Константин Двинский Z, [18.07.2022 9:51]
Вокруг федерального бюджета и Фонда национального благосостояния (ФНБ) происходит весьма странная ситуация. Согласно проекту поправок к Бюджетному кодексу, до 50% средств ФНБ можно будет вкладывать в облигации федерального займа. Другими словами, Фонд национального благосостояния, куда зачисляются нефтегазовые сверхдоходы, будет кредитовать бюджет. Подобная ситуация является смешной, поскольку и одно, и другое подчинено напрямую правительству.
Судя по всему, речь идёт не о 2022 годе, а о будущих. В нынешнем году все нефтегазовые сверхдоходы зачисляются напрямую в бюджет. И вряд ли у госказны будет необходимость прибегать к заимствованиям из ФНБ.
Хотя, если Центробанк продолжит бездействовать, оставляя курс в "свободном плавании", а не приводить его к нормальному значению в 70-80 рублей за доллар, то проблемы у бюджета могут возникнуть. Например, в июле нефтегазовых сверхдоходов будет 398 млрд рублей (учитывая июньскую переоценку), в то время, как в июне они составили 656,6 млрд рублей.
Есть опасение, что в течение следующих месяцев цифра будет снижаться, что уже в реальности, а не на бумаге приведет к потерям бюджета.
Однако схема по выдаче долга самому себе, придуманная Минфином (именно ведомство Силуанова ответственно не только за федеральный бюджет, но и за ФНБ) поражает. Все эти годы Силуанов копил свою "кубышку", утверждая, что деньги ни при каких обстоятельствах нельзя направлять на бюджетные и инвестиционные расходы. Однако получилось так, что в результате резкого укрепления рубля ФНБ потерял 3,4 трлн рублей - больше, чем было накоплено за 2021 год.
Долговая нагрузка на бюджет растёт. Имея профицит государственной казны, Минфин зачем-то размещал ОФЗ, в результате чего расходы федерального бюджета стремятся к 1,5 трлн рублей в год. Силуанов зачем-то занимал деньги под проценты (а иногда это были ОФЗ с плавающей ставкой, уровень которой зависит от уровня инфляции), одновременно откладывая триллионы в ФНБ.
Нет, мы даже согласимся с тем, что нефтегазовые сверхдоходы в ФНБ можно было бы откладывать с целью их моментальных вложений в проекты реального сектора экономики. Тогда и зависимость казны от экспорта нефти и газа снижалась бы, поскольку новые проекты генерировали бы новые налоги, и был набран неплохой темп развития реального сектора. Тогда ФНБ превратился бы в Фонд развития России.
Но это могло бы быть актуальным в том случае, если бы Центробанк проводил целевую эмиссию для финансирования бюджетных расходов, внимательно отслеживая, куда пошли деньги. Конечно, эмиссия на социалку или же образование - это разгон инфляции, поскольку данные статьи расходов создают спрос, но не предложение (тезис "спрос рождает предложение" является либеральным и не отражает реальные тенденции). А вот расходы бюджета по статье "национальная экономика" вполне могут быть эмиссионными. Это даже можно реализовывать через гособлигации, когда ЦБ выкупает ОФЗ Минфина, которые затем покрывает их за счет новых сгенерированных налогов.
Тем не менее, Банк России не способен проводить подобную политику. Руководство регулятора буквально корёжит от самого термина "эмиссия". По их мнению, наша национальная валюта создается не Центробанком, а банковским сектором в результате мультипликатора. И всё.
Поэтому Минфин сейчас выдумывает такие схемы, чтобы выдавать долг самому себе. ЦБ не помогает правительству ни в покрытии расходов бюджета, ни в приведении курса рубля к нормальному значению.
Но даже в этой ситуации Минфин мог бы не создавать долговую нагрузку на бюджет по факту перекидывая деньги из одного кармана в другой, а просто покрывать расходы бюджета из ФНБ (т.е. из нефтегазовых доходов) без всяких ОФЗ напрямую. Зачем выпускать облигации - непонятно.
Если у тебя ОФЗ покупает Центробанк - то это нормально, потому что в экономику вливаются новые деньги, которые при их грамотном управлении дадут хороший эффект. Если ОФЗ покупаются за счет средств ФНБ - то это уже что-то из ряда вон странное.