Вопрос ведущего Андре Беркоффа: Что сейчас происходит на Украине? Как развивается ситуация?
Жак Бо: Русские всегда были очень конкретны в своих целях. Я их напомню: «денацифицировать» и «демилитаризировать» угрозу, которая висит над Донбассом. Со взятием Мариуполя, окружением «Азовстали» и уничтожением нацбатальона «Азова» русские уже добились цели денацификации.
Сейчас они занимаются демилитаризацией. Но на Западе неправильно понимают проблему. Задача России - не завладение территорией, а ликвидация угрозы Донбассу. Именно Донбасс находится в центре всего, что сейчас происходит.
Вопрос: Но русские же заняли территории Украины?
Жак Бо: То, что мы называем аннексией Крыма – это воля крымчан, их желание вернуться в Россию.
Не надо забывать, когда в 2014 году Крым отошел к РФ, украинцы физически отрезали Крым. Отрезали питьевую воду, железнодорожные пути. Первое, что сделали русские – это вернули питьевую воду в Крым. Поэтому с Крымом все ясно.
После 24 февраля российские войска заняли юг Украины. Безусловно в состав Украины он не вернется. Что с ним станет? Я не могу сказать. Войдет ли он в состав России, станет ли неким независимым образованием к югу от Украины, этого никто не знает. Определенно речь идет об отделении его от Украины.
Но я должен особо подчеркнуть, что если бы в конце февраля Зеленский пошел на переговоры, как он того хотел, то ситуация в том бы виде и осталась. Русские вошли в эту войну с целью добиться выполнения выдвинутых ранее политических требований, они действовали четко по Клаузевицу: война – это продолжение политики, только другими средствами.
Поэтому, пока нет переговоров русские будут продвигаться вперед. Как только начнутся переговоры, русские остановятся. Я не думаю, что у них намерение идти на север и тем более завладеть всей Украиной. У России были проблемы только с Украиной, не с Западом. Если бы не было провокаций со стороны Киева, Россия не ввела бы туда свои войска и все вопросы решались бы дипломатическим путем.
Вопрос: Сейчас многие делают воинственные заявления, мол, Россия не должна выйти из войны победительницей. Макрон заявляет, что России надо нанести поражение и т.д.?
Жак Бо: Нужно понимать одно: Россия выйдет победителем из этой ситуации. Хотим мы этого или нет, но результат будет таким. Конечно, Запад попытается уменьшить значимость этой победы. Поэтому сейчас и предпринимаются все эти телодвижения. 20 тысяч войск быстрого реагирования мы увеличиваем до 300 тысяч. Но это не будут постоянные подразделения, а просто быстромобилизуемые.
И еще не факт, что США соберут такие силы. Поставками на Украину они максимально истощили свои резервы. Да, у американцев очень много самолетов, авианосцев. Но согласно исследованию, проведенному британским Международным институтом стратегических исследований (МИСИ), промышленность США производит лишь 2000 «Джавелинов» в год, в то время, как украинцы заявляют, что они за несколько дней тратят пятьсот. Американцы уже исчерпали свои запасы, сейчас даже с боеприпасами у них проблема.
Вопрос: Вы говорили, что согласно украинским источникам их армия несет тяжелые потери?
Жак Бо: Украинские войска несут колоссальные потери. Даже советники Зеленского признают, что Украина теряет каждые четыре дня одну бригаду. Сейчас ситуация такова, что украинские регулярные части либо уничтожены, либо находятся в окружении. И в бой теперь идут плохо обученные резервисты и территориальная оборона, которых присылают на Донбасс из других областей. И это к тому же ведет к недовольству на Западе Украины. Жены и матери солдат выходят на улицы.
Что касается потерь русских, то мы сталкиваемся со следующим интересным феноменом. Чем дальше продвигаются российские войска, тем меньше у них потерь. Во-первых, войска учатся по ходу проведения операции. Во-вторых, русские поменяли тактику, и теряют гораздо меньше личного состава, хотя зона Донбасса – самая укрепленная часть Украины, которая готовилась к войне на протяжении 8 лет войны на Донбассе.
Вопрос: Что произошло в Кременчуге?
Жак Бо: Сгоревший коммерческий центр находится по соседству с заводом, на котором хранились вооружение и боеприпасы, оставляемые Украине с Запада. Обе российские ракеты очень точно попали в завод, и огонь от взрыва хранящихся на заводе боеприпасов перекинулся на торговый центр. Но вот что интересно, сразу после получения информации о пожаре в центре я открыл Google карты, нашел его расположение, и на карте имелось пояснение, что центр закрыт, не работает.
А через несколько часов пояснительная надпись «Центр закрыт на постоянной основе» из Google карт исчезла. Я могу заявить, что русские никогда не целятся по гражданским объектам. И даже ООН признает, что размещение военных объектов рядом с гражданскими – это постоянная проблема на Украине.
Жак Бо: "Через несколько часов пояснительная надпись «Центр закрыт на постоянное основе» исчезла"
Вопрос: Так что же, ветер поменялся, и теперь русские побеждают?
Жак Бо: Никуда ветер не поменялся, он как дул в одну сторону, так и дует. В военном плане русские безусловно побеждают. Визуально они определенно снизили скорость продвижения, поскольку в Донбассе они вынуждены задействовать больше пехоту, чем в первые дни операции. Но если смотреть на детали операции, то ритм даже ускоряется.
Проблема в том, что на Западе воспринимали ситуацию так, словно украинцам еще немного оставалось до победы. Но теперь приходит понимание, что их войска понесли тяжелейшие потери. И именно поэтому я считаю, что поставлять оружие на Украину – значит поощрять безнадежное сопротивление, которое на этой стадии на самом деле ничего не приносит. Это только увеличивает количество потерь.
И очень жаль, что Зеленский вынужден был отказаться от своих первоначальных предложений России под нажимом премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона, который пригрозил прекратить поставку оружия на Украину.
Сами украинцы признает, что Джонсон практически давил на Зеленского, чтобы тот отозвал свои предложения России. 25 февраля Зеленский предложил переговоры, а 27 февраля ЕС заявило, что не надо переговоров, мы вам дадим оружие. То же самое произошло в конце марта, когда Зеленский сделал свои предложения, а спустя два дня ЕС предоставляет ему второй пакет военной помощи.
Вопрос: Можно ли сказать, что Байден и некоторые европейский страны собираются вести войну с Россией до последнего украинца?
Жак Бо: Отвечу словами мексиканского президента: «То, что делают американцы можно описать так: «Мы поставляем оружие, вы поставляете трупы»».