ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА » Россия, Украина и мир: политика и аналитика. Архив » Россия, Украина и мир: политика и аналитика 33 18+


Россия, Украина и мир: политика и аналитика 33 18+

Сообщений 471 страница 480 из 1000

471

АНАЛИТИКА
Новый европейский беспорядок

Стратегия ЕС после Крыма

Иван Крастев – председатель Центра либеральных стратегий в Софии и постоянный научный сотрудник Института гуманитарных наук в Вене.
Марк Леонард – президент Европейского совета по международным делам (ЕСМД)

Резюме: Европейцы ошибочно приняли неспособность Москвы блокировать создание нового порядка после холодной войны за согласие с ним. Слабость посчитали сменой убеждений. Между тем, европейскую модель после 1989 г. приветствовал Советский Союз, а не Россия.
Данный материал основан на докладе ЕСМД, выпущенном в ноябре 2014 года. Редакция благодарит авторов за разрешение опубликовать его на русском языке.

В марте 2014 г. европейцы проснулись в мире Владимира Путина, где границы можно менять явочным путем, международные институты бессильны, экономическая взаимозависимость становится источником небезопасности, а предсказуемость – скорее обязанность, чем преимущество. Но речь не идет о возвращении Европы к холодной войне. В годы холодной войны конфронтация между Москвой и Западом зиждилась на решении вопроса о том, кто владеет будущим, кто может предложить «лучший» мир. Нынешний конфликт между Россией и Евросоюз призван разрешить вопрос о том, кто живет в мире «реальном», а кто – в иллюзорном.

Вторжение России на Украину заставило ЕС признать: вместо того чтобы медленно, буквально молекулярно, распространиться на весь континент, а в конечном итоге – на всю планету, его идея европейского порядка рухнула. Постмодернистский европейский порядок неожиданно оказался в загоне. Так же как распад Югославии положил конец европейскому порядку времен холодной войны, кризис в Крыму ознаменовал окончание постбиполярного европейского порядка.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ГАЛАПАГОССКИЙ ПОРЯДОК

Свернутый текст

Тот факт, что европейцы рассматривали себя в качестве модели для всего мира, вряд ли может вызвать удивление. На протяжении последних 300 лет Европа находилась в центре глобальной политики. В 1914 г. европейский порядок распространялся на всю планету и был соткан из интересов, амбиций и соперничества европейских империй. Первая мировая война также известна как Европейская война. В 1919 г. реорганизацией мирового порядка занимался американский президент Вудро Вильсон, но его идеи главным образом касались реорганизации европейского порядка. Даже в период холодной войны, когда глобальные супердержавы не были европейскими, порядок по-прежнему был сосредоточен вокруг контроля над Европой, а соперничество между демократическим капитализмом и советским коммунизмом воспринималось как борьба европейских идеологий.

Европейская модель международного поведения возникла в 1989–1991 гг. и базировалась на целом ряде теоретических и практических положений, радикально отличавшихся от глобального порядка. В Китае в августе 1989 г. коммунистические власти подавили движение за демократию. В том же году коммунисты, правившие в Европе, отказались от применения силы как легитимного политического инструмента и пошли на мирную передачу власти. В тот момент Европа зафиксировала свое отличие от остального мира. «То, что закончилось в 1989 году, – писал британский дипломат Роберт Купер, подводя итог сложившейся новой ситуации, – это не холодная война и даже не Вторая мировая. В Европе (но, возможно, только в Европе) завершили свое существование политические системы трех столетий, базировавшиеся на балансе сил и имперских амбициях».

Ключевыми элементами нового европейского порядка стала высокоразвитая система взаимного вмешательства во внутренние дела друг друга и безопасность, основанная на открытости и прозрачности. Новая постмодернистская система безопасности не опиралась на баланс сил, не подчеркивала суверенитет или разделение внутренней и внешней политики. Она отвергала применение силы как инструмент решения конфликтов и предлагала в таком качестве возрастающую взаимозависимость европейских государств. Постмодернистский европейский порядок не предполагал изменения границ в Старом Свете или создания новых государств, как после Первой мировой войны. Не предпринималось попыток переселения народов для того, чтобы сохранить границы, как происходило после Второй мировой войны. Вместо этого Европа выступила с амбициозным планом – изменить саму природу границ, чтобы открыть их для капитала, людей, товаров и идей.

Новый европейский порядок отличался от всех предыдущих послевоенных систем. Холодная война завершилась без мирного договора или парада победителей. Провозглашалась общая победа Запада и россиян. Предполагалось также, что это будет система, восприимчивая к изменениям. Перестройка Европы происходила в виде распространения западных институтов, большинство из которых создавалось еще как структуры биполярного мира. Моделью для объединения Европы стало объединение Германии. Географические карты вышли из моды, их вытеснили экономические диаграммы, иллюстрирующие финансовую и коммерческую взаимозависимость Европы и благосостояние европейских граждан.

Европейцы хорошо осознавали особый характер своей системы, но были убеждены в ее универсальности. Европейские ценности, на которых основаны ВТО и Киотский протокол, а также Международный уголовный суд и «обязанность защищать», казалось, обретали все большую силу. Европейцы были уверены, что экономическая взаимозависимость и общий стиль жизни станут доминирующим источником безопасности в мире будущего.

Пребывая в эйфории от собственных инноваций, Евросоюз потерял связь с другими державами – и видел только то, в чем они не соответствуют европейским стандартам, вместо того чтобы попытаться понять другие системы представлений. Это касается и соседей ЕС, и таких великих держав, как Китай, и даже союзников в лице США. А претензия новой европейской идеи одновременно на исключительность и универсальность сделала невозможным для европейцев принятие альтернативных проектов интеграции на континенте.

Аннексия Крыма Россией заставила европейцев неожиданно осознать, что, хотя политическая модель Евросоюза достойна восхищения, она вряд ли станет универсальной или даже распространится на большинство ближайших соседей.

Похожий опыт пережили японские технологические компании. Несколько лет назад они пришли к выводу: хотя Япония производит лучшие 3G-телефоны на планете, устройства не находят глобального рынка сбыта, потому что остальной мир попросту не способен угнаться за технологическими инновациями, чтобы использовать эти совершенные изделия. Япония столкнулась с так называемым «галапагосским синдромом». Такеси Нацуно, профессор токийского Университета Кэйо, в интервью The New York Times сравнил японские мобильные телефоны с «эндемичными видами, которые Дарвин обнаружил на Галапагосских островах – фантастически эволюционировавшие и отличающиеся от своих родственников с материка». Японские телефоны оказались слишком совершенными для успешных продаж.

