Правда в жалостливом рассказе главного «яблочника», пожалуй, лишь то, что в конце июля в Атьму действительно приехали с Украины 28 беженцев. Всего 6 семей. Их исключительно по собственной инициативе и лично привез в Атьму на автобусах руководитель местного сельхозпредприятия Евгений Чалов. Это сейчас видно, что доброе намерение обернулось для него той самой стороной, о которой предупреждает народная поговорка. Но тогда Чалов не задумывался о неожиданных для себя последствиях своего благородного поступка. Он сам слышал раздававшиеся на территории Украины выстрелы и взрывы, которые заставили тысячи людей целыми семьями покинуть дома и даже родину. «Мне их стало очень жалко, поэтому и принял для себя решение пригласить в Атьму хоть часть людей», - говорит Евгений Чалов.
«Коммунизм, да и только!»
Первым помещением, куда беженцы зашли в Атьме, была столовая сельхозпредприятия. Затем она целых три месяца приветливо встречала их три раза в день. О том, чем и как совершенно бесплатно кормили украинцев, они и сегодня рассказывают сами. «Представляете - котлеты каждый день! - говорит Татьяна Климова. - После того, чем питались мы до приезда в Атьму, меню здесь было просто райским. Это же просто коммунизм!».
После того, как в день приезда всех накормили сытным обедом, автобусы развезли семьи по домам, в которых людям предстояло жить. Сергей Митрохин заявляет сейчас на всю Россию, что «беженцев разместили у себя сердобольные жители». У них, по его словам, украинцы обитают и по сей день. На самом деле о жилье для беженцев тоже позаботилось сельхозпредприятие. Плата за него символическая - 20 рублей в месяц. Еще - за электричество и газ по счетчику, за воду плата не предусмотрена. Молодая семья супругов Плум, в которой растет двухлетний ребенок, поселилась в благоустроенном коттедже, удобствам в котором позавидует и житель мегаполиса. Здесь несколько больших комнат, просторная кухня, ванна, есть стиральная машина-автомат. В коттеджах определили семьи Кузьменковых, Моисеевых.
Свои раззавидовались
Но позавидовали поселившимся в коттеджах свои соотечественники из тех, кому коттеджи не достались. Хотя и у них неплохие условия для проживания. Например, в переоборудованных под жилье бывших детском садике и школе. Татьяна Климова не нарадуется, как удачно разрешился для нее и ее супруга Сергея вопрос с жильем. Когда мы пришли к ним, уже в прихожей встретил запах аппетитной еды, а сами хозяева смотрели телевизор. «Приехали мы с мужем в Атьму с одной лишь сумкой, а сейчас, посмотрите, сколько у нас добра! Что-то купили сами, что-то принесли нам сельские жители. Спасибо всем, приняли нас очень радушно, как родных. И еды разной дали, и вещи».
Рассказывая обо всем этом, эмоциональная женщина открывает по очереди купленные уже в Атьме комод и шифоньер, в которых стопками лежат новые постельные комплекты, полотенца, висит одежда. «Напрасно говорят про нас, что нам на улицу выйти не в чем. Пусть Митрохин приедет, и ему покажем наше добро».
Надо отдать должное главе районной администрации Сергею Чалову, брату Евгения Чалова. С целью помочь в разрешении проблем беженцев, в Атьму он приезжал неоднократно. При содействии районных структур оперативно были решены вопросы прохождения медосмотра, для чего был привлечен автобус сельхозпредприятия. На всех беженцев подготовлены пакеты документов для получения статуса беженца, и это, говорит глава администрации Набережного сельского поселения Нина Трофимова, сделать было очень непросто. «Пришлось даже искать человека, который все документы перевел с украинского на русский язык. Не говорю уже о том, сколько бумаги и картриджей для принтера покупали за счет сельского бюджета. Беженцы из своих денег не потратили на оформление документов ни копейки».
«Мне бы кто дал такие деньги!»
В Атьме и не рассчитывали, что все беженцы захотят здесь остаться. Сейчас из шести семей остались пять. В числе уехавших - Моисеевы, так и не вернувшие хозяйству 90 тыс. рублей.
