— Был опыт и попытки перейти на Westinghouse, при этом возникают определенные проблемы. К любой машине есть оригинальные запчасти, а есть не оригинальные. В принципе можно использовать не оригинальные, но риски возрастают, а если машина на гарантии, то ее снимут с гарантии, потому что это вопрос безопасности.
Аналогичная ситуация и на АЭС: есть конкретный производитель АЭС, можно попробовать подобного размера стержни вставить, но ведь не просто так там стоят конкретные стержни, конкретного производителя. Это стержни, прошедшие много испытаний, отработку именно на этом виде реакторов и многолетнюю доработку, доналадку. Соответственно, сторонние стержни несут угрозу: минимум, АЭС придется часто останавливать, и она не будет давать электроэнергию, а максимум — это вопрос безопасности, потому что могут быть различные аварии.
В предыдущем случае, когда они пытались перейти на Westinghouse, как раз было множество внеплановых остановок. Это нарушает баланс энергосистемы страны: надо либо снижать спрос, отключать крупных потребителей, либо резко наращивать импорт, причем понятно, что цены на импорт будут расти, так что все равно на это надо тратить деньги.
Новая АЭС — этот тот вид энергии, где есть высокие капитальные затраты и высокие текущие эксплуатационные. Соответственно, капитальные уже понесены и вместо того, чтобы получать эффект, который уже был, второй раз приходится платить — уже за импорт электроэнергии. Получается двойная плата.
Эти проблемы возникали, но политика есть политика. Сегодня опять по политическим причинам приняты решения попытаться перейти на топливо Westinghouse. Понятно, что примерно на такие же последствия и выйдет — остановки, повышенные риски в части безопасности и другие.
У любой станции сегодня есть сроки эксплуатации, возможности продления и т. д., но если там используется все оригинальное и оно нормально работает, если не оригинальное, то сроки эксплуатации могут сокращаться, АЭС меньше прослужит.
«СП»: — Но «Темелин» практически новая станция, ее только в начале 2000-х запустили.
— Если раньше сроки эксплуатации АЭС были 40, то сейчас уже 60−80 лет с продлением. То есть это станция, которая примерно до сотого года сможет проработать, но если к ней аккуратно и бережно относиться. Если нет, то есть риски, что раньше закончится срок эксплуатации.
«СП»: — В Европе уже энергетический кризис. Если вдруг встанет реактор, каковы последствия?
— Любое выбытие мощностей в текущей ситуации усугубит любой кризис. На атомное топливо не перейдешь, потому что сколько есть АЭС, столько и есть, сколько мощностей стоит — столько и стоит. Гибкость в данном случае могут обеспечить только уголь, газ, и понятно по каким ценам будут наращивать и к чему это приведет.
В 2015 году у них была приостановка (АЭС — ред.) более чем на 100 дней. То есть если 3,5 месяца АЭС не работает, то на это время придется искать альтернативные способы обеспечения электроэнергией.
«СП»: — Почему в отношении поставок топлива на «Дукованы» пока все без изменений?
— Думаю, это вопрос переговоров конкретного оператора и какой вид топлива с какой станцией более совместим. Есть ряд технических моментов, которые надо отрабатывать.
На «Темелине» стоят две ВВЭР-1000 по 1 ГВт, а 2 ГВт — это достаточно серьезная мощность. Если что-то случится, это будут серьезные потери.
«СП»: — Насколько велика опасность очень серьезной аварии?
— Вероятность совсем серьезной не должна быть велика, потому что это российские энергоблоки, которые строились с учетом остаточно серьезного опыта и многоступенчатой системы защиты. Даже если что-то пойдет не так, то предусмотрена процедура по отключению и т. д. Это все должно сработать, но может вывести станцию из эксплуатации из-за нештатной ситуации не на короткий срок.
Хочется верить, что серьезной аварии не произойдет. Станция все-таки очень надежная, один из лучших реакторов в мире. Таких реакторов по миру стоит очень много, и они стабильно работают. Главное, чтобы персонал был обучен и подготовлен. И надежда на машину.
Главный редактор портал Atomic-Energy.ru Павел Яковлев настроен более оптимистично. По его словам, производители топлива работают непосредственно с АЭС.
— Сначала они поставляют опытные (тестовые) сборки и через некоторое время начинают масштабное производство стандартных ТВС. Это все делается под надзором регулятора, проводятся испытания проверки. Это международная практика. Не могу сказать, что эти заводы обладают низким качеством, процедура контролируется.
В тендере победили Westinghouse и Framatome. Мировой рынок ядерного топлива несколько инертен, но в то же время развивается конкуренция. Американцы начинают поставлять топливо для наших российских ВВЭР, но и Россия производит топливо для западных станций и конкурировать на этом рынке. Например, «ТВЭЛ» производил топливо для шведской АЭС «Рингхальс», построенной по западному дизайну. Так что мы то же стремимся занимать этот рынок.
Это объективный процесс, стандартная практика. Одно из преимуществ АЭС в том, что у них может быть несколько поставщиков топлива. Это дает большую энергетическую безопасность, потому что поставщики повышают качество, снижают цены. Это хороший момент для ядерных технологий и АЭС, хотя в настоящий момент из-за скорого решения могут быть сложности.