Теперь «галапагосский момент» наступил и для Европы. Европейский постмодернистский порядок, кажется, настолько ушел вперед и обогнал свое окружение, что другие просто не в состоянии ему следовать. Он превратился в особую экосистему, защищенную от более силового, «модернистского» мира, в котором живет большинство людей. После Крыма европейцам пришлось задуматься о том, как противодействовать российской агрессии. Каким европейский порядок может стать теперь, когда универсализм Европы превратился в нечто исключительное. Не является ли защита уязвимой европейской экосистемы от внешнего загрязнения сегодня более насущной, чем мечты о том, как изменить других?
КРЕПОСТЬ РОССИЯ
«Победитель не любопытен», – заметил Карл Шмитт. В особенности это касается победителей, которые хотели бы верить, что побежденных нет и поэтому можно не опасаться нежелательных ревизионистских поползновений. Во времена холодной войны в западных столицах тщательно анализировали всякую крупицу информации, поступающей из Кремля; европейские лидеры пытались понять, как работает советский мозг. После 1989 г., укрывшись в своей постмодернистской экосистеме, Европа потеряла интерес к тому, как Россия видит мир, и к ее планам. Ей не удалось осознать накал морального негодования Москвы по поводу возглавляемого Западом европейского порядка, потому что они предпочитали воспринимать отношения России и Европейского союза как победу обеих сторон. Они не могли взять в толк, что тот порядок, который они считали лучшим из возможных, многим россиянам казался лицемерным и нестабильным.
Воодушевленный собственным успехом, Евросоюз не отдавал себе отчета в возможности иной интерпретации. То, что он считает благожелательной – практически «травоядной» – силой, иные вполне способны воспринимать в качестве угрозы. Европейские политики убедили себя, что за закрытыми дверьми Россия на самом деле боится Китая и распространения радикального ислама, а ее бесконечные жалобы на расширение НАТО и размещение американской системы ПРО в Европе – элементарная форма пропагандистского отвлечения внимания домашней телевизионной аудитории. Аннексия Крыма показала, что Запад неправильно истолковывал поведение России по целому ряду вопросов.
Во-первых, европейцы ошибочно приняли неспособность России блокировать создание нового порядка после холодной войны за согласие с ним. Слабость посчитали сменой убеждений. Но ведь после 1989 г. европейскую модель приветствовал Советский Союз, а не Россия. Для советских лидеров позднего этапа европейский мягкий суверенитет и экономическая взаимозависимость виделись единственным способом защитить целостность империи в условиях стремления союзных республик к независимости. Столкнувшись с необходимостью выбирать между постмодернизмом и дезинтеграцией, Горбачёв сделал выбор в пользу первого и подписал Парижскую хартию с ее идеями общего европейского дома.
Поэтому с молчаливого согласия именно Советского Союза, а не России, блок НАТО распространился на Германскую Демократическую Республику. В отличие от СССР пришедшая ему на смену Россия с подозрением относилась к любым постнациональным объединениям и придерживалась классической концепции суверенитета XIX века. Россию и от Евросоюза, и от СССР Горбачёва отличает убежденность в том, что суверенитет – не право, а скорее способность действовать. Как в свое время заметил главный идеолог Путина Владислав Сурков, «суверенитет – это политический синоним конкурентоспособности». Суверенитет подразумевает экономическую независимость, военную мощь и культурную идентичность.
В 1993 г. российский филолог-классик и стратег-любитель Вадим Цымбурский опубликовал весьма примечательную статью под названием «Остров Россия». Геополитическая судьба России, утверждал он, – это остров, которому проще выжить, отрезав себя от Европы. По его мнению, России нужно отбросить наследие «трех европейских веков» и осознать, что ее попытки копировать Европу (как он рассматривает российский империализм) или присоединиться к ней неизбежно приведут к трагическим последствиям. В период, когда глобализация дестабилизирует мир, писал Цымбурский, единственно возможный вариант – сосредоточиться на Дальнем Востоке и внутреннем развитии страны. Россия была слишком слабой и фрагментированной, чтобы добиться успеха в глобализированном мире. Таким образом, строительство подобного «цивилизационного государства», «замковой идентичности» – государства с твердым панцирем, которое можно интегрировать в глобальную экономику, только если ее внутренняя политика будет защищена от внешнего влияния – стало главной целью Путина с момента, как он пришел к власти. Его никогда не интересовало присоединение к Западу. Москву не привлекала имитация западных ценностей, она хотела воспроизводить поведение на международной арене Соединенных Штатов.
Во-вторых, европейцы полагали, что интеграция России в мировую экономику обеспечит консервативную внешнюю политику. Европейские лидеры и общество стали жертвой собственного карикатурного представления о природе путинской элиты. Истории о всепроникающей коррупции и цинизме убедили жителей Старого Света в том, что современный российский истеблишмент будет сопротивляться всему, что представляет угрозу его бизнес-интересам. Идея корпорации «Россия» (Russia Inc.) оказалась неверной. Жадность и коррумпированность не мешают некоторым представителям верхушки мечтать о триумфальном возвращении России в мировую политику. Оказаться в советском вчера мечтает незначительное число россиян, большинство же ностальгирует по статусу СССР как супердержавы – по «государству, которое достойно уважения». Российская элита больше, чем европейская, склонна думать о своей роли в истории и сочетает меркантильность с мессианством. Путинский ревизионизм оказался более глубоким, чем полагали европейцы. Крах Советского Союза был для Владимира Путина провалом советского руководства, а не исторической необходимостью.
В-третьих, европейцы не смогли оценить психологическое воздействие «цветных революций» и глобального финансового кризиса на Россию. «Оранжевая революция» на Украине стала для российского руководства собственным 11 сентября. С этого момента президент России рассматривал дистанционно управляемые уличные протесты как главную угрозу своему режиму. Кремль убежден, что все «цветные революции» на постсоветском пространстве, включая протесты в России, готовились, спонсировались и направлялись Вашингтоном. С другой стороны, финансовый кризис 2009 г. привел к умозаключению, что глобализация отступает и быть великой державой в посткризисном мире означает иметь собственный экономический регион. В некоторых аспектах действия Путина на Украине напоминают имперскую политику России XIX века, но в действительности они представляют собой составную часть общемирового восстания против глобализации XXI века. Наибольшую же обеспокоенность Путина вызывает угроза политической идентичности России, а не ее территориальной целостности. Неудивительно, что присутствие Европейского союза на постсоветском пространстве сейчас рассматривается Москвой наравне с угрозой расширения НАТО. Попытки Запада изменить «культурный код» России вызывают тревогу такого же порядка, как перспектива того, что НАТО возьмет под контроль российскую военно-морскую базу в Севастополе.
В-четвертых, Европа сделала неправильные выводы о соотношении сил. Аналитические выкладки, посвященные сопоставлению Запада и России, были полны графиков, демонстрирующих преимущества в экономике, технологическом развитии и даже в военных расходах. Это правда, что Запад сильнее России, однако европейцы проигнорировали замечание Дэвида Брукса о «восстании слабых». Согласно примечательному гарвардскому исследованию, в асимметричных войнах с 1800 по 1849 гг. слабая сторона (сила измерялась количеством солдат и огневой мощью) добивалась стратегических целей в 12% случаев. В войнах с 1950 по 1998 гг. наблюдался разительный контраст – слабая сторона побеждала уже в 55% случаев. Объяснение, которое обычно дается этому факту, заключается в том, что – в особенности во второй половине XX века – слабой стороне уже не было нужды побеждать или уничтожать противника, достаточно было удержать позиции, чаще всего на своей территории. Просто подорвать работу вражеской военной машины и ждать, пока номинально более мощный противник потеряет интерес к конфликту, растратив политические ресурсы, чтобы продолжать его. В локальных конфликтах определить силу и слабость очень трудно.
