Период с 25 апреля 2014 по 5 июля 2014 - отступление России под западным давлением позволило хунте развернуть активные силовые действия в попытках подавить восстание в Донбассе. Россия была вынуждена признать легитимность хунты, проглотить кровавую бойню Одессы и Мариуполя. В этот период начинаются активные консультации с хунтой и украинской олигархией. Закончился этот период уходом Стрелкова в Донецк, который поломал попытки договориться за спиной ополчения и привел к дальнейшей активизации боевых действий.
Период с 6 июля 2014 по 14 августа 2014 - период активизации боевых действий, когда хунта пыталась военным путем решить вопрос подавления восстания. На этот период пришлось оставление ближних подступов к Донецку, оставление Лисичанского выступа, создание Южного Котла, попытки отрезать ДНР от ЛНР в районе Шахтерска и Красного Луча. Решительных результатов хунта достигнуть не смогла, хотя была близка к победе в начале августа, когда ей оставалось совсем чуть-чуть до окружения большей части территории ДНР. Перед угрозой военной катастрофы, поддувавший еще с конца весны "северный ветерок" в середине августа превратился в "северный ветер", который должен был предотвратить военное поражение ДНР. Стрелкова, который помешал сдать Донецк в июле и спустить конфликт на тормозах, убрали, шантажируя гуманитаркой.
Период с 15 августа 2014 по 5 сентября 2014 - активная работа "северного ветра", которая приводит к разгрому вооруженных сил хунты и ликвидации возможности военного поражения ДНР. По сути пришлось делать то, что в апреле можно было осуществить с гораздо меньшими затратами и потерями. В этом плане те, кто весной кричал "невводи", добились только того, что вводить пришлось, и не раз, прикрываясь различными эвфемизмами. Закончился этот период заключением Минского перемирия, которому уже не мешал Стрелков, с попутным отказом от взятия Мариуполя.
Период с 6 сентября 2014 по 17 октября 2014 - с 6 сентября Россия подписью Зурабова официально подтвердила свое участие в конфликте на Украине, взяв на себя целый ряд обязательств перед хунтой и Западом, которые до сих пор требуют их выполнения, указывая на подпись Зурабова. При этом боевые действия так и не прекратились, а никаких гарантий по сохранению в своем составе Крыма, внеблоковому статусу Украины и по снятию основных санкций Россия получить не смогла. Череда очевидных односторонних уступок прервалась на переговорах в Милане, которые выявили полное расхождения российского и западного подхода к разрешению конфликта на Украине.
С 18 октября 2014 по 10 декабря (и далее) 2014 - фактическое невыполнение минских соглашений окончательно привело ко второму изданию холодной войны с США, где целями Вашингтона является смена политического режима в России и полный отказ от каких-либо гарантий по тем вопросам, в которых была заинтересована Россия. В итоге, линия на достижение компромисса с Западом путем уступок привела к усилению конфронтации в гораздо более худших условиях, чем если бы Россия получила ровно тот же самый набор санкций и угроз, продолжай она активную политику на Украине весной. Сейчас приближается следующая точка бифуркации, когда Россия через активизацию минского процесса будет пробовать понизить градус противостояния.
В итоге всех этих шараханий, во многом ситуативных, мы получили:
1. Ухудшающуюся экономическую ситуацию, которая будет ухудшаться и далее, особенно если США продолжат обваливать рынок нефти, что потянет за собой и рубль и социалку.
2. Необходимость фактического военного участия в конфликте без возможности снизить свое присутствие без риска военного поражения Новороссии.
3. Разгром пророссийских движений и организаций на территориях, контролируемых хунтой.
4. Дробление того самого пропутинского большинства, которое образовалось после Крыма.
5. Холодную войну с США и угрозу государственного переворота.
6. Укрепление власти фашистской хунты, которая добилась частичной легитимизации, и полностью поддерживается Западом (деньгами, оружием, "советниками", агентурой и спецсредствами) и проводит откровенный антироссийский курс.
7. Отсутствие каких-либо гарантий по внеблоковому статусу Украины, по будущему русскоязычного населения, по возможности иметь легальные пророссийские партии и движения, по будущему Новороссии и по судьбе Крыма.
В этом плане излишним будет говорить, что ситуация в начале апреля была намного более благоприятной для России, нежели та, которая сложилась в начале декабря. Но это уже упущенные возможности, о которых, конечно, будут вздыхать еще не раз, но ЭТО уже случилось, поэтому лучше посмотрим на то, что происходит сейчас.
Россия от текущей ситуации хочет добиться прекращения конфликта с США путем компромисса, где Россия хочет получить гарантии по Крыму и внеблоковому статусу Украины, а также отмены наиболее болезненных санкций. Как явственно показала неудавшаяся в июле попытка сдать Донецк и последующие переговоры в Минске, с риторикой на тему "единой и неделимой Украины", будущее Новороссии стало предметом торга.
