Новым сейчас - после революции Евромайдана под руководством Вашингтона в 2014 году и тем более после войны на Украине — является эсхатологический уклон в дискурсе высших руководителей России.
Мы достигли беспрецедентного в истории этапа, когда две величайшие военные и ядерные державы, противостоя друг другу на геополитической шахматной доске, ведут религиозную полемику, обвиняя друг друга в том что оппонент является воплощением Зла, с явной угрозой взаимного ядерного уничтожения.
Настоящее исследование направлено на то, чтобы рассмотреть эсхатологическую роль и богословско-политическую природу каждого из этих двух протагонистов мировой геополитики. Для этого мы воспользуемся инструментами религиозной науки, истории религий и, конечно же, эсхатологии в сочетании с анализом исторической эволюции этих великих держав и тех, наследниками которых они являются.
Столкновение цивилизаций
Христианская Россия против антихристианского прогрессивизма
Подрыв международного права и демонизация врага
По причине слома господствовавшей в Новое время (XIX-XX в.в.) модели суверенного государства (теоретик права Карл Шмитт (1888-1985) говорил об этом еще в 1920-х годах) международное право и правовые рамки войны были перевернуты с ног на голову. До этого, европейское право теоретически ставило две воюющие стороны в равное положение; однако в 20-м веке, под влиянием несправедливого дискриминационного подхода англо-американских держав, мы вступили в эпоху демонизации и криминализации врага. Враг, таким образом, как бы исключался из человечества.
«Версальский мир (который был не столько миром, сколько позорным столбом к которому пригвоздили Германию) явился, напротив, результатом санкционной войны, в которой противник, объявленный агрессором, низводится до ранга преступника... Санкционная война по определению - «справедливая, благочестивая, праведная», является по сути гражданской войной (см. примечание). Желая вести санкционную войну между суверенными государствами, мы превращаем их вооруженные конфликты в международные гражданские войны. Путаница, начавшаяся в Версале, достигла кульминации три десятилетия спустя в ходе Нюрнбергского процесса на котором судили за «преступлениях против мира», процесса нанесшего смертельный удар европейской концепции войны как дуэли» [1] (Питер Хаггенмахер)
(Примечание переводчика: “гражданская война” в данном контексте означает не вооруженную борьбу граждан одной страны между собой, а борьбу граждан одной страны против граждан другой страны невоенными методами - экономическая война, информационная война, технологическая война и т.д.)
Это вернуло нас к средневековой концепции справедливой войны. В средневековой Европе Римская церковь была верховной властью, которая одна могла решать, справедлива война или нет. Когда Римская церковь потеряла свою власть, она [Церковь] была заменена ООН, штаб-квартира которой находится в Нью-Йорке. Власть ООН не распространяется ни на США, ни на Израиль, главных виновников хаоса в мире, поэтому планета Земля превратилась в Дикий Запад, где царит закон джунглей, закон сильнейшего , закон англо-американцев — иудео-протестантов.
В 1947 году Карл Шмитт осознал опасность, которую представляют современные средства поражения, находящиеся в распоряжении Соединенных Штатов. Война, объяснял он, побудит воюющую сторону, обладающую превосходящим вооружением, демонизировать своего врага, лишить его статуса равного по положению противника, представлять его в качестве монстра, которого нужно уничтожить. [2]
С тех пор мы видим, как американцы, призывая к борьбе за свободу и демократию, против Оси Зла и т. д., уничтожают целые страны, миллионами убивают мирное население
Тем временем Россия перестроила себя и стала стеной, как в Сирии, так и в Европе, против англо-американских и израильских имперских амбиций.
Это неоспоримый факт, которому мы собираемся дать историко-политико-эсхатологическую интерпретацию, выкладывая еврейские, христианские и мусульманские тексты, относящиеся к последним временам.
Эсхатология и мессианство: американская геополитика
Если изучать историю цивилизаций новейшего времени, а именно XIX и XX веков, то можно сделать вывод, что нынешнее противостояние России и Запада – это столкновение цивилизаций. Столкновение модернизма и традиции. Модернизм представлен и возглавляется Западом с его лидером - сначала Британской империей, а затем Соединенными Штатами.
Строго говоря мы должны различать континентальную Европу и англо-американский талассократический мир. Сегодня, понятие «Запад» отождествляется в первую очередь с идеологической конструкцией - иудео-христианством, которое гораздо больше относится к англо-саксонскому миру, нежели к латинской и германской Европе. Эта Европа, этот Запад стал жертвой протестантской Реформации в Англии, породившей экономическую и геополитическую экспансию и движимой иудео-протестантским мессианством, которое сопровождало и последовало за революцией Оливера Кромвеля (1599-1658).
Но то, что сегодня называют «Западом», — это не только идеологическая конструкция, но и политическая, а именно - Евросоюз и его геостратегический аналог — вооруженное крыло США, - НАТО.
Таким образом, англо-американская империя представляет собой этот идейно-политический и геополитический ансамбль, постепенно вобравший в себя католические, греко-латинские и германские части континента, и который на рубеже ХХ века уже нельзя назвать христианским. Материалистический модернизм и революции, исходящие из матрицы иудео-протестантского мессианизма, который его продвигал, вторглись в католическую Европу и постепенно разрушили ее.
Геополитическое проявление противостояния традиции и модернизма описал британский историк Арнольд Дж. Тойнби в 1947 г.:
«Эта концентрическая атака, предпринятая современным Западом против мира ислама, положила начало нынешнему конфликту между двумя цивилизациями.
Как видно, она является частью еще более масштабного и амбициозного движения, в рамках которого западная цивилизация ставит своей целью не что иное, как интеграцию всего человечества в одно великое общество и контроль над всем тем, что человечество может использовать с помощью современных западных технологий на суше, на море и в воздухе.