Наконец, европейцы не смогли понять, каким уязвимым Путин чувствовал себя в стране. Контракт Путина с обществом базировался на постоянном повышении материального благосостояния среднего россиянина в обмен на неучастие граждан в политике. Все испортила «зима недовольства» в Москве 2011/2012. Политизированные россияне вышли на улицы, чтобы выразить протест. Путин был убежден, что Запад проводит политику, нацеленную на смену режима, и использует для этого уличные выступления.
Придя в первый раз к власти, Путин обещал вырвать страну из когтей международных финансовых институтов. Он почувствовал, что выиграл сражение за независимость, когда в 2006 г. Россия выплатила внешние долги и создала значительные валютные резервы. Но зима протестов, которые сопровождали его возвращение на пост президента, выявила новый вид уязвимости. Когда представители элиты советовали вести переговоры с протестующими, Путин решил, что культурная и финансовая зависимость российского управляющего класса от Запада обуславливает уязвимость режима. Поэтому «национализация элиты» стала основным приоритетом.
Импровизированный украинский гамбит Путина лучше объясняется страхом Кремля перед дистанционно управляемыми уличными протестами, нацеленными на смену режима, нежели его страхом перед расширением НАТО. Таким образом, ревизионизм Москвы во внешней политике объясняется скорее внутренней политикой Кремля, а не расчетами, связанными с безопасностью России. Путин должен был взять Крым, чтобы сохранить контроль над элитами. Путин должен был взять и всю Украину. Многие на Западе думают, что Путин опасается либеральной и демократической России, но его главные страхи всегда были связаны с националистической Россией, которая не простит ему потери Украины.
На протяжении десяти лет Россия находилась в постоянном поиске нового европейского порядка, который обеспечит выживание режима даже после Путина. Но Владимир Путин требует от Запада того, что тот не хочет и не может ему обещать. В 1943 г. Иосиф Сталин распустил Коммунистический интернационал, чтобы убедить союзников, что его приоритет – победа над нацистской Германией, а не триумф коммунистической революции. Президент Путин надеялся, что и Запад подобным же образом прекратит политику продвижения демократии. Ему требовалась гарантия, что Кремль будет огражден от гневных протестов на улицах Москвы и Минска, а западные правительства и СМИ станут их осуждать, а не поддерживать. К сожалению для российского руководства, этого Запад не мог ни обещать, ни выполнить. Дело в том, что не существует никакого «Демократического Интернационала», распространяющего демократию наподобие того, как Коминтерн в свое время поддерживал мировую революцию – а то, чего не существует, не может быть распущено. И что особенно важно – спонтанные массовые протесты нарастают не только в недемократических, но и в демократических обществах. Только за последние пять лет более 70 массовых протестов произошли более чем в 70 странах мира. Гневные граждане шествуют на марше по всему миру.
В этом смысле нарушение Кремлем территориальной целостности Украины не знаменует собой начало кризиса европейского порядка после холодной войны. Это финальная стадия затянувшегося кризиса. Вопрос в том, что должна делать Европа, столкнувшись с таким отторжением. Как должна реагировать в условиях реальной атаки на европейские принципы и модель?
САНКЦИОННАЯ ЛОВУШКА
Евросоюз был прав, введя жесткие санкции против России, но главная опасность европейского режима санкций не в том, что он не сработает, но в том, что он может закончиться, сработав слишком хорошо. В этом и заключается санкционная ловушка.
Столкнувшись с аннексией Крыма и дестабилизацией Восточной Украины, Запад не мог не прибегнуть к силовому давлению. Менее решительная реакция спровоцировала бы Москву на более агрессивные действия, и дальнейший раскол внутри Евросоюза был бы неизбежен. Те, кто считает, что молчаливая реакция Запада на российско-грузинскую войну дала Кремлю основания совершить крымский гамбит, не так далеки от истины.
Но чем эффективнее санкции станут ослаблять экономику России, тем сильнее они ударят по главным целям ЕС. Хотя по внутренним ощущениям Соединенные Штаты и Европейский союз понимают, что у них не было другого выбора, кроме введения санкций, общей позиции относительно того, чего они добиваются, нет. Являются ли санкции инструментом, чтобы заставить Россию прекратить прямую поддержку сепаратистов на востоке Украины? Смогут ли они побудить Россию отказаться от Крыма? Спровоцируют ли они смену режима? Станет ли слабая Россия менее агрессивной?
Пока с помощью санкций не удалось изменить поведение России на востоке Украины, и мало кто верит, что они убедят Россию вернуть Крым. Если цель – смена режима, санкции вряд ли ее достигнут, по крайней мере в краткосрочной и среднесрочной перспективе. И даже если это произойдет, будет ли постпутинская Россия прозападной? «Невозможно сказать, когда система падет, – заметил бывший советник Путина Глеб Павловский, – но произойдет это за один день, а система, что придет ей на смену, будет копией существующей».
Со стороны европейских лидеров было бы большой ошибкой считать, что по отношению к России можно вести себя так же, как по отношению к Сербии в 1990-х годах. И не только потому, что Россия – ядерная держава, но и потому, что большая часть российского общества не видит свое будущее в рамках европейского проекта. Парадокс российского изоляционизма в том, что чем эффективнее будут санкции, тем сильнее они подорвут долгосрочные цели ЕС.
Очевидно, что санкции облегчают осуществление планов Владимира Путина по ограничению незащищенности России перед Западом. В начале 1960-х гг. Советский Союз воздвиг стену в центре Берлина, чтобы изолировать Восточную Германию от Западной. Но современное российское руководство не способно остановить торговлю со всем миром или предложить сколько-нибудь убедительную для россиян идеологию относительно обретения будущего в блистательном одиночестве. Вместо этого Путин учел уроки своего любимого дзюдо и решил использовать против Запада его собственную мощь. Российские чиновники, первоначально сопротивлявшиеся распоряжению президента выводить свои деньги из иностранных банков, теперь делают это благодаря западным санкциям. Экономические издержки из-за санкций позволят Путину скрыть ошибки в экономической политике Кремля. Санкции также обеспечат прикрытие в продвижении управляемого процесса, направленного на то, чтобы изолироваться от глобализации – с помощью планов по национализации интернета, запрета на владение иностранцами СМИ и сокращения возможности зарубежных поездок. Кроме того, санкции против ближайшего окружения Путина маргинализировали западно-ориентированных представителей российской элиты. «Вы [на Западе] думаете, что санкции расколют элиту и заставят Путина изменить курс, но этого не происходит, – сказал инвестор-миллиардер в интервью Financial Times. – Наоборот, вы уничтожаете тех, кто является другом Запада в России, а силовики становятся сильнее, чем прежде».
