
Так что можно, нужно и полезно разбирать особенности имперской политики РФ как субъекта мировой политики, но только объективно, вместе с анализом аналогичных особенностей политики других имперских образований, существующих ныне в мире и конкурирующих за геополитическое влияние, в том числе и непосредственно в зоне стратегических интересов конкурента.
Россия не претендует на влияние в Мексике, которая во многом вынуждена подчиняться Американской империи, или в Канаде, которая фактически входит туда; не борется и не конкурирует на территории этих стран с США. В то время как Американская империя делает именно это на территории Украины, которая под разными названиями входила частично или вся в состав Российской империи, а ныне является ее ближайшей соседкой и зоной национальных и стратегических интересов России.
Так что давайте рассматривать все имперские проявления у всех ныне существующих имперских образований. Только тогда анализ будет честным и полезным. И это – наука. Ну а пропаганда, обвинение одних и обеление других – это иной жанр, это - часть информационной войны или, по крайней мере, борьбы.
Виталий Третьяков, декан Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В.Ломоносова, автор и ведущий программы «Что делать?» на канале «Культура», политолог
http://www.postkomsg.com/expert_opinion/202329/