Возможно, автор, критично оценивая новое изделие «Сухого», ошибается. Дай Бог! В СМИ недавно промелькнули сведения об уникальном «всеракурсном сопле» демонстрировавшегося макета истребителя и о том, что на следующем салоне он обязательно взлетит, а в серию пойдет в 2027 году.
На пятом «просели»
Россия, как и СССР в прошлом, считается великой авиационной державой, таковых, к слову, в мире всего 4. Кроме нас, на воздушном Олимпе присутствуют Соединенные Штаты и Франция. В XXI веке к троице присоединился Китай, хотя некоторые эксперты к достижениям китайского авиапрома относятся прохладно.
В мировой послевоенной авиации законодателями моды традиционно выступают американцы. В переходе от одного поколения воздушных судов к другому первенство за истребителями.
США в 70-х годах прошлого столетия создали высокотехнологичные машины 4-го поколения F-15 Eagle и F-16 Fighting Falcon. Боевым самолетам часто дают птичьи наименования, и F-15 с F-16 не исключение. Первого назвали Eagle («Орел»), а второго — Fighting Falcon («Боевой Сокол»).
Мы ответили «партнерам» соответственно тяжелым и легким фронтовыми истребителями Су-27 и МиГ-29. Советские самолеты имели прекрасные тактико-технические характеристики и ни в чем не уступали заокеанским новинкам. Конструкторы заложили в Су-27 и МиГ-29 высокий потенциал для последующей модернизации.
Основной истребитель российских ВКС сегодня Су - 35С, по сути, глубокая модификация Су - 27, относимая к поколению 4++. На август 2021 года Су-35С у нас насчитывалось 124 единиц.
С развалом Советского Союза мы серьезно «просели» в неофициальном соревновании с американцами по части новейших истребителей, имею в виду, конечно же, 5-е поколение.
Гордость США — тяжелый многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 «Raptor». В переводе с английского название обозначает хищную птицу, стервятника. Истребитель разработан кооперацией американских авиакомпаний Lockheed Martin, Boeing, General Dynamics, как написано в пресс-релизе, «для борьбы с авиацией противника, прикрытия войск и тыловых объектов от ударов с воздуха в любых метеоусловиях».
Примерно за 10 лет, с конца 90-х прошлого века и к началу второго десятилетия нынешнего произведено и поставлено на боевое дежурство около двухсот летательных аппаратов. Стоимость одной единицы — 146,2 миллиона долларов США без затрат на НИОКР!
Истребитель считался в Америке настолько секретным, что его запрещалось продавать ближайшим союзникам. В 2020 году сделали исключение. США одобрили продажу 50 F-22 Израилю на общую сумму 10,4 миллиарда долларов.
Довольно широкое распространение за рубежом получила упрощенная версия F-22 в виде легкого истребителя F-35 Lightning II («Молния II»). Основной автор самолета — корпорация Lockheed Martin. F-35 представляет собой малозаметный многофункциональный истребитель-бомбардировщик 5-го поколения в трех вариантах. F-35A стоимостью 83,4 миллиона долларов выполняет функции наземного истребителя и стоит на вооружении ВВС США и их союзников.
Модификация F-35B в данном ряду самая дорогая — 108,1 миллиона долларов. Его преимущество в коротком взлете и вертикальной посадке.
Предназначение — огневая поддержка Корпуса морской пехоты. F-35C (93,3 миллиона) является палубным истребителем. Взлет осуществляется при помощи катапульты, а посадка на палубу авианосца с использованием аэрофинишера.
Мировой новостной портал Business Insider определил F-35 Lightning II как «одно из самых мощных вооружений стран НАТО». И это утверждение, полагаю, справедливо.
На сегодня «Молний II» у США и их союзников насчитывается 820 экземпляров. Плюс 200-250 F-22. В сумме коллективный Запад располагает армадой в 1000 самолетов 5-го поколения!
Китайский пример
Наши восточные соседи и партнеры из Китая также с конца 90 - х годов работали над программой создания истребителя 5 - го поколения. Достижения Поднебесной впечатляют.
Chengdu j-20 — детище корпорации Военно-воздушных сил Народно-освободительной армии Китая Chengdu Aerospace Corporation. Первый полет совершил в январе 2011 года, а в марте 2017 уже поступил на вооружение НОАК. «Могучий Дракон» — так переводится его название — считается третьим в мире действующим истребителем-невидимкой 5 - го поколения после F-22 и F-35.
