ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА » Россия, Украина и мир: политика и аналитика. Архив » Россия, Украина и мир: политика и аналитика 32 18+


Россия, Украина и мир: политика и аналитика 32 18+

Сообщений 601 страница 610 из 1000

601

АНАЛИТИКА
Акежан Кажегельдин: соседние государства исподволь устремляются к интеграции

А.Ю. Дубнов – международный обозреватель, на протяжении 20 лет освещает события в Центральной Азии.

Резюме: Конечно, есть ощущение, что дезинтеграция исторически и философски оправданна. Но когда можно все-таки с выгодой сохранять какую-то общность, то ее надо сохранять
Акежан Кажегельдин – премьер-министр Казахстана в 1994 – 1997 годах.

- Акежан Макжанович, в 1991 г., когда разваливался Советский Союз, что вы делали?

- В 1991-м я был заместителем председателя Семипалатинского облисполкома Республики Казахстан, и у меня уже был опыт собственного бизнеса, который находился в России, – на разных территориях, но головной – в Москве. И все вопросы решались в Москве, осенью 1991 г., после ГКЧП, – тоже, но было удивительно, как все быстро-быстро разваливалось. И мы вдруг оказались в ситуации, когда страны большой не стало. Новый год наступил, но все продолжали ездить в Москву, решать там вопросы. И с каким-то осторожным недоверием относились к тому, что республики вдруг приобрели независимость после Беловежской Пущи.

Свернутый текст

Я как молодой государственный чиновник почему-то долго верил, что КПСС во главе с Горбачевым будет работать так, чтобы реформы проводить на манер китайских, то есть без потери управления. Но этого не произошло. Раз – и однажды мы проснулись независимыми. Очень интересный опыт.

- А когда наступило ощущение, что все, точка невозврата пройдена и вы уже в стране, которая не управляется из союзного центра? После декабря 1991-го, после Нового года, либо это чувство подкрадывалось незаметно уже раньше, после путча ГКЧП и всю осень того года, как вы об этом упоминаете?

- На всех нас сказывался фактор прибалтийских республик. Было очевидно, что они точно с нами не будут. Но готовности выживать по одному не было никакой – ни в одной из элит бывшего СССР за исключением Прибалтики. Но у них был опыт, исторический прецедент. Живое поколение, которое знало другой строй… А у нас этого всего не было. Был страх самостоятельности.

- А что по поводу Украины? Ведь сегодня все вспоминают, что распад СССР предопределил референдум на Украине 1 декабря.

- Да, сейчас все любят на это ссылаться, но тогда об этом не думали. Второй президент Украины Леонид Кучма, как и я, вышел из Союза промышленников и предпринимателей. Доброй памяти Аркадий Иванович Вольский вел с ним воспитательные беседы, он сделал очень много для того, чтобы союзная промышленность не развалилась так быстро, как могла. И при Кучме, которого поддерживали все промышленники Украины и России, не было очевидно, что Киев намерен совсем далеко отходить. Хотя Украина после балтийских республик была наиболее подготовлена к незалежности. Мы все должны помнить, что и народ, и республика, которые территориально принадлежали в разное время разным империям, для них идея незалежности была очень важной. Я думаю, что исторически они заслужили это право. Своей кровью, своей печальной историей. Они были, как никто готовы к этому. После объявления трех славянских стран о своей независимости, после того, как Союз объявили несуществующим, ускорение его распаду было придано новым правительством Российской Федерации. После неудачной денежной реформы, были созданы расчетно-кассовые центры, и мы, все независимые государства, находясь в рублевой зоне, вынуждены были выбирать: независимость, значит независимость. Давайте расходиться. Надо заметить, что правительство РФ ускорило процесс дезинтеграции Союза и образования на этой территории независимых государств.

- Это происходило не раньше середины 1992 года.

- Начало 1992 года, когда многие республики оказались в ситуации, когда на их территории была валюта – рубль, эмитентом являлся Центральный Банк РФ, но хождение рубля было страшно ограничено, таким образом, началась абсолютная дезинтеграция. Перестало существовать большое хозяйство. Многие предприятия, которые имели филиалы на территории других республик, просто оказались отрезаны друг от друга. Стало видно, что плановое хозяйство абсолютно не способно дальше выживать. Я думаю, что это было объективно правильное решение. Если бы его не было, жвачка тянулась бы еще несколько лет и ни к чему хорошему это не привело бы.

- Можно утверждать, что именно это решение гайдаровского правительства фактически оказалось окончательным условием размежевания, после которого стало ясно, что назад пути нет, и союзный центр не то что не может, но и не хочет управлять бывшими окраинами Союза?

- Не было союзного центра. Руководство Российской Федерации не считало себя обязанным нести на себе бремя еще и других территорий. Я прекрасно понимал логику поведения в то время Шохина, Гайдара, Федорова, я всегда пытаюсь в таких случаях ставить себя на место других. И как патриоты Российской Федерации, как руководители российского правительства они действовали правильно.

- Вы в принципе не видите альтернативы их действиям, если исходить из политического императива, заложенного Беловежскими соглашениями – Советский Союз пал, с этим надо развиваться дальше? Никакого другого решения вы не предполагали бы, окажись на их месте?

- Распад был определен не Беловежской Пущей, а абсолютно безграмотными, безвольными действиями правящей Коммунистической партии. Такой шанс, которым воспользовался Китай и Компартия Китая, КПСС просто упустила. На тот момент в Советском Союзе не оказалось Дэн Сяопина, а оказался Михаил Горбачев. Это был провал проекта КПСС, предполагавшего построение на этой большой территории нового строя. Идеология развалила большое государство. Если говорить упрощенно, большевики, развалившие Царскую Империю, развалили и Советскую.

- Казахстан провозгласил свою государственную независимость 16 декабря 1991 года, последним их всех бывших советских республик. Почему?

