До спецоперации России на Украине доля российского газа в ЕС составляла 40%, а сейчас снизилась до 9%, пояснила глава ЕК, почему такая мера будет эффективной, чтобы снизить экспортные доходы Москвы.
Почти одновременно с главой ЕК свой комментарий по лимиту цен высказал и президент России. Он назвал это глупой идеей.
«Мы будем полностью выполнять наши контрактные обязательства, но, если кто-то попытается нам что-то навязать, хочу отметить: те, кто нам что-то навязывает, не в том положении находятся сегодня, чтобы диктовать нам свою волю. Пусть одумаются, — сказал Владимир Путин на пленарной сессии Восточного экономического форума. — Поставлять ничего не будем вне рамок контрактов, ничего навязанного делать не будем. Нам останется только одно — как в известной русской сказке приговаривать: „Мерзни, мерзни, волчий хвост“».
По данным The Financial Times и Politico, в ЕС рассматривают различные варианты введения лимита цен на российский газ, однако они не имеют никакого значения, так как российский президент четко дал понять, что поставки газа остановятся.
Глава ЕК привела пример успешного заполнения хранилищ стран ЕС как одну из причин, почему лимит цены на российский газ должен сработать. Запасы ПХГ уже составляют в среднем более 80%.
Однако хранилища — не панацея, так как Евросоюзу нужны и постоянные поставки из-за рубежа. Если допустить, что поставки российского газа остановятся, импорт СПГ в ЕС будет на июльском максимуме в 360 млн кубометров в сутки, Германия запустит оба терминала СПГ в январе на полную мощность, а хранилища заполнят на 90% к октябрю (100 млрд кубометров), то, судя по статистике прошлого теплого отопительного сезона, Евросоюзу даже в этом случае не хватит 16−20 млрд кубометров. И значительная часть в марте — когда ПХГ будут истощены и не способны вести максимальный отбор.
Федеральное сетевое агентство прогнозирует, что для безаварийного прохождения сезона только Германии необходимо сокращение потребления на 20% и дополнительные мощности импорта, кроме двух терминалов СПГ.
Сильнее всех пострадают Болгария и Прибалтика с небольшими хранилищами и без достаточных источников топлива. А истощенные ПХГ ЕС приведут к тому, что на следующий отопительный сезон уже не смогут закачать столь большие обьемы газа.
«Вводить потолок на закупаемый газ в текущей ситуации для ЕС — это огромные риски, потому что весь свободный СПГ в мире уже законтрактован, а остаться зимой без поставок — это риск получить серьезные протесты населения», — считает исполнительный директор центра финансового консультирования Газпромбанка Максим Худалов. Россия действительно в случае введения потолка может отказаться от поставок, тем более что цены в ЕС после такого шага значимо вырастут, что подымет цену на СПГ и уголь во всем мире, замечает эксперт.
«Нивелировать последствия такого шага Европа не в состоянии даже ценой полного отключения промышленности», — добавляет Максим Худалов.
«Лимиты цены на российский газ, скорее всего, уже вряд ли будут актуальны, так как банально поставки газа заметно сократились, показывая незаинтересованность России в поставках в ЕС. По крайней мере, в ближайшие месяцы Россия вряд ли собирается возобновлять прокачку газа, поэтому и ценовой потолок на голубое топливо вряд ли будет эффективным решением, скорее это решение будет продиктовано политическими очками для европейских политиков», — говорит аналитик ФГ «Финам» Андрей Маслов.
Пиар-вариант заявлений Еврокомиссии вполне возможен, не исключает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.
Например, изначально проект экстренных мер включал в себя интервенции на рынок электроэнергии, чтобы снизить цены. Их суть состоит в том, что негазовой генерации, чьи затраты ниже, установят лимит цен в 200 евро за МВт·ч, сократят потребление электроэнергии в пиковые часы, когда наиболее используется газ, и введут налог с энергокомпаний на непредвиденный доход, который позволит субсидировать тарифы. И лимит стоимости российского газа появился в последний момент. Глава ЕК при этом заявила, что ограничение цен на газ из других источников не планируется, так как, например, СПГ банально уйдет на другие рынки.
Замдиректора ФНЭБ отмечает, что лимиты цены продвигает «партия энергетической войны с Россией», которую представляет председатель ЕК, и собирается использовать ситуацию «Северного потока», чтобы обвинить Кремль в остановке поставок.
«Поэтому есть и вариант провокации, авось сработает и поставки газа полностью прекратятся», — говорит Алексей Гривач.
Против лимита цены уже выступили в Германии и Чехии. Наверняка, к ним присоединится Венгрия и, возможно, Болгария, которая не получает топливо напрямую от «Газпрома», но перекупает его у европейских трейдеров, как и Польша. Глава финского консультационного центра по макроэкономике GnS Economics Туомас Малинен утверждает, что ситуация в Европе намного хуже, чем многие считают.
«По большому счету, мы на грани еще одного банковского кризиса, коллапса промышленной базы и домохозяйств. Поэтому — на грани коллапса наших экономик», — пишет в Twitter финский экономист.