«Чёрная дыра» для Индии: самая бесшумная подлодка-убийца отправится в Азию
Индия заинтересована в том, чтобы взять в лизинг в России вторую атомную многоцелевую подводную лодку проекта 971 типа «Щука-Б», пишет в среду индийская газета Times of India. По данным издания, такую возможность озвучил глава оборонного ведомства страны Манохар Паррика, отвечая на вопросы журналистов после состоявшегося на минувшей неделе визита в Дели российского президента Владимира Путина.
Глубина погружения
«Щука-Б» (по классификации НАТО «Akula») - одна из самых уникальных современных субмарин. Многоцелевая АПЛ проект 971, заводской шифр «Барс», была разработана в Санкт-Петербургском МБМ «Малахит». Корабль может погружаться на глубину 600 метров, имеет скорость хода 35 узлов - это около 70 километров в час, и автономность плавания более 100 суток. Обслуживает корабль экипаж из 100 человек.
По своей конструкции 971 проект практически аналогичен другой российской субмарине - 945 проекта. Единственным кораблем этого класса была печально известная АПЛ «Комсомолец», трагически погибшая в Норвежском море в 1989 году в результате пожара в одном из отеков. Тогда, из-за невозможности обратиться за помощью к морякам иностранных флотов, все из-за того же принципа секретности, российские моряки боролись с тяжелейшей аварией в одиночку. В результате, когда на выручку подоспели наши военные и спасательные корабли, пожар в отсеках субмарины унес жизни нескольких десятков российских подводников, а сама уникальная субмарина затонула.
Главное отличие двух проектов заключается в том, что корпус АПЛ «Комсомолец» был выполнен из титана - очень прочного материала, благодаря которому корабль мог погружаться на глубину в 1000 метров. На такой глубине лодка не обнаруживалась никакими электронными средствами подводного наблюдения и была практически неуязвима для противолодочного оружия. «Комсомолец» так и остался единственной АПЛ в истории мирового кораблестроения, способной на такие рекорды погружения.
Руководство ВМФ посчитало, что использование титана в конструкции корпусов АПЛ хоть и дает кораблям тактические преимущества, но параллельно влечет за собой существенное удорожание производства субмарин. Да и не на каждой российской верфи могли работать с этим сложным в обработке материалом. В то же время, нашему флоту была нужна целая серия подводных кораблей широкого профиля, простых и дешевых в исполнении - одним словом рабочих лошадок. Поэтому конструкторы решили пойти по более дешевой схеме, сделав корпус корабля из специальной лодочной стали.
«Щука» - двухкорпусная лодка, с высоким кормовым оперением, на котором установлен обтекатель буксируемой антенны, позволяющей экипажу вести радиопереговоры с береговым командным пунктом даже из-под воды. Корпус имеет противогидроакустическое покрытие и разделен на 7 основных отсеков. Для улучшения жизненных условий экипажа корабля в конструкции лодки предусмотрена комната отдыха, маленькая сауна с бассейном, тренажерный зал и жилые кубрики на четыре человека, очень похожие на купе обычного пассажирского поезда.
Головная АПЛ проекта 971 была построена в 1985 году. Всего на сегодняшний день построено 15 кораблей данного класса. Этот проект стал новым словом в династии российских многоцелевых подводных кораблей, способных действовать не только на морских коммуникациях противника против транспортов, подводных лодок и во взаимодействии с другими кораблями против авианосных ударных соединений, но и наносить удары по береговым объектам. Главным достоинством «Акулы» стало резкое снижение, по сравнению с другими типами российских АПЛ, уровня шумовых характеристик, что делало ее малозаметной для акустических станций противника.
В варианте «Щука-И», переданной Индии в 2008 году, лодка еще и имеет новейшую систему управления. Судя по отрывочным фактам, вся она цифровая. На корабле установлена новая система управления «Молибден». В отличие от «советских» «желтых ящиков» с тумблерами, рычагами и стрелочными приборами лодка оборудована жидкокристаллическими дисплеями, джойстиками, сенсорными панелями, современными компьютерами. Сегодня нечто похожее можно увидеть на кадрах с наших самых современных атомных стратегических субмарин 955 проекта типа «Юрий Долгорукий».
Ударная мощь
Но не только малая акустическая заметность делают нашу «Щуку» идеальным оружием для подводной войны. Внутри ее прочного корпуса установлены четыре 650-миллиметровые и четыре 533-миллиметровые торпедные аппараты с большим запасом торпед и противолодочных управляемых ракет (ПЛУР) «Водопад». Есть на АПЛ и 28 крылатых ракет большой дальности (СКР) «Гранат».