- Во-первых, надо признать: завоевания независимости не было, на территории Советского Союза случилась революция, лозунгом которой была дезинтеграция. По-настоящему за независимость, как только родилась такая возможность, боролась только элита прибалтийских республик. Все же остальные к этому были не готовы. Поэтому независимость, которая вдруг оказалась с декабря в наших руках, с одной стороны, приветствовалась, а с другой стороны, правящие элиты всех республик был растеряны: а как же дальше, как быть? Они же ничего не умели делать. Это была командная экономика, командно-административная система, все привыкли выполнять директивы, сами никогда не производили ни программ, ни стратегий, не видели вообще, как строить экономику, поэтому страх заставил всех обратиться к Москве и вместо Советского Союза был предложен проект Союза Независимых Государств. На самом деле, не договор о мирном разводе. Все надеялись, что это механизм, который поможет встать на ноги, не упав на спину.
- Тем не менее, руководство Казахстана во главе с Назарбаевым провозгласило независимость позже всех остальных бывших союзных республик. Например, Узбекистан провозгласил в сентябре, как и большинство других. Может быть, причина еще и в том, что в других республиках в спину партийным лидерам дышали оппозиционеры, которые могли перехватить лозунги национальной независимости? В Казахстане такое было? Движение «Желтоксан», родившееся на волне бурных событий декабря 1986 г., когда люди вышли протестовать против снятия Кунаева с поста руководителя республики и назначения вместо него присланного Москвой Геннадия Колбина уже оформилось к тому моменту в оппозицию?
- Не думаю, что была сложившаяся оппозиция, но настроение обрести, наконец, независимость, у народа было. Но даже если Узбекистан заявил в сентябре, а Казахстан в декабре, это не мешало лидерам продолжать ездить в Москву. Желание быть независимыми было огромное, но не было четкого понимания: а как дальше быть. Так, в 1992 г. было ясно, что руководство России предлагает нам больше брать на себя ответственности и самим заботиться о себе. Российский ЦБ являлся эмитентом валюты на всей территории, поскольку еще оставалась общая рублевая зона, однако руководство РФ приняло решение спасаться самостоятельно. По большому счету, казахские национальные деньги появились только в ноябре 1993 года.
- В других республиках они появились раньше.
- Да, но они ничем не были обеспечены. Оказалось, что часть серьезной, твердой валюты от экспорта предприятий, находившихся на территории Республики Казахстан застряла во Внешэкономбанке, процесс раздела проходил болезненно, но всем было понятно, что надо самим что-то делать. Я хорошо помню, как Союз промышленников и предпринимателей Казахстана и я лично обращались к Нурсултану Абишевичу, я беседовал с ним один на один, говорил: пора, надо создавать банк, надо строить свои предприятия, монетный двор, без этого у нас ничего не будет.
- Когда у вас состоялся такой разговор с президентом Назарбаевым?
- Летом 1992 года. Я был в должности заместителя председателя облисполкома и в это же время он меня своим указом назначил председателем Совета предпринимателей республики. И мы провели первый съезд Союза промышленников Республики Казахстан, на который приехали коллеги из Москвы.
- Казахстану достался старый советский бюрократический аппарат, серьезно зашоренный идеологией, а вам предстояло с ним строить новую властную вертикаль независимой страны.
- Обстоятельства нас всех двигали в правильном направлении. Простой пример: у меня к тому времени был опыт предпринимательской деятельности, я со своими коллегами в Москве занимался экспортом. Было время, когда чтобы заниматься экспортом, надо было иметь квоты, лицензии. Если вы получаете лицензии, потом идете за квотами. Вы получаете квоты и лицензии, начинаете искать товар или услугу, которую можно экспортировать и получить в обмен или твердую валюту или по бартеру товар, который можно потом на территории Советского Союза продать, выручить много рублей, часть из них обменять на валюту, а часть снова пустить в оборот. Простой механизм тогдашней экономики.
Как действовало правительство РФ? Были товары и услуги в перечне рынка, которые союзным правительством не лицензировались и не квотировались. Мы нашли такой список товаров и услуг, и довольно неплохо на этом зарабатывали. Чем кончилась наша рыночная практика? Тем, что новое правительство России, которое буквально сражалось с центральным советским правительством, ввело квоты и лицензии на эти виды товаров и услуг, которыми мы занимались.
- Вы получали квоты и лицензии от союзного, еще советского правительства, а сменившее его российское правительство их ограничило?
- Не совсем так. В советском правительстве получить квоты и лицензии было практически невозможно. Это была напрочь забюрократизированная система. Ваш покорный слуга хорошо знал, как открывались двери и в Госплане, как получить лимиты и прочее. Кстати, получение лимитов в свое время оказалось поводом для моего личного знакомства с Борисом Николаевичем Ельциным.
Мы со своими коллегами нашли перечень товаров и услуг, которые центральным советским правительством не квотировались. Они были за пределами интересов бюрократии. И мы получили свое удовольствие в течение года. Потом умные ребята из Москвы, создали абсолютно такое же российское министерство, каким было союзное, и быстренько ввели квоты и лицензии на товары, которыми мы занимались. Это повернуло меня и моих коллег в сторону Алма-Аты.
Я как человек, который в основном решал и привык решать все главные вопросы в Москве, тогда по-настоящему понял, что все всерьез и надолго. И поехал в Алма-Ату. А там про квоты и лицензии вообще не слышали, кроме предприятий, занимавшихся экспортом. И правительство быстро создало ведомство, которое тоже начало этим заниматься. Мы ведь, казахстанское правительство, первые годы независимости, зеркально повторяло все действия российского, такие же министерства, ведомства, абсолютно такой же тип и стиль поведения.
- Только не было уже идеологии.
- Не было абсолютно никакой идеологии, идея была такая: раз мы оказались в такой ситуации, давайте будем выживать. Самостийно – значит самостийно.
- При этом бюрократический аппарат оставался старым. Ведь должна быть какая-то служебная выучка, чтобы этим заниматься, независимо от того, были ли эти министерства или нет?
- Хочу привести пример современного Китая. Чем отличается стиль поведения и действия нынешнего китайского руководства от того, которое было два года назад?
- Си Цзиньпин по сравнению с Ху Цзиньтао?
- Китайское руководство вдруг поняло, что одним лишь тормозом развития и движения вперед является собственная бюрократия, которая заметным образом подверглась коррупции. Вот почему ничего не ломая, не переделывая, так же как в свое время сделал Дэн Сяопин, создали рядом очень мощный орган, который называется Государственная комиссия по развитию реформы. Этот институт пробивает вместе с новым руководством дорогу к будущему Китая. Невозможно бюрократию взять и всю распустить. Это почувствовали в свое время большевики. Потом они опустились до самого дна, остались без штанов и начали призывать бывших чиновников. С чиновниками надо обходиться нормально. Чиновник – это человек исполняющий функцию, а политика диктует ему задачу. Если вы сегодня чиновнику говорите: круглое нести, квадратное катить, он так и сделает. Если вы завтра ему скажете наоборот, он будет делать наоборот.
- В Казахстане как удалось решить эту проблему? Так, как китайцы ее сейчас решают, на переходе от четвертого к пятому поколению руководителей, либо как-то по-своему, по-казахски?
- Мы поступили очень похоже, как китайцы сейчас действуют. Я недавно обратился через прессу к президенту Назарбаеву, предложил к этому опыту вернуться. Мы создали нечто параллельное. И я так попал в правительство. А вопрос решался очень просто. Нурсултан Абишевич мне говорит: что не так?
- Это когда вы организовали Союз промышленников и предпринимателей?
- Да, я вместе с коллегами писал много интересных программ и какие-то аналитические записки. Он внимательно относился и задавал мне вопрос, это было время не такое, как сейчас, мы говорили очень по-мужски и прямо. Он задавал вопрос: что не так? А я ему говорил: вы как-нибудь включите телевизор и посмотрите на себя как зритель, когда вы проводите большое совещание. Посмотрите! У вас в правительстве сидят все бывшие директора и бывшие республиканские министры. Вы их призываете к реформам, они к ним в душе не готовы, они их не будут проводить. Они хотят директиву, а вы им говорите: нет, больше министерств таких не будет, предприятия отдадим в руки частника. А им это даже присниться не может, они вам не возражают, уважая вашу должность, но, по большому счету, они вам в новой стране не помощники. Ну что, значит надо их уволить? Не надо их увольнять, но что-то надо делать.
Или другой пример. Я очень хорошо помню, был у нас такой депутат, задиристый, потомок поляков, который в Целиноградской, нынешней Астанинской области долгое время работал, предприимчивый человек по фамилии Кучинский. Однажды на большом совещании он сказал: Нурсултан Абишевич, пока вы сами какую-нибудь пекарню или столовую не купите, никто не поверит в приватизацию. И надо было, как Нурсултан Абишевич любил часто повторять: пока мужика на край не поставишь, он шевелиться не будет. Мы были на краю экономически...
- Что сделал Назарбаев, чтобы доказать? Купил пекарню?
- Он пекарню не купил, но решительно поддержал мое правительство и мы сделали за 18 месяцев то, что не делалось ни у нас, ни у наших соседей. Это произошло до зимы 1993 года, когда началась просто галопирующая инфляция, Назарбаев все еще не решался расстаться с таким кабинетом. Ему казалось, что главное – дисциплина и идея, а этого можно достичь и тем составом. Но получалось, что прошлый состав, вольно или невольно, свои собственные решения саботировал.
- Как?
- Очень просто. Надо было решать вопрос с хлебом. Крестьяне производят зерно, сдают его на элеваторы, элеваторы продают его мукомольным комбинатам, мукомольные комбинаты продают муку производителям хлеба, цепочка работает. Никто не получал хлеб бесплатно, все его покупали, а крестьянин не получал свои деньги, заработанные, за зерно, сданное на элеватор. Решался вопрос: что делать? Есть два пути: или платить дотации из государственного бюджета крестьянам, или отпустить цены на хлеб. Выбора нет. Страна молодая. Золотовалютных резервов абсолютно никаких. Деньги, новая валюта, держалась на 700 килограммах серебра, которое лежало в хранилище ЦБ и на 200 млн долларов, занятых у МВФ под строительство новой экономики.
- Даже золота не было, только серебро?
- Не было никакого золота. Золото потом мы стали приобретать и сами производить, плавить на своем производстве. Казахстан производил очень много сырого материала, обогащенной руды для производства золота. Но золото плавили – у нас была плановая экономика, – руду добывали в Сибири, Казахстане, Узбекистане, плавили в Армении, а золотые цепочки производили под Ереваном, благодаря Анастасу Ивановичу Микояну. Это называлось социалистическое размещение производства.
- Возвращаемся к хлебу.
- Надо решать вопрос. Члены правительства говорят: Нурсултан Абишевич, народ взбунтуется, нельзя этого делать, это будет страшная ситуация.
- Отпустить цены на хлеб?