У нас существует предубеждение, что китайцы системно копируют высокие технологии и потому, мол, их изделия значительно уступают оригиналу. Отчасти так. Поднебесная, действительно, не чурается копирования того, чего у нее нет, но делает это талантливо. Главное в другом.
Китайцы не только копируют чужое, но и вкладывают огромные средства в параллельную разработку собственных технологий. Конкретный пример с двигателем того же Chengdu j-20. Поначалу на нем стоял российский АЛ-31ФМ2, затем начали испытывать на самолетах-невидимках некий свой «промежуточный вариант». Мудрое решение привело к нужному результату.
В марте текущего года китайская СМИ сообщили, что новейший авиационный двигатель Xian WS-15 успешно прошел испытания и начал устанавливаться на «Могучего Дракона».
Истребитель Chengdu j-20 производится в двух вариантах, как одноместный, так и двухместный. Это не только фронтовая машина для завоевания господства в воздухе и нанесения ударов по наземной инфраструктуре, но и дальний перехватчик. Зарубежные военные аналитики утверждают, что по малозаметности «китаец» сопоставим с F-22 и F-35.
Пекин располагает еще одним истребителем 5 - го поколения. Официально называется Shenyang FC-31, разработан компанией Shenyang Aircraft Corporation (SAC). Более известен, как j-31, официальное прозвище «Кречет». Тот самый самолет, с которым на рынке развивающихся стран собрался конкурировать наш гипотетический Су-75.
Специалисты называют j-31 аналогом американского F-35, хотя по внешнему дизайну он более похож на F-22. Российский двигатель РД-93 планируют заменить на отечественный WS-13E с тягой 100 кН. Предусматривается несколько модификаций летательного аппарата, в том числе в качестве палубного истребителя-бомбардировщика, поскольку в Китае разворачивается масштабное строительство авианосцев.
Программы строительства самолета 5 - го поколения в Японии и Южной Корее эксперты оценили как провальные. Названные страны активно закупают американскую технику.
А что у нас? Есть ли чем гордиться в этой стратегической сфере нам, россиянам?
29 января 2010 года свой первый полет совершил перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), позднее получивший обозначение Су-57. Американцы дали ему прозвище «Felon», то есть «Преступник». Разработчик — компания «Сухой» — позиционирует его как «малозаметный многоцелевой истребитель 5-го поколения». Русский аналог в большей степени F-22 и в меньшей F-35.
Заключен контракт на поставку 76 самолетов, которыми в конце текущего десятилетия должны укомплектовать три полка ВКС. На май 2022 года произведено 10 машин для испытательной эскадрильи и 6 серийных экземпляров поставлено в войска. Самолет прошел боевое крещение в Сирии и на Украине. Заключение российских официальных лиц: «Успешно».
Серьезным ударом по программе создания российского истребителя 5-го поколения стал выход Индии из совместного проекта FGFA. Наши индийские «друзья» заявили, что Су-57 не отвечает технологически обозначенным параметрам скрытности, а также его боевая авионика, радары и датчики российского производства не соответствуют стандартам самолета 5-го поколения.
Военный аналитик Майкл Кофман в популярном на Западе издании Business Insider тоже засомневался по части малозаметности Су-57. Прозвучали и диаметрально противоположные оценки. Марк Эпископос в The National Interest обратил внимание на уникальные особенности нового русского истребителя. По мнению специалиста, Су-57 значительно превосходит F-35 по аэродинамике, имея скорость до 2 Махов без использования форсажа и дальность полета 3500 километров.
С чем можно однозначно согласиться из критики проекта — с задержкой его реализации. Несмотря на бравурные заявления высоких чинов из ВКС, проект постоянно сдвигался вправо. Первый раз обещали запустить Су-57 в серийное производство в 2016 году, потом в 2018-м. В итоге запустили лишь в 2020-м, и то мизерной серией.
Из-за выхода Индии из проекта случилось его недофинансирование. Другая проблема — отсутствие нового двигателя. Су-57 пока летает на АЛ-41Ф1 - турбореактивном двухконтурном с форсажной камерой и управляемым вектором тяги. Очень близкая модификация у Су-35С.
Новый двигатель под зашифрованным индексом «Изделие 30» создается в компании «Сатурн». Огневые испытания устройства должны завершиться в декабре этого года. Хочется надеяться, что в 2023 году Су-57, наконец-то, получит «родной двигатель»!