То, что Запад делает с исламом, он делает одновременно с другими выжившими цивилизациями — православными, индийцами, Дальним Востоком — и с выжившими первобытными обществами, которые сейчас находятся на грани гибели, даже в своих последних убежищах в тропической Африке» [3]
Это движение за объединение всего человечества в одно великое общество сопровождается другим движением - за интеграцию всех традиционных религий в одну [4] в рамках Организации Объединенных Наций и Конгресса лидеров мировых и традиционных религий [5]. Заявление представителя иудаизма на Всемирном конгрессе религий, ашкеназского раввина Израиля Йоны Мецгер, сделанное в 2012 году, недвусмысленно:
«Моя мечта — построить что-то похожее на то, чем Организация Объединенных Наций является для дипломатов, это было бы объединение религиозных, высокопоставленных лиц каждой нации, каждой страны, включая тех, у кого нет дипломатических отношений [друг с другом]» [6]
После окончания Второй мировой войны именно Соединенные Штаты взяли на себя роль движущей силы иудео-протестантского модернизма в Великобритании, который ведет эту войну цивилизаций, чтобы навязать миру свою модель.
Этот англо-американский империализм есть продукт ветхозаветного мессианизма; слияние еврейского мессианизма и кальвинизма. Это объясняет, почему британцы и американцы поддерживают сионистский проект, который является одной из ветвей еврейского мессианизма, стремящегося выполнить библейские обетования. [7]
В 1530-х годах в Англии началась религиозная реформа: закрытие монастырей, конфискация церковного имущества и разрыв с Римом. Эту политику вел Томас Кромвель (дядя отца Оливера Кромвеля), главный министр короля Генриха VIII. Во второй половине шестнадцатого века Англия стала морской державой, и влияние иудаизма усилилось.
Слияние иудаизма с зарождающейся протестантской талассократической империей произошло и составило вместе с Америкой антихристианскую геополитическую силу.
«Когда-то считалось, что между изгнанием евреев при Эдуарде I (1290 г.) и возвращением (более или менее официально) к свободе иммиграции при Кромвеле (1654-1656 гг.) евреев в Англии не было. Эту точку зрения сегодня уже не разделяет никто, знакомый с историей евреев в Англии. В этой стране всегда были евреи, но в шестнадцатом веке их стало очень много. (Королева) Елизавета сама отдавала предпочтение изучению иврита и еврейскому окружению. Ее врачом был Родриго Лопес, еврей, который стал для Шекспира моделью для его Шейлока» [8]
«Хорошо известно, что во времена Реформации существовала тесная связь между иудаизмом и некоторыми христианскими сектами, и что еврейский язык и иудейские исследования были предметом большого интереса. Особенно хорошо известно, что в Англии XVII века пуритане окружали евреев почти фанатичным культом. Мало того, что религиозные взгляды таких влиятельных деятелей, как Оливер Кромвель, во всем были вдохновлены Ветхим Заветом, но и сам Кромвель мечтал о примирении Ветхого и Нового Заветов и о тесном союзе между евреями, богоизбранным народом, и англоязычным населением - пуританской общиной. Пуританский проповедник Натанаэль Холмс (Хомесиус) заявил, что его самым горячим желанием было следовать букве некоторых стихов Пророков и служить Израилю на коленях. Общественная жизнь и церковные проповеди носили отпечаток иудейской веры. Единственное, чего не хватало, так это того, что бы парламентские ораторы начали говорить на иврите, что создавало бы у них ощущение того, будто бы их переселили в Палестину. Левеллеры, называвшие себя «евреями», требовали обнародования закона, делающего Тору английским кодексом; Офицеры Кромвеля предложили ему, чтобы его Государственный совет, следуя примеру еврейского синедриона, состоял из семидесяти членов; среди членов парламента 1653 г. был генерал Томас Харрисон, анабаптист, который, по соглашению со своей партией, выступал за введение закона Моисея в Англии; в 1649 г. парламенту было предложено заменить праздник воскресенья субботой; на знаменах победоносных пуритан была надпись: «Лев Иудеи”
Есть и свидетельства того, что христианское духовенство и миряне этого периода читали не только Ветхий Завет, но и раввинистическую литературу. Поэтому вполне естественно признать, что пуританские учения произошли непосредственно от еврейских учений» [10] (Вернер Зомбарт)
В начале семнадцатого века английские протестантские богословы начали отстаивать идею переселения евреев на Святую Землю, чтобы ускорить возвращение Иисуса и таким образом обратить евреев в христианство. Среди протестантских теологов, продвигавших этот проект, были Джозеф Меде (1586–1635), Ричард Бакстер (1615–1691) и английский парламентарий сэр Генри Финч (1558–1625), написавший экзегетический труд (экзегетика - богословская дисциплина, занимающаяся истолкованием религ. текстов, прежде всего Библии - примечание переводчика), в котором он «предсказывал» возвращение евреев на Святую Землю - “Великое восстановление мира, или призвание евреев” (The World’s Great Restoration, or the Calling of the Jews).
Это изначально еврейское мессианское видение, ставшее протестантским, должно было укорениться в Америке, колонизированной английскими отцами-пилигримами (1620 г.), которые считали себя новым избранным народом, а Америку - новой Землей Обетованной, землей истоков мира, где они должны были построить «Новый Иерусалим».
«Чаще всего Атлантику сравнивают с Красным морем, эмиграцию английских сект отождествляют с бегством евреев. Сравнение было действительно полезным: Красное море, которое закрывается после прохода беглецов, является окончательной преградой между избранным народом и их угнетателями; кроме того переход через Красное море принадлежит провиденциальной истории» [11]
Отцы-пилигримы видели в Америке новую Землю Обетованную, новый Иерусалим, а затем в XIX веке, в 1840-х годах, появилась мессианская идея «манифестной судьбы», цивилизационной экспансии на Запад – колонизации Запада Америки англосаксами с Востока – и в 20 веке «манифестная судьба» Соединенных Штатов будет касаться всего мира. Это и есть универсальный мессианский империализм.
Теодор Рузвельт, руководивший Соединенными Штатами с 1901 по 1909 год, использовал концепцию явной судьбы для оправдания американского империализма.
Вудро Вильсон (1913-1921) также был частью этой мессианской традиции, заявляя:
«Я верю, что Бог руководил рождением этой нации и что мы избраны, чтобы проложить путь народам мира в их марше по пути свободы» [12]
«Америка — единственная идеальная нация в мире… Америке дана бесконечная привилегия исполнить свое предназначение и спасти мир… Мы пришли искупить мир, дав ему свободу и справедливость» . » [13]
В преемственности идее нового избранного народа в середине ХХ века возникла доктрина «американской исключительности», продвигавшаяся, в частности, влиятельным социологом Талькоттом Парсонсом (1902–1979).