- Да. Абсолютно. На что наша группа возражает: Нурсултан Абишевич, возможно, первые несколько недель будет, а потом ситуация выровняется, но надо решаться. Мы же должны проводить реформы. Мы же это делаем не от сумасшествия или от каприза, мы оказались в этой ситуации и надо что-то делать. Есть два пути: или найдем деньги крестьянину, чтобы он следующей весной опять поехал на поле, вспахал его, посеял и все лето ходил за этим полем, а осенью получил хлеб и сдал его на элеваторы, или же давайте с другого конца запустим механизм, пустим цены на свободу и тогда крестьяне смогут продавать свою пшеницу по другим ценам, а не по установленным. Это очень сложно было решать, но если не решить, то никогда не решишь.
- И Назарбаев решился?
- Он решился. Постановление было принято, но оно не было выпущено. Правительство саботировало свои решения, боялось.
- И что пришлось сделать в итоге?
- Распустить это правительство.
- То есть это стало спусковым крючком к роспуску правительства? Это было, насколько я помню, правительство Терещенко.
- Да, именно так, президент, зажмурив глаза, сказал: ну хорошо, давай. Кто берет на себя ответственность? Ваш покорный слуга сказал: давайте я. Вы знаете, я за два дня до своего назначения написал заявление без даты о своем уходе в отставку. Мне был задан вопрос: что это такое? Я говорю: я вам даю такую возможность спокойно решать этот вопрос, чтобы вы не переживали, не мучились. Почувствуете, что мы не туда пошли или наши действия приводят к большому всплеску социального недовольства и подпишите мое заявление, я не в претензии.
- То есть перед тем, как стать премьером, вы уже написали бумагу о том, что вы подаете в отставку, да?
- Да. И пользуясь сегодня случаем, решим обнародовать этот факт.
- Понятно. И заявление лежало без употребления несколько лет, насколько я понимаю…
- Да, но потом уже опять написал. За все эти годы работы, до ухода в отставку, у меня лично к президенту не было никаких претензий. Как много раз он мне говорил, и у него ко мне не было никаких претензий. Это было время высокого доверия. Мы действовали все так, потому что верили: по-другому не получится. Тщательно все взвешивали. Выстроили базу той экономики, которая сегодня выживает в условиях нового кризиса.
- Первое российское правительство Гайдара называли правительством камикадзе, оно не имело никакого отношения к союзной советской вертикали власти, - «завлабы», как их пренебрежительно называли… А ваше правительство казахстанское во главе с Кажегельдиным – какого персонального качества оно было, кто в него входил? Эти люди тоже не принадлежали к правящей советской бюрократии Казахстана?
- Нет, наш кабинет, первый особенно, только потом, за счет ротации обновлялся в силу задач, которые стояли, и тогда пришли абсолютно новые люди. Это было как-то незаметно, мы обвально кабинет не меняли. Но нельзя было ничего не менять... Нужны были люди, которые вообще-то понимают, откуда ноги растут в неплановой экономике. И у меня был опыт работы в городе, области, понимание абсолютное новой экономики и опыт работы в ней. Мы внимательно смотрели, что происходило в Москве. По большому счету, правительству Гайдара работать не дали. Надо это признавать. Гирей висела на ногах агрессивная, ничего не понимающая Дума. У нас была ситуация немного получше. У нас тоже был не подарок Верховный Совет 12 созыва, Хорошо помню, как, будучи первым вице-премьером правительства Терещенко, потратил шесть недель на то, чтобы пробить бюджет на текущий год. Уже почти полгода прошло, а мы только утвердили бюджет. Но оно того стоило, потому что мы за счет этого длительного шестинедельного боя через парламент, в котором очень много было коммунистов, не понимающих, что такое неплановая экономика, сумели утвердить первую краткосрочную программу на 18 месяцев, которую полностью исполнили. Но надо понимать, что все-таки значительная часть нашего парламента, населения нам доверяли. Но это давалось знаете, каким путем? Мы часами находились на телевидении, объясняли, рисовали на доске мелом ситуацию, объясняли, что мы собираемся делать, каким образом и в какие сроки! Иначе было нельзя...
- Это был 1993 год?
- 93-94-95... Да все эти годы. Мы же очень быстро стали продвигаться – и пенсионная реформа, и реформа коммунального хозяйства, и приватизация угольных шахт...
- Интересно сравнить. Гайдаровское правительство как бы прикрывалось авторитетом, харизмой, популярностью Ельцина. То есть, он брал политическую ответственность на себя. В конце концов, это и надломилось к осени 1993-го. Недоговороспособность всех сторон привела к расстрелу парламента. У вас ничего подобного не было, хотя президент, видимо, тоже брал на себя полноту политической ответственности, прикрывая правительство. Либо вообще это было не нужно, поскольку общество ментально было устроено по-другому. Вы не ломали прежнее начальство, прежнее руководство, как это было в России, а только воодушевлялись, что называется, преподнесенной Москвой независимостью. Очевидно, это сильно способствовало вашему единству. Или я неправ?
- Нет, с одной стороны, была другая мотивация, это понятно, вы правильно говорите. Второе. Президент Назарбаев действительно в тот момент брал на себя ответственность... Вообще, он человек, способный это делать. У него есть одно очень хорошее качество: если он какое-то правительство приводит к присяге, с ним работает, доверяет, то не хочет никогда сдавать. Иногда такой подход с ним самим играет злую шутку, но это хорошая черта на самом деле. Неправильно с кабинетом чехарду устраивать. Но вы не совсем точно описываете тогдашнюю ситуацию. Помните захваты железных дорог в России, когда бастующие буквально садились на рельсы, парализуя движение? Так вот эта практика родилась у нас на Южной дороге, это делали женщины Кызыл-ординской области.
- Я этого не знал.
- У нас были свои шахтеры. Как только я был назначен вице-премьером, отвечающим за экономический блок, началась очередная, но очень массовая забастовка шахтеров в Караганде. У нас тогда в области был великолепный губернатор, который помог правительству преодолеть самое тяжелое время противостояния с угольными профсоюзами. Я ездил на встречу с бастующими шахтерами и наслушался всякого. Но что удалось сделать вовремя, так это добиться соглашения правительства и руководства области с профсоюзом шахтеров о программе приватизации. И с тех пор у нас не было ни одного крупного выступления шахтеров. Мы с ними осуществили эту программу.
- У вас, как и в России, бастовали не только шахтеры.
- Да, после шахтерских были очень многолюдные выступления на Карметкомбинате, он просто остановился в Караганде и все! Там требовали отставки президента Назарбаева, всего правительства. Через шесть месяцев это не помешало людям на очередном митинге, когда ситуация начала выправляться, целовать ему руки и говорить: родной ты наш! То же самое происходило на глиноземном заводе в Павлодаре, на Рудном были выступления, по сто тысяч человек неделями бастовали.
- Как удавалось сделать, чтобы они становились вашими союзниками или хотя бы переставали быть противниками?
- Мы к ним приезжали. Не прятались в центре, подписывали с ним соглашение, объясняя, что в таком виде предприятию не выжить. Говорили, что будем вам искать инвесторов вместе с вами. Хотите – из своей среды найдите. Был случай, когда в Караганде шахту купил директор за 1 миллион тенге, условная цена. Шахта зажила. Но мы взяли на себя больницы, поликлиники, детские сады... Всю социалку вытащили из баланса предприятий. Мы дали им возможность потихонечку жить, иначе было нельзя.
- Вы говорите, шахту выкупил ее руководитель. В России это было повсеместно, их называли «красными директорами», прибиравшими к рукам предприятия. Советская партийно-государственная номенклатура на местах.
- У нас было не совсем так. Многие экспортные предприятия возглавлялись директорами, назначенными из Москвы. Они, конечно, погуляли пару лет очень хорошо. Потом из страны убежали. И на их место были назначены местные кадры: директорами стали бывшие главные инженеры и прочие начальники. Впрочем, не все убежали...
- Убегали, как правило, не казахи, наверное?
- Да, не казахи. Хотя многие работали и продолжают сегодня работать. С другой стороны, когда директор покупал свою шахту, он покупал ее с согласия профсоюзной организации.
- Это не было формальностью?
- Был закон 1993 г., согласно которому проводился оценочный тендер. Мог любой другой прийти и сказать: я дам два миллиона и купить. Самый страшный вопрос, который задавал мне профсоюз горняков: а что, правительству больше уголь не нужен? На что мы отвечали: нет, правительству уголь больше не нужен в таких объемах. Купим ровно столько, чтобы отопить социальные объекты, все остальное на рынке, пожалуйста, продавайте, сколько сможете, это все ваше. Нам было чуть-чуть морально легче, вы должны понять. Я не относился к поколению людей, которые валили Советский Союз и плановую экономику. Мне это досталось. Я всегда разговаривал абсолютно откровенно. И еще у меня был личный опыт. Я с коллегами провел опытно-промышленную разработку и развил с нуля частное предприятие, добывающее уголь. Мы месторождение не приватизировали, мы его сами раскопали, и у людей на глазах был пример, когда частное предприятие в том хаосе строило железные дороги и производило уголь, а также умудрялось его продавать и получать прибыль. Мы просто имели опыт частной практики, знали ее преимущества. И это действовало на людей.
- А как у вас складывались отношения с Москвой в эти годы, начиная с 1993-го и позже, когда уже вы работали премьер-министром? Ведь у вас там и бывших коллег не было, поскольку вы работали раньше на других уровнях руководства и в частном бизнесе. Вы зависели от Москвы, что-то у них выбивали, что-то они от вас требовали?
- Готов прочитать лекцию, если кому-то понадобится, о том, что соседние государства исподволь устремляются к взаимной интеграции. Рынок действует так, что обязательно подвигает к этому элиты и политиков, если они только не сумасшедшие. Мы прекрасно понимали, что огромный российский рынок является и нашим рынком. По большому счету, нашей экономике и сейчас достаточно было бы России одной и Китая. Вполне достаточно. Можно работать на двух этих больших рынках и просто получать свое коммерческое удовольствие. Мы понимали свою зависимость, потому что все дороги проходили через Россию. Зависимость от самолетного парка, мы долгое время не могли приобрести другие большегрузные автомобили, тракторы и прочее. Кстати, нынешний Таможенный союз, о котором сейчас много говорят, вообще-то исторически на этой территории второй. Первый был подписан в 1995 г. Виктором Черномырдиным, мной и Михаилом Чигирем, белорусским премьером. Мы тогда уже хорошо понимали, что без этого будет трудно выжить и развиваться.
- Что с ним случилось?
- К нему потом присоединился Кыргызстан, но мы, к сожалению, дальше не смогли продвинуться. Таможенный союз тот задушила бюрократия, ее сопротивление было неимоверным, все ж понимали, что таможенная служба и таможенный контроль – источник серьезного обогащения и интереса. Были и другие ошибки. Нынешний Таможенный союз переживает те же проблемы. Первая проблема, которой мы тогда не придали значения, и сейчас налицо. Необходимо, чтобы люди поверили: это действительно надо. Больше телевизионного эфира этому уделять. Я внимательно смотрю, что делается внутри Европейского союза. На дебатах сражаются сторонники и скептики. Все обсуждается, каждый шаг. И, конечно, Таможенный союз будет работать. Он нужен, это не вопрос. Две вещи очень важные. Условия Таможенного союза и его открытость. Еще способность быстро отвечать на изменяющуюся обстановку.
- Важное замечание: людей нужно убеждать. Но сегодня этот процесс убеждения или дискуссии идут только в двух, может быть, в трех странах Таможенного союза, за исключением России. Здесь настолько к этому, на мой взгляд, относятся снисходительно, что значение этому не придают, мол, есть совершенно другие точки кристаллизации в политике, которые кажутся важнее.

