Эти разделительные линии вновь проявились в Веракрусе, следуя традиции, зародившейся в начале XIX века.
Разделительные линии, мешающие изменить модель развития
В этот мексиканский город, омываемый водами Карибского моря, не приехали президенты Аргентины, Боливии, Бразилии, Никарагуа, Кубы и Венесуэлы, причем именно тогда, когда изменение мировой экономической конъюнктуры ставит под сомнение жизнеспособность их экономических моделей, основанных на экспорте сырья.
Это состояние, в котором находится регион, очень хорошо прокомментировала директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард (Christine Lagarde): «В Латинской Америке происходят изменения двоякого рода: во-первых, цены на основные экспортные товары снижаются, а условия внешнего финансирования становятся менее благоприятными; во-вторых, формирующийся средний класс требует все более высокого качества медицинского обслуживания, образования и инфраструктуры».
Цены на аргентинскую сою, боливийский газ, кубинский никель и венесуэльскую нефть резко упали. И это ставит в весьма тяжелое положение некоторые правительства.
В частности, правительство Николаса Мадуро (Nicolás Maduro), который тут же объявил о заговоре против своей страны: «Посмотрите, как ведут себя цены на нефть: США переполнили рынок грязной нефтью, и ее цена сейчас опустилась до 60,55 долларов за баррель. Венесуэле объявили финансовую блокаду, чтобы перекрыть доступ к финансированию, столь необходимому нам, чтобы частично покрыть сокращение доходов от продажи нефти».
Чтобы выбраться из этой ловушки, эксперты предлагают латиноамериканским странам диверсифицировать свою продукцию и рынки, повысить конкурентоспособность, вкладывать средства в повышение профессионального уровня трудящихся и развитие инфраструктуры.
Именно с этой целью и была организована встреча в Веракрусе - обсудить развитие образования и повышение профессионального уровня, рассматривая их как основу для создания современной конкурентоспособной экономики, способной обеспечить занятость населения.
Генеральный секретарь Иберо-американского сообщества Ребекка Гринспен (Rebeca Grynspan) выступила в Мексике с программой «Иберо-американский Эразмус» (предусматривающей обмен студентами и преподавателями между университетами иберо-американских стран), которая, по ее мнению, наряду с макроэкономическими мерами, поможет стабилизировать экономику латиноамериканских стран. По мнению Гринспен, необходимо разрабатывать программы с тем, «чтобы повысить производительность труда и конкурентоспособность с помощью увеличения объема знаний» и развитием образования.
Именно от этого отвернулись президенты Аргентины, Боливии, Бразилии, Никарагуа, Кубы и Венесуэлы.
Геополитика Бразилии и популизм Эво Моралеса
Пример Боливии наглядно показывает то, что происходит в стране, и как внутреннее положение влияет на международные отношения.
Эво Моралес (Evo Morales) в 2014 году стал проводить политику ускоренного развития, забыв о своих прошлых утопических идеях (2005) борьбы за более широкое представительство индейцев в государственных учреждениях страны.
Сейчас, чтобы оправдать свой «андский капитализм», полностью зависимый от экспорта газа, ему необходимо проводить реформы и выступать с антиимпериалистическими заявлениями, направленными против США или Испании, бывшей метрополии.
Хотя Эво Моралес заключил политический союз с Перси Фернандесом ((Percy Fernández), мэром города Санта-Крус, чьи взгляды диаметрально противоположны позиции Моралеса), это не мешает ему обрушиваться с жесткой критикой на монархию, чтобы тем самым обеспечить себе поддержку со стороны левых сил.
«Кто организовал проведение встреч глав иберо-американских государств? Латиноамериканские и некоторые европейские страны, но в первую очередь испанские монархи, преследовавшие свои собственные интересы. Если некоторым странам нужны монархии, то пусть они их имеют у себя. В Латинской Америке, в Боливии монархия не нужна», — завил Эво Моралес, чтобы оправдать свое отсутствие.
В Бразилии главным ориентиром является геополитика. Она стремится занять лидирующее положение в регионе и, в частности, в Южной Америке. С этой точки зрения понятно, почему именно она выступила главным инициатором создания Союза южноамериканских государств (это было во время президентства Фернандо Энрике Кардозо(Fernando Henrique Cardoso)) и всегда с неодобрением воспринимала присутствие неюжно-американских стран в зоне своего влияния. Например, Испании с ее проектом Иберо-американского сообщества, а теперь Тихоокеанского альянса, который означает не только появление альтернативного полюса власти, но также ведет к упрочению позиций Мексики в Южной Америке.
Отсутствие Аргентины, Боливии, Бразилии, Никарагуа, Кубы и Венесуэлы — это не только выражение неприязни к Испании, но прежде всего к Мексике и к новому генеральному секретарю Иберо-американского сообщества Ребекке Гринспен.
Но, что гораздо хуже, это наглядно свидетельствует о растущей разобщенности в регионе.
Эта разобщенность приводит к тому, что три страны, участвующие в заседаниях «большой двадцатки» (Бразилия, Мексика и Аргентина) не могут выработать на этих встречах единую позицию и представить общие проекты, которые придали бы им больший вес на мировой арене.
Разобщенность переходит в плохо скрываемое соперничество, между Южноамериканским общим рынком (Mercosur) - и в первую очередь, Бразилией во главе с Дилмой Русеф (Dilma Rousseff) - и Тихоокеанским альянсом.
Как уже в 2009 году писал в Infolatam Карлос Маламуд (Carlos Malamud), «споры, подобные тем, что возникли между Аргентиной и Уругваем из-за целлюлозных заводов, между Бразилией и Парагваем из-за плотины Итайпу, расположенной на границе этих стран, или нынешний кризис в отношениях между Боливией и Перу сейчас обостряются с невиданной силой. Они свидетельствуют о глубокой разобщенности между странами Латинской Америки, которая раньше была более монолитной».