Президент Рональд Рейган (1981-1989) находился под влиянием проповедника милленаризма и христианского сионистского писателя Гарольда Ли Линдси (род. 1929). Его теополитическая книга «Покойная великая планета Земля» (The Late Great Planet Earth, 1971, тираж четыре миллиона экземпляров) была настольной книгой президента Рейгана.
Линдсей пишет в своей книге: «Существенным событием, которое многие читатели Библии прошлого не учли, является это важное пророческое знамение: Израиль должен снова собрать нацию на земле своих предков. Государство Израиль, мечта стольких лет, стала реальностью 14 мая 1948 года, когда Давид Бен-Гурион зачитал Декларацию независимости, в которой было объявлено об основании еврейского государства под названием Израиль» [14]
Интерпретируя пророчества Иезекииля и Иоиля о северной державе, которая должна напасть на Израиль в конце времен, Гарольд Линдсей, как и многие раввины, пришел к выводу, что это была Россия:
«Гог из земли Рош, Мешех и Фувал относится к силе, лежащей на концах севера. Достаточно взглянуть на глобус, чтобы убедиться в точности этого географического наклона. Есть только одна страна, которая находится на самой северной оконечности земли, если смотреть из Израиля - это СССР» [15]
Джеймс Уатт, министр окружающей среды при Рональде Рейгане, заявил, что бесполезно беспокоиться об экологии, поскольку Христос скоро вернется на землю.
«Точно так же представление Саддама Хусейна как антихриста во время первой войны в Персидском заливе связано с постоянством воображаемого милленаризма в политике Америки на Ближнем Востоке. В более общем плане присутствие религиозного в политике становится все более и более решающим» [16] (Паскаль Бувье)
В 2003 году, когда США Джордж Буш-младший готовился, под влиянием произраильского лобби, бомбить Ирак [17] , американский президент пытался убедить президента Франции Жака Ширака в том, что это война Гога и Магога.
«В 2003 году Томасу Ремеру, профессору богословия Лозаннского университета, позвонили из Елисейского дворца. Советники Жака Ширака хотели узнать больше о Гоге и Магоге… Два загадочных имени, которые произносил Джордж Буш-младший, когда пытался убедить Францию присоединиться к нему в войне в Ираке. Говорят, что это апокалиптическое пророчество. Буш сказал Шираку, что Гог и Магог действуют на Ближнем Востоке и что библейские пророчества сбываются. Это было за несколько недель до интервенции в Ираке. Томас Рёмер поясняет: Гог и Магог — это два народа, которые появляются в Книге Бытия, и особенно в двух самых малоизвестных главах «Книги Иезекииля» Ветхого Завета. Апокалиптическое пророчество мировой армии, готовящейся к последней битве против Израиля»
«Это противостояние по воле Бога, который хочет воспользоваться этим конфликтом, чтобы уничтожить врагов своего народа до того, как начнется новая эра», — продолжает Томас Рёмер.
И Рёмер указывает, что Джордж Буш-младший не первый, кто ищет воплощение Гога и Магога на земле. Рональд Рейган считал, что холодная война и существование атомной бомбы сделали возможным пророчество Иезекииля. [18]
Совсем недавно Майк Помпео, евангелический сионист-протестант и госсекретарь в администрации Трампа, сказал: «Я думаю, вполне возможно», что Трамп — это современная королева Эсфирь. [19]
Эсхатологический сдвиг в дискурсе российских лидеров
Владимир Путин и видные высшие руководители Российского государства рациональны, холодны и прагматичны; прагматизм, который проявляется как в их речах, так и в реалистической внешней политике России. В их поведении и видении международных отношений нет никаких признаков религиозного или идеологического фанатизма.
Но ясно, что перед лицом западной агрессивности, геополитической иррациональности — если не сказать мессианского фанатизма — и эволюции западных обществ, которая, с точки зрения Москвы, является полным вырождением и упадком, российские лидерыуже в течение нескольких лет придерживаются дискурса со все более религиозным подтекстом. Это своего рода диалектика: иудео-протестантская империя, которую отныне будут называть «антихристовой», вынуждает российских лидеров подтверждать свое христианство.
25 марта 2017 года Владимир Путин указал на ЛГБТизм как на воплощение сатанизма, захватившего Запад:
«Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная или даже половая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в бога или веру в сатану» [20]
На 15-м ежегодном собрании клуба «Валдай» (15-18 октября 2018 г.) Владимир Путин, присутствовавший 18 октября, высказался о возможной ядерной войне, которое он завершил фразой, придающей будущей мировой войне религиозное измерение:
«В нашей концепции применения ядерного оружия нет превентивного удара. Наша концепция - это ответ на встречный удар, это значит мы готовы применять ядерное оружие только тогда, когда удостоверимся в том, что потенциальный агрессор наносит удар по нашей территории".
"Агрессор должен знать, что возмездие неизбежно, что он будет уничтожен. А мы, жертвы агрессии, мы как мученики попадем в рай, а они просто сдохнут, потому что даже раскаяться не успеют”
В июне прошлого года бывший президент Российской Федерации (2008-2012 гг.), бывший председатель правительства России (2012-2020 гг.) Дмитрий Медведев, в настоящее время являющийся заместителем председателя Совета безопасности РФ, сделал апокалиптические высказывания в интервью телеканалу Al-Jazeera:
«Это не прогноз, а то, что происходит. Вы можете смотреть на это по-разному. Можно сказать, что всадники Апокалипсиса уже в пути. И мы должны уповать на Господа Бога, Всевышнего» [21]
Четыре всадника Апокалипсиса упоминаются в еврейской Библии и в книге Откровения Иоанна (Новый Завет).