- Нет, это очень важно.
- А как относились тогда к казахстанской независимости Соединенные Штаты, Китай?
- Америка вначале больше беспокоилась за судьбу ядерного оружия, дислоцированного в Казахстане, и очень спешила нас (за деньги) разоружить, добиваясь как можно более скорого перемещения арсеналов в Российскую Федерацию. Конечно, и мы отрабатывали новые возможности. Ваш покорный слуга был первым и единственным премьером, кто практически объездил весь кредитоспособный мир, в Америку аж дважды. Так мы вырвались. Тогда был создан совместный координационный рабочий орган Гор – Кажегельдин, по примеру Гор – Черномырдин, уже потом Назарбаев его переписал его на свое имя: Гор – Назарбаев. Он плохо переносил успехи своего правительства. После были Канада, Франция, Великобритания, Япония, Чехия, Венгрия…
Что касается Китая, то он присоединился к гарантиям в обмен на ядерное разоружение, это серьезная работа, проведенная Казахстаном, и в первую очередь, Назарбаевым. В интересах будущего он на моих глазах он убеждал Ельцина принять предложение Китая заключить Шанхайский договор по мерам доверия на границе, прежде всего это касалось сокращения вооруженных сил и расходов на них. Были более насущные задачи. Подходы к разрешению пограничных споров в рамках договора были классическим примером для всего мира после Хельсинского акта 1975 года. Это историческая заслуга Назарбаева, а мы все ему в этом активно помогали. А уже после этого, боясь потерять власть, лидеры новых постсоветских государств нагородили Шанхайскую организацию, и Россия там потерялась.
- Опасность сепаратистских настроений русскоязычного населения в Северном Казахстане тогда ощущалась?
- Нас меньше беспокоил сепаратизм русскоязычных земляков, больше волновались, что найдутся сумасшедшие, кто решится запалить фитиль. Нам, как никогда, нужен был мир для укрепления независимости, да и теперь нам не до войны. Опасения были верными. Как всегда, в такого рода конфликтах местные не участвуют, им есть, что терять.
- Сейчас, больше 20 лет спустя, есть ли ощущение, что что-то можно было сделать иначе? Были ли ошибки, скажем, в выстраивании отношений с бывшей метрополией выстраивались неправильно? Рефлексия на это счет кажется вам сегодня уместной?
- Конечно! Простой пример. Пришлось на самом деле и президенту Назарбаеву, и мне поработать очень активно, чтобы на белый свет появился КТК – Каспийский трубопроводный консорциум. Больше того, может быть, кому-то сейчас покажется странным, но нам – россиянам и казахстанцам – в кучу собраться и правильное решение принять помогли американцы, в частности, Гор, который использовал свои добрые отношения с Черномырдиным.
- Вице-президент Соединенных Штатов…
- Совершенно верно. Виктор Степанович, конечно, добрая память ему, величайший человек, таких людей природа производит мало, глыба большая, он был производственник, прекрасно все понимал. Но как это трудно нам давалось... Абсолютно близоруко вело себя руководство тогдашнего энергетического сектора России. Сейчас уже никто не помнит – мы в Москву ездили бесконечно и предлагали: давайте снабжать вашей нефтью Павлодарский нефтеперерабатывающий завод. Нам говорят – нет. И закрыли трубу. На Павлодарский НПЗ приходилось возить нефть колесами с запада. Почему Россия не участвовала, скажем, в приватизации Актюбинскнефти? Хотя главная поставка до сих пор в Орск, в Оренбург, в том направлении. Много было таких вещей. Понятно, у России самой не было денег. Но предлагались и другие варианты решения вопроса. Или, скажем, аренда Байконура. В Российской Федерации денег не хватало, нам хотелось сохранить Байконур в рабочем состоянии. Но в то же время – не из вредности, а из бедности – нам нужны были деньги. Первое время Российская Федерация нам не могла платить, зато мы получили огромный и хороший военный парк, самые современные военные самолеты. Я лично обратился и сказал: Виктор Степанович, нечем заплатить, я понимаю, плати самолетами. Заодно своим предприятиям дашь денег, работу, они же от тебя это требуют. Вот такая кооперация работала. Россия нам сильно тогда помогла.
- Понятно, что вопрос выживания – дело рук умирающих. Кто смертельнее себя чувствовал, тому нужно было предпринимать экстраординарные меры. Поэтому вы здесь, может быть, заинтересованы были больше, чем россияне. Россия страна большая и так или иначе, но выживала лучше…
- Знаете, в чем секрет был? Почему все-таки российское правительство было более расслабленное? «Газпром» великий нескончаемый, который спасал все. Всем казалось: ладно, проживем. А у нас такого не было. То трубы нет, то еще чего-то нет. Мы крутились, нам нужно было выжить, и мы выживали.
- Собственно, мало что изменилось. У нас так и осталось, по большому счету, «наше национальное достояние», и все сегодня зависит от того, в каком состоянии этот гигант.
- Я хорошо помню, как Виктор Степанович мне задавал вопрос: как вы решились на приватизацию шахт? Я ему отвечал очень просто: со страху.
- Возникает впечатление, что многое в контактах с Москвой зависело от личностных характеристик. Будь другой премьер, не Черномырдин, наверное, было бы не так легко. Вы можете себе представить, например, взаимопонимание с Егором Гайдаром. Когда вы были премьером, он уже был не у дел.
- Я с ним встречался. Великолепный профессионал. Уверен, что с ними сработался бы. Надо уважать людей, стоять твердо на защите своих интересов, не вредничать, не гадить, уважать партнера и все получится. Было очень трудно, но не было подлости во взаимоотношениях. Кто-то хитрил по-своему, как Рэм Иванович Вяхирев... Мы решали вопрос, договаривались. Пробили КТК, что позволило потянуть нашу нефтяную промышленность, а нефть потом у нас стала главной статьей экспорта и главным источником средств в бюджет. Не было бы КТК, и не было этого
- КТК был первым гигантским совместным проектом - не только казахстано-российским, но и с привлечением западных компаний.
- Совершенно верно. Никто бы не пришел на каспийский проект, если бы не КТК. Потому что люди, которые вкладывают деньги в развитие и разведку нефти, должны были видеть, есть ли возможность для экспорта. Россия сейчас член ВТО. А с момента, когда и Казахстан станет членом ВТО, я не устаю повторять этот тезис, для нас мировой нефтяной рынок начнется на границе Саратовской области. Нам не нужно будет трубу прокладывать так далеко. Это же не просто труба, надо тратиться еще на насосы, которые перекачивают нефть, надо закладывать деньги на страхование, на случай, если труба прорвется… По большому счету, на границе продавай свою нефть, получай по цене биржи минус уступка... Уступка всегда должна быть с учетом того, что кто-то дальше будет ее транспортировать и должен получать прибыль. У каждого должна быть своя маржа. И сегодня мировой рынок у вас за околицей. Все говорят: проклятие Казахстана, что он находится далеко от морских берегов. Ничего подобного. Проклятье, если те, кому положено видеть перспективу, ее не видят.
- Забавно, ведь принцип продажи своих углеводородов на своей границе всегда утверждало туркменское руководство. Их вообще не интересует, кто дальше за пределами их границы будет тянуть трубу, кто будет вкладывать инвестиции, создавать консорциум и т.д. Но там, наверное, другая причина.
- Думаю, они учатся у тех, кто это делает. Долго время у Катара было так: газ есть, а трубы нет. Не было другого способа транспортировки. Но дело ведь дошло до сжиженного газа. Всему свое время.
- КТК была ваша идея?
- Нет, она напрашивалась, но надо признать правду – идея была голландца Дойса, который работал с Оманом и сумел прикарманить проект. Вышло, что самыми большими выгодополучателями должны были быть Оман и г-н Дойс. Меньше всего приходилось на долю Казахстан и чуть-чуть – России . Конечно, мы все это пересмотрели. Дойса с Оманом не стало, остались Россия и Казахстан. И нефтяные консорциумы, заинтересованные построить трубопровод.
- Вы о чем-то жалеете? Было что-то потеряно в том переходном периоде, что сегодня выглядит невосполнимым, безвозвратно утраченным?
- Я родился и вырос в Советском Союзе. Проходил срочную службу в Европе, защищал социалистический лагерь. Мой отец закончил войну в 19 лет офицером на территории Румынии, был тяжело ранен. Отец моей супруги, наш дед Коля, вообще войну закончил в Вене, когда ему было 18 лет. Я бы очень хотел посмотреть, кто будет в этом году на параде в Москве. Если там не окажется украинцев, это будет неправильный парад. Величайшая заслуга Бориса Николаевича Ельцина в том, что он не допустил кровопролития. Мы все люди, мы же не апостолы, не боги, все можем ошибаться. Но это была фигура, глыба. И, мне кажется, что нынешний президент России Владимир Владимирович, мой ровесник, он во власти намного дольше, чем Петр Порошенко в Украине. Он мудрее, пережил огромную внутреннюю катастрофу – ужасную гражданскую войну на Северном Кавказе и к чести своей пережил правильно. Сохранил государство. Мне кажется, он пригласит Порошенко на парад Победы. Старшие, иногда поколотив младших, должны протягивать руку и говорить: подрались, а теперь давай жить дружно. Я боюсь, что у нас еще будет много вызовов, которые нас всех помирят. Они есть, их уже видно. Не надо думать, что это далеко от нашего дома. Это может завтра оказаться рядом за околицей. Конечно, есть ощущение, что дезинтеграция исторически и философски оправданна. Но когда можно все-таки с выгодой сохранять какую-то общность, то ее надо сохранять.
- Судя по тому, что вы сказали про парад будущего Дня Победы, война с нацистской Германий, пожалуй, единственный фактор, который еще как-то консолидирует бывшее советское пространство.
- Не думаю. Просто парад такой – очень приятно стоять на миру и праздновать общую победу. Я думаю, у нас есть и грустное общее – концлагеря сталинские, в которых погибли многие сотни тысяч наших людей, в Магадане, в Казахстане, у нас же был сплошной лагерь. Было и то, и другое. Важно все это не забывать.
Источник: globalaffairs.ru.