США в этом вопросе хотели закрепить за собой результаты государственного переворота в Киеве, нивелировать результаты российской контригры весны 2014 года и изменить политический курс РФ (что является следствием не только войны на Украине, но и позицией России по Сирии, а также результатами Олимпийской войны). В целом, начавшаяся Холодная война показала, что цели сторон взаимоисключающие, поэтому весь "минский процесс", является заложником коренных противоречий между Россией и США и именно поэтому он до сих пор не привел к каким-то решительным результатам. США в этом процессе просто отсутствуют, поэтому любые соглашения, которые Москва пытается заключить с Киевом или Брюсселем, не приводят к качественному изменению ситуации, хотя бы потому, что предлагаемые Москвой варианты компромисса исключаются тезисами американского ультиматума.
Поэтому до сих пор и идет война и именно поэтому попытки впихнуть Новороссию в "единую и неделимую" не проходят. Туда Новороссия может попасть, лишь если Кремль полностью уступит и начнет выполнять все подписанное в Минске и передаст Новороссию на американских условиях. Попытки же разыгрывать "хитрые планы" с целью использовать народные республики в рамках проектов федераций/конфедераций, чтобы сохранить хоть какое-то влияния на украинские процессы, заведомо Вашингтоном, контролирующим Украину через своих марионеток, отвергаются, как неуместные. В этом плане горячечный бред про "единую пророссийскую Украину" является пропагандистским отражением простого факта, что в российском руководстве до сих пор до конца не понимают, что делать с американской неуступчивостью по украинскому вопросу. В рамках линии с "западными партнерами" архитекторы минского курса предполагали, что и в этот раз, как и во время Олимпийской войны, с США можно будет достигнуть компромисса, не побив горшки окончательно. И совершавшиеся уступки на Украине были призваны показать США, что Россия готова к компромиссу. Но отцы-повитухи Минских соглашений не учли целей и мотивов США в этой войне, поэтому в конце октября-начале ноября наступило осознание, что на этот раз все более чем всерьез. Обвал рубля и падение цен на нефть сделали происходящее секретом Полишинеля, и если еще в сентябре-октябре тех, кто говорил о новой Холодной войне, упрекали в чрезмерном алармизме, то ныне сей факт признан на уровне высших лиц государства. Налицо катастрофическая недооценка противника, которая уже не раз имела место на украинском направлении.
В этом связи и на фоне предшествующих шараханий между попытками договорится с Западом и включением "военторга", на данный момент у Кремля по сути нет внятной стратегии действий, так как сам факт начала Холодной войны с США был полностью осознан лишь относительно недавно. Поэтому мы одновременно видим продолжающиеся попытки решить вопрос с Украиной через переговоры с хунтой и Евросоюзом (с США уже договориться особо не надеются), активную работу "военторга", проталкивание вопроса с снабжением Украины газом и углем (на чем погорели пропагандисты, уверявшие, что сначала Украина экономически умрет осенью, потом зимой, а теперь откладывающие крах на весну или же вообще на следующую осень), создание государственных органов на территории ДНР и ЛНР и проведение там выборов, вызвавших явное раздражение Вашингтона и Брюсселя, которые Россия сначала обещала признать, но не признала.
В итоге, к середине декабря проводится по сути 2 линии, во многом взаимоисключающие, но, тем не менее, существующие в конкретных действиях:
1. Линия на сдачу Новороссии в состав Украины. Это продолжение тех же попыток сдать Донецк в июле (которым помешал Стрелков) и сентябрьских попыток спустить конфликт на тормозах, чему помешала позиция США.
2. Линия на поддержание вялотекущего конфликта в рамках осознания, что Холодная война всерьез и надолго и текущая ситуация все равно лучше возможных последствий реализации первого варианта на условиях США.
Характерные признания, что в Москве нет "железного плана" действий в текущей ситуации, отставки в рядах кураторов украинского направления, продолжающиеся попытки переговоров на фоне подчеркнутого невыполнения минских соглашений всеми подписантами и т.д. и т.п. - отражают серьезные внутренние противоречия в методологии действий на украинском направлении. Выбор между системным ведением Холодной войны, которая была уже объявлена России, и последствиями капитуляции по лекалам ультиматума Обамы, для нынешней российской элиты, так стремившейся на Запад, оказался воистину мучительным. С одной стороны есть полное понимание значительного военного, политического, экономического и ресурсного превосходства противника, с другой - последствия сдачи ужасают - на горизонте активно маячит государственный переворот и развал страны. Разумеется, в рамках этой крайне неприятной вилки решений, осуществляются попытки нащупать компромиссный вариант, напоминающий старый анекдот.
- Не ковыряйся в носу, детей не будет.
- Да я и неглубоко.
