В то время как Россия предлагает скидки на газ и предупреждает о том, что может требовать досрочного погашения долга, Запад ждет от новых властей реформ. Реформы на Украине начались с мер, наименее затрагивающих бизнес и заинтересованные стороны, но болезненных для населения и касающихся индексации тарифов. Но это не привело к улучшению ситуации с "Нафтогазом", на финансирование дефицита которого уже было направлено $7 млрд, отмечают эксперты НИУ Высшей школы экономики в своем обзоре по Украине.
Для того чтобы дефицит "Нафтогаза" остался на уровне прошлого года, как минимум половина населения страны должна была прекратить платить по счетам ЖКХ, что действительно могло произойти из-за сокращения доходов и недоверия к властям, подсчитали в ВШЭ.
Даже на горизонте нескольких месяцев ситуация не выглядит ясной. С одной стороны, все предельно понятно: договоренность с Россией предполагает погашение долга перед "Газпромом" и скидку на газ до марта, а договоренность с МВФ – ожидание результата миссии и принятие бюджета новым парламентом. С другой стороны, и оплата по счетам, и принятие бюджета задерживаются.
При этом спад экономики Украины углубляется, а национальная валюта вскоре лишится поддержки из-за низких золотовалютных резервов.
Не хватает и газа, и угля
В октябре начались сложности с поставкой угля из России в Украину, и это вскрыло дополнительные уязвимости энергетического сектора.
Треть тепло- и электроэнергии в Украине производится на основе угля, а доля газа составляет 36% (по данным за 2013 г.). Около 80% угля добывается на территории Луганской и Донецкой областей. Зависимость от импорта в угольной теплоэнергетике, таким образом, составляет 37%, 27% из которых – российский импорт. То есть примерно только четверть всего угля, потребляемого электростанциями, не производится в России или Донбассе.
В целом российский уголь обеспечивает до 10% общей потребности в тепло- и электроэнергии. Для сравнения, российский газ обеспечивает 28% общей потребности в тепло- и электроэнергетике, а значит, российские ресурсы напрямую обеспечивают 38% производимой энергии.
Украине надо платить по долгам, Запад не спешит помогать
Основной вопрос на финансовых рынках сегодня заключается в том, произойдет ли реструктуризация долга Украины, и если да, то как скоро. Ответ на этот вопрос зависит от требований со стороны России и Запада, считают в ВШЭ.
По договоренности Украина должна заплатить "Газпрому" $3,1 млрд до конца года, чтобы избежать сбоя в поставках. Украине еще предстоит выплатить около $1,7 млрд в декабре.
Велись разговоры о создании специального фонда ЕС и МВФ, в который будут внесены $3,1 млрд для помощи по оплате газового счета. Но этого пока не произошло, равно как и поступления денег от МВФ. Неопределенность относительно состояния государственных финансов и серьезности намерений проводить реформы, а соответственно сомнения по поводу того, как были использованы предыдущие транши помощи, приводят к тому, что Запад не торопится выделять деньги, полагают в ВШЭ. В среду были предоставлены лишь незначительные 500 млн евро от ЕС.
Москва вправе требовать от Киева досрочного погашения 3-миллиардного долга по долларовым еврооблигациям, которые Фонд национального благосостояния купил в декабре 2013 г., если соотношение госдолга к ВВП превысит 60%, по официальным данным МВФ. На текущий момент госдолг Украины уже составляет, по предварительным данным, 63% ВВП.
На прошлой неделе кабинет министров, видимо, осознавая невозможность сокращения долга, утвердил законопроект, повышающий потолок госдолга примерно до 65% ВВП.
Позиция России выглядит сильной
Позиция России выглядит сильной, отмечают в ВШЭ. Предоставленная скидка на газ сберегает Украине полмиллиарда долларов за зиму (при покупке 5 млрд куб. м газа). Купленные Россией евробонды составляют около половины выплат по валютному госдолгу в 2015 г. и в сумме примерно равны предоставленной помощи от МВФ и ЕС. Уже фактически нарушенный потолок госдолга в 60% ВВП делает позиции России еще сильнее.
За период с декабря 2014 г. по конец 2015 г. Украине предстоит погасить около 150 млрд гривен долга (из которых 97 млрд – в валюте из расчета, что курс доллара составит 15 гривен), или около 10% ВВП. Кроме того, дефицит бюджета по оптимистичным прогнозам составит 5% ВВП. Очевидно, что без внешней поддержки Украине не удастся привлечь необходимое финансирование.
В целом денежные потоки Минфина Украины могут стать сбалансированными, только если Украина прекратит платить по долгу и продолжит задерживать зарплаты и пенсии. И в случае если либо Запад, либо Россия будут медлить с помощью, Украина может оказаться в ситуации высокой социальной напряженности, чего не хочет ни одна из сторон.
Похоже, все стороны ждут того момента, когда не действовать будет просто нельзя. Если Россия предложит дополнительную финансовую помощь (например, за счет Фонда национального благосостояния), то это усилит ее влияние в решении украинской проблемы, полагают эксперты ВШЭ.