По информации из «Сатурна», двигатель является полностью новым, а не модернизацией. Представители компании заявляют, что «в нем внедрено много новшеств, которые в отдельных случаях не имеют и близкого аналога в мире».
Скорее всего, российский самолет-невидимка уступает американским в плане стелс-технологий. ЭПР (эффективная площадь рассеяния) Су-57 не указана в открытых тактико-технических характеристиках. У F-22 этот показатель колеблется от 0,0001 до 0,3 метра в квадрате. В упрощенном понимании, американские летательные аппараты напичканы электроникой и стелс-материалами.
Российские истребители традиционно отличаются сверхманевренностью и мощным вооружением. Приятная новость, буквально, на днях. Запланированные на 2022–2023 годы испытания гиперзвуковых ракет для Су-57 уплотнены в связи с напряженной политической обстановкой. Испытания завершатся уже в этом году. Су-57 сможет нести оперативно-тактические гиперзвуковые комплексы «Гремлин» и «Личинка».
Самое главное — нарастить объемы производства. В СМИ писали, что из-за нехватки кадров и производственных площадей авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре не справляется с заданием. Почему бы не передать производство Су-57 еще на одно предприятие?
Авиационные заводы в России по сравнению с советским временем загружены заказами наполовину, а то и треть мощностей. Российским Воздушно-космическим силам маловато 76 новейших истребителей, раз уж мы вступили в открытое противоборство с Западом. Я отнюдь не призываю к соревнованию в производстве самолетов-невидимок со странами НАТО. При таком подходе, простите, можно и без штанов остаться!
Самолеты 5-го поколения чрезвычайно сложные и дорогие изделия. Ратую за асимметричность, но для страны с имперскими амбициями оптимальное количество Су-57-х, думаю, должно исчисляться в 200-300 экземплярах. И при большом желании деньги в России можно найти!
В плане развития авиации надо брать пример с китайцев. Если бы четверть века назад кто-то из военных экспертов спрогнозировал, что Китай будет великой авиационной державой, его подняли бы на смех. Ныне аналитики на полном серьезе говорят, что лет через десять китайские военно-воздушные силы сравняются с американскими по числу новейших самолетов.
Как писал выше, первый полет Chengdu j-20 совершил на год позже нашего Су-57, а сейчас, по некоторым оценкам, «Могучих Драконов» насчитывается 150 штук. Да-а, до ума не доведенные, с неновыми двигателями, но их полторы сотни, а не 10–15, как у нас!
За спиной шестое
Научно-технический прогресс не стоит на месте. Мы в России еще путем не освоили пятое поколение авиационной техники, а в спину дышит шестое. Лидируют, разумеется, американцы, у которых в прошлом году появился первый летный прототип. В рамках программы NGAD (Next Generation Air Dominance) отрабатываются основные технологии перспективного истребителя 6-го поколения.
Предварительное название летательного аппарата — FX. Это версия для ВВС, а ВМС предназначен вариант F/A-XX. Американский супер-истребитель будет обладать гиперзвуковой скоростью — шесть тысяч километров в час, может непрерывно находиться в воздухе до 50 часов. В качестве оружия предусматривается использование лазерных и электромагнитных установок. Для преодоления систем противовоздушной и противоракетной обороны создадут специальное устройство по заражению радиолокационных станций вирусами.
Программа NKAD задействовала обе основные американские компании авиакосмического двигателестроения: General Electric и Pratt & Whitney. Первая работает над двигателем XA 100, а вторая — XA 101.
Самое удивительное в том, что первый летный образец полностью спроектирован посредством компьютерных технологий. Обычно принципиально новый самолет создается в течении 10–15 лет. Продемонстрированный американцами революционный метод позволяет ускорить процесс раза в два. На рубеже 20-х и 30-х годов FX планируется принять на вооружение. Вся остальная информация по программе NGAD глубоко засекречена.
Объединенная Европа работает над своим многоцелевым истребителем 6-го поколения. Программа Team Tempest включает компании из Франции, Великобритании, Германии, Италии и Швеции. Появление первого прототипа намечается к 2035 году.
У нас также ведутся работы аналогичного характера, что недавно в эфире телеканала «Звезда» подтвердил авторитетный военный эксперт Алексей Леонков. О том, что в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) задумываются над проектом российского истребителя 6-го поколения, заявил в июне 2016 года Владимир Михайлов — директор программ военной авиации.