http://oko-planet.su/politik/politikmir … racii.html

0

602

АНАЛИТИКА
Вячеслав Трубников: каждый должен заниматься своим делом

Вячеслав Иванович Трубников – генерал армии, директор Службы внешней разведки (1996–2000), первый заместитель министра иностранных дел РФ и специальный представитель Президента РФ в государствах–участниках СНГ (2000–2004), Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Индии (2004–2009).
- Вячеслав Иванович, если оглянуться в прошлое лет на двадцать, то какие были просчёты во внешней политике России 1990-гг.?
- Считать просчёты – дело неблагодарное, то, что тогда казалось успехом, с позиций сегодняшнего дня может быть совсем наоборот. Точно так же и мнимый просчёт в ретроспективе может оказаться большой победой. В 1990-гг. были элементы шараханья из стороны в сторону. Ни в коем случае нельзя во внешней политике поддаваться эйфории. Именно эйфория начала девяностых и качнула нас от достаточно сбалансированной позиции в сторону Запада.

Свернутый текст

Это и понятно. Нужно было «расчищать завалы» холодной войны в отношениях с США и Европой. И поэтому много усилий и времени тратилось на то, чтобы выправить баланс, показать Западу нашу добрую волю и стремление к демократическому переустройству, продемонстрировать, как мы от централизованной экономики переходим к рынку. Но чувство эйфории было не только у нас, но и у партнёров. Нам представлялось, что с падением Берлинской стены и ликвидацией идеологического противостояния отношения будут выстраиваться на равных. Это было заблуждением. А эйфория постепенно уходила, поскольку уже к концу 1990-х более чётко стали просматриваться национальные интересы. И это естественно ликвидировало и чрезмерный прозападный уклон, потому что там никто не ожидал прихода России в качестве равноправного партнёра. Понимание национальных интересов проистекает из истории, а не политических предпочтений. Когда же они стали чётче проявляться, а мы жёстче их отстаивать, наступило взаимное отрезвление.
- Другими словами «отрезвление» от эйфории пошло на пользу российской внешней политике?
- Конечно, потому что Россия, хоть и не СССР, но тоже великая держава, ядерное государство паритетное с США, член СБ ООН, обладающее колоссальными природными ресурсами и человеческим потенциалом. И осознание того, что мы не можем играть ту подчинённую второстепенную роль, которую нам к тому же прописывает кто-то другой, и привело к оздоровлению нашей политики. Мы научились работать с Западом.
Если говорить об ошибках или недостатках того периода, то мы тогда забыли о наших отношениях с Востоком. Забыли, что мы великая тихоокеанская держава, не осознали нашу роль в азиатско-тихоокеанском регионе, который будет определять ход развития XXI века. Это, на мой взгляд, одно из главных упущений. Вполне объяснимое, так как внутренняя перестройка на рыночный лад, выстраивание отношений с новыми соседями – бывшими республиками шло очень непросто. Суверенитет – это же не только флаг и валюта. Это в первую очередь правильное осознание своих национальных интересов, умение и способность их последовательно защищать всеми имеющимися силами. Но в целом, думаю, 1990-гг. научили руководство страны делать правильные выводы из ошибок, максимально снижать эмоциональный накал в отношениях с партнёрами и добиваться признания наших интересов.
- А как наши восточные друзья, включая Индию, реагировали на резкое снижение интереса к ним?
- Радости от снижения внимания со стороны Москвы, особенно в сравнении с советскими временами, они не испытывали. Тем не менее, в 2000 г. мы с Индией вышли на декларацию о стратегическом партнёрстве. Начинаем заново друг друга узнавать. А азиатские государства осознают, что Россия – не СССР, хотя до сих пор есть маргинальная точка зрения, что это одно и то же. Хотя ранее у них же было мнение, что раз РФ – не Советский Союз, её можно и не принимать во внимание. Мне больше импонирует прагматичный взгляд индийских националистов, например, которые хорошо знают свои интересы, но умеют уважать и интересы партнёра. Да, Индия активно развивает отношения с США, особенно в последние годы, но делает это не в ущерб сотрудничеству с нашей страной.
Мы достаточно быстро и уверенно приступили к восстановлению наших двусторонних отношений с той же самой Индией, с Китаем. Опять возникла идея и треугольника, а затем БРИКС. Наше возвращение в Азию только укрепляет наше международное положение.
- А Запад не пытался воспользоваться нашим временным отсутствием в Азии?
-Конечно, пытался. Но если взять американо-индийские отношения, то Вашингтон, наконец, понял, что пытаться навязываться свою политику, диктовать свою волю Дели невозможно. Поэтому их отношения стали оздоровляться, началось ядерное сотрудничество в мирных целях и снятие санкций. Авторитет Индии только вырос. Могу сказать как бывший посол, у Индии в отношениях с Россией господствует доверие и понимание, тогда как с США остаётся определённый «резерв», так как всегда есть элемент неуверенности во внешней политике Вашингтона. Сегодня они обнимают своих партнёров, а завтра вводят санкции. У Москвы же с Дели нет почвы для противоречий не только сегодня, но и в прошлом. Не хватает только соответствующей заинтересованности нашего бизнеса в развитии двусторонних связей.
- Cегодня некоторые эксперты говорят о том, что Россия уж слишком резко и сильно провернулась в китайскую сторону, тогда как другим странам региона уделяется гораздо меньше внимания. Вы с этим согласны?
- Я не разделяю эту точку зрения. Дело в том, что Китай объективно вырос до колоссальных размеров и стал играть важнейшую роль. Я не склонен её преувеличивать, но и Индия шагнула очень далеко вперёд. Потенциал обоих государств вполне сравним. Полагаю, что те, кто определяет нашу политику, это понимают. Стратегический подход должен выравнивать позиции наших двух важнейших партнёров на Востоке. Пекин и его роль, а также авторитет в мире немного, я бы так сказал, раздут, что, на мой взгляд, вызвано тем, что Поднебесная всегда была закрытым обществом и эта закрытость и связанное с этим незнание и некая загадка и провоцировали порой чрезмерные ожидания.
А что касается роли Индии в Азии, то на Западе последнее время всё чаще звучит термин «Indo-Pacific», что обозначает «подтягивание» Дели в сторону Тихого океана. Тут свою роль играют как экономические (поставки нефти с Сахалина, например), так и культурно-политические интересы (индийские диаспоры в странах региона). Поэтому главное, что будет доминировать в политике азиатских стран – это попытки сохранить баланс безопасности. Мне кажется, Россия должна и будет всё активнее в этом участвовать.
- Борис Ельцин так и не доехал до Индии, почему?
- Сегодня очень сложно говорить об этом. Большое видится на расстоянии, я не склонен называть промахи первого президента России и подчёркивать его достижения. С Борисом Николаевичем я довольно тесно общался, работая на посту директора СВР, поскольку каждую неделю в понедельник днём ездил к нему на доклад. И как личность – это очень большой человек. Поэтому я очень скептически отношусь к скоропалительным оценкам Ельцина особенно со стороны нашей прессы. Уверен, пройдёт время, и он будет адекватно оценён.
- Николай Патрушев в своём интервью «Российской газете» сказал, что «стратегия уязвимых мест», используемая США для подрыва Советского государства, и привела к распаду СССР, имея в виду снижение цен на нефть. Вы считаете, что встреча главы ЦРУ Кейси с саудовским руководством действительно могла иметь столь далеко идущие последствия?
- Вы знаете, я глубоко не вникал в эту проблему. Но одно знаю точно. Не Кейси снижал нефтяные котировки. ЦРУ далеко не всем управляет. Действия Саудовской Аравии отвечали интересам в первую очередь Эр-Рияда, и Кейси руки Фейсалу не выкручивал. Так не бывает. Внешняя политика многогранна, рычаги её осуществления разнообразны. Конечно, ЦРУ как и разведка в целом – это просто наиболее закрытый инструмент реализации внешней политики. Нет никакой политики ЦРУ, есть только политика США. И это касается не только Америки. Далеко не всегда, конечно, этот инструмент бывает востребован, но так же верно, что иногда только он один и бывает единственно возможен. Карибский кризис показал, какую роль может играть тайная дипломатия и разведка, даже не на самом высоком уровне. О провалах разведки знают все, а вот её успехи остаются в тени.
