А когда совсем недавно во второй половине дня пятницы долг американского правительства достиг отметки в 18 триллионов долларов, для накопления последнего из этой суммы триллиона понадобилось каких-то жалких 403 дня!
Вокруг этого крутится множество дезинформации и пропаганды; давайте внимательно рассмотрим самые большие лживые утверждения о долге Соединённых Штатов.
1) «Правительство может держать его под контролем». Что за грандиозная ложь! Политики десятилетиями говорят, что они не собираются урезать расходы и брать долг под контроль.
Факт: Последний случай, когда долг Соединённых Штатов на деле сократился в одном финансовом году по сравнению со следующим, был зафиксирован ещё в 1957 году, при администрации Эйзенхауэра.
Факт: Последние несколько лет американское правительство тратит примерно 90% всех налоговых поступлений только на оплату обязательных компенсационных программ и процентов по долгу.
Это не оставляет практически ничего для всего остального, что мы всё ещё называем «государством».
2) «Долг не имеет значения, поскольку мы должны сами себе». Наверное, это величайшая ложь в сравнении со всем остальным. Всего два трастовых фонда социального страхования (OASI and DI) (Old-Age and Survivors Insurance и Trust Fund и Disability Insurance Trust Fund, внебюджетные фонды США – прим. перев.) владеют 2.72 триллионами долларов американского долга.
Федеральное правительство должно эти деньги сегодняшним и будущим выгодоприобретателям этих трастовых фондов, то есть каждому живущему сейчас американскому гражданину в отдельности.
Я не вижу в этом ничего хорошего. Почему это «лучше», если правительство объявляет себя банкротом перед своими гражданами, а не, скажем, банками?
3) «Правительство всегда может объявить «выборочный дефолт» по долгу. Очередная ложь. Люди думают, что правительство Соединённых Штатов может выбирать, кому платить.
Оно может по-крупному «наехать» на Китай, к примеру, а потом объявить дефолт по долгу на 2 триллиона долларов, которые должны китайцам.
Хороший ход. Но он потрясёт мировые финансовые рынки и разрушит даже крошечные остатки доверия, которые ещё остались к Соединённым Штатам.
Кое-кто полагает, что правительство может объявить выборочный дефолт по долгу Федеральному Резерву (который владеет 2.46 триллионами долларов долга США).
Тоже возможный вариант. Но, учитывая, что Федеральный Резерв (эмитент американского доллара) немедленно станет банкротом, последующий валютный кризис будет совершенно катастрофическим.
4) «Важна только чистая задолженность». Аналитики часто обращают внимание на «чистую задолженность» страны, а не на общий долг. Если у вас долг на миллион долларов и миллион долларов наличными, тогда ваша «чистая задолженность» равна нулю. Он погашается.
Проблема в том, что у американского правительства денег нет. Министерство финансов начало рабочий день утром в пятницу, имея на счету всего 71.9 миллиардов долларов, или всего лишь 0.39% от суммы общей задолженности.
Да у Apple денег больше, чем у него!
5) «Правительство может решить проблему, подняв налоги». Нет, не может. Просто взглянем на цифры. С конца Второй Мировой войны налоговые поступления американского правительства постоянно составляли примерно 17% ВВП.
Правительство может повысить ставки налогов, но это не сдвинет стрелку с точки зрения поступлений как процента от ВВП.
Другими словами, доля правительства в этом «пироге» довольно постоянна.
Можно было бы ожидать, при этих очевидных данных, что, вместо попыток поднять ставки налогов (неэффективные), правительство должно делать всё возможное, чтобы сделать «пирог» больше.
Или, что ещё лучше, просто оставить всех в покое, так, чтобы мы свободно «выпекали» столько, сколько можем.
Но нет. Правительство должно регулировать каждый аспект человеческого существования: какое образование вам позволено давать своим детям; что вы можете или не можете делать со своим телом; какой процент вам предписано получать со своих сбережений.
Всё это требует времени, денег и усилий. Так же, как нескончаемые войны. Бомбы. Беспилотники. Воздушные налёты.
Речь не идёт о каком-то отдельном человеке или президенте. Проблема – в самой системе.
История показывает, что в прошлом любую ведущую сверхдержаву почти неизбежно ждала та же участь.
Великие державы часто считают, что их богатство и успех даёт им право безрассудно тратиться и вести бесконечные, самонадеянные войны. Римляне. Оттоманская империя. Британцы.
История может не повторяться, но явным образом рифмуется. И урок тут совершенно ясен: долг ослабляет страну. Он ослабляет общество.
Поколения, которым ещё предстоит родиться в будущие десятилетия, будут наследовать этот долг как «родовую травму».
А люди, несущие ответственность за эту систему, загнали сами себя в угол, из которого нет другого выхода, кроме как объявить себя неплатёжеспособными – либо перед своими кредиторами (вызвав глобальный финансовый кризис), либо перед центробанками (вызвав валютный кризис), либо перед самими гражданами (вызвав эпический социальный кризис).
Итог: мы не в силах избежать последствий. И, хотя вы не можете решить проблему долга, то можете, конечно, уменьшить собственные риски в том будущем, которое нас ждёт.