Ведущие экспортеры зерна, члены Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции (НАЭСП), прекратили закупки для экспорта до стабилизации ситуации на внутреннем рынке. «В сложившихся обстоятельствах и учитывая не зависящие от экспортеров объективные причины, по которым дальнейшее исполнение экспортных контрактов не представляется возможным, а также гражданское сознание и ответственность, члены НАЭСП -экспортеры зерна заявляют о прекращении закупок зерна для экспорта до тех пор, пока не стабилизируется ситуация с обеспечением зерном и его ценами на внутреннем рынке», -говорится в заявлении и подчеркивается, что члены ассоциации разделяют озабоченность правительства в связи с ситуацией на внутреннем рынке зерна. Но при этом призывают всех российских экспортеров присоединиться к акции. Хрен редьки не слаще Причиной такого демарша стало фактическое прекращение экспорта российского зерна, преследующее цель увеличить предложение на внутреннем рынке, чтобы остановить рост цен на муку и хлеб. Цена на пшеницу в России выросла за сезон больше чем на 50% в рублевом выражении, несмотря на то, что в стране собран один из самых больших урожаев зерновых. В связи с этим аналитики уже предрекли скорое подорожание хлеба на 10%. Экспорт зерна из России стал особенно выгодным для аграриев после ослабления рубля. Мировые цены на зерно исчисляются в долларах, поэтому цены для внутренних потребителей растут соразмерно им. Однако интерес к валютной выручке все равно приводит к высоким темпам вывоза зерна, что имеет два негативных последствия - рост цен для внутренних потребителей и снижение внутренних запасов.
Официального эмбарго на экспорт зерна нет, и на встрече вице-премьера Аркадия Дворковича с представителями крупных зерновых компаний в среду, было заявлено, что запрета на вывоз зерна де-юре не существует, но такие меры могут быть введены, если ситуация на рынке не изменится в течение двух-трех недель. Между тем еще задолго до этого экспортеры указывали на действия Россельхознадзора, который выдавал сертификаты только на зерно, отправляемое в Турцию, Египет, Армению и Индию. А с 17 декабря РЖД ввели ограничения отправки зерна на экспорт в адрес всех грузополучателей, ссылаясь на «необеспечение выгрузки и приема вагонов с зерном» адресатами перевозок. Впрочем, участники рынка понимают, откуда ноги растут.
Негласный запрет хуже официального, замечает гендиректор компании «Прозерно» Владимир Петриченко. «Эмбарго, как правило, вводится на определенный срок и с конкретной даты», - пояснил он. Экспортеров зерна лишили таким образом возможности воспользоваться ссылкой на форс-мажорные обстоятельства, освобождающие их от материальной ответственности за несоблюдение договорных обязательств, указывает исполнительный директор Центра «СовЭкон» Андрей Сизов. «Реализация этого решения будет иметь фундаментальное значение для зернового рынка, и в первую очередь для держателей зерна», - уверен он. Президент НАЭСП Сергей Балан, понимая последствия эмбарго, ранее направил письмо Аркадию Дворковичу, с просьбой решать вопросы, связанные с возможным ограничением экспорта зерна, «цивилизованно и прозрачно» и в случае введения запретительных мер дать возможность выполнить уже заключенные контракты, многие из которых рассчитаны до апреля будущего года. Но аргументы экспортеров и производителей зерна, похоже, не были услышаны.
Справка: Россия вводила эмбарго на вывоз зерна (кроме муки) с 15 августа 2010 года до 1 июля 2011 года из-за неурожая на фоне аномальной засухи. Сбор зерна составил в 2010 году 60,9 млн тонн в чистом весе. Урожай зерна станет в 2014 году вторым рекордным после 2008 года (108 млн тонн) и составит, по прогнозам Минсельхоза, почти 104 млн тонн в чистом весе. Риски 2015-го Между тем крупнейший оператор перевозок зерна в России «Русагротранс» считает ограничение экспорта зерна угрозой для урожая 2015 года. «Сельхозпроизводитель не сможет получить достаточно средств для того, чтобы эффективно выйти на весенние посевные работы», - пояснил ИТАР-ТАСС заместитель гендиректора компании Олег Рогачев. По его словам, второй в российской истории урожай зерна в размере 104 млн тонн в чистом весе (прогноз Минсельхоза) позволяет полностью покрыть внутреннее потребление и обеспечить рекордный экспорт зерна - на уровне 35 млн тонн. «Сейчас еще не вывезено около 15 млн тонн, и эти излишки будут давить на рынок», - считает он. - Аграрии не заинтересованы в том, чтобы выбросить эти излишки на внутренний рынок и сбить цены. Мы уже это проходили во время эмбарго 2009 года: колхозник эти объемы не стал демпинговать, а положил в закрома и дожидался следующего сезона». По оценке Владимира Петриченко, в этом году из России вывезено порядка 20 млн тонн зерна при общем экспортном потенциале страны в 32 млн тонн.