В СМИ появилась информация о радиофотонных РЛС, специально созданных для самолетов данного типа. И это обнадеживает. К числу характеристик будущего супер-истребителя, кроме наличия гиперзвуковой скорости и новых видов оружия, относятся: сверхманевренность, многофункциональность, широкое применение стелс-технологий и композитных материалов, опция искусственного интеллекта.
О реорганизации отрасли
Российский авиапром сконцентрирован в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которая в свою очередь входит в «Ростех». Странная структура: корпорация-мама и корпорация-дочка. Главой корпорации является господин Слюсарь, в прошлом «эффективный менеджер» в области вертолетостроения. Обязанности председателя совета директоров ОАК исполняет бывший министр обороны Анатолий Сердюков, печально известный реформированием Вооруженных сил и военной авиации в частности.
При Сердюкове и президенте Медведеве как Верховном главнокомандующем Вооруженными силами, значительно сократилась сеть военных аэродромов и была уничтожена Военно-воздушная инженерная академия имени Жуковского под красивым лозунгом «оптимизации расходов». Вместо шести воздушных армий осталось четыре, полки и дивизии по штатовскому образцу реорганизовывались в авиационные базы.
После прихода к руководству Минобороны Шойгу военные аэродромы начали восстанавливать, а вместо авиабаз воссоздавать полки и дивизии.
В феврале 2021 года совет директоров и президент корпорации Юрий Слюсарь «втихаря» приняли скандальное постановление о переводе авиационных конструкторских бюро на промышленные площадки, то есть московских конструкторов и инженеров хотели «перекинуть» на периферию. В СМИ и Интернете поднялся такой шум, что, по всей видимости, власти заставили менеджеров отказаться от сумасбродной идеи. Неизвестно: окончательно или на время?
Предложил бы реорганизовать авиастроительную корпорацию следующим образом. ОАК вывести из состава «Ростеха» и преобразовать в Российскую государственную самолетостроительную корпорацию «Росавиа» с дислокацией в Жуковском. В этом городе, как известно, должен появиться Национальный центр авиастроения, который никак не достроят!
В Национальном центре собрать ряд КБ и НИИ авиационной тематики, кроме «Сухого» и «МиГа». Эти компании располагают полностью автономной научно-производственной базой, и их лучше не трогать. Не секрет, что в советское время «Сухой» и «МиГ» конкурировали друг с другом, хотя их старались разводить по типажу боевых самолетов. Первый разрабатывал тяжелые фронтовые истребители, штурмовики, истребители-бомбардировщики.
Второй занимался дальними перехватчиками и легкими фронтовыми истребителями. Тем не менее, по каким-то направлениям КБ сталкивались. Специалисты считают внутреннюю конкуренцию «Сухого» и «МиГа» одним из факторов, способствовавших появлению у СССР самолетов, не уступавших, а то и дававших фору западным моделям.
Сейчас в мировом авиастроении отчетливо просматривается тенденция концентрации интеллектуальных и финансовых ресурсов для разработки перспективных типов самолетов. Одной компании и даже технологически развитой целой стране не под силу создавать необычайно наукоемкие и дорогостоящие продукты. Наличие в России двух «истребительных» КБ, видимо, нецелесообразно. Разговоры о предстоящем слиянии «Сухого» и «МиГа» ведутся около десятка лет.
Главное, чтобы потенциальное объединение не порушило сложившуюся за много десятилетий органичную конституцию компаний, а прошло в «мягкой», тщательно продуманной форме. А то придется в очередной раз вспоминать Черномырдина и его бессмертную фразу.
Профинансировать корпорацию под брендом «Росавиа» могли бы отечественные олигархи. Они, конечно, поиздержались из-за санкций коллективного Запада, введенных в связи со специальной военной операцией на Украине. По подсчетам агентства «Bloomberg», на сумму около 40 миллиардов «зеленых». Но в любом случае капитала у них достаточно. Почему бы и не помочь Родине в трудный час?!
Национальный Авиационный Банк (НАБ), созданный на средства «олигархов-патриотов», позволил бы нам, русским, строить самые передовые летательные аппараты и, главное, в количестве, бросающем вероятного противника в отрезвляющую дрожь. А «эффективных менеджеров» от авиапрома обязательно поставить под контроль народа, учредив при корпорации представительный общественный совет!