Санкции помогают Путину переориентировать российскую торговлю с Запада на другие регионы. По данным Института Брейгеля за 30 сентября с.г., опубликованным Сильвией Мерлер, поток прямых иностранных инвестиций из Европы в Россию снизился на 63% за три квартала по март 2014 г. включительно, в то же время поток инвестиций из Азии – в основном из Китая – вырос на 560% за первый квартал 2014 года. И это не единственный признак того, что Россия достаточно успешно переориентирует географию потоков капитала. Национальный банк Китая открыл кредитную линию для трех крупных российских банков, против которых Запад ввел санкции.
Есть опасность, что санкции спровоцируют Россию на конкуренцию в военной, а не в экономической сфере. Одним из важных, хотя и не особенно афишируемых, результатов политики европейского добрососедства стало успешное переопределение геополитического соперничества в Восточной Европе. Евросоюз пытался трансформировать свою периферию посредством экономической и социетарной интеграции. И хотя европейская линия не оказала трансформирующего эффекта на слабую политику соседних стран, она успешно изменила форму российского внешнего курса. После «оранжевой революции» Россия пыталась конкурировать с европейцами на Украине и в других постсоветских государствах, используя идею «мягкой силы» (политика кнута и пряника, интеграция в стиле ЕС). Но это весьма деликатный процесс, и он сразу натолкнулся на препятствия. Россия менее, чем другие крупные развивающиеся страны, склонна мыслить в экономических терминах. Само наличие у нее неконкурентоспособной одномерной экономики и мощной военной сферы (российская армия планирует модернизировать 70% своего вооружения к 2020 г.) делает ее более склонной к политическим авантюрам, чем остальные глобальные поднимающиеся державы.
Наконец, санкции Запада в итоге могут ускорить крах самой международной системы, которую он пытается защитить. На протяжении десятилетий западные державы оказывали политическое давление, угрожая с помощью санкций вытеснить ряд стран из глобальной экономики, как они поступили с Ираном, Мьянмой и Сербией. Бывшие западные колонии – Индия, Китай и Бразилия – недовольны тем, как Запад использует глобальные институты, чтобы продвигать свои интересы. И они все больше стремятся и способны обойти глобальные институты путем создания собственных. Например, на саммите БРИКС в Бразилии минувшим летом развивающиеся державы договорились создать новый Банк развития и валютный фонд, которые будут базироваться в Шанхае и, очевидно, должны стать альтернативой Всемирному банку и МВФ. В «Большой двадцатке» БРИКС сформировала группу, призванную содействовать продвижению антизападной повестки дня. Если сейчас Запад попытается использовать свои институты против России, развивающиеся державы будут вынуждены еще больше сплотиться. На летнем саммите БРИКС Путин предлагал продумать меры, которые защитят развивающиеся державы от «санкционных атак» Соединенных Штатов и не допустят «травли стран, несогласных» с США и их союзниками. Поэтому, если говорить об эффекте санкций, следует думать не только об ущербе экономике России, но также озаботиться тем вызовом, который они бросают глобальной легитимности построенных Западом институтов.
Санкции могут способствовать обретению Путиным искомой «крепости России», одновременно расшатывая основы международной системы. Евросоюз не сможет проводить последовательную политику, если не будет смотреть вперед, за рамки нынешнего противостояния, чтобы выработать более четкое представление о порядке, который он стремится построить на оспариваемых границах своего постмодернистского пространства.
ПЕРЕСМОТР ЕВРОПЕЙСКОГО ПОРЯДКА
Кризис европейского порядка во многих отношениях является кризисом политического воображения. Европейцам трудно представить, что страна может не мечтать о присоединении к Европейскому союзу или о преимуществах, которые дает его регулятивная база.
Пока у Брюсселя сложилось ограниченное представление о постсоветском пространстве, он выступает от лица гражданского общества в этих странах так же, как КПСС выступала от лица западного рабочего класса. Евросоюзу также не удалось провести грань между способностью привлекать, с одной стороны, и трансформировать, с другой, когда речь шла об обществах на периферии Европы. Если киевский Майдан ярко показал умение ЕС захватывать воображение граждан, то политические и социальные события в Болгарии, Румынии и на Балканах продемонстрировали пределы его трансформационных возможностей.
Главный вызов нынешнего кризиса состоит в том, чтобы Брюссель не ставил перед собой цель превратить Россию в страну, похожую на нас, но озаботился разработкой структуры, позволяющей с ней сосуществовать.
Некоторые полезные уроки Европа может извлечь из того, как Соединенные Штаты строят отношения с КНР, сочетая вовлеченность и балансирование. Китай слишком тесно связан с глобальной системой, чтобы его «сдерживать», но, как становится очевидно, «вовлеченность» – тоже не вариант. Американский политолог Джошуа Купер Рамо предложил идею «со-эволюции» в качестве структуры, задающей рамки рассмотрения этих сложных отношений. Данное состояние, впервые описанное в «Происхождении видов» Дарвина, предполагает ситуацию, когда два (или более) вида оказывают обоюдное влияние на эволюцию друг друга.
Это понятие как нельзя лучше подходит для сохранения Европой своего постмодернистского галапагосского порядка в мире, где Россия ищет пространство, чтобы построить свой собственный порядок.
Конечно, отношения Европейского союза с ослабевающей Россией существенно отличаются от взаимоотношений США и Китая – двух сопоставимых держав, исполненных уверенности в том, что история на их стороне. Однако «со-эволюционная» аналогия с КНР поможет Европе пересмотреть европейский порядок. Со-эволюция признает, что Соединенные Штаты и Китай взаимозависимы, но и конкурируют. Она исходит из допущения, что обе державы принимают различия друг друга, однако проводят «красные линии», нарушение которых угрожает самому существованию каждой из них. Стороны общаются через институциональные механизмы (ВТО и «Большая двадцатка»), но и обходят друг друга (ШОС, с одной стороны, и Транс-Тихоокеанское партнерство – с другой).
Сегодня перед Евросоюзом стоит задача найти европейский вариант «со-эволюции», позволяющий сосуществовать с Россией и одновременно запустить функциональный механизм «красных линий» в момент, когда российские войска появятся на территории Украины. В последнем можно выделить три основных аспекта: сдерживание и гарантии безопасности для территориальной целостности стран – членов ЕС и в целом стран европейского континента; обновление постмодернистской европейской модели путем укрепления институтов, основанных на ценностях; разрядка в результате проведения политики признания и сотрудничества с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), который начнет функционировать 1 января 2015 года.
Саммит НАТО в Уэльсе продемонстрировал перспективы сдерживающего аспекта возможной всеобъемлющей стратегии Евросоюза. Альянс по-прежнему будет обеспечивать безопасность Европейского союза – факт, вновь подтвержденный в этом году. Главный вызов, как и прежде, состоит в том, чтобы убедить Россию не предпринимать акций в отношении стран, не входящих в НАТО. Составной частью западной стратегии сдерживания также является учреждение Энергетического союза ЕС и сокращение зависимости Европы от российских энергоресурсов. Так или иначе, действия России на Украине наглядно иллюстрируют, что традиционной политики сдерживания недостаточно, когда мы сталкиваемся с курсом, направленным на раскол.
