Константин Двинский Z, [Вс 24.07.22 13:31]
[Переслано из НЕЗЫГАРЬ]
Мнение экспертов. Константин Двинский @Kdvinsky - об оттоке капитала.
В пятницу 22 июля Банк России ожидаемо снизил ключевую ставку. Но неожиданно смело - аж до 8%. Конечно, подобное действие ЦБ следует расценивать с положительной точки зрения. Это лучший вариант из всех возможных. Ведь на необходимые экономике 3% либеральное руководство регулятора не способно, поэтому довольствуемся малым.
Но ставка ставкой, а на что стоит обратить внимание, так это на гигантскую цифру оттока капитала, которую прогнозирует ведомство Набиуллиной. В 2022 году отток капитала составит 246 млрд долларов, в 2023 году - 150 млрд долларов. Или же практически 400 млрд долларов всего лишь за два года. Данные цифры, действительно, ввергают в шок. С 1994 года из России утекло чуть более 1 трлн долларов, а теперь практически 40% от этой суммы всего лишь за два года. Но ещё больше поражает цинизм ЦБ и Минфина, которые спокойно прогнозируют эти цифры и даже не пытаются предложить варианты борьбы с оттоком капитала.
Однако даже при малейшем анализе становится понятно, что системные либералы не только не хотят предотвратить вывод из России сотен миллиардов долларов, но и делают всё для того, чтобы эта цифра увеличивалась. Ещё пару месяцев назад прогноз ЦБ по оттоку капитала на 2022 год составлял 151 млрд долларов, в кратчайшие сроки эта цифра выросла сразу на 95 млрд до 246 млрд долларов. Что же произошло в июне-июле?
Министерство финансов при полной поддержке Центробанка начало снимать валютные ограничения. Цель, которую хотел достичь Силуанов, заключалась в стремлении искусственно ослабить рубль до уровня в 70-80 рублей за доллар. Какой курс для нашей экономики оптимальный - вопрос для дискуссий, но, допустим, согласимся с Силуановым, который заинтересован в наполнении бюджета, доходы которого резко упали из-за стремительного укрепления рубля. Минфин пошёл по самому вредному для нашей экономики пути. Была фактически отменена обязательная продажа валютной выручки практически для всех отраслевых экспортёров. Более того, Силуанов разрешил оставлять компаниям экспортную выручку на своих счетах в ЗАРУБЕЖНЫХ банках. Абсурд? Да, но Минфин считает иначе. Только представьте ситуацию. Продаёт, например, Россия СПГ. А деньги от его продажи, за исключением себестоимости добычи и транспортировки, а также зарплат и налогов остаются в каком-нибудь гонконгском или сингапурском офшоре. И ещё хорошо, если в юанях, а не долларах и евро, которые могут заблокировать в любой момент. Тоже самое и по нефти. Можно сказать, что Силуанов опередил Запад и ввёл предельные цены на русскую нефть ещё до соответствующих ограничений США и Европы. Ведь значительная часть экспортной выручки в Россию всё равно не возвращается. То есть, в статистику экспорта идёт полная сумма, но денег в страну от продажи товаров и услуг поступает значительно меньше. Вот такой у нас получается фактический отток капитала.
Константин Двинский Z, [Вс 24.07.22 13:31]
[Переслано из НЕЗЫГАРЬ]
Мнение экспертов. Константин Двинский @Kdvinsky - об оттоке капитала.
(2).
Однако абсурдность ситуации на этом не заканчивается. В недавнем интервью Силуанов признал, что отмена валютных ограничений не помогла достичь поставленной цели по ослаблению рубля:
Сегодня мы уже открыли почти все ранее введенные «заглушки»: практически все некапитальные ограничения сняты. Недавно правкомиссия решила разрешить компаниям до 1 сентября досрочно погашать свои валютные долги перед иностранными коммерческими банками при условии, что объем погашения составит не менее 20% остатка долга. Тем не менее снятие ограничений существенного влияния на курс не оказало
Но так если снятие ограничений влияния на курс не оказало, может быть, необходимо их вернуть, чтобы наша экономика не потеряла 400 млрд долларов за два года? Увы, но сислибы об этом даже не задумываются. Зато Силуанов задумывается о другом. А, именно, о том, как бы возобновить работу бюджетного правила. Определил даже его новые параметры. Если глава Минфина продавит своё предложение, то теперь нефтегазовыми сверхдоходами будет считаться всё, что выше 60$ за баррель Urals и выше, чем добыча в 9,5 млн б/с. Сразу же возникает вопрос: причём тут добыча, когда валюта поступает в экономику от экспорта нефти и газа.
Может быть, тогда логично ввести в качестве новой вводной не объём добычи, а объём экспорта? Ну да ладно, обратим внимание на другой момент.
Валютные интервенции Силуанов хочет осуществлять за счёт средств федерального бюджета. То есть, доходы казны и так сейчас сокращаются, а Минфин намерен "порезать" статьи расходов ещё больше? Направлять деньги не на развитие экономики, не на поддержку граждан, а на валютные интервенции!
Нет, инструмент валютных интервенций, действительно, может быть эффективным. Но только в том случае, если его использует не Минфин, а Центробанк, который и является ответственным за валютный рынок. Однако Набиуллина заявляет, что регулятор не будет искусственно управлять курсом и хочет, чтобы он оставался "плавающим". Но и это ещё не всё, театр абсурда не закончился. При этом, Набиуллина поддерживает валютные интервенции Минфина в рамках бюджетного правила. А что, если валютные интервенции будет осуществлять Минфин, то курс рубля не будет искусственно регулироваться и останется "плавающим"? Какая разница, кто осуществляет интервенции, в обоих случаях рубль будет искусственно занижаться. В чём здесь логика Банка России - мы не знаем. Как бы то ни было, мы знаем прогноз подобной политики. Это минус 246 млрд долларов из нашей экономики в этом году и минус 150 млрд долларов - в следующем.