Книга пророка Иезекииля описывает их как четыре наказания:
«Ибо так говорит Господь Бог: если и четыре тяжкие казни Мои: меч, и голод, и лютых зверей, и моровую язву пошлю на Иерусалим, чтобы истребить в нем людей и скот,» (Иезекииль, 14:21)
В книге Откровения Иоанна (6:1-7) описаны:
– Белый конь, « …. и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» ;
– рыжий конь, « … и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.»;
– Вороной конь » …..и на нем всадник, имеющий меру в руке своей, И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай» ;
– Конь бледный «…и на нем всадник, которому имя "смерть "; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными»
В интервью, которое транслировалось на российском государственном телеканале «Россия 1» в воскресенье, 17 июля 2022 года, командир чеченского спецназа «Ахмат» Апти Алаудинов назвал российскую интервенцию на Украине «священной войной». В русле дискурса Владимира Путина о западном сатанизме, чеченский командир считает, что Россия, в том числе, разумеется, и чеченцы (мусульмане), воюющие на Украине, ведут священную войну против «сатанинских ценностей Европы и США» [22]
«Все детство я готовил себя к той войне, которую мы видим сегодня. Это та священная война, о которой нам рассказывали наши святые и праотцы. Я скажу вам одну вещь. Я славлю Всевышнего за то, что сегодня живу в России. Я восхваляю Всевышнего за то, что этой страной руководит Владимир Путин, за то, что этот человек отказался принять так называемые европейские ценности. На самом деле это сатанинские ценности, навязанные всему миру. Я благодарен Ему за то, что Он удержал этого человека в верности ценностям и за то, что этот народ идет по пути Всевышнего. Мы не живем под флагами ЛГБТ. И пока он жив, мы не будем жить под этими флагами.
И я думаю, самое главное, что нужно увидеть, это то, что лидер нашей республики (Чечни), герой России Рамзан Ахмат Кадыров является близким соратником Владимира Владимировича Путина.
Позвольте мне рассказать вам, почему я считаю, что это священная война, и почему мы обязательно выиграем эту войну. Все, что мы видим сегодня, НАТО и т. д., когда я читаю исламские писания и христианские писания — я изучил Библию, Коран и Тору — я знаю, с чем мы сталкиваемся, война против армии дьявола, против армия Даджаля, Антихриста.
Многие удивились, когда я сказал, что спецназ «Ахмат» — это армия Исы, армия Иисуса, потому что мы ждем пришествия Христа больше, чем кто-либо другой. Спецназ Ахмат не одинок в армии Иса, все силы и части воюющие на стороне России это армия Иисуса, Мы боремся с теми силами, которые навязывают нам все, что Богу неугодно и что Он ненавидит. Все, что ненормально для человека. Мужчина рождается, чтобы жениться на женщине, чтобы иметь детей и населять землю.
Америка, главный враг человечества, и Европа, марионетка НАТО, несут в себе все сатанинское. Это армия Даджаля, Антихриста. Мы против этой армии…
Я благодарен Путину за то, что он сделал то, что давно должны были сделать мусульманские страны. Лидерам мусульманских стран не хватило смелости объединиться и нанести контрудар Америке и НАТО. Путин смог это сделать, принять это решение и противостоять этому народу. Мы гордимся тем, что являемся его земляками.
Удивительно, но почти весь мусульманский мир на нашей стороне. Те, кто живет в мусульманском мире, не боятся ареста их банковских счетов. Они все сегодня говорят, что они за Россию, что они поддерживают Россию» [23]
В своей проповеди 6 марта 2022 года, через десять дней после начала интервенции на Украине, Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл истолковал противостояние России и НАТО на Украине как противостояние цивилизационное, религиозное и эсхатологическое, в котором пропаганда гомосексуализма Западом, является одним из вопросов [24] :
«На Донбассе происходит неприятие, принципиальное неприятие так называемых ценностей, которые сегодня предлагают те, кто претендует на мировую власть. Сегодня есть испытание на лояльность [западной] власти, своего рода пропуск в этот «счастливый» мир, мир непомерного потребления, мир мнимой «свободы». Вы знаете, что это за тест? Испытание очень простое и в то же время пугающее: это гей-парад. Требование многих стран организовать гей-парад является испытанием на лояльность этому очень могущественному миру; и мы знаем, что если люди или страны отвергают эти требования, они не являются частью этого мира, они становятся аутсайдерами.
Но мы-то знаем, что это за грех, которому способствуют так называемые “ парады гордости» (гей-прайд). Это грех, который осуждается Словом Божьим – как Ветхим, так и Новым Заветом. И Бог, осуждая грех, не осуждает грешника. Он только призывает его к покаянию, но ни в коем случае не делает грех нормой жизни, разновидностью человеческого поведения – уважаемой и терпимой – грешным человеком и его поведением. Если человечество признает, что грех не является нарушением Божьего закона, если человечество признает, что грех является разновидностью человеческого поведения, тогда человеческая цивилизация придет к концу. А гей-парад должен продемонстрировать, что грех — это разновидность человеческого поведения. Поэтому, чтобы попасть в клуб этих стран, нужно организовать гей-парад. Не делать политическое заявление «мы с вами», не подписывать договоры, а организовать гей-парад. Мы знаем, как люди сопротивляются этим требованиям и как это сопротивление подавляется силой. Итак, речь идет о навязывании насильно осужденного законом Божиим греха, то есть навязывании насильно людям отречения от Бога и Его истины.
Поэтому то, что происходит сегодня в сфере международных отношений, — это не просто политика. Речь идет о чем-то другом и о чем-то гораздо более важном, чем политика. Речь идет о спасении человека, о его месте справа или слева от Бога-Спасителя, приходящего в мир как Судия и Творец Всего Сущего. Многие сегодня по слабости, глупости, невежеству, а чаще всего потому, что не хотят сопротивляться, идут туда, на левую сторону. И все, что связано с оправданием осужденного в Библии греха, является сегодня испытанием нашей верности Господу, нашей способности исповедовать веру в нашего Спасителя » [25]
Что такое Катехон?
Катехон и антихрист
Катехон в переводе с греческого означает «то, что удерживает» или «тот, кто удерживает». Эта концепция содержится в эсхатологическом отрывке из второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам:
«Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,
2не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
3Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,
4противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
5Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?
6И ныне вы знаете, что́ не допускает открыться ему в свое время.
7Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий (Катехон) теперь.
8И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего
9того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,
10и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.
11И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, 12да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.
13Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,
14к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.
15Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
16Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, 17да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом»
(Святой Павел, Второе послание к Фессалоникийцам, II, 1-12)
Таким образом, Катехон — это сущность, существо и/или сила, которая сдерживает пришествие Антихриста.