Второй аспект возможной стратегии подразумевает укрепление и защиту постмодернистского порядка внутри ЕС. Важно провести различие между основными, ценностными институтами постмодернистского порядка (такими, как ЕС и Совет Европы) и институтами-«мостами» (такими, как ОБСЕ и ООН), которые позволяют нам контактировать с державами, не разделяющими наши ценности. Европейским лидерам следует укрепить основные институты с точки зрения дисциплины и жесткости, а институты-«мосты» сделать более гибкими и готовыми приспосабливаться. Результатом членства России в Совете Европы, например, стала не «либерализация» России, а паралич Совета. Недавно Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию с требованием к Азербайджану отпустить всех политзаключенных. Если эта тенденция сохранится, Европейскому союзу, возможно, придется рассмотреть вопрос о приостановлении членства таких стран, как Россия и Азербайджан, в Совете Европы. Непростое решение, поскольку Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) – одна из немногочисленных инстанций по защите права личности в России, но ЕС необходим баланс между данной функцией ЕСПЧ и опасностью постоянного подрыва основополагающих принципов. Мы можем и должны продолжать настаивать на том, что когда-нибудь компетенция Европейского суда по правам человека распространится на всю Европу, включая Россию и Южный Кавказ. Однако бесполезно претендовать на то, что это так уже сегодня.
Настоятельная необходимость вдохнуть новую жизнь в ценностные институты – следствие растущей популярности путинской «суверенной демократии» среди некоторых членов Европейского союза. Например, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан недавно заявил: «Мы ищем и прилагаем все усилия, чтобы найти – действуя вразрез с западноевропейскими догмами и независимо от них – такую форму организации общества, которая сделает нас конкурентоспособными в большой мировой гонке». В глазах Орбана Путин выглядит сильным и решительным, а европейские демократии – растерянными. Евросоюз должен убедить Орбана в том, что путинская модель может сработать за пределами Евросоюза, но никак не внутри него, и выбор за Венгрией.
Что касается долгосрочных отношений с Россией, то об этом только сейчас начали задумываться. В последние месяцы европейские лидеры были заняты тем, как заставить Россию изменить политику по отношению к Украине. Но что дальше? Ограничится ли Запад только Украиной? Возобновились разговоры о «сдерживании». Но как выглядит сдерживание во взаимозависимом мире? Мы остановим торговлю с частными российскими компаниями? Запретим туристам посещать наши страны? «Сдерживание» звучит многообещающе, но остается головоломкой.
Запад может никогда не признать аннексию Крыма, как не признал оккупацию балтийских государств Советским Союзом, тогда придется сохранить санкции против компаний, получающих выгоду от оккупации. Но просто сохранять широкие санкции в надежде, что в один прекрасный день Россия изменит свою политику и вернет Крым Украине, – тоже не вариант.
Россия – огромная, очень важная держава, она слишком прочно встроена в международные институты, чтобы мы могли надеяться, что ее удастся изолировать на наших условиях. Еще важнее, что Владимир Путин не боится изоляции, а приветствует ее. Но изоляция или самоизоляция России не отвечает интересам Европейского союза. На кону обострение некоторых разногласий между странами-членами. Угроза снижения европейской конкурентоспособности на глобальном рынке. Украина может быть обречена на перманентную нестабильность.
Санкции были необходимы, чтобы противодействовать вторжению России, и предоставили Западу определенные рычаги давления. Эти рычаги нужно использовать, чтобы перенести разрешение проблемы конфликта в Донбассе с поля боя за стол переговоров. Но за столом переговоров Евросоюзу понадобится стратегия отношений с Россией.
Начало кризису положила борьба вокруг вопроса о том, выберет ли Украина Ассоциацию с Европейским союзом или участие в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), инициатором которого выступает Москва. Парадокс в том, что сейчас – когда Россия получила Крым и потеряла Украину – надежды ЕС на рабочие отношения с Россией могут оправдаться путем сотрудничества с Евразийским экономическим союзом.
В основе нынешнего кризиса – неспособность признать возможности, которые открываются благодаря путинскому проекту ЕАЭС. Евразийская интеграция – самое мощное доказательство существования «мягкой силы» Европейского союза. Об этом свидетельствует попытка Москвы получить статус и признание путем имитирования институтов и структур ЕС. Отсюда возможность сближения на европейских условиях – путем укрепления торговых и экономических связей, а не военного соперничества. И хотя корни ЕАЭС лежат в геополитике, преимущество союза – в его открытости для всех, он не ориентирован на русский этнический национализм и основывается на принципах экономической взаимозависимости.
Если бы проекта Евразийского экономического союза еще не существовало, его следовало бы изобрести в Брюсселе именно в тот момент, когда Россия поворачивается к Европе спиной. Проект привлекателен для Евросоюза не потому, что будет успешным, а потому, что это единственный способ отвлечь Россию от практики военного давления и националистической риторики. Он предполагает диалог на языке ЕС. Но вместо того чтобы признать собственное отражение в ЕАЭС, Брюссель затаил обиду на имитацию и упустил возможность смягчить наметившийся конфликт с Москвой.
Если ЕС откроет для себя перспективу сближения с ЕАЭС, России будет послан четкий сигнал, что Брюссель признает ее право на собственный интеграционный процесс. Иными словами, что новый европейский порядок будет строиться не вокруг обещания до бесконечности расширять Европейский союз и НАТО. Вместо этого он превратится в объект сотрудничества и конкуренции между интеграционными проектами, в основе которых разные философские подходы, но которые открыты двойному членству и различным формам совпадения интересов и сотрудничества. Это продемонстрирует беспристрастность ЕС, его готовность признать право постсоветских государств на выбор интеграционных проектов по своему усмотрению. Готовность признать «евразийский выбор» Армении позволит Брюсселю легитимно вынудить Россию признать легитимность «европейского выбора» Молдавии и Украины.
Конечно, в глазах большинства европейцев Евразийский экономический союз – далеко не безупречный проект. Но он может оказаться лучшим шансом, чтобы перенести соперничество между Россией и Западом обратно на экономическое поле, а не на поле битвы. Кроме того, ЕАЭС интересен тем, что предполагает некоторое ограничение власти Кремля и принятие решений Россией (все члены – Россия, Казахстан, Белоруссия и в будущем, вероятно, Армения и Киргизия – обладают правом вето по вопросам совместной политики). В нынешней ситуации растущей конфронтации между Россией и Западом признание Европейским союзом Евразийского экономического союза облегчит развитие отношений Брюсселя с такими странами, как Казахстан и Белоруссия.
Разумеется, ЕАЭС – не ответ на все вопросы. Но он может стать отправной точкой в переговорах о новом европейском институциональном порядке, который заполнит вакуум, что возник после краха институтов, отвергнутых Москвой. Нам нужна позитивная повестка дня, если мы не хотим свести нашу политику к реагированию.
Россия развеяла европейские мечты о будущем, в котором постмодернистский остров ЕС раскинется на весь континент. Но также нельзя говорить о том, что в Европу вернулась холодная война. Тогдашняя конфронтация Москвы и Запада сводилась к тому, кто способен предложить «лучшее» мироустройство. Сегодняшний конфликт – о том, кто живет в «реальном» мире. На протяжении 25 лет европейцы читали колеблющейся России лекции, доказывая, что она не в ладах с реальностью. Сегодня настал момент, когда Европейский союз, в свою очередь, должен осознать суровую реальность. Европе нужно сосредоточить трансформационные усилия на консолидации собственного политического пространства, которое теперь включает также Украину и Молдавию, и признать существование «реального мира» за пределами своих границ. В настоящий момент ЕС не может надеяться трансформировать Россию, но он должен осознавать цену ее изоляции. А это – беспорядок в самой сердцевине европейского порядка.
Источник: globalaffairs.ru.