Дозвуковая СКР «Гранат» (РК-55) была создана еще в начале семидесятых годов в Дубнинском МКБ «Радуга» как аналог СКР США BGM-109 Tomahawk. Как и ее американский протопит, СКР «Гранат» может нести на себе, как ядерную, так и обычную боевую часть. Помимо этого ракета имеет аналогичную Tomahawk систему управления, базирующуюся на высокоточной инерциальной системе наведения (ИНС) с коррекцией по рельефу местности, дозвуковую скорость и дальность полета - 3000 километров (Tomahawk в ядерном исполнении летит на 2500 километров). СКР «Гранат» - первая ракета российского флота, разработанная в жестких рамках 533-миллиметрового торпедного аппарата, и может применяться как из-под воды, так в надводном положении корабля.
Комплекс «Водопад» был разработан в екатеринбургском КБ «Новатор» как аналог разрабатываемому в США противолодочному ракетному комплексу «Саброк». Особенностью конструкции этой противолодочной систему вооружения российских АПЛ стало то, что «Водопад» стартовал из 533-миллиметрового торпедного аппарата. Ракета была выполнена по композиционной схеме, в которой были объедены ракетоноситель и боевая часть, выполненная в виде малогабаритной торпеды (МГТ), способной нести на себе ядерный боезаряд. Дальность полета машины составляет 60 километров. «Водопад» был принят на вооружение в 1981 году и до сих пор не имеет аналогов в мире, так как ПЛУР «Саброк» с МГТ в качестве боевой части вместо ЯБЧ так и не появилась на вооружении иностранных флотов.
Полет «Водопада» проходит в двух средах. Сначала идет подводный участок полета, затем ракета вырывается на поверхность моря и около 20 километров следует в воздушном пространстве, где от нее отделяется торпеда, падает в воду и продолжает поиск цели уже под водой. Такой хитрый маневр российской противолодочной ракеты гарантирует, что акустические станции противника, даже обнаружив пуск «Водопада», потеряют контакт с ракетой, и когда торпеда вновь окажется в воде, у противника практически не остается времени, чтобы предпринять хоть какие-то меры обороны. Избежать встречи с российской торпедой в этом случае практически невозможно.
Тише воды
Подводные лодки 971 проекта известны еще и тем, что постоянно держат в напряжении моряков стран НАТО и США. Именно с ними связаны несколько серьезных военно-морских курьезов. Так, 29 февраля 1996 года, в разгар учений ВМС НАТО в районе Гебридских островов по поиску и обнаружению АПЛ условного противника, на связь с береговыми постами Великобританских ВМС вышла наша субмарина. Капитан российской лодки попросил помощи у англичан - на борту находился матрос с острой формой аппендицита, которого нельзя было оперировать в корабельных условиях. Летом 1995 года ракетная подлодка ВМС США «Теннесси» класса «Огайо» обнаружила вблизи территориальных вод США нашу АПЛ 971 проекта. Для американских подводников контакты с русскими субмаринами не новость, но тот факт, что противник так близко подобрался к американским берегам, стал для них полной неожиданностью.
Не менее драматичным стал эпизод 2012 года, когда сначала канадские, а затем и американские ВМС обнаружили сразу две «Акулы» у берегов Северной Америки. Но начав преследование русских субмарин и те и другие, их быстро потеряли. Позднее американское издание The Washington Free Beacon со ссылкой на ВМС лишь констатировало, что «русские находились не менее двух месяцев у побережья США, представляя реальную угрозу не только военным кораблям, но и береговым объектам и их никто не мог обезвредить».
Смена класса
Многоцелевые лодки проекта 971 типа «Щука» составляют сегодня основу группировки российских многоцелевых субмарин. На смену им идут куда более современные корабли 855 проекта типа «Ясень». Головная лодка этого проекта - «Северодвинск» - сейчас проходит госиспытания. Еще три корабля в разной степени готовности стоят на стапелях Северодвинского машиностроительного предприятия. Тем не менее, ВМФ России не намерен в ближайшей перспективе отказываться от «Акул». На судостроительной верфи «Звездочка» в Северодвинске начата крупномасштабная программа модернизации шести атомных подводных лодок этого проекта. По госконтракту, предприятие должно выполнить в интересах флота модернизацию двух лодок серии, носящих имя «Леопард» и «Волк». При этом подлодку «Леопард» планируется сдать флоту уже в конце 2014 года.
Сообщается, что модернизация кораблей будет масштабной, - по сути, до нового проекта 971М. В пресс-службе судоремонтного завода «Звездочка» отметили, что такой объем работ по модернизации на предприятии предстоит выполнить впервые в истории современной России. Модернизация лодок затронет практически все их основные системы: гидроакустики, навигации, комплекс вооружения, турбины, главную энергетическую установку. При этом судоверфь в Северодвинске будет заниматься модернизацией не только подлодок Северного флота, но и лодок, базирующихся на Тихом океане.
Как говорят моряки, даже при наличии куда более совершенных «Ясеней», альтернативе «Щуке» у флота нет. Проект 971 остается наиболее совершенным морским оружием способным радикально влиять на ситуацию на морских коммуникациях. Поняли это и индийские моряки, раз выступили с инициативой приобретения второго корабля такого класса в лизинг.