Согласно Евсевию Кесарийскому (265–339), епископу и историку первых веков христианства, Катехон — это Римская империя. Таким образом, Рим был земной силой, сдерживающей Антихриста [26] .
Близость Евсевия Кесарийского к римскому императору Константину I, несомненно, является фактором его интерпретации, но это не исключает его правоты. Позже мы увидим, что отцы Церкви пришли к тому же заключению, что и он.
Константин I был императором, который в 313 г. (Миланским эдиктом) положил конец гонениям на христиан и в 325 г. узаконил Церковь, которой он подарил дворец императрицы Фаусты на горе Целий Латеранской, который стал Святым Престолом епископа Рима.
Катехон, Рим и еврейская эсхатология
Интерпретация Евсевия Кесарийского перекликается с еврейской традицией. Действительно, евреи не признают Иисуса, сына Девы Марии, Мессией. Более того, согласно христианской и мусульманской эсхатологии, ожидаемый евреями Мессия – это Антихрист.
Согласно Талмуду, Синедрион 98а (2 век н.э.), Мессия будет находиться у ворот Рима среди прокаженных и нищих Вечного города [27] . Историк иудаизма Гершом Шолем комментирует:
«Эта поистине поразительная «раввинистическая история» появляется уже во втором веке, задолго до того, как Рим, разрушивший Храм и изгнавший Израиль, уступил место Риму Наместника Христа и Церкви, стремящейся одержать победу через утверждение исполнения условий появления Мессии. Эта символическая противоположность между истинным Мессией, восседающим у ворот Рима, и Главой христианского мира, восседающей там на троне, постоянно присутствовала в умах евреев, поскольку они размышляли о Мессии на протяжении веков. Несколько раз претенденты на мессианское достоинство совершали паломничество в Рим и садились на мост перед замком Сант-Анджело, выполняя таким образом символический ритуал» [28]
Падение Рима вписано в еврейскую традицию как одно из условий искупления, прихода Мессии евреев и царствования Израиля.
Как подчеркивал Г. Шолем, еврейская эсхатология сосредоточилась на Риме задолго до того, как он стал резиденцией Главы Церкви. Римская империя, разрушившая Второй Храм, рассматривалась евреями как враг, и это отношение ещё более ожесточилось, когда Рим стал местом находился Святой Престол.
Великий раввин и мастер Талмуда Элиэзер бен Урканос, живший в первом веке, дал истолкование стиха из Бытия в свете книги Даниила, из которого сделал выводы об окончательной победе Израиля. Он перечисляет империи, которым суждено пасть, «врагов» Израиля, которые будут «облечены позором», а на голове Мессии «будет сиять его венец». Четвертая и последняя враждебная Израилю империя — не что иное, как Рим. [29]
Следовательно, если Мессия евреев есть антихрист, противник, стремящийся ниспровергнуть Божий порядок на земле, то логически ему суждено ниспровергнуть каждую христианскую империю, каждое христианское царство, каждое христианское государство, каждый христианский народ. И из «христианских империй» мы исключаем англо-американские иудео-протестантские империи, которые по своим ценностям, религиозной ориентации, эсхатологии, политическим действиям и роли в мире ближе к еврейскому мессианству, чем к подлинному христианству. Англо-американская империя является одним из воплощений Антихриста. Именно иудео-протестантский мир породил феминизм и идеологию ЛГБТ. [30]
Исторические примеры очень ясно иллюстрируют эту модель противостояния между Римом и еврейским мессианством, между христианской империей и антихристом. Здесь приведены два примера действия Катехона в тринадцатом и шестнадцатом веках, когда самопровозглашенные еврейские мессии пытались навязать себя Риму и подчинить себе Церковь.
Каббалистический раввин Авраам Абулафия, самопровозглашенный Мессия сын Иосифа, возвестивший о прибытии Мессии сына Давида [31] , отправился в Рим в 1280 году, чтобы встретиться с папой Николаем III и подчинить его себе. Прежде чем он смог встретиться с Папой Николаем III, тот был проинформирован о плане Абулафии и приказал арестовать его и убить. Папа умер от апоплексического удара в последующие дни; Таким образом, Абулафия избежал смерти. [32]
В шестнадцатом веке, между 1524 и 1532 годами, два раввина-каббалиста попытались подчинить себе Церковь, христианское королевство в Европе и Священную Римскую империю и использовать их в качестве инструментов для достижения еврейских мессианских целей. Давид Реувени и его ученик Соломон Молчо, еще один самопровозглашенный Мессия сын Иосифа, в свою очередь обратились к кардиналам и папе Клименту VII, королю Португалии Иоанну III и императору Карлу V с предложением начать войну против Османской империи в Палестине, чтобы «освободить» Святую Землю и восстановить Израильское Царство.
Соломон Молчо привлек внимание христианских священников, приходивших послушать его речи, благодаря своей харизме и своим видениям, поразившим его слушателей: он предсказал, например, наводнение Рима в 1530 году и землетрясение в Португалии в 1531 году. В некоторых своих выступлениях он провозгласил падение Рима и христианства, а также восстановление Иудеи. Он даже назвал дату прибытия Мессии, сына Давида, которую предсказал на 1540 год. Через своего учителя Давида Реувени Молчо смог сблизиться с кардиналами в Риме и встретиться с папой Климентом VII, которого он пытался убедить в неизбежности искупления еврейского народа. Ему удалось произвести впечатление на Папу, который дал ему письменное разрешение проповедовать перед христианской аудиторией и публиковать свои тексты (при условии, что они не были антихристианскими). Завоевав доверие Папы, он попытался убедить его сформировать армию марранов, чтобы начать войну против Османской империи, чтобы изгнать ее из Палестины, поселить там евреев и таким образом ускорить приход Мессии. Его проект в Риме был прерван инквизицией, которая хотела его арестовать. Папа лично спрятал Молчо и тайно вывез его из Рима.
Затем Реувени и Молчо отправились к самому могущественному человеку в Европе, Карлу V (1500-1558), императору Священной Римской империи, которого они пытались убедить создать армию марранов для нападения на османов, и просили его обратиться к иудаизму. Затем Карл V сыграл роль Катехона: он заключил Давида Реувени в тюрьму в Испании до самой смерти и отправил Соломона Молчо инквизиции, которая сожгла его на костре в 1532 году в Мантуе, Италия.