- Как вы думаете, почему ЦРУ и Госдеп в целом оказались не готовы к развалу СССР?
- Безусловно, они мечтали о развале СССР и делали всё возможное для этого. Я бы сравнил эту неготовность с ситуацией, которая сложилась вокруг с воссоединения Германии. Я был тогда советником посольства в Дели и буквально месяца за четыре до падения Берлинской стены встречался с советником посольства ФРГ, и как он мне говорил, речь тогда шла лишь о желательности создания некоего подобия конфедерации. Но история развивалась в таком стремительно темпе, что получилось то, что получилось.
- Другими словами события развивались быстрее способности их осознания?
- Абсолютно верно. Ведь для Западной Германии воссоединение с Востоком оказалось очень непростым и с экономической и с политической и даже с психологической точек зрения. Бонн просто не успевал тогда как-то подготовить площадку для своих дальнейших действий. Никто ничего толком не понимал.
Вот возьмём сегодняшнюю Южную Корею. Все ведут разговоры о воссоединении страны, но корейцы даже не представляют, что их ждёт. Так что эта неготовность американцев к развалу Союза была закономерной, они были психологически не готовы, а это предопределило и последующую их эйфорию, и разговоры о конце истории. Осознания того, что произошло, не было ни тогда, ни сейчас. Но и подготовится к этому событию было, по сути, невозможно, никто над этим не думал и правильно делал. Всё равно бы не спрогнозировали.
- Как вы видите перспективы ШОС?
- ШОС – конкретный пример того, как зачастую непросто может развиваться межгосударственная организация. Почти три десятка лет ушло на урегулирования пограничных вопросов на бывшей советско-китайской границе, на безе чего ШОС и была создана. А сегодня интересы Пекина могут зачастую отличаться от российских, особенно с экономической точки зрения. Поэтому неверно думать, что в ШОС всё будет развиваться спокойно и гладко. Процесс развития любого межгосударственного объединения исключает спешку как таковую, чтобы не разрушить тонкий внутриорганизационный баланс интересов.
- Распад СССР как одной из основ биполярного мира повлиял на ход индо-пакистанского конфликта?
- В первую очередь на баланс сил между Дели и Исламабадом повлияли два фактора, на которые косвенно оказал влияние и распад Советского Союза. Во-первых, превращение обоих в ракетно-ядерные государства, а, во-вторых, события в Афганистане. Когда мы сегодня ожидаем ухода коалиционных сил из страны, то должны чётко себе представлять, что будет в отношениях между Афганистаном и Пакистаном. С одной стороны, есть Пакистан, который встал на очень зыбкую почву демократизации после стольких десятилетий военных режимов, а с другой – талибы, которые олицетворяют собой мрачное Средневековье. И они больше чем соседи, граница отсутствует, линия Дюрана существует только в воображении. Там племена гуляют как хотят, и ничто не мешает талибам пытаться диктовать свою волю демократии в Исламабаде. Наваз Шариф сегодня наиболее рационально мыслящий политик в Пакистане, который хотел бы нормализовать отношения с Индией, но вот позволят ли ему это сделать талибы, в том числе пакистанские, другой вопрос. К тому же Пакистан этнически разнородная страна, и ещё не ясно как внутренний баланс отразится на внешней политике страны. Поэтому этот американский термин, против которого я поначалу возражал, АфПак, вполне обоснован. Эти страны связанны друг с другом очень тесно.
Зная, межведомственную разведку Пакистана, я никогда ей не доверял. Она с самого начала была государством в государстве, жили всегда за счёт наркотрафика с территории Афганистана, снабжали оружием тех, кто воевал против советского контингента. Ими очень сложно управлять, и от того насколько Наваз Шарифу и гражданскому правительству удастся их контролировать, и будет зависеть их политическое выживание и индо-пакистанские отношения.
Отношения между Индией и Пакистаном упираются в проблему Кашмира. Кашмир до сих пор кровоточащая рана на теле бывшей британской Индии и если Исламабад проявит разум и трезвость, то можно будет говорить об урегулировании на двусторонней основе. Никакая третья сторона не будет воспринята, прежде всего, Индией. Если правительству Пакистана удастся отказаться от использования террористических методов борьбы на территории Кашмира, я думаю, индийцы будут более податливы для диалога. Бывший президент, а ныне подследственный, Первез Мушарраф, был первым, кто упомянул о мирном урегулировании Кашмирской проблемы, но официально он её не представлял. Это говорит о том, что Исламабад хотя бы задумался над путями её решения, а это уже большой шаг вперёд.
- А СССР как-то пытался противодействовать пакистанской разведке во время Афганского войны?
- Ей противодействовать было невозможно. Мы же не воевали против Пакистана. Был эпизод, когда наши военнопленные устроили восстание в Пешаваре, которое затем было страшно подавлено пакистанцами. Это произошло где-то во второй половине 80-х. Это был последний резкий всплеск, а потом уже стало ясно, что Москва будет выводить войска из Афганистана. Очень много сделал Наджибулла. Он никогда не был советской марионеткой, и то, что сделали с ним талибы просто дикое средневековье. Он понимал, как надо договариваться и с СССР и с Пакистаном. Мне его чисто по-человечески жаль. Я очень хорошо знал его вдову, детей, которые учились в нашей советской школе при посольстве в Дели.
- Возвращаясь к разведке. Путин сказал, что на Украине российские спецслужбы, в отличие от американцев, не работали. Почему? Было ли это оправданно?
- Там была следующая ситуация. Я, правда, давно не в разведке, но в своё время у нас было соглашения с Киевом и неведе?нии разведработы на территории друг друга.
- Это было со всеми странами СНГ?
- Да, со всеми. И, в общем-то, оно работало. До известных пределов, правда. У нас было такое соглашение и с Грузией, но оно повернулось совершенно в другом направлении. Я думаю, говорить о работе разведки на территории той страны, которая на протяжении столетий входила в состав единого государства – в принципе неблагородное дело. Здесь должен работать колоссальный научно-политический комплекс, определять проблемы в наших отношениях, предлагать способы их решения. Здесь роль разведки, я лично считаю, крайне ограничена. Разведка может быть полезна не с точки зрения ведения агентурно-оперативной работы, приобретения источников, что может только повредить двусторонним отношениям, а для привлечения аналитического аппарата разведки к анализу большей частью открытой информации – вот это очень важно. Думаю, что у нас и в Казахстане такие аналитические силы спецназначения существуют. Мне кажется, наша разведка на территории бывшего СССР должна работать, в первую очередь, против террористической опасности и экстремистских организаций. Чтобы знать пути транспортировки наркотиков, например, уже нужны источники. Так что я не склонен считать, что работа разведки или её отсутствие на территории бывших союзных республик могло или может что-то определить в наших нынешних отношениях.
- Вы служили и в разведке и на дипломатической должности. Что изменилось с советского времени во взаимодействии разведки и дипломатии, и какой должен быть баланс между ними, например, в работе посольств?
- Изменилось очень многое. Во-первых, исчезла глупая состязательность. Это касается не только МИДа и СВР, но и ГРУ. Каждый должен заниматься своим делом. Никто никогда не поручал и не поручит разведке определять внешнюю политику страны. Её определяет и анонсирует МИД по поручению президента. Ушла в прошлое и ненужная фильтрация, когда боялись доложить наверх неприятную информацию. В конце концов, как говорил один мой подчинённый, «какое это счастье работать в разведке, ты говоришь правду, и тебе за это ещё и платят». Я испытал на себе все эти роли: был и резидентом, и послом, и оперативным работником в поле, я знаю всю эту работу изнутри. И считаю, что огромную роль в начале реального взаимодействия нашего внешнеполитического ведомства, наших военных и разведчиков сыграл Евгений Максимович Примаков. Особенно серьёзный шаг в этом направлении был сделан, когда он ушёл из СВР в МИД, а я занял его место. У нас не было проблем, мы оперативно решали все спорные вопросы по телефону. Ведомственные интересы всегда второстепенны по отношению к государственным. Работать надо всегда вместе.
Источник: globalaffairs.ru.