http://oko-planet.su/politik/politikmir … yadok.html

0

472

Фильм: Илловайск - пленные 19.12.14

Украинский командир с позывным "КУПОЛ" чуть не получил по куполу от своих украинских военных в аэропорту Донецка

0

473

Псаки начала путаться в показаниях

http://sf.uploads.ru/t/zZExb.jpg

Представитель Госдепа США Джен Псаки ушла от ответа на вопрос о том, будут ли мешать новые санкции против РФ взаимодействию Москвы и Вашингтона. Речь шла, в первую очередь, о диалоге двух стран по вопросу корейской ядерной проблемы. Отвечая на вопрос журналиста, Псаки попросила уточнить, какие именно новые санкции репортер имеет в виду. Затем она заявила, что о новых мерах Америка не объявляла. Корреспондент напомнил ей, что на недавнем брифинге она говорила об антироссийских мерах. Псаки никак не прокомментировала это заявление и перешла к следующему вопросу.

Однако представитель Госдепа отметила, что в отношениях России и США остались вопросы, взаимодействие по которым продолжается. К ним относятся переговоры с Ираном и решение корейской ядерной проблемы, передает РИА Новости.

0

474

АНАЛИТИКА
Первые итоги Третьей мировой: однополярного мира больше нет

В общем-то, многие из нас уже поняли, что в 2014 году началась активная фаза третьей мировой войны. Не информационной, не экономической, а самой настоящей. До победного конца. А поскольку без России подобные мероприятия никогда не обходятся, наша страна в очередной раз оказалась на острие конфликта. Так что самое время присесть и осмотреться по сторонам, оценивая какими реальными силами мы сегодня располагаем.

Залезать по самые уши в цифры, повествующие о проценте ВВП, затраченном на нужды оборонного сектора, смысла, пожалуй, нет. Во-первых, и без этого всем прекрасно известно, что пару раз уничтожить всю планету ржавого железа у России хватит. Большего же никому и не надо. А, во-вторых, кардинально изменившаяся концепция вооружений не предполагает масштабного вторжения на территорию врага. На эскадру хитрых «Дональдов Куков» вполне должно хватить пары не очень новых бомбардировщиков без боекомплекта. Как показывает практика, последующее лечение военных моряков НАТО от энуреза и диареи занимает много времени и вылетает в копеечку. А потому ставка нашими «партнёрами» по боевым действиям сегодня делается на экономическое удушение, политическую изоляцию и моральное подавление противника.

Свернутый текст

С третьей из перечисленных задач противостоящая нам сторона сегодня, пожалуй, справляется на отлично. Массовая истерия в СМИ по поводу снижения цен на нефть передалась части населения. Мириады российских менеджеров в течение всего рабочего дня с нескрываемым ужасом следят за событиями на мировом рынке углеводородов. А потом стремглав несутся в обменники за дорожающей валютой, сея ужас и панику на всём пути от офиса до банка. Чего, собственно, от них и добивались неведомые сценаристы. Одновременно активно выталкивая на политическую авансцену людей, которые, якобы, знают как снять все вопросы. Например, Ходорковского, все свои проблемы действительно сумевшего разрешить. Вне всяких сомнений, атаки на этом перспективном направлении в ближайшее время будут не только продолжены, но и усилены.

Но вот с двумя другими задачами противник справляется вовсе не так хорошо, как ему хотелось бы. Попытки экономического удушения имеют место быть. И даже приносят некоторые локальные успехи. В основном, благодаря действиям заранее вскормленной и в должном объёме профинансированной пятой колонны. Вывод капиталов за рубеж, бесполезные или вредные реформы, целенаправленная политика государственного невмешательства в ценообразование и насущные проблемы экономики. Всё это серьёзно ослабляет нашу воюющую сторону. Хотя смертельным ударом для неё пока не стало. И есть все предпосылки к тому, что и не станет. Прежде всего потому, что прозападные метастазы ещё реально ликвидировать. И судя по тому, что сегодня оголтелой критике правительства откровенно дан зелёный свет, кардинальные изменения внутриполитического курса могут быть не за горами.

Остаётся третье направление боевых действий – политическая изоляция. И вот тут у наших западных «партнёров» вырисовывается провал. Полный и безоговорочный. Ставка на «золотой миллиард», к которому до сих пор были приписаны граждане США, Канады, нескольких стран Западной Европы, Австралии и компрадорская часть элиты остального мира, себя не оправдала. Или, как минимум, изжила. Стоило президенту России Владимиру Путину публично харкнуть на установленный кем-то миропорядок, как мигом выстроилась очередь желающих сделать то же самое. Причём, не из тявкающих лимитрофов, а стран серьёзных и самодостаточных.

Интересно, что пророссийский блок удалось выстроить на удивление быстро. Буквально за несколько осенних месяцев. Словно в Китае, Индии, Турции и ещё кое-где только и ждали, чтобы кто-то выступил первым.

- У Китая и России большая экономическая взаимодополняемость. У нас есть огромный потенциал для сотрудничества, - сказал сегодня на брифинге официальный представитель китайского МИДа Цинь Ган. - Правительства и компании двух стран питают большие надежды и смотрят с большим энтузиазмом на двустороннее сотрудничество.

Мнение своего земляка поддержал и даже конкретизировал главный экономист китайского банка коммуникаций Лянь Пин, напомнивший о недавней российско-китайской сделке, о так называемых валютных свопах, то есть о взаимных расчётах в рублях и юанях в обход доллара. По его мнению, обеим странам необходима поддержка ликвидности их валют и своп-линия может быть идеальным инструментом для этого.

- Договоренность об экспортных расчетах в рублях и юанях была не финансовым вопросом. Она имеет политическое значение, поскольку является символом взаимного доверия, - добавил к словам коллеги руководитель коммерческого банка Yinshu Capital Ван Фен.

Нелишне напомнить, что в отличие от бумажного доллара российский рубль по-прежнему обеспечен энергоносителями, а китайский юань – товарами. В случае хотя бы частичной люстрации биржевых спекулянтов, со временем эти две валюты вполне могут стать самыми устойчивыми в мире. Особенно поддержанные друг другом. Так что нашему офисному планктону имело бы смысл заняться скупкой юаней, пока они не слишком дороги.

Очень сильным ходом оказался и «турецкий гамбит» российского президента. Как известно, недавно в Анкару наведывалась представительная делегация высокопоставленных чиновников Евросоюза, уговаривавшая президента Турции Реджепа Эрдогана не водиться с «противным Вовкой». Уезжали европейцы из Анкары молча. И только по возвращении домой глава дипломатии ЕС Федерика Могерини вслух заявила о том, что некоторые моменты в турецкой политике «направлены против европейских ценностей и стандартов». В ответ Эрдоган не сильно галантно посоветовал даме «держать своё мнение при себе». Дополнительные комментарии по итогам переговоров нужны? Да и зачем Эрдогану эта болтовня, если через пять-шесть лет с помощью халявного газового хаба он будет держать южную Европу за глотку так крепко, что она в Таможенный Союз запросится.