На деле, сильно заблуждаются те, кто считает, что именно присоединив Крым, Россия навлекла на себя гнев мирового гегемона. На деле, и Олимпийская война и Сирийский конфликт уже закладывали основу для начавшегося противостояния. Крым здесь стал просто последней каплей, когда США уже открыто обозначали цели своей политики по отношению к России. Это плата за попытки обрести политическую субъектность в мире поздневашингтонского мироустройства. А ведь об этом предупреждали еще на заре Арабской весны, когда указывали, что, не остановив противника на подступах к Триполи и Дамаску, Россия получит войну у своих границ. В итоге Ливию не без участия России (промолчавшей в ООН) уничтожили, Сирия находится в процессе деконструкции и в прежних границах уже не сохранится. Настал 2014-й год, и США активно принялись за Россию. Украина тут не более чем инструмент, и США вложат в нее ровно столько же, чтобы сей инструмент сохранял свою эффективность в рамках войны против России. Причем США будут конечно настаивать на том, чтобы часть амортизационных расходов по Украине взяли на себя Россия и Евросоюз. И как видим, определенных успехов уже в этом добились, так как Россия уже берет на себя определенные обязательства по поддержанию экономики Украины, как, впрочем, и Евросоюз. Американцы любят этот формат войны, когда часть расходов на ее ведение со стороны США берет противник. То, что основные издержки от происходящего несет Евросоюз, которому еще предстоит спонсировать дохлую экономику Украины, конечно, греет, но несильно.
Россия сейчас пытается вновь сыграть на европейских противоречиях, ухватившись за поездку Олланда, но, как нетрудно заметить, отношения с Европой с весны значительно ухудшились, а та же Меркель занимает ныне гораздо более жесткую позицию, нежели в апреле. Когда после визитов Суркова в Киев возобновились разговоры о том, что надо начинать новый минский процесс с хунтой, из США указали, что он имеет смысл только в рамках выполнения Россией уже взятых обязательств, которые никем не выполняются. Грубо говоря, США указывают на то, что Россия, конечно, может договариваться с Брюсселем и хунтой о чем угодно, но должно быть так, как сказали в Вашингтоне, и капитуляция должна быть на условиях, озвученных Обамой.
Разумеется, для Кремля выполнение условий этого ультиматума равносильно самоубийству. Поэтому видя неуступчивую позицию Вашингтона, внезапно вновь возникли проблемы с сроками переговоров, обе стороны по-прежнему продолжили наращивать силы на линии фронта, Путина условная "шестая колонна" уже откровенно выставляет полным невежей, оторванным от экономических реалий происходящего, нефть, вопреки прогнозам "видных экономических специалистов", продолжает падать в цене, причем при прогнозируемом в краткосрочной перспективе обвале до 60 долларов за баррель, на горизонте замаячили и более зловещие прогнозы на тему нефти по 30-40, стрельба в Донбассе продолжилась, хоть и с низкой интенсивностью.
В этой связи, на тему вопросов, сольют али нет, то на мой субъективный взгляд, мы и далее будем наблюдать две противоречивые линии, когда одновременно в Донбассе будут пытаться создавать институты непризнанного независимого государства и одновременно вести переговоры с целью впихнуть народные республики на Украину на приемлемых условиях, позволяющих прекратить конфликт с США. Какая из этих линий возобладает? На мой взгляд, линия, связанная с попытками разменять Новороссию на мир с США, себя и ранее особо не оправдывала, а после всего сказанного и сделанного не оправдает и подавно, так как приемлемых условий мира Кремль у США получить не сможет. Поэтому, несмотря на намерения отдельных лиц, логика конфликта будет вести события совсем в другом направлении, и новые попытки возобновить минский процесс ожидает примерно та же судьба, что и первую часть минского сговора вкупе с попытками сдать Донецк хунте в июле. Причины вероятного провала этих намерений лежат в том, что в текущих реалиях вернуть Донбасс на Украину означает фактическую передачу их не в "единую пророссийскую Украину", а в "единую проамериканскую Украину" (куда к тому же будут продолжать требовать вернуть Крым). В этом плане курс на возврат Донбасса на Украину есть путь капитуляции и приближения государственного переворота вкупе с пресловутым "патриотическим майданом", который может случиться только в случае капитуляции России в Донбассе.
Поэтому экономическая, политическая и военная поддержка Новороссии будет продолжаться, причем уже в январе там возможна активизация работы по всем трем направлениям - есть проект политического переустройства занимаемых ДНР и ЛНР территорий, есть планы по работе "военторга", экономическая помощь, как и ранее было очевидно, будет наращиваться. С другой стороны, эта линия будет периодически приноситься в жертву политическим попыткам спустить конфликт на тормозах, что можно наблюдать на простых примерах, когда одновременно сохраняют гривневую зону и толкают уголь хунте, и одновременно запитывают энергосистему ЛНР на Россию, переводят школы на российские стандарты обучения и создают местные предприятия вроде "Почты Донбасса" вместо "Укрпочты".
Чем все это закончится в итоге, сказать пока затруднительно, так как война на Украине с некоторых пор является лишь частью конфликта США и РФ и без рассмотрения в этом контексте, прогнозы, как правило, с реальностью не стыкуются. На мой взгляд, Холодная война не на один год, поэтому текущая ситуация в Донбассе будет сохраняться, в рамках поддержания одного из фронтов этой войны, которая в весьма обозримом будущем может затронуть и ряд других территорий, с которыми граничит Россия.
Борис Рожин (Colonel Cassad)