Но работу нашли для всех, всем было обещано и более комфортное жилье. И уже, кстати, построен для них дом, в котором осталось провести лишь внутреннюю отделку. А вот по 100 тыс. рублей «подъемных» и 800 рублей на руки каждому беженцу за каждый день пребывания в Атьме, о которых говорит Сергей Митрохин, беженцам никто не обещал. Было лишь обещание беспроцентной ссуды на обзаведение каждой семье, и оно исполнено. Сначала семьи получили от сельхозпредприятия по 50 тыс. рублей, затем еще по 40 тысяч. По этому поводу один из пользователей Интернета пишет на сайте «Яблока»: «Мне бы кто дал такие деньги. Это двухгодичная пенсия в Украине. Только за одно это нужно быть благодарным бизнесмену. Митрохин, ты даже не понимаешь, какую глупость ты пишешь».
На эти деньги люди сумели купить мебель, холодильники, газовые плиты, телевизоры, другую домашнюю утварь. В село все это доставили бесплатно на двух КамАЗах атьминского сельхозпредприятия. «Нам никто не говорил, что именно нужно покупать на ссуду. Покупали то, что хотели», - опровергает Наталья Плум слова Сергея Митрохина о том, что руководитель сельхозпредприятия в категоричной форме заставил всех «купить только мебель и бытовую технику. Одежда в траты не входила, в том числе и детская. Поэтому сейчас детям (да и взрослым) на улицу лучше не выходить - во избежание риска обморожения». У Натальи Плум в квартире тоже новая мебель, а вот семья Кононец, в которой четверо детей и ожидается рождение пятого, пожелала купить мотоцикл. Кстати, в этой семье не работает никто. Работу Сергей и Наталья оставили самовольно: его не устроила оплата - «обещали 30 тысяч в месяц, а не платят», она - «Я в декретном отпуске». Только остается непонятным, с кем Наталья Кононец согласовывала свой «отпуск», ведь самовольное оставление работы и на Украине - тоже прогулы!
С тем, что эти 90 тысяч - не подарок, а беспроцентная ссуда, гасить которую частями нужно уже с первой зарплаты, изначально согласились все. Как и с вычетами из нее, тоже не разовыми, за полученные от хозяйства мясо, крупы, мед, зерно, стоимость которых никак не связана с бесплатными завтраками, обедами и ужинами. На деле же именно эти вычеты вызвали недовольство. К тому же, и бесплатной еды в столовой хозяйства через три месяца пребывания в Атьме не стало, что добавило масла в огонь. Недовольные начали подбивать соотечественников к протесту, но их союзниками стали не все. На этой почве возникли даже среди них бытовые конфликты, один из которых произошел на ферме. После него три семьи самовольно не выходят на работу. Оставив мебель, холодильники и телевизоры в своих, переселились в одну общую квартиру, в которой спят на брошенных на пол матрасах. А объясняют это тем, что вместе чувствуют себя безопаснее. Но от кого? На этот вопрос вразумительного ответа мы так и не услышали. Но это стало находкой для политиков, которые поспешили на всю Россию раструбить о притеснении в Атьме беженцев. Именно в общей квартире мордовский «яблочник» Владимир Гридин и взял у беженцев «интервью», размещенное теперь на сайте «Яблока». Он же, как сказала Наталья Кононец, обещал им содействие в поисках нового места жительства и работы. Украинцы говорят, что новые работа и жилье обещаны им не где-нибудь в глубинке, а в Саранске. Правда, реальной помощью от «Яблока» стала пока лишь упаковка детского питания.
«Пусть не мутят у нас воду!»
А тем временем в Атьме состоялся сельский сход. Местные жители, радушию которых этим летом по поводу приезда беженцев из Украины в селе не было, казалось, предела, попросили Евгения Чалова: «Всех, кто недоволен жизнью и работой у нас, отпустите с миром. И долги им простите. Лишь бы не мутили у нас воду!»
Валентин ПИНЯЕВ