Есть ещё и Индия. После официального визита Путина руководство этой страны никаких громких заявлений не делало. Однако сегодня в СМИ ненавязчиво проскочила информация о том, что авиационная холдинговая компания «Сухой» взяла у ВТБ кредит размером в 7 миллиардов рублей. И инвестировать эти деньги собирается в размещение крупного заказа на своём заводе в Комсомольске-на-Амуре. Официальных комментариев никто никому по этому поводу не даёт, но оперативные источники побалтывают об изготовлении 55 истребителей Т-50 (тех самых ПАК ФА). В том числе и для индийских вооружённых сил, обещавших расторгнуть сделку с французами на поставку их «Рафаэлей» и намеревающихся сдержать обещание.

Таким образом, пророссийская коалиция выглядит сегодня намного интереснее и перспективнее проамериканской. Даже если не брать пока во внимание Латинскую Америку, раскачать которую до состояния Майдана очень даже реально. Более того, само её возникновение уже стало приговором однополярному миру, за сохранение которого ратует противная сторона. Осталось только привести этот приговор в исполнение.
Источник: interpolit.ru.

http://oko-planet.su/politik/politikmir … e-net.html

0

475

Украина: отмечать Новый год придётся по тарифу эконом

Яценюк требует отключить уличное освещение на Украине

0

476

АНАЛИТИКА
Отказ от «Южного потока» - это пиррова победа для ЕС

В течение нескольких месяцев политики из североамериканских и европейских столиц давили на страны Центральной и Восточной Европы, чтобы те отказались от поддержки газопровода “Южный поток”.
С российской точки зрения “Южный поток” должен был стать финальным этапом в десятилетнем противостоянии с ненадежным транзитным государством - Украиной, которая постоянно шантажировала как Россию, так и ее европейских клиентов.

Для того чтобы уменьшить транзитные риски, “Газпром” инвестировал миллиарды долларов в строительство газопровода “Ямал” через Белоруссию и Польшу и совсем недавно ввел в эксплуатацию газопровод “Северный поток”, идущий в Германию по дну Балтийского моря.

Свернутый текст

Максимальная мощность “Южного потока” (который планировалось проложить по дну Черного моря в Болгарию, а потом одну ветку на Балканы, а другую в Австрию) должна была составить 63 млрд куб. м природного газа. 1 декабря на фоне западных санкций и непрекращающейся антироссийской риторики президент Владимир Путин в ходе своего визита в Турцию объявил о закрытии проекта, пишет naturalgaseurope.com.

Во-первых, следует сразу отметить, что решение Москвы никак не повлияет на текущие поставки российского газа в Европу. Планировалось, что “Южный поток” начнет работать к концу 2015 г., и то по самым оптимистическим прогнозам. Кроме того, некоторые наблюдатели выражали сомнение в целесообразности его строительства. Российская сторона в свою очередь всегда заявляла о необходимости газопровода, так как он обходит Украину и гарантирует стопроцентное выполнение всех контрактов. Однако существует мнение, что после строительства “Южного потока” “Газпром” получит монополию на рынке, особенно в Центральной и Восточной Европе, что позволит ему диктовать свои условия.

Во-вторых, решение о закрытии проекта в очередной раз подтвердило способность Владимира Путина удивлять ведущих экспертов и мировых политиков. Российский лидер эффектно пожертвовал газопроводом, который стал для Москвы политически и финансово слишком дорогим проектом. Путин также дал понять, что ему надоела непрекращающаяся критика европейцев в его адрес в связи с его политикой на Украине. Этим шагом Путин смог обойти своих противников, хотя экономика России продолжает довольно сильно страдать из-за западных санкций и рекордно низких цен на нефть.

В-третьих, все попытки США и Европы изолировать Россию в мире окончательно провалились. В мае Китай дал четко понять, что для него нет никаких проблем вести бизнес с Россией: две страны успешно завершили многолетние переговоры о строительстве газопровода из Сибири в Китай мощностью 38 млрд куб. м в год. Затем в начале декабря президент Путин во время своего визита в Анкару объявил об увеличении существующих энергетических отношений между Россией и Турцией, в частности планируется строительного нового газопровода между странами по дну Черного моря. Буквально через четыре дня после встречи с Реджепом Эрдоганом президент Путин отправляется с официальным визитом в Индию, где заключает серию важных торговых соглашений. Можно, конечно, говорить, что все подписанные соглашения в Пекине, Анкаре и Дели еще неокончательные, могут сильно измениться или просто не состояться, но сам факт переговоров и теплый прием выглядели как откровенный вызов США и Европе.

Согласно прогнозам развития энергетического рынка на ближайшие десятилетия наибольший рост потребления энергии произойдет в странах, которые не входят в ОЭСР, как, например, Турция. Поэтому совершенно логично, что Россия активно ищет новых партнеров среди этих стран, при этом давая понять, что западные санкции не смогли изолировать ее от внешнего мира.

Напомним, что в начале года большое количество стран воздержалось от голосования по резолюции ООН, которая осуждала российскую аннексию Крыма. В их число вошли такие государства, как Аргентина, Бразилия, Китай, Индия, Южная Африка, Египет и другие.

С точки зрения европейцев, отмена “Южного потока” не может быть поводом для радости. Разумеется, в краткосрочной перспективе закрытие проекта не несет негативных последствий для Европы, так как “Газпром” еще не имеет альтернативных рынков сбыта для своих углеводородов. Но это произойдет очень скоро, и Россия активно начнет продавать природный газ в такие страны, как Китай, Турция, Индия, Южная Корея и Япония.

Непонятно, каким образом Европа заинтересована в плохих отношениях со своим крупным торговым партнером, крупнейшим внешним поставщиком энергии и просто соседом. Европейская комиссия в настоящее время пытается найти пути для поставок газа через Турцию из Азербайджана, Туркмении, Курдистана и даже из Ирана, но все эти варианты имеют массу недостатков и не могут полностью заменить российский газ.

Из всего этого следует вывод, что отмена “Южного потока” – это пиррова победа (или победа, доставшаяся слишком высокой ценой и равносильная поражению). Европа пытается определиться со своей энергетической политикой, создать внутренний рынок природного газа, сделать газ более важным источником энергии, так как в ближайшие годы странам ЕС необходимо резко уменьшить выбросы углекислого газа в атмосферу.

Кроме того, в Европе продолжаются острые дискуссии по поводу ядерной энергетики, сланцевого газа, возобновляемых источников энергии, будущего использования угля и высокой стоимости строительства энергетической инфраструктуры. На фоне всех этих вызовов у европейских политиков, без сомнения, есть более важные задачи, чем борьба с газопроводом.
Источник: posthunt.net.

http://oko-planet.su/politik/politikmir … ya-es.html

0

477

АНАЛИТИКА
США готовят свержение Лукашенко

Главный эксперт по «цветным революциям» на постсоветском пространстве помощник госсекретаря США Виктория Нуланд, намекнула Александру Лукашенко на возможность повторения майданного сценария в Минске. Впрочем, судьба Януковича «Батьке» все же не грозит, если последний прислушается к советам из-за океана и начнет «двигаться по пути большей защиты прав человека и демократичности».
В переводе с дипломатического языка это может означать требование допустить в политику местного аналога «Правого сектора». А также освободить всех т.н. «политзаключенных», что вкупе с активистами «сведомых» составит взрывную базу протеста под все теми же проевропейскими лозунгами.
Г-жа Нуланд напомнила, что США и Белоруссия уже сделали несколько маленьких совместных шагов: «мы теперь вновь выдаем там визы на взаимной основе».
Можно предположить, что если Александр Григорьевич и дальше будет проявлять себя как многовекторный политик, он может избежать участи президента в изгнании. И, похоже, Лукашенко чутко улавливает сигналы. Так, буквально на днях наш главный союзник потребовал перевести все расчеты с РФ в доллары и евро. А позже заявил о необходимости выхода на новые рынки сбыта и призвал перестать полагаться на Россию, обращаясь к представителям местной власти.