http://oko-planet.su/politik/politikmir … delom.html

0

603

АНАЛИТИКА
Барака Обаму ставят перед актом

Е.В. Черненко – кандидат исторических наук, обозреватель международного отдела газеты «Коммерсантъ».

Резюме: Конгресс принуждает президента США помогать Киеву и наказывать Москву
Конгресс США принял "Акт о поддержке свободы Украины", предусматривающий выделение помощи Киеву и введение новых санкций против Москвы. Законопроект оказался менее жестким, чем ожидалось. По словам источников "Ъ", близких к администрации США, его смягчения добился Белый дом. Из документа исчез пункт о кодификации ныне действующих в отношении РФ санкций, а формулировки о введении новых ограничительных мер были смягчены. Также из текста убрали пункт о наделении Украины, Грузии и Молдавии статусом "основных союзников США вне НАТО". В Москве этот законопроект тем не менее назвали "юридическим оформлением новой односторонней холодной войны".
Сенат и Палата представителей США проголосовали за принятие "Акта о поддержке свободы Украины". Документ предусматривает предоставление военной и экономической помощи Киеву, а также открывает возможности для введения новых санкций в отношении Москвы. Между тем, по словам источников "Ъ", близких к администрации США, "благодаря усилиям Белого дома итоговая версия документа получилась менее жесткой, чем изначально внесенные в Сенат и Палату представителей законопроекты". Власти США, по словам собеседников "Ъ", хотят сохранить гибкость при формировании политики в отношении РФ и не хотят быть связанными ограничениями в духе поправки Джексона--Вэника.

Свернутый текст

В частности, в первоначальной версии законопроекта содержался пункт о "Кодификации исполнительных указов, введенных в связи с украинским кризисом". Вступление в силу этого требования означало бы, что все введенные президентом США временные санкции в отношении России приобретали бы статус постоянно действующих. Отменить их можно было бы только в том случае, если президент представил бы Конгрессу доказательства того, что Россия отказалась от "организации, поддержки или финансирования актов, направленных на подрыв мира, безопасности, стабильности, суверенитета или территориальной целостности" Украины, Грузии и Молдавии. С учетом позиции США по Крыму это означало бы, что санкции вводились бы на десятилетия, если не навсегда. Ныне же действующие ограничения в отношении России президент США может отменить в любой момент.
Итоговый вариант законопроекта предусматривает введение новых санкций против России, но, в отличие от крайне жесткой первоначальной версии, большинство формулировок носят разрешительный или рекомендательный характер, не являясь обязательными к исполнению.
Так, президент США наделяется правом вводить санкции против иностранных граждан и компаний, которые инвестируют в проекты российского топливно-энергетического комплекса (ТЭК) по нетрадиционной добыче нефти, и получает широкие полномочия по введению новых ограничений на экспорт оборудования для российского ТЭКа. Однако решение о задействовании остается за Белым домом.
Более жесткие формулировки касаются деятельности "Газпрома" и компаний российского военно-промышленного комплекса (ВПК). В соответствии с законопроектом президенту США "следует" ввести дополнительные санкции против "Газпрома", если "он (президент.— "Ъ") решит, что "Газпром" забирает значительные объемы газа у стран, входящих в НАТО, а также у Украины, Молдавии и Грузии".
Кроме того, законопроект обязывает президента США вводить ограничения в отношении компаний российского ВПК (в тексте отдельно упомянут "Рособоронэкспорт"), если Россия поставит вооружения на какую-либо территорию "без соответствующего разрешения со стороны международно признанного правительства этой страны". Таким образом, поводом для введения санкций может стать размещение вооружений в Крыму, а также сотрудничество Москвы в военной сфере с Абхазией и Южной Осетией. Впрочем, если президент представит Конгрессу доказательство того, что сотрудничество с той или иной российской компанией отвечает интересам национальной безопасности США, для нее могут сделать исключение.
Существенные изменения коснулись и предусмотренных законопроектом шагов по поддержке Украины. Так из документа полностью исчез параграф о предоставлении Украине (а также Грузии и Молдавии) статуса "основных союзников США вне НАТО".
В то же время в законопроекте остался пункт о наделении президента США правом отправить на Украину военных консультантов и начать снабжать украинскую армию оружием (в первую очередь противотанковым, бронебойным и стрелковым, а также боеприпасами). На осуществление этих целей властям США разрешается израсходовать $350 млн. Кроме того, исполнительные органы США должны помочь Украине переориентировать военный экспорт с России на другие рынки.
Конгресс также наделил профильные ведомства правом израсходовать $50 млн на оказание Киеву поддержки при модернизации газотранспортной системы Украины и снижению зависимости от импорта российского газа. Еще $20 млн законодатели предлагают потратить на реформирование системы госуправления Украины и борьбу с коррупцией.
Такую же сумму Конгресс готов израсходовать на демократизацию системы управления в России, развитие верховенства закона, усиление политических партий и гражданских НКО, расширение доступа россиян в интернет и к независимым СМИ. А для борьбы с "российской пропагандой" предлагается существенно увеличить объем вещания радиостанций "Голос Америки" и "Свобода" в странах бывшего СССР. "США сами признают, что проигрывают информационную войну, и по этому поводу кусают локти",— заявила вчера "Ъ" по этому поводу главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян.
"Они видят, как растет влияние нашего канала по всему миру, и "защищаются" антироссийскими резолюциями и актами",— добавила Маргарита Симоньян, пообещав продолжать "завоевывать аудиторию, которая устала от однобокой картины мира".
Столь же резко на законопроект отреагировали в российском МИДе. Несмотря на все внесенные в документ поправки, представитель российского внешнеполитического ведомства Александр Лукашевич заявил, что акт подводит "под двусторонние отношения мощную мину, сопоставимую с пресловутой поправкой Джексона--Вэника, которая была принята в 1974 году и несколько десятилетий мешала сотрудничеству". "Складывается впечатление, что в Вашингтоне, где никак не могут отказаться от застарелых фобий, вознамерились повернуть время вспять,— заявил он.— Членам Конгресса США пора бы оставить иллюзии насчет действенности подогреваемой ими санкционной кампании против России. На шантаж мы не поддадимся, национальными интересами не поступимся, вмешательства в наши внутренние дела не допустим".
Мнения же российских парламентариев относительно законопроекта разошлись. Первый зампред комитета Совета федерации по международным делам Владимир Джабаров обратил внимание на то, что принятый его американскими коллегами документ носит рекомендательный характер. "Он развязывает руки Бараку Обаме, но ни к чему его не обязывает",— заявил сенатор "Ъ". По словам господина Джабарова, резких шагов со стороны США ждать не стоит, так как "ужесточать санкции американцам уже фактически некуда".
Глава же думского комитета по международным делам Алексей Пушков в разговоре с "Ъ" охарактеризовал американский законопроект как "юридическое оформление новой односторонней холодной войны", цель которой — "отторжение от России тех государств, которые находились с ней в близких отношениях". При этом депутат выразил уверенность, что "законопроект, дающий исполнительной власти карт-бланш на любые враждебные действия в отношении России, кроме использования вооруженных сил, нельзя называть декларативным": "На базе такого рода документов потом принимаются новые законы и проводится соответствующая политика".
Наиболее же жестко выступил первый заместитель главы думского комитета по международным делам Леонид Калашников, который заявил "Ъ": "Признавая оккупацию или агрессию (России на Украине.— "Ъ") на законодательном уровне, американские сенаторы тем самым опосредованно объявляют нам войну". По его словам, у РФ и США есть ряд "довольно чувствительных" областей сотрудничества, отказ от которых сейчас был бы вполне уместен. В частности, собеседник "Ъ" считает возможным выход России из ряда договоров (например, о РСМД и СНВ-3) или хотя бы приостановку их действия. "Мы обязаны заботиться о своей безопасности и не должны быть скованными договорами, коль скоро нам объявляют войну",— пояснил он.
Впрочем, Алексей Пушков вчера призвал "не впадать вслед за США в логику холодной войны" и "рассматривать каждый возможный ответный шаг исключительно с точки зрения того, насколько он выгоден для нас". А Владимир Джабаров напомнил: российские парламентарии "за последнее время никаких антиамериканских резолюций не принимали, а на недружественные шаги, как правило, отвечали спокойно".
Ожидается, что "Акт о поддержке свободы Украины" уже в самое ближайшее время подпишет президент США Барак Обама.
Источник: globalaffairs.ru.