Экспортеры продают зерно по мировым ценам - порядка $200 за тонну, все остальное – валютный фактор, замечает Андрей Сизов. «Конечно, поставщики вряд ли приостановят продажу аграриям семян и удобрений, как это сделали зарубежные производители одежды, но материально-технические ресурсы уже вовсю дорожают. Поэтому запрет на экспорт неминуемо приведет к сокращению посевных площадей и активному снижению расходов (переход на низкокачественные семена, резкое сокращение применения удобрений и сельхозхимии). Подобную реакцию сельского хозяйства мы уже наблюдали после эмбарго 2010 года и знаем, что хорошего или хотя бы среднего урожая ждать в таких условиях сложно. Причем как в следующем году, так и в среднесрочной перспективе. А это будет означать более высокие цены на зерно, а значит, и на корма для животноводства», - сетует он.
Экспортеры и сельхозпроизводители работают рука об руку, подтверждает Владимир Петриченко. «Все, что сверх маржи, идет фермерам. И они за счет экспорта могли бы покрывать расходы на резко дорожающее оборудование, химию, посевной материал. Даже если удобрения и техника у них отечественные, цены все равно привязаны к доллару. Так что если запрет на экспорт зерна введен всерьез и надолго, фермеры будут уходить в следующем сезоне в производство масличных. Но в любом случае все будут в убытке, включая и производителей техники и удобрений», - прогнозирует он.
Решение Минсельхоза существенно повысить минимальные закупочные цены на пшеницу 3-го класса с 6,75 тыс. рублей до 10,1 тыс. за тонну с целью стабилизации рынка эксперты называют запоздалым. Даже после повышения государственные цены остаются ниже рыночных во всех зерноизбыточных регионах, говорит гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. Объем закупок, скорее всего, будет несоизмерим с экспортным спросом, замечает Андрей Сизов. «К тому же, интервенции –это не закупки по фиксированным ценам, а торги на понижение. При текущем объеме предложения в ходе торгов цены, вероятно, окажутся существенно ниже стартовых уровней, а они и так уже ниже рынка», - добавляет он. Подарок Европе По мнению аналитиков и зерновых трейдеров, от ухода России с международных рынков зерна больше всего выиграют экспортеры из Европейского союза. Данная перспектива повысила фьючерсы Euronext в четверг до 7-месячных максимумов. При текущих ценах именно европейская пшеница получит преимущества, считают аналитики Strategie Grains: Европа может восполнить 2 млн из 3-4 млн тонн российского экспорта. До заморозки российского экспорта Strategie Grains прогнозировала слабый экспорт пшеницы из ЕС в 2014/15 году на уровне 27 млн тонн. Для польской, венгерской, немецкой пшеницы и даже румынской и болгарской, если она осталась, эти новости –очень хорошие, подтверждают аналитики AgFlow. У других крупных экспортеров, таких как Австралия, Канада и Аргентина также появятся новые возможности.
Мировой рынок отреагировал на российские новости новой волной роста: котировки на европейскую пшеницу перевалили за 200 евро за тонну и, вполне вероятно, это не предел, констатирует Андрей Сизов. «Фермеры по всему миру получили прекрасный подарок к Рождеству –продавать свой урожай они смогут по заметно более высоким ценам, чем еще несколько недель назад», - говорит он и добавляет, что Россия будет выглядеть не лучшим образом и в глазах внешнеторговых партнеров. «Мы второй раз за последние несколько лет, вопреки заявлениям собственных чиновников, неожиданно закрываем экспорт зерна», - напоминает он.