Свернутый текст

В свою очередь, глава комитета Госдумы РФ по международным делам Алексей Пушков считает, что США намерены либо свергнуть президента Белоруссии Александра Лукашенко, либо отвернуть его от Москвы.
«Нуланд заявила: США открыты для диалога с Белоруссией. Значит, вновь собираются свергать Лукашенко или хотя бы развернуть его против Москвы», — написал он в своем микроблоге в Twitter.
Для того чтобы мотивировать белорусского лидера повернуться в нужном геополитического направлении, США с 2006 году используют классическую систему «кнута и пряника». А именно, они ввели санкции, блокирующие собственность и активы десяти руководителей правительства Белоруссии, включая президента страны Александра Лукашенко. С тех пор черный список ежегодно обновляется. Так, в 2007 году были введены санкции в отношении концерна «Белнефтехим», в 2010 году — в отношении двух банков иранского происхождения, работающих в Белоруссии. Можно предположить, что в зависимости от степени проявления лояльности те или иные фигуранты будут периодически то внезапно появляться, то бесследно исчезать из этого списка.
Обращает на себя внимание известное легкомыслие белорусских правоохранительных органов. Силовые ведомства ФРГ и Польши оказывают помощь в подготовке, поддержке и обеспечении белорусских силовых структур, как минимум, с 2008 года. Как пишет издание Регнум, немецкая федеральная полиция и криминальная служба с того же года оказывают поддержку сотрудникам охранных и спецструктур Белоруссии. В то же самое время антитеррористическое подразделение GSG-9 налаживает работу белорусских пограничников.
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин убежден, что США пытаются объявить полную экономическую блокаду России, договорившись с ее союзниками.
– Обращаю внимание, что г-жа Нуланд решила «подружиться» не только с Александром Григорьевичем. Аналогичный «гешефт» был предложен и кубинским лидерам. По принципу, мы будем работать со всеми, кого вы считаете своими друзьями.
Тем более что Александр Григорьевич любит поиграть в геополитику. Не всегда получается, но желание такое у него имеется.
«СП»: – Лукашенко как опытный политик, наверняка, помнит, что стало с Януковичем, который активно заигрывал с ЕС?
– Последнего просто свергли с помощью вооруженного переворота, а Запад легитимировал эту акцию. Не думаю, что Лукашенко сознательно делает ставку на Запад. Скорее, он пытается шантажировать Кремль, требуя дополнительные преференции. В том числе, по части реэкспорта товаров из запрещенных стран. Недавно стало известно, что российская авиационная база истребителей в Беларуси будет дислоцирована в Барановичах. Уже давно существует единая ПВО. Не будем забывать, что мы еще и партнеры по ОДКБ – военно-политическому объединению.
Лукашенко пытается показать, что он может развернуться в совсем другую сторону. Я понимаю, что по большей части это все риторика, но она в нынешней ситуации выглядит подло. Раньше, когда Россия более уверенно стояла на ногах, это выглядело лишь как не слишком чистоплотные игры. А сейчас, когда Россия реально находится тяжелом положении (ей объявлена экономическая, медийная и даже силовая война), поведение Лукашенко выглядит достаточно цинично.
«СП»: – Могут ли эти маневры в исполнении «батьки» застопорить договор по ЕАЭС, который вступает в силу с 1 января 2015?
– Я не исключаю, что американцы устроили Майдан на Украине, чтобы сорвать этот процесс. Введение санкций в отношении отдельных членов экономического объединения подрывает его изнутри. Потому что в отношении одних участников они работают, а других – нет. То есть внешние игроки противопоставляют страны друг другу. И мы видим, что белорусская сторона, реэкспортируя норвежскую семгу, срывает режим контрсанкций со стороны России. Причем, с формальной стороны, она имеет все необходимые для этого основания.
«СП: – Насколько сладкими покажутся «европряники» г-жи Нуланд белорусам после событий Майдана?
– После «блестящей» судьбы Болгарии, Румынии и стран Балтии, не говоря уже об Украине, этот аргумент не работает. Украина и Молдова, которые подписали соглашение об Евроассоциации, до сих пор остаются самыми нищими и неблагополучными государствами в Европе. Уровень ВВП на человека здесь примерно в два раза ниже, чем в той же Белоруссии.
Источник: posthunt.net.

http://oko-planet.su/politik/politikmir … henko.html

0

478

http://smayli.ru/data/smiles/sporta-1352.gifГлава F1: В этом году Россия несомненно была лучше всех

0

479

Глава Henkel: Из-за антироссийских санкций в Германии могут быть уволены 100 тысяч человек

http://sf.uploads.ru/t/nlurT.jpg

Генеральный директор химического концерна Henkel Каспер Рорштед призвал налаживать диалог с Москвой, потому что от санкций в отношении России в Германии зависит судьба порядка 100 тысяч рабочих мест.

«Слово за политиками. Не хочу подробно комментировать. Но моя принципиальная позиция заключается в том, что важно продолжать поиски диалога с Москвой», - приводит РИА Новости слова Рорштеда.

«И надо помнить, что от взаимных санкций, по некоторым оценкам, зависит судьба почти 100 тысяч рабочих мест у нас в стране», - подчеркнул немецкий предприниматель.

0

480

20.12.2014, 11:01
Зимбабвийский министр посетил Крым и рассказал, как жить под санкциями

Министр окружающей среды, водных ресурсов и климата Зимбабве Сэйвиор Касукувере стал первым крупным зарубежным чиновником, посетившим Крым после присоединения полуострова к России, сообщает «Интерфакс».

Касукувере посетил Симферополь и обсудил сотрудничество региона с африканской страной в области торговли и строительства.

Африканский чиновник одобрительно высказался о присоединении Крыма к России.

«Мы поддерживаем и уважаем выбор крымского народа, который он сделал 16 марта, стать членом большой российской семьи», — подчеркнул Касукувере в ходе встречи с главой республики Сергеем Аксеновым.

Министр отметил, что Зимбабве может помочь России преодолеть трудности, связанные с санкциями западных стран. «Мы готовы поделиться с вами опытом, накопленным у нас в течение 14 лет жизни под санкциями. Санкции сделали нас только сильнее», — отметил Касукувере.

Глава зимбабвийского ведомства посоветовал крымчанам «оставаться сильными, оставаться в дружной российской семье и укреплять сильные стороны экономики».

«Газета.Ru»

0


Вы здесь » ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА » Россия, Украина и мир: политика и аналитика. Архив » Россия, Украина и мир: политика и аналитика 33 18+