http://oko-planet.su/politik/politikmir … aktom.html

0

604

http://savepic.org/6671614.jpg

Отредактировано Гала (14 Дек 2014 11:45:21)

0

605

14.12.2014, 11:53
В ДНР объяснили закрытие аэропортов посадкой американских самолетов

Аэропорты Запорожья, Днепропетровска и Харькова были закрыта в связи с тем, что там приземлились два транспортных самолета США, позже также приземлились еще два «Геркулеса». Об этом сообщается на сайте «Новороссии».

Ранее сообщалось, что «по просьбе военных» были закрыли аэропорты в Харькове, Днепропетровске и Запорожье.

До этого Государственная авиационная служба Украины запретила полеты в некоторые аэропорты.

«Газета.Ru»

0

606

Немцы боятся, что Германии придется воевать
14.12.2014 | Источник: Правда.Ру

Исследователи Института социологических исследований в Алленсбахе, провели масштабный социологический опрос, который показал, что нестабильная ситуация в разных странах мира, в частности, на Украине, вызывает беспокойство у большинства жителей ФРГ.

Более половины - 54 % опрошенных немцев опасаются, что их страна окажется втянута в военные конфликты. По словам руководителя Института социологических исследований в Алленсбахе Ренате Кёхер, на немцев производит негативное впечателение кризис вокруг Украины, дестабилизация положения во многих регионах мира, угроза, исходящая от террористических группировок. Все эти факторы в совокупности повлияли на сознание немцев и усилили их чувство опасности, отмечает социолог.

Однако немцы боятся не только украинского кризиса - представителей, в первую очередь, старшего поколения беспокоит возросшее количество преступлений в самой Германии. При этом каждый второй респондент также опасается, что в пенсионном возрасте не сможет сохранить достигнутый уровень качества жизни.

0

607

13 минут назад | Экономика | РИА Новости
Генсек ОПЕК: решение не сокращать добычу нефти не направлено против РФ

МОСКВА, 14 дек — РИА Новости. Решение стран-членов ОПЕК сохранить квоту на добычу нефти на уровне 30 миллионов баррелей не направлено против конкретной страны, в том числе против РФ и Ирана, заявил генсек организации Абдалла Салем аль-Бадри.
«(Рыночные) принципы не должны привести к такому драматическому падению (цен на нефть). Некоторые люди говорят, что это решение (не сокращать добычу нефти) направлено в пользу США и добычи сланцевой нефти. Это неверно. Кто-то говорит, что оно (решение) было направлено против Ирана и России. Это также некорректно», — заявил аль-Бадри, выступая в Дубае.

На 166-м заседании в Вене 27 ноября страны-члены ОПЕК решили сохранить квоту на добычу нефти на уровне 30 миллионов баррелей в день до следующего заседания организации в июне 2015 года.

0

608

ЮГО-ВОСТОК! ЕНОТЫ!
Украинский политолог: Запад помог Киеву лишь громить страну, раздавая кредиты на войну

Перед подписанием соглашения об ассоциации с Евросоюзом пропаганда обещала украинцам равноправное партнёрство с ЕС, однако по факту страна превратилась в «мусорку» для ненужной европейской продукции. Об этом заявил украинский политолог Сергей Переход. Эксперт добавил: помощь Запада Киеву заключалась лишь в «раздавании кредитов на войну».

Проевропейская пропаганда на Украине обещала, что после подписания соглашения об ассоциации с ЕС стране станут доступны новейшие технологии, однако по факту республика превратилась в «мусорку» для ненужной европейской продукции. Такое мнение на страницах украинского портала «Комментарии» выразил политолог Сергей Переход.
«Во время «сладкой» проевропейской пропаганды все СМИ постоянно трубили о том, что после подписания Ассоциации мы станем «равноправными партнёрами» и ЕС завалит Украину передовыми технологиями. По прошествии времени украинцы смогли увидеть, что передовыми разработками никто делиться не собирается, более того, наша страна превратилась в «мусорку» для ненужной европейской продукции», — отметил он.

Свернутый текст

В качестве примера эксперт привёл покупку госконцерном «Укроборонпром» партии британских бронетранспортёров Saxon 80-х годов, которые «собирались разобрать на металлолом».
«На данный момент эти БТР выводятся из состава армии Великобритании, причиной тому стало несоответствие современным стандартам их вооружения и бронирования. Зачем только они Украине?», — задаётся вопросом политолог, упоминая, что каждая из машин обойдётся в $51 тыс.
Автор напомнил также, что «подобную «помощь» в июле предлагала и Канада — она хотела продать Украине несколько десятков списанных истребителей F-18».
«Не пропали и польские яблоки», — пишет Сергей Переход и добавляет, что этот товар перенасытил украинский рынок и может стать фактором вытеснения местных производителей.
«Но это ещё не предел. Из Украины делают мировую свалку радиоактивных отходов. На территории Чернобыльской атомной электростанции Кабмин распорядился о строительстве хранилища отработанного ядерного топлива. Конечно, «помочь» в этом вызвались США — строительством будет заниматься американская компания Holtec International. В этот могильник будут свозить отработанные ядерные отходы, но не только с украинских станций — ещё из США и ЕС. Мнение экологов, конечно, не интересует политиков, важны лишь политические интересы», — отмечает украинский политолог.
Эксперт также упоминает заявление евродепутата Яцека Сариуш-Вольского, который призвал власти Франции передать вертолётоносец «Мистраль» Украине, чтобы она «могла защитить побережье Чёрного моря от России».
«Понятно, что это всего лишь очередная попытка привлечения внимания к Украине, ведь в украинской армии почти не осталось рабочих вертолётов, поэтому французский корабль нам не пригодится», — замечает Переход.
«За этот год Запад «помог» украинскому правительству лишь громить страну, раздавая кредиты на войну. Реальной помощи от ЕС и США не было и нет», — резюмирует политолог.

Оригинал новости RT на русском:

http://russian.rt.com/article/64360

0

609

ЮГО-ВОСТОК! ЕНОТЫ!
Шарий- Разбойное нападение в центре Киева

0

610

14.12.2014, 12:52
Встреча Лаврова и Керри состоится в 19.00

Глава Министерства иностранных дел России Сергей Лавров встретится с госсекретарем США Джоном Керри в Риме в воскресенье, 14 декабря, в 19.00 по московскому времени. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на источник в посольстве России в Италии.

«Встреча запланирована ориентировочно на 17 часов (19.00 мск) в резиденции американского посла в Риме», — рассказал источник.

Ранее ожидалось, что встреча Лаврова и Керри состоится 14 декабря. Также глава МИД России и госсекретарь США обсудят текущую ситуацию в Израиле и в Ближневосточном регионе в целом, а также коснутся вопросов, связанных с ситуацией в Сирии и на Украине.

«Газета.Ru»

0


Вы здесь » ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА » Россия, Украина и мир: политика и аналитика. Архив » Россия, Украина и мир: политика и аналитика 32 18+