«В видениях и речах Молчо смешались каббала и подстрекательство к мессианским политическим действиям среди христиан. Его мученическая смерть (1532 г.) сделала его причисленным еврейской общиной к числу «святых» каббалы. Апокалиптические движения увидели в пришествии Мартина Лютера новое предзнаменование, знамение краха Церкви и приближения конца времен» [33] (Гершом Шолем)
Действительно, религиозно-политические попытки Реувени и Молчо совпали с реформацией Мартина Лютера, которая быстро распространилась в Германии. Таким образом, императору Карлу V – катехону того времени – пришлось иметь дело с двумя одновременными попытками ниспровергнуть католическую Европу.
Протестантская Реформация и ее революционные последствия были ударом, ослабившим тогдашнюю христианскую империю, а следовательно, и все европейское христианство и, в конечном счете, Римскую церковь. Иудео-протестантизм стал элементом цивилизационной, политической и исторической коррозии, охватившей католические монархии и империи.
Гражданские войны между католицизмом и принципиально революционным протестантизмом породили концептуализацию современного государства в конце шестнадцатого и семнадцатого веков. С этого времени органическая связь между Церковью и европейскими народами была разорвана, а политико-религиозная власть Святого Престола неумолимо приходила в упадок.
Этот упадок продолжался до распада католицизма в Европе во время Второго Ватиканского Собора (1962-1965), который утвердил исчезновение Церкви — возможно, временное — как исторического актора - Катехона.
Это исчезновение католической церкви логически совпадает с распадом современного суверенного государства в Европе. Как мы видели выше, с точки зрения международного права и права войны ООН заменила Церковь, так же как наднациональные организации присвоили себе суверенные прерогативы европейских государств.
Геополитическим результатом этого длительного и сложного политико-богословско-исторического движения является подчинение всего европейского континента англо-американским иудео-протестантским силам: НАТО, Евросоюзу, МВФ…
Так антихристианские силы захватили бывшую католическую Европу.
Катехон: христианская империя и халифат?
Карл Шмитт утверждает, что Катехон не может быть ничем иным, кроме как Христианской Империей, силой, сдерживающей антихриста, негэнтропийной силой, отталкивающей зло и энтропию, расширение и увеличение хаоса.
«Для этой Христианской империи существенно, чтобы она не была вечной империей, но чтобы она помнила о своем будущем конце и конце настоящего века, будучи при этом способной к выполнению исторической роли. Решающей концепцией, которая исторически обосновывает её преемственность, является концепция удерживающей силы, катехон. Империя здесь означает историческую силу, которая может сдержать появление антихриста и конец настоящего века, силу, которая сдерживает, по словам апостола Павла во втором послании к Фессалоникийцам, глава 2. Об этой концепции Христианской Империи свидетельствуют многочисленные тексты отцов церкви, тексты германских монахов франкского и оттонского периодов, особенно комментарий Хайно из Хальберштадта ко Второму посланию к Фессалоникийцам, и письмо Адсона королеве Гербере, высказывания Отто Фрайзинга и другие документы средневековья. Её даже можно рассматривать как отличительную черту этого периода в истории. Империя христианского Средневековья существует до тех пор, пока жива идея катехона.
Я не думаю, что какое-либо другое представление истории, кроме катехона, возможно даже для первоначальной христианской веры. Вера в силу ,сдерживающей наступление конца света, обеспечивает единственный мост от эсхатологического паралича всего развития человека от становления к исторической власти столь внушительной, как Христианская империя германских королей.Авторитет отцов церкви и авторов, таких как Тертуллиан, Иероним и Лактанций, и христианское продолжение пророчеств Сивиллы объединяются, чтобы утверждать, что только Imperium Romanum и её христианское продолжение объясняют длительность этой эпохи и защищают её от разрушающей и подавляющей силы зла»[34]
Вывод Карла Шмитта исключает идею о том, что существует другой Катехон, кроме Христианской Империи Европы, продолжения Рима. В этом наше отличие от Шмитта.
Imperium Romanum и его христианское продолжение — не единственный враг антихристовых сил. Для них, Халифат, Мусульманская империя, а также мусульманская религия, так же как и Церковь и христианская империя, представляют собой, историческую политико-религиозную силу, подлежащую уничтожению.
Мы объяснили, что Мессия, ожидаемый евреями, является антихристом и для христиан и для мусульман. В исламской традиции антихриста называют Даджалем, что означает «обманщик», «самозванец». Мессия евреев обязательно является Даджалем, ложным Мессией, единственный Мессия в Коране - это Иисус, сын Девы Марии.
Мы читали в еврейских эсхатологических текстах, что падение Рима является одним из условий искупления еврейского народа, прихода их Мессии и царствования Израиля. Но это не единственное условие. Основные тексты иудаизма также указывают на то, что еще одним условием прихода Мессии евреев является уничтожение Измаила (сына Авраама, отца арабов и, следовательно, мусульман), то есть ислама.
Ранее мы упоминали одного из мастеров толкования Талмуда, Элиэзера бен Урканос (I век), который интерпретировал отрывок из книги Бытие в свете Книги Даниила и пришел к выводу, что падение Рима предшествовало пришествию Мессии. Его интерпретация завершается «пророчеством» о том, что именно на «измаильтянах (арабах) вырастет сын Давида (Мессия) , как сказано в Псалмах (131:13-18) :
Ибо Господь избрал Сион. Он избрал его местом Своего жилища: «Это будет место Моего покоя навеки; там буду обитать, ибо Я избрал его; благословлю обильно запасы его. Я удовлетворю его бедняка хлебом. Я облачу ее священников в триумфальные одежды, и ее благочестивые мужи разразятся криками радости. Там Я взращу рог Давида. Я зажгу факел моего Помазанника. Его враги. Я облачу их в позор, и на голове его будет сиять его венец»» [35]
«Сын Давида вырастет над измаильтянами» истолковывается позднейшими раввинами в том смысле, что Мессия появится после падения потомков Измаила, ибо именно среди арабов (в Иерусалиме) появится Мессия евреев.
В Талмуде написано, что Бог « кается в том, что сотворил халдеев, измаильтян (арабов) и злое начало». Поэтому он раскаивался в том, что создал измаильтян, потому что «шатры (где живут арабы) разбойников процветают, и те, кто раздражает Бога, в безопасности, так как Бог вывел их из его руки» (Мас. Сукка 52б)
Овадия Йосеф (1920–2013), главный раввин Израиля, основатель и духовный лидер Шасс, третьей по величине партии в Израиле, «делающий главу почти всех израильских правительств за последние тридцать лет» (писал журналист в 2013 г.) [36] , сделал несколько заявлений о будущем уничтожении арабов:
«Пусть они исчезнут с земли. Пусть Бог пошлет бедствие палестинцам, этим детям Измаила, этим гнусным врагам Израиля» [37]
В 2001 году Овадия Йосеф призвал к полному уничтожению арабов (всех арабов, а не только палестинцев):
«Запрещено жалеть их. Вы должны послать ракеты и уничтожить их. Они злые и ненавистные»
«Господь обратит действия арабов против них самих, истощит их семя и истребит их, опустошит их и изгонит из этого мира» [38]
В 2012 году Овадия Йосеф призвал всех евреев молиться об уничтожении Ирана. Представители министерства обороны, а также председатель Совета национальной безопасности Яаков Амидрор и министр внутренних дел Эли Ишай посетили главного раввина, чтобы убедить его поддержать возможное нападение Израиля на Иран. За неделю до их визита Овадия Йосеф произнес аналогичную речь об Иране [39] .
В самой важной книге еврейской мистической традиции «Зоар» (13 век) обсуждается судьба мусульман и христиан. Следующий эсхатологический отрывок из Зохара изучали все раввины, занимавшиеся вопросом о конце времен:
«Сыновья Измаила (мусульмане) будут владычествовать на Святой Земле долгое время, пока она пуста, так же как их обрезание пусто и несовершенно. Они будут препятствовать возвращению туда сынов Израилевых, пока эта заслуга сыновей Измаила не будет исчерпана. Сыновья Измаила вызовут жестокие войны в мире, и сыновья Эдома (Эдом — это Исав в Библии, брат Иакова, которого еврейская традиция считает отцом христианского Рима) соберутся против них, чтобы сражаться. Они сразятся с ними на море, один на суше, а другой возле Иерусалима. Один будет контролировать другого. Тем не менее, Святая земля не будет завоевана сыновьями Эдома» (Зоар, парашат Ваэра, стр. 32А)
Исторически силы, разрушившие Османскую империю изнутри и упразднившие Халифат, — это те же самые силы, которые изнутри подорвали европейское христианство и католическую церковь. Это масонство и саббатианско-франкистское движение (еврейские секты, ложно обратившиеся в католицизм и ислам с целью их уничтожения изнутри), которые, в частности, породили младотурков, ниспровергших Османскую империю и упразднивших Халифат в 1924 г. [40] .
Приподнимая завесу над загадочной историей упразднения халифата, мы обнаруживаем действовавшие тогда антихристанские, мессианские, атеистические и нигилистические силы. Разрушение Халифата было необходимым условием для создания Еврейского национального очага и Израиля.
В конце XIX века Османская империя была по уши в долгах, поэтому Теодор Герцль предложил списать турецкий долг в обмен на то, что Османская империя отдаст Палестину сионистам [41] .
19 июня 1896 г. великий визирь Турции (премьер-министр) принял Герцля и передал это послание от султана и халифа:
«Евреи могут оставить себе деньги. Турецкая империя принадлежит турецкому народу, а не мне. Когда моя империя будет расчленена, возможно, они получат Палестину даром. Но только наш труп может быть разделен. Я никогда не соглашусь на вивисекцию » [42]
В 1904 году Герцль попросил у Папы Пия X письмо в поддержку сионистского проекта; Папа принял его, но категорически отказался. Об этом свидетельствует его официальный ответ:
«Мы не можем помешать евреям идти в Иерусалим, но мы никогда не сможем поощрять их к этому. Земля Иерусалима не всегда была священной, но она была освящена жизнью Иисуса. Евреи не признали нашего Господа, и поэтому мы не можем признать еврейский народ. Non possumus (“Невозможно” - форма категорического отказа. примечание переводчика)» [43]
Существует четкая параллель между подрывом французской монархии, Французской революцией и историей поздней Османской империи, как с точки зрения идеологии, так и методов и действующих сетей.
Именно в середине XIX века, а точнее с 1860-х годов, масонские сети были приведены в движение в самом сердце Османской империи: к ним присоединились ученые, люди, приближенные к султану, и высокопоставленные государственные служащие, в том числе министры. Массовые масонские ложи – в частности, французская ложа L'union d'Orient, период деятельности которой пришелся на самое либеральное десятилетие политической и социальной истории империи (1863-1874). Эти люди, по большей части, сыграли роль во внедрении либерализма в Османской империи [44] . Становление масонства в Турции было настолько важным в то время, что султан Мурад V, правивший всего несколько месяцев в 1876 году, прежде чем был свергнут Абдулхамидом II, сам был членом масонской ложи [45] .
Младотурки, свергнувшие османскую власть и упразднившие халифат в 1924 г., создали 14 июля 1889 г. (дата, выбранная в честь родства с Французской революцией 1789 г.) политическое движение, Комитет Союза и Прогресса, который они организовали по модели масонской ложи «Великий Восток Франции».
Здесь необходимы некоторые генеалогические, исторические и религиозные подробности о младотурках, чтобы определить природу их революции и силу, которая разрушила Халифат.
В 17 веке в Турции самопровозглашенный мессия Саббатай Цеви ложно обратился в ислам в 1666 году. Он привлек к своему обращению своих последователей, 200 семей, и призвал их оставаться вместе как отряд тайных борцов [46] . . При этом, как пишет Гершом Шолем, «он вел себя как шпион, посланный в лагерь врага [ислама]» [47]
В период, когда Цеви обратился в ислам, он приказал своему «пророку» Натану из Газы (между 1667 и 1672 годами) отправиться в Рим, чтобы совершить тайный магический ритуал, призванный ускорить падение церковных лидеров. [48]
Эти ложно обращенные в ислам евреи, которых называли саббатианцами или донмехами («подвернутые куртки» по-турецки), «Донмехи играли важную роль в первые дни существования Комитета Союза и Прогресса, организация младотурецкого движения, зародившейся в Салониках. Среди участников этого движения были и отъявленные вольнодумцы, особенно из сект Якубис и Измирлис (все криптоевреи). Они, после крушения своих прежних сектантских убеждений, заняли отрицательную и «просвещенную» позицию по отношению к религии. Но были и набожные субботники, сочетавшие свой турецкий патриотизм и национализм с утопическим еврейским мессианством. Есть свидетельства того, что Давид-бей, один из трех министров первого младотурецкого правительства и важный лидер младотурецкой партии, был донмехом и играл важную роль в секте каракашей. Он принадлежал к самой важной семье этой группы, семье Руссо, прямым потомкам воплощенного Бога Баручья Руссо, также называемого Осман Баба» [49]
В первой администрации, пришедшей к власти после младотурецкой революции (1909 г.), было три министра-донме. Дэвид Бей занимал должность министра финансов. Более того, «евреи Салоников с готовностью утверждали (хотя это отрицалось турецким правительством), что Кемаль Ататюрк был по происхождению донмех» [50]
Проект младотурок заключался в свержении султана Абдул-Хамида II, восстановлении либеральной конституции 1876-1877 годов и насаждении атеизма в Турции. В их проекте им помогали французская и итальянская масонские ложи Салоников, города, в котором проживали главные действующие лица младотурецкого заговора и который на протяжении нескольких столетий был важным каббалистическим и саббатистским центром. Эти самые донме стояли во главе Османской империи с 1908 года.
В 1908 г. они восстановили либеральную конституцию, а в 1909 г. дали Империи первую национальную масонскую ложу — Великий Восток Османской империи [51] .
В то же время младотурки создали то, что Тьерри Зарконе, выдающийся специалист по восточному масонству, называет «своего рода секретной службой, невидимым инструментом политического действия и даже принуждения и устранения».
Младотурок-писатель Хусейн Джахид Ячин (умер в 1957 г.) рассказал о том как, организация младотурок - Комитет Союза и Прогресса, с годами стал больше, чем тайной политической организацией, он стал фактически настоящей «религией»:
«Для закрепления духа Комитета была создана новые религия и структура - “межеп”, можно сказать, орденское братство … В стране распространился юнионистский дух, а фактически - мистицизм» [52]
Перед Первой мировой войной, которая привела к расчленению Османской империи и созданию Еврейского национального дома, в 1908 году в Константинополе с разрешения младотурков, только что пришедших к власти в результате революции, было создано Сионистское агентство. Этот важный факт является дополнением к заявлениям в пользу сионизма, сделанным некоторыми лидерами турецкой молодежи [53] .
Как только они пришли к власти, младотурки, помимо того, что разрешили создать Сионистское агентство в Турции, возобновили переговоры о создании еврейского Дома в Палестине. Симпатия между донме, захватившими Турцию, и евреями-сионистами была такова, что многие молодые сионисты решили поселиться в Константинополе, чтобы учиться, изучать турецкий язык и, прежде всего, работать с еврейским населением Османской империи, чтобы массово обратить его в сионистскую веру , начиная с местной еврейской элиты, посредством пропагандистских действий: прессы, публичной активности, развития ассоциаций, зарождения общинных институтов… [54]
Создание Еврейского национального дома, против которого выступили Папа Пий X и султан и халиф Абдул-Хамид II, напрямую связано с мирскими силами Антихриста, которые должны были обязательно избавиться от христианства и ислама, каждая из которых представляла Катехон.
Катехон в Коране
Говоря о сионизме, Коран утверждает, что именно Гог и Магог в конце времен вернут сынов Израилевых в Иерусалим, хотя им было запрещено туда возвращаться.
«Запрет жителям разрушенного Мною города возвращаться в него будет отменен не прежде чем он откроется Гогу и Магогу, и они потекут со всех холмов» (Сура Аль-Анбия, Пророки, 21:95-96)
Мы не будем здесь вдаваться в точную идентификацию Гога и Магога, но установим связь, как это сделал до нас шейх Имран Хосейн, между эсхатологическим провозглашением, сделанным Кораном, и завоеванием Иерусалима в 1917 году Британской империей. , которая создала Еврейский национальный дом и позволила евреям поселиться на Святой земле.
Именно под влиянием евреев-сионистов британцы напали на османов, чтобы изгнать их из Палестины. Во время Первой мировой войны в 1916 году Британия оказалась в затруднительном положении, будучи загнанной в угол Германской империей и на грани подписания перемирия, предложенного кайзером. Сионистская делегация отправилась в британский кабинет, чтобы предложить британцам сделку.
Затем сионисты пообещали привлечь Соединенные Штаты к войне на своей стороне в обмен на то, что британцы изгонят османов из Палестины и отдадут ее евреям. Этот исторический факт подтвержден документально. Официальные заявления тогдашнего премьер-министра Великобритании Ллойд Джорджа, касающиеся этой сделки, зафиксированы в Отчете комиссии Пиля (июль 1937 г.) [55] .
«В показаниях, которые представил нам, г-н Ллойд Джордж, который был в то время премьер-министром, он заявил, что, хотя сионистское дело получило широкую поддержку в Великобритании и Америке до ноября 1917 года, принятие Декларации Бальфура в то время был осуществлено ''по пропагандистским причинам''; и он обрисовал серьезное положение, в котором тогда находились Союзные и Объединившиеся державы. Румыны были разгромлены. Русская армия была деморализована. Французская армия не могла в данный момент перейти в крупномасштабное наступление. Итальянцы потерпели крупное поражение при Капоретто. Миллионы тонн британских судов были потоплены немецкими подводными лодками. В окопах еще не было американских дивизий.В этой критической ситуации было сочтено, что сочувствие евреев или наоборот так или иначе будет иметь существенное значение для дела союзников. В частности, еврейское сочувствие подтвердило бы поддержку американского еврейства и затруднило бы для Германии сокращение ее военных обязательств и улучшение ее экономического положения на восточном фронте.